Новая атрибутика «Черноморца», которую создал блогер Tribuna.com
Спортивный дизайнер Дмитрий Штрайс рассказывает о проблемах рынка атрибутики в Украине.
Дмитрий Штрайс проделал огромную работу, но воплотить ее в жизнь оказалось непросто.
«Черноморец» – один из самых консервативных по части дизайна клубов УПЛ. Эмблема устарела, но вопрос о ребрендинге твердо не ставится на повестку дня. Часто лед трогается именно в тех случаях, когда в клуб приходят новые сотрудники, вливая свежий взгляд на клубный мерчандайзинг.
Так случилось и в Одессе. Новая кровь заставила шевелиться каменные руины фан-шопа. Был запущен инстаграм, восстал из мертвых официальный интернет-магазин. А над макетами для новой коллекции атрибутики было предложено потрудится именно мне.
Сразу хочу вас предупредить. В «Черноморец» меня позвали по протекции одного единственного человека. Другими сотрудниками велась параллельная работа в том же направлении. Поэтому далеко не все товары, представленные в одесском фан-шопе сделаны мной. Будьте внимательны, если товара нет в этом посте, то он не моего авторства.
Важно сказать, что макет дизайнера и готовая продукция могут кардинально отличаться. В этом, наверное, заключается главный минус – я не могу видеть вещи в живую на стадии их производства. Так было с «Нивой» Тернополь, так происходит и сейчас.
За практическую реализацию моих проектов в «Черноморце» отвечал Виктор Камински. Многие вещи благодаря Вите удалось вытянуть из рук производителей в необходимом нам виде. А некоторые задумки воплотить должным образом так и не удалось. И это вторая проблема – неготовность украинских производителей забыть свои шаблоны и сделать вещи по новому для них стандарту.
Было бы несправедливо вешать все грехи на исполнителей. По сути, виновата вся система во главе с самими клубами, которые не ставят сложных задач перед изготовителями атрибутики. Наши клубы не заинтересованы в работе дизайнеров, предпочитая делать примитивную атрибутику с простым наклеиванием эмблемы на товар. В лучшем случае компания производитель предложит вариант своего штатного дизайнера, который сидя на зарплате вряд ли будет сильно стараться.
В новой коллекции мы думали о традиционных моделях атрибутики без излишеств. Первым делом были сделаны три модели новых шарфов. Первый летний из шелка, второй классический и третий ретро со старой эмблемой.
Шарф – это лидер продаж. В день матча клуб уровня «Черноморца» продает более 100 шарфов со своей символикой.
Самые большие ожидания и самые большие претензии у меня были относительно ретро-шарфа. Ретро концепция заключалась не только в олдскульной эмблеме и каллиграфических шрифтах. На макете я хотел передать эффект старины, заменив белый цвет на бежевый, а простой синий – на более темный цвет нэви. Каждая деталь должна была выделять этот шарф из основной серии.
Предполагалось выполнить ретро эмблему со штурвалом, «1936» и «Черноморец Одесса» вышивкой. В итоге, вышивку сделали только на шрифтах, а эмблему связали цельно с шарфом. Для этого ее растянули до самых краев, чтобы улучшить детализацию. Вышивка шрифтов сделала шарф дороже на 60%, а вышивка логотипа сделала бы его вовсе неликвидным. Но, черт возьми, у производителей шарфов в Украине нет в арсенале ни бежевых, ни темно-синих ниток!
В целом, для основной стилистики серии были разработаны несколько основных универсальных паттернов и принтов.
Футболки разрабатывались именно в контексте простоты и универсальности. Для использования в повседневной жизни.
Но и тут производитель вставил свои «три копейки». То на рукаве, то на спине я каждый раз обнаруживал невероятные новообразования, призванные украсить и дополнить мой якобы скучный дизайн. И, в спешке стараясь заполнить магазин товаром перед очередным домашним матчем, клуб шел на поводу именно у производителя.
Особое желание у меня было сделать серию бейсболок. Считаю, я так и не сумел помочь клубу сделать такие кепки, которые представлял себе сам. Хотя у производителя были все средства, чтобы воплотить мечту в реальность. Не хватило лишь желания слушать автора. То, что получилось в итоге, я не могу назвать своим.
За исключением, наверное, этих двух.
Я получил отказ по кепке цвета хаки, козырьку из тельняшки, монохромной кепке из серой джинсы... Все это – ограниченность наших фабрик, а значит, ограниченность ассортимента фан-шопов всех украинских клубов.
Благодаря профессиональной работе руководителя фан-шопа Виктора Камински в продаже появились вот такие сидушки для более комфортного пребывания на стадионе.
Вот с полиграфией у нас все хорошо, хотя бы на бумаге у нас печатают замечательно. Покупайте блокноты с символикой «Черноморца» и срочно рисуйте там варианты новой эмблемы!
Я, как фанат футбольной формы, отрисовал нынешний дизайн формы «Черноморца» до мельчайших подробностей. Значок с дизайном формы, наверное, единственная позиция, заказанная за границей.
Есть и набор простых закатных значков. Белый значок мой любимый. Скрещенные якоря я нарисовал специально для круглых элементов и позже стал использовать их практически везде вместо традиционного якоря с герба города.
С точки зрения моего перфекционизма, самый оглушительный провал случился с идеей сделать мини-футболки для автомобилей. Я всеми силами рисовал узкую, анатомичного кроя футболку, но никто не хочет заморачиваться со сложным пошивом. В итоге, мы получили нечто больше напоминающее хоккейные свитера, выполненные по шаблону производителя. К тому же, я очень хотел сделать нанесение логотипов, спонсоров и номера с помощью термопленки, но вместо этого приходится довольствоваться сплошной сублимацией. Несмотря на мое мнение, в фан-шопе эта мини-футболка нарасхват.
Футболки, кстати, отлично проявили себя и в качестве новогодних украшений.
Для бьющихся вещей и мелких сувениров была сделана масса подложек и коробочек с фирменным оформлением. Что же касается керамических изделий, чашек и сувенирных тарелок, то опять же мы упираемся в значительное ограничение – вся посуда изначально белая. Ее невозможно целиком перекрасить в другой цвет. Чтобы сделать чашки с авторским дизайном, необходимо заказать от 10 тысяч штук, чтобы перенастроить всю работу завода под свои задачи.
Зато пивные бокалы получились на загляденье.
Менеджер фан-шопа оказался коллекционером сувенирных тарелок, и мы не могли не сделать такую с символикой моряков.
Как многие уже наверняка заметили, я практически везде использовал плакатный прямой шрифт. Эту идею мне подсказали шрифты, использующиеся на военных кораблях.
Работа над этой коллекцией была проведена осенью 2017-го. Вопрос о продолжении сотрудничества сейчас остается открытым.
Свои отзывы и материалы по данной теме, вы можете присылать на e-mail
Пишите мне в социальных сетях.