Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольний дайджест/Речь тренера «Зальцбурга» – хит. Режиссер клуба снимал переговоры о дорогом трансфере и уверен, что договорился бы даже с Клоппом

Речь тренера «Зальцбурга» – хит. Режиссер клуба снимал переговоры о дорогом трансфере и уверен, что договорился бы даже с Клоппом

Автор — Tribuna.com
9 октября 2019, 16:49
Речь тренера «Зальцбурга» – хит. Режиссер клуба снимал переговоры о дорогом трансфере и уверен, что договорился бы даже с Клоппом

Большой и важный монолог о работе с видео для Sport Connect.

Главным медиауспехом старта нового еврокубкового сезона стало видео из раздевалки австрийского клуба «Ред Булл Зальцбург» в перерыве выездного матча с «Ливерпулем». В первом тайме команда, казалось, без шансов проигрывала 0:3, но незадолго до свистка отыграла один мяч, поверила в себя и на старте второй половины набросилась на лидера АПЛ и победителя последней Лиги чемпионов так яростно и бесстрашно, что быстро зажгла на табло 3:3.

Красивое спасение прервал победный мяч Мохамеда Салаха (4:3), но поражение нисколько не испортило впечатление от «Ред Булла». На следующий день «Зальцбург» очаровал всех еще сильнее, опубликовав видеозапись речи главного тренера команды Джесси Марша. Он был взбешен результатом первых 45 минут и отчитывал команду на смеси английского и немецкого: «Это что, долбаный товарищеский матч? Мы слишком уважаем их!».

Ролик только в твиттере собрал более двух с половиной миллионов просмотров, причем виральным стало не официальное видео клуба (его по неизвестной причине удалили через несколько часов), а копия, которую выложил тренер южноафриканского «Орландо Пайретс» Дариан Уилкен.

Речь главного тренера снимал Непомук Фишер – оператор, режиссер и директор продакшена Oinkfilms (делал мини-фильмы об игроках «Баварии»: Рафинье, Тьяго Алькантаре, Дугласе Косте; рекламный ролик «Манчестер Сити» и SAP и прочие). Сейчас Фишер снимает документальный мини-сериал о «Зальцбурге»: пока 15-минутные серии выходят только для австрийской аудитории (по понедельникам на местном телеканале, в интернете – с геоблоком), в конце октября «Ред Булл» планирует опубликовать все эпизоды в свободном доступе.

Sport Connect узнал у Непомука Фишера, как именно появилось то самое видео, что главное в работе стороннего оператора внутри команды и почему Юрген Клопп на самом деле не был бы против с ним поработать.

Полный доступ оператора, съемки переговоров о трансфере

В понедельник в Австрии выходит пятый эпизод нашего сериала Jeder Mann. Des is Salzburg. Мы уже подготовили восемь серий, девятая будет посвящена как раз матчу с «Ливерпулем».

Я продюсер и режиссер сериала, снимаю тоже сам, привлекаю максимум еще одного оператора. Мы работаем с командой два-три дня в неделю в течение трех месяцев. Атмосфера в «Зальцбурге» очень классная, благодаря главному тренеру мы чувствуем себя как члены команды. Там действительно очень крутой коллектив, и мы хотим передать это в своих видео.

У нас полный доступ: можем снимать тренерские совещания, даже если обсуждают игроков, и общение тренеров с игроками… Летом мы снимали переговоры о трансфере Максимилиана Вебера из «Севильи» – это была самая дорогая покупка в истории «Зальцбурга», и я с камерой два часа записывал разговор с агентством, представляющим игрока, об условиях контракта. Плюс я все время был со спортивным директором клуба, когда он ездил в Монако на жеребьевку Лиги чемпионов. Это моменты из жизни клуба, которые болельщики обычно не видят – а мы показываем.

Непомук Фишер

Мы действительно можем показать, что происходит в команде. Причем именно «Ред Булл» был инициатором такой открытости.

Вскоре наша работа будет в открытом доступе, кроме 15-минутных эпизодов мы готовим и двухчасовую версию фильма. Тогда все увидят все, что происходило в раздевалке в перерыве на «Энфилде».

Та самая речь тренера в раздевалке, типажи в раздевалке, приятный парень

Эпизод с речью тренера в ливерпульской раздевалке в фильме будет выглядеть совсем иначе, ведь мы должны за 15 минут рассказать историю о всем матче, поэтому в финальной версии оставим только самые яркие фрагменты. Сейчас в сети сырой материал.

В раздевалке было две камеры: одну я просто установил в углу, со второй пришел в перерыве сам. Съемка в движении – это я с ручной камерой, на видео с угловой слева можно заметить меня. Сразу после матча сотрудники медиаслужбы «Зальцбурга» попросили скинуть им речь Джесси Марша. Пока мы с командой летели из Ливерпуля в Зальцбург, я вырезал этот эпизод и просто склеил видео с двух камер – клуб выложил ролик на своих страницах.

Видео получилось таким ярким в том числе благодаря доверию главного тренера. Я провожу много времени у него дома и не только снимаю – часто мы просто говорим о футболе и о жизни как коллеги и друзья. Полное ощущение, что в его штабе есть ассистенты, физиотерапевты, доктора и я – оператор.

Наравне с другими членами команды я могу приходить в раздевалку и делать свою работу в любой момент. Иногда футболистов лучше не трогать, и я это отлично понимаю: сам 25 лет играл в футбол (пусть и совсем на другом уровне), знаю особенности.

Забавно, что во всех командных раздевалках происходит примерно одно и то же, даже если речь о разных видах спорта. Я работал с баскетбольными, хоккейными, волейбольными командами – и везде попадаются одни и те же типажи: скромные ребята, экстраверты, те, кому все равно, и такие, кто всегда рад что-то сделать перед камерой.

Очень важно, чтобы человек с камерой был приятным. Если я буду вести себя как засранец, мне быстренько скажут, чтобы я убирался подальше. А когда ты располагаешь к себе, игроки просто перестают видеть в тебе нечто странное – тогда съемки действительно получаются.

Вдохновение Леди Гагой, каждая съемка – квест

Наша компания базируется в Мюнхене (до Зальцбурга полтора часа на машине – прим.), но мы в очень тесном контакте с маркетинговой службой клуба. Изначально мы должны были отснять последний эпизод сериала после первого матча в Лиге чемпионов против «Генка». Но клуб попросил продолжить, и мы слетали в Ливерпуль. Честно говоря, я пока не знаю, будем ли мы снимать дальше. Возможно, как раз успех этого видео из раздевалки станет поводом продлить проект.

При подготовке каждой новой серии я обычно открываю свои заметки. Мне очень нравится, например, сериал Hard Knocks о подготовке к сезону клубов НФЛ, я смотрел All or Nothing про «Манчестер Сити», Sunderland Till I Die. Вдохновляюсь не только спортивными документалками – например, очень хорош фильм про Митта Ромни и про Леди Гагу на Netflix.

Когда смотрю хороший фильм, всегда отмечаю для себя сюжетные ходы, принципы – затем стараюсь использовать их. Например, не очень люблю закадровый голос. Поэтому всегда стараюсь объяснить что-либо за счет диалогов или интервью, передать настроение музыкой или атмосферными кадрами. У наших работ и близко не такой бюджет, как у Amazon на фильм про «Ман Сити», нет возможности расставить камеры всюду. Поэтому каждый съемочный день – квест. Можно зайти в правую дверь к тренерам, можно – в левую к игрокам. Всегда нужно понять или угадать, где произойдет что-то действительно стоящее.

Перед игрой с «Ливерпулем» я знал, что из-за травмы точно не сыграет защитник Антуан Бернед, значит, в основе должен был выйти кто-то другой – я посчитал, что хорошие шансы у 21-летнего Энока Мвепу, это был бы его дебют в Лиге чемпионов. Я снимал не только его, но уделял Мвепу особое внимание, вечером накануне матча записал подробное интервью: Энок рассказал, как начинал играть босым с пластиковым мячом в Замбии, к тому же оказалось, что он с детства болеет за «Ливерпуль». В итоге Мвепу действительно отыграл 90 минут, в девятой серии его история будет в центре сюжета.

Что касается интервью: мне важно, чтобы мы общались один на один, без толпы: оператора, звукорежиссера, агента игрока, пресс-атташе и так далее. Я не люблю такие интервью, как футболисты дают прессе.

Жесткие слова Клоппа, первый день в команде – как в новой школе

Съемки серии о матче с «Ливерпулем» мы начали еще в Зальцбурге – с момента, когда игроки пытались завязать галстуки. Почти ни у кого толком не получалось, было забавно. Далее я все время был рядом с командой: в автобусе, в самолете, в отеле. Если мне нужны короткие цитаты о чем-либо, обычно я записываю их по пути в самолете. На стадионе мы работали с коллегой-оператором, он провел весь матч за воротами – там нельзя было перемещаться. После игры я записал небольшое интервью с Юргеном Клоппом – получилось, потому что он был знаком с одним из видеоаналитиков «Зальцбурга».

Слышал слова Клоппа, что если бы «Ливерпуль» опубликовал видео с его речью в раздевалке, он бы моментально ушел из клуба. У человека может быть разное отношение к камере в такие моменты, но еще многое зависит от взаимопонимания и поведения оператора. Естественно, я не тычу камерой игрокам в лицо, как только прихожу в команду. Все как при переходе в новую школу: в первый день в новом классе лучше не кричать «Хэй, я новенький, смотрите все сюда» – разумнее побыть чуть в стороне, осмотреться, составить впечатление о других и понемногу начинать общение, чтобы люди тебя узнавали и начинали доверять тебе.

Думаю, если бы Клопп лучше знал, как именно мы работаем, он бы изменил свое мнение. К тому же важно понимать (и я постоянно напоминаю об этом всем, кто попадает в кадр): я не журналист, который ищет сенсацию или скандал, моя задача – красиво показать жизнь клуба изнутри. Перед выходом серии ее в любом случае смотрят представители клуба. Если они считают, что где-то звучит деталь тактики, которую стоит оставить в секрете, или в кадре оказывается что-то, что может не понравиться герою – мы без проблем вырезаем. Если бы мы работали с «Ливерпулем» и Юрген Клопп дал понять, что не хочет публикации своих слов из раздевалки – окей, мы бы нашли в клубе множество других цепляющих историй.

По ходу работы в «Зальцбурге» мне удалось убедить футболистов: если они шутят и дурачатся, а тут появляюсь я с камерой – им не надо прекращать. Потому что моя работа – показать игроков как живых людей за пределами поля. Если в кадр попало что-то не то, показывать это мы не будем. Но, кстати, при согласовании мне еще ни разу не пришлось вырезать какой-либо важный эпизод. Например, когда я снимал переговоры о трансфере Вебера, я изначально понимал: вставлять фрагменты, где речь идет о зарплате, не нужно. Я бы мог это сделать, но меня бы точно попросили все вырезать – так зачем делать двойную работу? Лучше оценить все заранее. Надеюсь, этим подходом проникнутся и другие клубы.

Съемка одной камерой, стиль «Рокки-4», мечта о чемпионате мира

Из предыдущих работ, связанных со спортом, самым сложным для меня был фильм про Дугласа Косту. Я говорю на немецком, английском, испанском и немного на французском, но не знаю португальского. Героем вместе с Дугласом был его личный тренер, они между собой говорили именно на португальском, а я не понимал, могу ли я сейчас подойти с камерой вплотную или лучше не стоит, потому что они обсуждают что-то совсем личное. Хотя в итоге мы хорошо поработали четыре дня и выпустили классный 25-минутный фильм.

Работать в лайт-режиме с одной камерой в каком-то смысле даже проще: голова не забита тем, как расставить свет и звук, все ли работает. Ты просто держишь свою камеру в руках и постоянно смотришь по сторонам, всегда готов среагировать на происходящее. Монтажом в моей команде занимаются пятеро, сам я тоже часто присоединяюсь. В постпродакшне задействовано больше людей, потому что нам важна скорость: в понедельник выходит то, что мы отсняли буквально пару недель назад.

Мы редко ограничиваемся одним проектом, параллельно я снимаю лайфстайл-видео для брендов, рекламные ролики: для BMW, Puma и так далее. Если снимать только спорт, быстро станет скучно. Я кайфую от разнообразия.

В детстве меня очень впечатлил стиль «Рокки-4»: если присмотреться, во многих наших роликах можно заметить, что многое похоже, например, на тренировки Ивана Драго в России.

Когда-то я начинал простым водителем: возил актеров на съемки. Потом учился режиссуре в Барселоне и решился основать собственную компанию. Помню первую нашу работу: вообще без бюджета снимали рекламу маленького обувного магазина. По сюжету 9-летний мальчик хотел бутсы, а у него была только обувь для балета. Затем были съемки тренерских профайлов, работа с «Мюнхен 1860», «Аугсбургом», «Ингольштадтом» и «Унтерхахингом». Первой большой документалкой было кино об академии «Мюнхена 1860», который тогда выступал в бундеслиге.

Теперь моя мечта – снять документальный фильм о выступлении национальной сборной на чемпионате мира. Точно так же быть внутри команды, как сейчас мы в «Зальцбурге», только во время главного мирового турнира. Перед Кубком Африки я вел переговоры с Нигерией, капитан команды и главный тренер идею поддерживали – но не сложилось. Надеюсь, такой проект получится во время Евро-2020.

Комментарий «Ред Булл Зальцбург»: видео удалено не из-за мата – все так и планировалось

На вопросы ответил и представитель клуба.

«Мы более чем удовлетворены рейтингами сериала в Австрии, но для нас в этой истории важны не только цифры, но и сближение команды с публикой (футбол становится более развлекательным). К такому документальному фильму мы шли почти год, в итоге именно такой формат поддержали наши партнеры: Red Bull и A1 (австрийский телеком-оператор – прим.).

Сейчас мы верстаем план глобального распространения фильма и ждем новостей – не в последнюю очередь благодаря ливерпульской речи Джесси Марша, – насколько сильным будет эффект за пределами Австрии.

Мы предполагали, что видео из раздевалки зацепит аудиторию, и четко понимали, что именно делали. Мы размещали всего лишь тизер документального фильма и изначально планировали оставить его в сети на короткое время. Все прошло по нашему плану, но интерес оказался невероятно высоким – наши ожидания были скромнее.

Можем ответить на предположения, которые доводилось читать: мы удалили видео не из-за ругательств и грубых слов главного тренера, никакой связи с содержанием речи нет. Мы получили гораздо больше одобрения и приятных отзывов, чем критики за размещение видео, где наш тренер выражается грубо».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты