Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольний дайджест/Как судьи осаживают Месси и что говорил Скомина перед пенальти в ворота «ПСЖ» (когда взбесился Неймар и забил Рэшфорд)

Как судьи осаживают Месси и что говорил Скомина перед пенальти в ворота «ПСЖ» (когда взбесился Неймар и забил Рэшфорд)

Автор — Tribuna.com
21 ноября 2020, 08:01
9
Как судьи осаживают Месси и что говорил Скомина перед пенальти в ворота «ПСЖ» (когда взбесился Неймар и забил Рэшфорд)

Посмотрели документалку УЕФА о судьях.

В ноябре УЕФА выпустил первый документальный сериал о судьях – Man in the Middle («Человек посередине»). Главные герои – рефери, работающие на матчах Лиги чемпионов. Общение с игроками, переговоры ВАР, психология, подготовка – авторы обещают полное погружение в детали.

Старший офицер УЕФА по судейским вопросам Роберто Розетти уверен, что фильм удивит необычным ракурсом на привычные вещи: «Очень важно наладить общение с болельщиками, показать, чем на самом деле занимаются арбитры. Они такие же люди, они стараются быть как можно лучше».

16 ноября вышла первая серия (впереди еще три), в фокусе – плей-офф ЛЧ-2018/2019. Той весной ВАР впервые применили в еврокубках. Пересказываем главное. 

Дамир Скомина стал первым арбитром в истории ЛЧ, которому помог ВАР

Впервые систему ВАР в ЛЧ активировали на матче 1/8 финала «Аякс» – «Реал» (1:2). В фильме показывают Дамира Скомину за несколько часов до матча: обед с коллегами, выезд из отеля, очень сосредоточенный взгляд судьи в темном микроавтобусе, свет полицейских мигалок, отражающихся в каплях дождя. Выглядит атмосферно. 

Самый обсуждаемый момент матча случился после подачи углового – Де Лигт делает скидку на партнера и после паники во вратарской «Аякс» заталкивает мяч в ворота. Скомина жестом показывает на центр поля, хозяева в эйфории, а игроки «Реала» не протестуют, даже Серхио Рамос разводит руками. 

Но в ВАР-центре не уверены, что тут все чисто. «Проверяю возможный офсайд, проверяю возможный офсайд», – дважды повторяет Скомина футболистам и идет сам смотреть повтор. 

Когда он стоит у монитора, даже по картинке чувствуется огромное давление – над ним нависают тысячи фанатов со смартфонами в руках. 

«Посмотри, когда гол был забит, игрок «Аякса», который столкнулся с вратарем, был в офсайде», – говорят Скомине в наушник. – Сейчас я тебе покажу эпизод с замедлением 50%, ок?»

Через несколько секунд под свист трибун он отменяет взятие ворот. 

Скомине достался тяжелейший матч «ПСЖ» – «МЮ». Пришлось даже отвлекаться от ВАР

Словенец работал на второй игре 1/8 «ПСЖ» – «Манчестер Юнайтед» (1:3). Казалось, после гостевой победы французов (2:0) матч быстро может превратиться в формальность, но ранняя ошибка Керера и гол Лукаку возродили интригу. 

С каждой минутой становилось горячее. «Эй, эй! Андреас, подойди сюда! Сейчас я говорю, нет-нет-нет», – произносит Дамир, пригласив на разговор Дани Алвеса и Андреаса Перейру. – «Пожалуйста, играйте корректно. Успокойтесь».

Даже вспыльчивый бразилец прислушивается и дружески хлопает соперника по плечу. 

«ПСЖ» сравнивает счет, но «МЮ» выходит вперед после ужасной ошибки Буффона. В перерыве Скомина выглядит в раздевалке очень сосредоточенным, но кажется, понимает  – самое сложное сегодня еще впереди.

Так и есть. Французы давят весь второй тайм, хотя гол для выхода в четвертьфинал нужен «МЮ». На первой минуте добавленного времени мяч после дальнего выстрела Далота задевает Кимпембе и улетает за лицевую. Скомина показывает на угловой, с этим никто не спорит. Десятки тысяч людей на трибунах и миллионы зрителей трансляции еще ничего не подозревают, когда в наушнике Скомины раздается: «Дамир, я рекомендую пересмотреть эпизод. Хочу показать тебе касание рукой, ладно? А потом примешь решение».

Скамейка «МЮ» видит надпись Possible Penalty на табло и сходит с ума. Команда тренеров окружает Скомину у монитора, резервный раз десять повторяет «Сядьте!», но его никто не слышит. 

Крики усиливаются, к монитору подходит даже Сульшер. Скомина не выдерживает и отрывается от экрана: «Пожалуйста, оставьте меня! Тренер, это давление! Пусть все сядут на места».

Словенец возвращается к монитору.

«Масси, считаю, что он блокировал пространство вокруг себя. По моему мнению, это пенальти», – делится мыслями с помощниками Скомина. 

«Я согласен с тобой, Дамир, покажу тебе повтор из штрафной, окей?»

Еще через несколько секунд Скомина возвращается в поле и жестом пронзает души игроков «ПСЖ» – пенальти!

Дальше: гол Рэшфорда, тотальное опустошение скамейки французов, агония травмированного Неймара, радость «МЮ».

«Ребята, дайте нам 10 минут», – вернувшись в раздевалку, говорит Скомина с измученным видом. Уже спустя время он анализирует решающий момент: «В таких ситуациях всегда нужно помнить нашу обязанность: мы здесь не за популярностью, а для принятия решений. И иногда эти решения совсем непопулярные».

Розетти позже добавил, что Скомина в этом конкретном моменте – пример для всех судей. Нужно брать решения на себя, даже когда страшно.

Чакыр дважды прибил «Сити» – на 97-й у него не было выбора

«Манчестер Сити» – «Тоттенхэм», 72-я минута, счет 4:2. Хозяева в 18 минутах от долгожданного полуфинала, главное – больше не пропускать. Но тут следует угловой, подачу замыкает Фернандо Льоренте – гол. Но в «Сити» все уверены: испанец играл рукой, ВАР сейчас все исправит. 

«Там было небольшое касание руки, а потом ноги», – говорят в наушник Джюнейту Чакыру из ВАР-центра. – Но касание ноги точно было, точно было. Хочу тебе показать этот момент, потому что там, может быть, была рука». 

Чакыр внимательно смотрит на монитор и отвечает.  

«Нет, я ничего не вижу. Нет».  

Судья возвращается в поле с разведенными руками и оставляет гол в силе. В ответ на возмущение хлопает себя по бедру – показывает, каким именно местом забил Льоренте.  

Но шоу продолжается. На седьмой добавленной Стерлинг взрывает скамейку «Сити» – спасительный гол, игроки «Тоттенхэма» ни о чем не просят и без сил падают на газон. Сейчас Чакыр должен дать финальный свисток – возможно, даже не будет просить начать лондонцев с центра поля. 

Но пока Стерлинг катится по газону, а потом смешивается с толпой на трибунах, Чакыру говорят: «Проверяем офсайд у Агуэро. Проверяем». 

Чакыр остается в поле – сейчас идти к монитору нет смысла, офсайд могут зафиксировать в ВАР-центре и без помощи главного. 

После паузы Чакрыл слышит: «Агуэро в офсайде». 

Судья в воздухе рисует монитор и назначает вместо гола свободный. Пеп падает на колени. Лига чемпионов для «Сити» закончена.  

Цвайер показал, как судьи реагируют на Диего Косту

Вас когда-нибудь тревожил вопрос, как судьи успокаивают Диего Косту? Немец показал пример во время матча «Атлетико» – «Ювентус» (2:0). Хмурый испанец навис над судьей, а тот просто повернулся со словами: «Диего, нет. Нет-нет-нет-нет. Остановись. Играй в футбол. Иди. Все, иди». Диего Коста отступил.

ВАР помог Цвайеру в дебютной игре арбитра с технологией (тот же матч «Атлетико» – «Юве»), один из ключевых моментов – гол Мораты. Испанец отклеился от Кьеллини при подаче с фланга и забил головой в девятку.  Феликс признался, что шел смотреть повтор с уверенностью в чистоте гола, но пришлось отменять.

«По мне ничего не было», – первые слова судьи в радиоэфире после удара. За его спиной Мората уже празднует гол с трибунами.

Цвайера окружают футболисты «Юве», арбитр повышает голос: «Уходите. На мой взгляд, тут ничего не было».

