Tribuna/Футбол/Блоги/Його Величність Футбол/Роман Санжар: «Ни с кем не общаюсь из Донецка, за 4 года там ни разу не был»

Роман Санжар: «Ни с кем не общаюсь из Донецка, за 4 года там ни разу не был»

12 октября 2018, 08:15
17
Роман Санжар: «Ни с кем не общаюсь из Донецка, за 4 года там ни разу не был»

 Андрей Сенькив взял интервью у бывшего главного тренера «Олимпика» – об уходе из клуба, войне и договорных матчах.

«Конфликт с Гельзиным – полное вранье»

– Казалось, что “Олимпик” и Санжар невозможны друг без друга. Почему вы решили уйти или вас попросили это сделать?

– Могу только повторить то, что говорил президент. Это наше обоюдное решение. У каждой истории есть свое начало и свой конец. Каждый из нас почувствовал, что клубу нужны изменения, а мне для всплеска эмоций и дальнейшего роста надо поменять одни трудности на другие.

– Когда вы вообще поняли, что нужно что-то менять? В январе вы подписали новый годичный контракт.

– Знаете, я бы не хотел на эту тему разговаривать детально. Скажу честно. Получилось то, что получилось. Детально это разбирать мне бы не хотелось.

– У вас был конфликт с Гельзиным или вы разошлись друзьями?

– Не знаю, кто это написал и откуда эта информация. Это полное вранье. Никакого конфликта у нас нет. Наши отношения как были правильными и уважительными, такими они и остались. Мы расстались абсолютно нормально, по-мужски. А конфликт из-за условий и зарплат — смешно. Деньги в наших отношениях всегда стояли на последнем месте.

– Не исключаете, что когда-то вернетесь в «Олимпик»?

– Почему нет? Это жизнь. Никто не знает, что будет завтра. Мы же не ссорились, не врагами расстались. Поживем, увидим.

– Вы 9 лет играли за «Олимпик». Почему не переходили в другие команды?

– В достаточно юном возрасте я принял решение никуда не уезжать из своего города. До этого играл в донецком «Металлурге» и был лично знаком с Гельзиным, когда он был там вице-президентом. Когда я вернулся в Донецк из «Зари», у меня были варианты из Казахстана. Но я решил остаться в Донецке и даже готов был играть на любительском уровне. Или вообще в футбол не играть. Но не ехать никуда. На тот момент на это были причины. Мы встретились с Гельзиным, и он предложил мне помогать молодежи. И вот мы прошли такой длинный путь.

«Сказал президенту, что команде надо срочно выезжать из Донецка. Вокруг стреляли и гремели»

– Как в начале выглядела работа клуба?

– Тогда только началась строиться наша база, а мы заявились на вторую лигу. В команде в основном были только донецкие ребята. Владислав Григорьевич тоже развивал свои дела, что позволяло ему ставить задачи перед командой. У него были большие планы по строительству манежа, синтетических полей. Но в нашей стране произошло то, что произошло, и «Олимпик» так и не сыграл на родном стадионе. Это тяжело, но так случилось — в этом никто не виноват. Слава Богу, президент сумел с трудностями, которых немало и я об этом знаю, вывезти команду в Киев и ее сохранить. Много команд рассыпалось, а «Олимпик» еще и пытается развиваться.

– У вас был опыт дружбы с людьми из криминального мира Донецка?

– Это сложный вопрос. Конечно, какие-то знакомые были — ведь большой круг общения. Есть ребята, у которых разная история в жизни. У всех были и есть разные знакомые, но это же ни о чем не говорит.

– Когда «Олимпик» переезжал в Киев, у вас не было сомнений, что команда будет?

– Тогда я сказал президенту, что команде надо срочно выезжать. Потому что вокруг стреляли и гремели. Не просто на окраинах. Наша база находится в районе Боссе, недалеко оттуда находилась телевышка. Некоторые ребята снимали квартиры вокруг нее. Один из наших футболистов находился дома с семьей, увидел, как захватывали телестанцию. Это был шок — вооруженные люди, автоматы, выстрелы. Когда это случилось, все поняли, насколько это серьезно. Начали погибать люди, ввели комендантский час. Нужно было уезжать.

Мы покидали свои вещи в автобус, максимально забрали свой инвентарь и поехали. Тогда не знали, где мы будем останавливаться. Изначально поехали в Харьков, где договорились в пансионате. Я должен был приехать на следующий день. Мне отзвонились, что там ужасные условия и нужно ехать в другое место. Я поговорил с президентом, и решили ехать в Киев на базу в Счастливое. Всем дали гостиницы.

Но о том, какое будет наша будущее, говорить было сложно. Мы даже не знали, где и что будет завтра. Все происходило спонтанно, в ручном режиме.

– Как выглядел ваш переезд?

– Моя семья жила недалеко от аэропорта. Когда все началось, я забрал семью и вывез ее в Бердянск. Забрали вещи, которые смогли погрузить в машину. Практически все лето мы были там. Я был в Киеве с командой, снял квартиру. Чемпионат начался, и я забрал семью. Теперь мы здесь. У меня сын и дочка, мы их уже устроили в Киеве в садик и школу.

– Нормально, что некоторые люди не смогли выехать и остались в Донецке?

– Я не считаю — нормально или не нормально. Все зависит от возможностей. Есть люди, которые хотят уехать, но не могут. Как я могу обсуждать такого человека? Жить в том же Киеве – недешевое удовольствие. Есть люди, у которых возраст или привязаны к профессии, но живут там. Они понимают, что происходит вокруг, но ничего не могут сделать. Много моих знакомых уехали, распродали недвижимость и переехали в Киев. Это основная часть моих друзей. Но есть ребята, которые не смогли этого сделать.

– А что делать с теми, кого все устраивает в Донецке и они никуда не хотят ехать?

– А что с ними делать? Это их выбор, их жизнь. Бог им судья. Не хотят люди, есть у них свое мировоззрение — пожалуйста. Каждый делает свой выбор.

– Когда закончится война?

– Не люблю никогда делать прогнозов. Чтобы прогноз был объективен, нужно досконально разбираться в процессах. А тогда уже делать выводы. Я же вообще не разбираюсь в политике и не понимаю, что там происходит. Не знаю, на каком уровне переговоры и ведутся ли они вообще. Я вижу, что это закончится нескоро. Но этого не знают даже наши большие политики.

– Представьте, что война закончилась. Как жить в стране людям, у которых критически разные взгляды на ситуацию?

– Я ни с кем не общаюсь из Донецка, поэтому мне сложно сказать. Я уехал 4 года назад и ни разу там не был. Там живут мои родители, они приезжают в Киев. Знаю от них, что у людей из Донецка своя точка зрения. Я хочу, чтобы наступил мир — каждый день происходят трагедии. А о том, как люди будут жить дальше, тяжело предположить.

– Украинский мир спорта отгораживает себя от ситуации в стране. Это правильно?

– У людей спорта тоже разное мнение. Спорт не должен быть в политике, но у каждого человека должно быть свое мнение. Какое оно — зависит от человека.

– Об этом мнении нужно говорить публично?

– Не люблю свои мысли высказывать публично. Люблю не говорить, а больше делать. Есть люди, которые очень много и красиво говорят, но очень мало делают. А есть те, кто не говорит, но делает больше в 10 раз.

«Лично не сталкивался, чтобы мой футболист участвовал в договорном матче»

– Украинские клубы зависят от одного человека — 5 лет назад это давало результат, а сейчас все рухнуло. Эту систему нужно менять?

– Раз вы задаете этот вопрос, у него есть право на жизнь. Его задают и понимают владельцы. Чтобы клуб был более стабильный, нужно, чтобы доходы шли из разных сторон, было несколько инвесторов. Но и государству нужно обратить на это внимание — инвестировать средства в клубы, гарантировать, что они не пропадут. Нужно помогать бизнесменам, которые дают свои деньги в команду.

– Наш бывший главред Сергей Болотников написал разгромную колонку о смысле существования «Олимпика», пресс-аташе клуба Олег Барков круто ответил. Хочется спросить лично вас — какой смысл «Олимпику» существовать?

– «Олимпик» – стабильный клуб. Не могу сказать, что мы вырастили много футболистов. Но у нас есть детская школа, минимальные условия — дубль и U-19. В клубе нет задержек по зарплате. Тем самым клуб поддерживает уровень нашего чемпионата — есть стабильные деньги. Вот только ситуация, которая произошла в 2014 году, затянулась. Мы мечтаем, что команда вернется в Донецк – есть смысл ее удерживать. Если это затянется на очень долго, то президент рассматривает разные варианты — клуб будет базироваться или в Борисполе, или в Белой Церкви, или еще где либо. То есть в городе, где нет футбола. Там «Олимпик» может найти свое место. Но чтобы принять это решение, клуб должен жить. Должно прийти время, когда Гельзин поймет, что нужно где-то осесть.

– Хотя бы раз в вашей тренерской карьере сталкивались с тем, что ваш футболист участвовал в договорном матче?

– Лично я — нет. Между футболистами и тренером важно доверие. Если бы я столкнулся с ситуацией, когда игрок по отношению к команде проявил себя вот так, то его бы не было в команде на следующий день. Команда, в которой есть нечестные тренеры или футболисты, не сможет добиваться результата. А мы добивались со своими трудностями. Для того нужен идейный коллектив.

– Информации о договорных матчах «Олимпика» было очень много.

– Информации было много, но это все слова. Я так же могу вас облить грязью, а вы оправдывайтесь. Так происходило с нами. Доказательств никаких нет, но определенная группа футболистов все равно продолжает верить, что что-то было, а кто-то понял, что ничего не было. Это очень обсуждаемая тема, но где конкретика? Если люди знают, у них есть аргументы — идите в службы. Почему этого нет? Принесите эту информацию нужным людям. Этого не происходит. Поэтому не хочется даже обсуждать эту тему.

– Почему эта информация вообще появлялась? Информационная война против «Олимпика»?

– Я даже не хочу говорить на эту тему. Это просто разговоры и все. И все. Если бы что-то было, то кого-то бы наказали. А я, как тренер, без 100 процентов доказательств не обвиню своего футболиста. Понятно, что в жизни все бывает, но принесите доказательства. Против них никто не попрет. Если их нет, я верю игрокам до конца.

– В Украине уже существует закон и идет ловля тех, кто был частью договорных матчей. Какой механизм работы этой системы видите вы?

– На общественность все вынесли — что есть доказательная база, аргументы, задержанные. Так и надо делать. Для меня очень важно — объективное следствие. Если человек виновен, его нужно наказать, а не заниматься пиаром.

«На просмотре ребята после полкруга за сердце хватались, падали, краснели, белели. Это смешно»

– Как часто вы занимаетесь спортом?

– Не скажу, что сильно занимаюсь. Только поддерживаю форму, не не сильно увлечен этим. Бегаю кроссы, минимальные силовые упражнения, но в зал не хожу. Еще за питанием слежу. Моя генетика позволяют мне держать себя в тонусе.

– Тренер вообще должен быть в форме?

– Обязательно. Внешний вид важен, но это только один момент и не самый главный. Есть игровые упражнения, когда футболисты не понимают, как надо сделать. Нужно показать технический элемент, пробежаться, поучаствовать в игре. Если есть такая возможность, ты начинаешь лучше все чувствовать. На бровке ты не увидишь мысль рябят. Если тренеру позволяют здоровье, тело надо держать в порядке.

– Были моменты, что у футболистов была хуже физическая форма, чем у вас?

– Случился комичный случай на беговой работе на сборах на просмотре. Приезжали футболисты – нужно было бегать. Для нашей команды это обычная норма. Так эти ребята после полкруга за сердце хватались, падали, краснели, белели. Это смешно. Уверен, даже я смог бы поддержать темп больше, чем они.

– «Олимпик» просматривает и подписывает много свободных агентов. Бывало, что вы не понимали, кого вам привезли?

– Из украинских футболистов таких не было, а вот легионеров таких часто присылали. Агенты рекомендуют посмотреть, а ребята начинают тренироваться – и все. Сначала очень сильно злился — они ломают тренировочный процесс. Раз было такое, что приехали студенты в непонятных бутсах. Я попросил пробежать 7 по 50. Сказал: «Если пробежите, возьму дальше на тренировку». Они сделали два рывка и упали. Схватились за сердце и все. Больше я с этим агентом не разговаривал и не подпускал к команде.

– Какие у вас сейчас планы?

– Хочу просто отдохнуть, перезагрузиться. Покатаюсь, посмотрю тренировочный процессы в других командах. Возможно, заграницей. Много времени мне не надо — знаю, что скоро соскучусь по работе.

– Прямо сейчас у вас были предложения?

– На сегодняшний день я ни с кем конкретно ни о чем не разговаривал. Пока что — нет.

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты