Tribuna/Футбол/Блоги/Объяснительные записки/Андреевский крест. Почему за Шевченко тревожно

Андреевский крест. Почему за Шевченко тревожно

Александр Ткач – о том, чем новый тренер сборной напоминает гениального ребенка, и в чем уступает Ольге Ракицкой и Олегу Блохину.

18 февраля 2016, 07:02
25
Андреевский крест. Почему за Шевченко тревожно

Александр Ткач – о том, чем новый тренер сборной напоминает гениального ребенка, и в чем уступает Ольге Ракицкой и Олегу Блохину.

Пытаясь объяснить, что нас напрягает в приходе Андрея Шевченко в сборную, мы, скептики, кажется, копнули не в ту сторону. Скептикам обычно хочется выглядеть здравомыслящими и рациональными – на самом же деле тут куда больше личного и эмоционального.

Нам страшно не за сборную – страшно за Шевченко.

Сборная уж как-то переживет. Это большой коллективный механизм – и высоки шансы, что если у ее нового ассистента будет получаться совсем уж плохо, развалить ему что-то значимое просто не дадут. (Возможно, даже при любом раскладе ничего сделать не дадут – поработавший так в «Карпатах» Виктор Вацко знает, как это бывает). Cборная была десятки лет и десятки, а то и сотни лет еще будет – у нее времени вагон, в отличие от отдельного человека. У нее хватало взлетов и падений: одним больше, одним меньше – не смертельно. Сборная не может себя запятнать, дискредитировать и разочаровать раз и навсегда – ей вообще хоть бы хны: начинается новый отборочный цикл с новыми лицами и без разницы, кто был до них.

Нам за Шеву тревожно, как родителям за гениально одаренного в математике ребенка.

А вот за Шевченко страшно по одной простой причине – с тех пор, как он закончил карьеру, экс-игрок «Динамо» и «Милана» так и не дал понять, что умеет принимать правильные решения. Не для сборной, бог бы с ней. Для себя лично.

Впрочем, все началось еще раньше – тревожно стало с момента перехода в «Челси». Странный союз с Абрамовичем, слухи о влиянии жены на переезд в Лондон, неудачный и нелогичный поход в политику с Натальей Королевской – и все это на фоне трех лениво-скучающих лет, проведенных на гольф-трассе и мероприятиях для селебрити. Шевченко носит и мотает то туда, то обратно – покер, КХЛ, Уимблдон, Папа Римский. Ему 39 лет, но он ничем не выдает в себе человека, который знает, каким будет его предназначение после того, как отправлять мяч в сетку ворот каждые выходные на глазах у миллионов ему уже не позволяет здоровье.

Его приход в сборную выглядит ровно такой же инфантильной авантюрой: ни с того, ни с сего, без опыта работы, к постороннему тренеру. Сорри, но это не тренерский путь самородка Гвардиолы – это ближе к певческой карьере Ольги Ракицкой. Впрочем, кажется, и жена защитника «Шахтера» лучше понимает, зачем оно ей надо и чего она хочет добиться.

Не возникает даже уверенности, что инициатива со сборной исходила от самого Шевы. Если б понимать, что это он пришел к Андрею Павелко, стукнул кулаком по столу и сказал: «Короче, хочу работать в сборной, назначайте меня как минимум ассистентом» – было бы понятно: перед нами амбициозный мужчина с большим опытом игрока, который пока не умеет тренировать, но уверен, что у него получится. То есть, может, именно так оно в ФФУ и было – но сложно отделаться от ощущения, что нет.

Это не тренерский путь самородка Гвардиолы – это ближе к певческой карьере Ольги Ракицкой

В итоге неудивительно, что нам за Шеву тревожно, как родителям за гениально одаренного в математике ребенка. Помнишь ведь, что каждый раз, отправляясь гулять сам, он терял шапку, куртку, рюкзак, садился не на тот троллейбус и давал себя обсчитать в магазине – и понимаешь, что в этот раз все этому будет способствовать. Страшно понимать, что он таким неготовым к жестокому миру и вырастет – но еще страшнее предположить, что его, божьего одуванчика, ограбят, украдут или порежут.

И все это не просто тревожно, а именно страшно потому, что Шева – выдающийся игрок и национальное достояние. Приедьте в любую страну за пределами Восточной Европы и бывшего СССР – если там интересуются футболом, то знают об Украине две вещи: сейчас война, а в целом «Чевченко!».

Мы ведь недавно уже потеряли в этом смысле Олега Блохина. Равновеликий футболист, кумир детства миллионов, вполне пристойный тренер сборной – а после провала в «Динамо» о его Золотом мяче и трех голах «Баварии» трудно заставить себя говорить иначе как с иронией. Как будто это был какой-то шоколадный шарик в фольге и голы в пустые ворота на тренировке.

Блохину сейчас 63, из них провальны лишь последние 3 – но они если не перечеркивают предыдущие 60, то ставят на них большой знак вопроса. Было национальное достояние, которым каждый мог гордиться, – и нет его больше. Есть только раздраженный седеющий мужчина в возрасте и с туманными карьерными перспективами, обиженный на людей и обижающий их. Человек, у которого, как выяснилось, выдающееся сверхчеловеческое умение было всего одно – а других не было, и как наработать еще хотя бы пару-тройку просто хороших навыков, он так и не разобрался.

Если наша оценка Шевы правильна, ему будет еще легче растерять свой лоск и имидж легенды, чем Блохину – тот хотя бы понимал, что делает. А мы молодая проблемная страна, у которой мало хороших футбольных тренеров, но не запятнавших себя героев – еще меньше.

Фото: Gettyimages.ru/Ian Walton

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты