Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольний дайджест/Хуан Мата – гениальный. Но футбол двинулся не в его сторону

Хуан Мата – гениальный. Но футбол двинулся не в его сторону

Автор — Tribuna.com
19 января 2019, 08:04
7
Хуан Мата – гениальный. Но футбол двинулся не в его сторону

И ему слишком часто попадался Моуринью.

Пост блога The Rational One.

С приходом Сульшера «Манчестер Юнайтед» перезагрузился – пять побед подряд в чемпионате, приподнятое со дна настроение у игроков и в целом изменившееся восприятие футбола. Напряжение эпохи Моуриньо исчезло, и игроков клуба будто отпустило. Но в составе «Юнайтед» есть один игрок, которого эффект от Моуриньо вряд ли когда-нибудь отпустит. Это Хуан Мата.

Карьера Маты – это один из главных «а что бы было, если?» в английском футболе. Вероятно, останься Мата в «Челси» и не будь у него конфликта с Моуриньо, его карьера в АПЛ вышла бы совсем другой. То, что случилось зимой 2014-го – это печально, а его переход в «Юнайтед» Мойеса – одна из самых несправедливых историй современного футбола.

Хуан Мата в «Челси»

Набрав 59 очков за два сезона в «Челси», Мата получил две награды игроку сезона в клубе, и к началу сезона-2013/14 казалось, что новый тренер должен строить свою команду вокруг испанца. Когда Моуриньо приехал в Лондон на второй срок в качестве тренера «Челси», ситуация все еще была непонятной: никто не думал, что португалец изменит свой подход к игрокам и футболу в целом, но почти все были уверены, что он сможет найти место для Маты в составе.

Важно помнить, что пять лет назад футбол был немного другим: все верили, что в будущем миру нужны будут быстрые, креативные плеймейкеры – и Мата был олицетворением этого. Казалось, что даже несмотря на то, что Мата с трудом подходил Жозе по тактическим соображениям, испанец все равно сможет найти себя у Моуриньо. В итоге все сложилось проще – Жозе в традиционном для себя стиле усадил Мату на скамейку, а через какое-то время начал атаковать своего игрока на пресс-конференциях: «На данный момент Оскар моя основная десятка, и он лучший игрок в команде для меня. Я должен доказывать фанатам, что я хорош, и Мате следовало бы сделать то же самое». Через четыре месяца после этой фразы Моуриньо испанец ушел в «Юнайтед».

Возможно, спустя пять лет решению Моуриньо можно дать тактический и статистический контекст. С приходом португальца в клуб команда перестала играть в позиционный футбол, который был до этого, и начала играть в контратакующий. Оскар, Виллиан и Азар идеально подходили под этот стиль, а вот Мата – нет. Португалец всегда больше ценил физически сильных игроков, которые могли и хотели участвовать в прессинге и обороне, и которые были готовы на скорости убежать в контратаку в случае перехвата.

Оскар был идеальным примером такого игрока, поэтому и получил место в стартовом составе. Мата же был скорее примером старомодного плеймейкера, который хотел и умел заниматься лишь атакой.

Кажется, это уже стало современной классикой: гениальный атакующий игрок не попадает в состав, потому что не умеет должным образом обороняться. В «Манчестере» при Моуриньо таким игроком был Погба, в «Ливерпуле» в начале сезона Клопп похожим образом снимал с игры Шакири, в нынешнем «Челси» Сарри долгое время был недоволен оборонительными действиями Хадсона-Одои. Мата не подходил тому «Челси», и не мог чувствовать себя в схемах Моуриньо лучше, чем Оскар, что видно из простого сравнения:

В свои последние месяцы в «Челси» Мата перестал забивать и стал хуже ассистировать. Особенно разительно это видно, если сравнивать второй сезон испанца с последними пятью месяцами в «Челси» и Оскаром, игравшим на той же позиции.  Отсюда страшная для восприятия статистика: за первые 2 года в «Челси» Мата как плеймейкер отдал 25 голевых передач в АПЛ. За пять лет после этого – ровно столько же.

Футбол не двинулся в сторону креативных и быстрых плеймейкеров, как казалось тогда, пять лет назад, а сделал их практически бесполезными. Классические десятки либо вымерли, либо сумели адаптироваться и изменить свою роль. Футболу стали не нужны игроки, статично ожидающие мяча в финальной трети. Таким футболистам теперь трудно – оппоненты редко оставляют время на принятие решений и много свободного пространства, поэтому лучшие креативные игроки сегодня – это либо те, кто могут здорово создавать моменты через удачный прессинг, либо те, кто могут в этом прессинге хотя бы участвовать, параллельно обладая неплохим навыком паса. Яркий пример первого типа – лучший ассистент Лиги чемпионов прошлого сезона Джеймс Милнер, который никогда десяткой не был, пример второго – лучший ассистент АПЛ Кевин де Брюйне, который сумел переквалифицироваться из десятки в восьмерку.

Мата не смог адаптироваться – и поэтому перестал быть основным сначала в «Челси», а потом и в «Манчестере». Колумнист Эрик Маккой весьма точно подмечает, что именно стало проблемой для Маты. Эпоха Гвардиолы принесла в футбол не только сумасшедший разрыв между командами во владении мячом, но и принципиально другое понимание прессинга. Команда Гвардиолы была помешана на том, чтобы быстро получить мяч назад при его потере. Если мяч не выигрывался «Барселоной» в течение пяти секунд после его потери, команда занимала компактную оборонительную позицию, в которой ее сложно было пройти. Это предполагает гигантскую физическую нагрузку на игроков и большое количество прессинг-действий. В итоге футбол изменился: большие команды стали больше владеть мячом и прессинговать, а команды ниже классом научились оставлять минимум пространства, что сделало классическую десятку устаревшей ролью и в атаке, и в обороне.

Моуриньо уже тогда все это знал и предчувствовал. Несмотря на несправедливость ситуации, отпустить Мату было правильным решением обеих сторон. Мата ушел от тренера, который его не ценил, а Моуриньо избавился от игрока, который был ему не нужен.

Хуан Мата в «Манчестер Юнайтед»

Переехав в «Юнайтед» Мойеса, Мата на эмоциях провел неплохую вторую часть сезона, заработал десять результативных очков, но не смог спасти работу шотландца. Летом в клуб пришел Луи ван Гал и попытался перезапустить карьеру испанца.

Ван Гал изначально понимал, что Мата не сможет быть классической десяткой, поэтому пытался изобрести схему, в которой атакующие навыки испанца можно будет использовать без ущерба оборонительной игре. В итоге голландец наигрывал Мату как «ложного вингера» – то есть игрока, который начинает игру на фланге, но затем смещается ближе к центру, чтобы создать шанс для партнера. Нечто подобное голландец уже создавал – Томас Мюллер начинал именно так, но со временем стал играть ближе к центру.

Таким образом, играя ложного вингера, Мата в теории мог получать так необходимое для него свободное пространство. Это отлично видно на примере двух игр против «Ливерпуля» в том сезоне. В первой игре ван Гал задействовал Мату как классическую десятку, а во второй – как ложного вингера. Как итог – два гола в новой роли и победа «Юнайтед» в гостях:

Матчи против «Ливерпуля» и касания Маты в сезоне 2014/15 – слева Мата играет десятку в схеме 4-2-3-1, справа – ложного вингера в той же схеме.

Мата закончил сезон с 13 результативными очками – лучше, чем в сезоне до этого, но хуже, чем в обоих сезонах в «Челси». После того сезона Мата начал медленно гаснуть – его цифры становились хуже в каждом последующем чемпионате:

Мата заиграл на топ-уровне еще раз в сезоне 2016/2017. Это было сразу после прихода в клуб Моуриньо – тем удивительнее, что у испанца получилось выдать самый яркий сезон из тех, что у него были вне Лондона. Football Whispers недавно сравнивал его стиль в том сезоне со стилем Давида Сильвы – в действительности тогда они были очень похожи друг на друга, хоть и играли в принципиально разных по стилю командах. Если взять карту ключевых пасов обоих игроков сегодня, то легко увидеть различия между двумя испанцами – Сильва гораздо реже использует кроссы, чем Мата, и в целом чаще создает моменты для партнеров, находясь в штрафной соперника.

Карта ключевых передач Давида Сильвы и Хуана Маты.

Из графиков видно, насколько меньше у Маты стало свободы: он больше не тот игрок, которому позволяют играть короткими, разрезающими передачами. Из первоклассной десятки он вынужден был переквалифицироваться в вингера и сильно потерял в качестве. Сильва же наоборот сумел сохранить качества первоклассной десятки, но уже в роли бокс-ту-бокса.

Примерно то же самое видно, если посмотреть на их тепловые карты:

Если в «Челси» испанец постоянно врывался в штрафную на скорости, тем самым создавая момент себе или партнеру, то в «Манчестере» в последние годы он привязан к флангу и практически не входит в штрафную. Тот же Сильва касается мяча в штрафной почти в два раза чаще, чем Мата: 7.02 касания против 3.32. Помимо стилистических различий двух «Манчестеров» это показывает, как сильно два некогда похожих игрока различаются сегодня.

При этом нельзя считать карьеру Маты недостаточно крутой – он выиграл все доступные командные трофеи – чемпионат мира, чемпионат Европы, Лигу чемпионов, Лигу Европы и кучу кубков. Однако начало его карьеры сулило намного больше – пожалуй, это одна из самых грустных английских историй. Он – один из величайших игроков АПЛ, которые так и не стали тем, чем должны были стать. Приятная ностальгия о раннем испанце всегда будет дополняться особой горечью от остатка его карьеры, проведенной в метаниях между разными позициями и сожалениями о том, чем Мата мог бы стать. Мате было уготовано столь многое, но досталось так мало, и это в очередной раз доказывает, что футбол иногда бывает несправедлив.

Мате не повезло родиться в эпоху, когда его умениям нашлось так мало применения. Испанец не сумел эволюционировать вместе с футболом – и игра оставила его далеко позади. Тем интереснее, каким в итоге окажется его наследие. Болельщикам «Челси» он запомнится как гениальный футболист, у которого получалось все, что он хотел, болельщикам «Юнайтед» – как одна из дорогих покупок новой эпохи, а простым фанам АПЛ – как ярчайшая вспышка на два великих сезона.

Фото: REUTERS/Action Images/Paul Harding, Action Images/Paul Childs; globallookpress.com/Simon Stacpoole/Offside Sports Photography, John Todd/ZUMAPRESS.com

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты