Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольний дайджест/Теперь АПЛ живет с VAR. Здесь классные технологии, но болельщикам и игрокам пока сложно

Теперь АПЛ живет с VAR. Здесь классные технологии, но болельщикам и игрокам пока сложно

Салах и Жезус точно не фанаты видеоповторов.

24 августа 2019, 11:27
1
Теперь АПЛ живет с VAR. Здесь классные технологии, но болельщикам и игрокам пока сложно

Салах и Жезус точно не фанаты видеоповторов.

С этого сезона на матчах АПЛ работает VAR. В первых турах новые технологии отыграли не менее заметную роль, чем главные звезды лиги. VAR повлиял на отмену 4 голов, и среди них – победный мяч Габриэла Жезуса на 92-й минуте матча с «Тоттенхэмом». 

В Англии проанализировали работу VAR на чемпионатах мира (мужском и женском), в Лиге чемпионов и других европейских чемпионатах, обеспечили супертехнологичность процесса, но быстро привыкнуть к новинке у игроков, тренеров и болельщиков, кажется, уже не получится. 

Еще раз: как работает VAR. И какие особенности в Англии?

Английские судьи тестировали VAR два сезона в Кубке Лиги и Кубке Англии. В 69 матчах потребовалось 14 просмотров спорных эпизодов. На один в среднем уходило 84 секунды, самый продолжительный растянулся на 118.

В Англии, как и везде, зона ответственности VAR ограничена 4 игровыми ситуациями, которые оказывают прямое влияние на ход матча: 

• голы

• назначение/неназначение пенальти

• прямые красные карточки

• желтая или красная карточка показана не тому игроку

Каждый такой момент пересматривается видеоассистентом во время матча. Первый тур АПЛ вышел насыщенным: VAR обработал 65 эпизодов (в основном это были голы). 

Непосредственное отношение к голевым ситуациям и пенальти – это важный момент. VAR нет дела до мелких фолов или игры рукой в центре поля. VAR также не отслеживает, верно ли назначен угловой (даже если после него забили – учитывается только последняя фаза игры, в этом случае – все, что произошло после подачи). 

Судейские решения делятся на две группы: фактические и субъективные. К первой относятся офсайды при голах и моменты, когда сложно разобрать, оставался ли мяч в игре – здесь нет простора для интерпретаций, видеоассистент просто фиксирует нарушение и через наушник сообщает об этом судье в поле. Как это работает, показал первый тур: в матче «Вест Хэм» – «Манчестер Сити» система отловила миллиметровый офсайд Стерлинга по плечу

С субъективными сложнее. В спорном моменте (подозрение на фол или игру рукой в штрафной) главный судья через гарнитуру описывает видеоассистенту уведенное и свою трактовку. Задача того – помочь рефери избежать «явных и очевидных ошибок». «Видеоассистент не должен спрашивать себя: «Считаю ли я, правильно это или нет?» Вопрос ставится так: «Не допустили ли судьи явную и очевидную ошибку?» – описание с официального сайта Премьер-лиги. 

Да, звучит не очень конкретно. Механизм взаимодействия судей в таких ситуациях объяснил Нил Суорбрик, в прошлом рефери АПЛ, теперь работающий над внедрением VAR в английском футболе. Пример Суорбрика – захват Эриком Ламелой Родри в штрафной «Тоттенхэма», который, по первым впечатлениям, тянул на пенальти, но остался без внимания VAR: «У Майкла Оливера (главного судьи матча) был отличный обзор. Он видел контакт двух игроков и посчитал, что такой контакт нельзя расценивать как фол. Видеоассистент Грэм Скотт выслушал комментарий Майкла. Грэм посмотрел повтор, и все было так, как сказал Майкл. Таким образом, тут не было явной и очевидной ошибки».

Финальное решение – всегда за главным судьей.

Премьер-лига настаивает на высоком пороге для вмешательства VAR в матч. Судьям рекомендовано лишь в крайнем случае использовать для просмотра эпизода VAR-экран у поля. В среднем подход к нему занимает 90 секунд, тогда как стандартная пауза в игре после гола – около минуты. Говорилось о более мягкой интерпретации игры рукой в обороне (при такой трактовке «Ливерпуль» остался бы без пенальти на 15 секунде в финале ЛЧ). Также VAR не отсматривает, находится ли нога вратаря на линии (или ее проекции) при пенальти.

VAR в Англии – супертехнологичен. 3D-линии для офсайдов (прошлогодний скандал с Кейном невозможен), объяснения на стадионном экране

В каждой VAR-бригаде – по три человека: видеоассистент, его помощник и оператор (Replay Operator). Они не ездят на матчи, а работают из офиса VAR в Стокли-парк на западе Лондона. 

Видеосудьям доступны все камеры, используемые в телетрансляции. Интересно, что повторы моментов с потенциальным фолом отсматривают на обычной скорости – чтобы избежать преувеличения (в замедленном режиме может показаться, что все было хуже, чем на самом деле). Для отслеживания игры рукой, наоборот, используют слоу-мо. 

Офсайды – это отдельная тема. Вероятно, педантичность судей с «плечевым офсайдом» Стерлинга вызвала в вас раздражение (если вас зовут Габриэл Жезус, тут вообще нет сомнений), но вы наверняка восхитились отрисованной на стоп-кадре проекцией. Такие линии создаются благодаря дополнительным офсайдным камерам и картам стадионов, загруженным в компьютеры в офисе VAR. Если в ситуации невозможно разобраться на глаз, генерируются 3D-линии, которые не зависят от угла камеры.

В прошлом сезоне такие технологии не использовались, иначе у Маурицио Сарри не было бы повода тащить на пресс-конференцию ноутбук, чтобы доказать офсайд у Харри Кейна в полуфинале Кубка Лиги. 

Когда судья останавливает игру и консультируется с VAR, на стадионных экранах высвечивается информация о перепроверке. Если в результате судья меняет свое первоначальное решение, на экраны выводят момент, объясняющий причину (но только после уже принятого решения). На «Олд Траффорд» и «Энфилде» таких больших экранов нет, там в случае чего подключат диктора и покажут текст на табло и билбордах. 

Гвардиола недоволен непоследовательностью, де Брюйне непонятна избирательность новых правил. Салах вообще против VAR

За несколько месяцев VAR дважды вмешивался в домашние матчи «Манчестер Сити» с «Тоттенхэмом». Сначала в четвертьфинале ЛЧ, а в прошлую субботу уже в матче чемпионата. 

«В прошлом сезоне зафиксировали офсайд, на этот раз – игру рукой. Если зафиксировали игру рукой, значит была рука: решение принимают в Лондоне, поэтому я ничего не могу с этим поделать или сказать.

Хотя можно было бы работать более последовательно. Лапорт сыграл рукой, но почему в прошлом сезоне не было игры рукой у Фернандо Льоренте?

Не было пенальти, когда мяч попал Андреасу Кристенсену в руку в матче «Челси» – «Ливерпуль». Я также думал, что в нашу пользу должны были назначить пенальти, когда Эрик Ламела сфолил на Родри. Люди из VAR, должно быть, в тот момент пили кофе», – Пеп Гвардиола остался недоволен многим. В том числе недавней поправкой в правилах, запрещающей любые встречи руки с мячом у атакующей команды. 

Не похоже, чтобы последние изменения нравились и Кевину де Брюйне. Бельгиец не против VAR, но требует прояснить правила: «Если они хотят сделать футбол лучше, то пускай. Но для меня важно одно – правила должны быть понятны. Если мяч коснулся руки кого-то из «Тоттенхэма», пенальти нет. У нас – гол не засчитан. Это должно работать в обе стороны. Я не понимаю этого как игрок. Это сбивает с толку».

В матчах «Ливерпуля» пока обходится без VAR, но Мохамед Салах мнение уже сформировал: «Мне не нравится это. Такой мой ответ. Я люблю футбол таким, каков он есть. С судейскими ошибками, порой с агрессией игроков. Окей, я еще понимаю защитить футболистов от опасной игры. Но, на мой взгляд, это должно быть единственной причиной [введения VAR]. Я же принимаю футбол с ошибками судей и игроков. Такой футбол более захватывающий». 

Защищая VAR, Суорбрик говорит, что в регби и крикете на отладку похожей системы ушли годы.  

Пока же главные опасения и доводы против VAR в английских медиа такие: ожидание видеовердикта сбивает игрокам и болельщикам эмоции после голов; просмотр матча по телевизору дает больше информации, чем на стадионе, пришедшие на футбол люди не до конца понимают, что происходит; падение авторитета полевых судей – важные решения могут принять люди, которых даже нет на стадионе. 

Фото: REUTERS/Carl Recine, Phil Noble; кадр трансляции; Gettyimages.ru/Clive Brunskill

Другие посты блога

Все посты