Но потом смягчается: «Каждый гол проверяется. Просто все отойдите и оставьте нас».

Уже сейчас Цвайер объясняет, что из-за быстрого развития событий просто не успел за моментом и пропустил нарушение на Кьеллини. 

Когда судья шел к монитору у поля, то успокаивал тренеров обеих команд, хотя уже знал, что отменит решение. Понимал, что если коллеги из ВАР-центра просят пересмотреть его момент, значит у них есть твердые причины на отмену гола. 

Куйперс получил травму в полуфинале ЛЧ на третьей минуте, но довел матч до конца

«Важнейшая вещь, которой я научился за годы работы – людям нужно доверять. Если у человека нет самоуверенности, если не хватает веры в себя, он никогда не добьется успеха», – утверждает Бьорн Куйперс.

Судейство для голландца – это семейное дело. Его отец тоже работал арбитром и привел Бьорна в профессию. Куйперс очень любит работу – говорит, что на собраниях арбитров УЕФА чувствует себя в семье.

Как и другие, он не застрахован от ошибок: «После десяти минут первой игры четвертьфинала «Тоттенхэм» – «Манчестер Сити» (1:0) я слышу: «Бьорн, подожди, надо проверить игру рукой». Я думаю: можете проверять что-угодно, но уж точно не игру рукой. Но тут: «Бьорн, это игра рукой». Я иду к монитору и убеждаюсь в этом».

В динамике опытный судья не увидел даже самого касания мяча рукой, но его спас ВАР. Куйперс под негодующие вопли болельщиков «Тоттенхэма» поставил пенальти, показал желтую Дэнни Роузу и объяснил, что тот в подкате поднял руку над собой, куда и угодил мяч. Роуз только ухмыльнулся и отвел взгляд. Ошибку защитника исправил Льорис, отразив удар Агуэро.

«За 30 лет работы я ни разу не травмировался», – говорит Куйперс, вспоминая первый матч полуфинала ЛЧ «Барселона» – «Ливерпуль» (3:0). – Но уже на четвертой минуте я почувствовал, что одна из мышц будто бы заблокирована». Голландец встал перед выбором: попросить замену в самом начале или продолжать, стиснув зубы? Он дал сигнал: «Мне кажется, я не готов на 100%. Не могу даже ускоряться». Коллеги из ВАР-центра предложили потерпеть с финальным решением до перерыва. 

Замены не потребовалось. Куйперс везде успевал, не ошибался и настоятельно просил Месси не затягивать время: «Месси! Давай! Поторопись, прояви уважение. Ты всегда делаешь это. Ну же!»

На финал ЛЧ назначили Скомину. Он поставил пенальти уже на 22-й секунде

Словенцу предстоял важнейший матч сезона – «Ливерпуль» против «Тоттенхэма» (2:0). Арбитр настраивался сурово: «Это главная игра в моей жизни. Если все пройдет хорошо – отлично. Если совершу хоть одну ошибку – считай, вся карьера прошла зря».

Матч начался с дальнего заброса Матипа. Затем – порядка пяти единоборств. Скомина мог вмешаться в каком-то из мелких эпизодов, но он один из тех арбитров, что дают играть даже на грани фола. Хендерсон забросил мяч с центра поля на угол штрафной, мяч подхватил Мане и попытался перевести его в центр, но попал в руку Муссы Сиссоко. Дамир держался уверенно: сразу показал на точку, сказал Кристиану Эриксену, что все очевидно. А вскоре услышал подтверждение в наушнике: «100% пенальти». Скомина лаконично объяснил эмоции: «Я был счастлив».

Пенальти на первой минуте стал главным событием матча. Скомина отработал достойно, но больше не сталкивался с серьезными трудностями. Он активно давал играть и хорошо тушил потенциально горячие моменты.

Один из примеров – беседа с Матипом после грубого нарушения. 

 «Нет-нет-нет, сейчас я говорю. Мы так не играем, понятно? Сейчас говорю вежливо. Последний раз», – теперь мы понимаем, что слышат футболисты в такие моменты.

А после матча позволил себе выпить пива в судейской компании и трезво оценил работу: «Обо мне вообще ничего не говорили – это лучшая награда после финала Лиги чемпионов».

Автор: Артем Денисов

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты