Tribuna/Бобслей/сани/скелетон/Блоги/Объяснительные записки/Танцуй, будто никто не видит. Почему история с заявкой Львова-2022 превратилась в фарс

Танцуй, будто никто не видит. Почему история с заявкой Львова-2022 превратилась в фарс

Александр Ткач объясняет почему Украина в ситуации с заявкой на Олимпиаду-2022 вела себя как плохой танцор – и проиграла во всех смыслах.

3 июля 2014, 09:40
3
Танцуй, будто никто не видит. Почему история с заявкой Львова-2022 превратилась в фарс

Александр Ткач объясняет почему Украина в ситуации с заявкой на Олимпиаду-2022 вела себя как плохой танцор – и проиграла во всех смыслах.

Жаловаться на положение дел в украинском спорте уже давно стало стыдно. Во-первых, потому что это банально – со второго предложения начинаешь повторять всем очевидные, сто раз сказанные и написанные слова. Во-вторых, сразу неизбежно натыкаешься на мысль «да ладно, какие там проблемы у спорта, когда в стране такое творится».

Тем не менее, завершенная уже, наконец-то, история с украинской заявкой на Олимпиаду-2022 стоит отдельного внимания. Даже если ее не отрефлексируем мы сами, когда-нибудь она войдет в иностранные учебники и гайдлайны о том, как при подаче заявки можно совершить все возможные ошибки. Это просто-напросто выдающийся случай, интересный кейс – речь в нем могла бы идти о Парагвае или Новой Зеландии, но, к сожалению, пойдет об Украине.

История с украинской заявкой на Олимпиаду-2022 войдет в иностранные учебники о том, как при подаче заявки совершить все возможные ошибки

Мы подали заявку тогда, когда не стоило этого делать.

Мы не сняли ее тогда, когда это нужно было сделать.

Мы сняли ее тогда, когда снимать ее уже не стоило.

Мы все сделали неправильно. Бежали, когда нужно было стоять, и стояли, когда нужно было бежать.

Делая все правильные, прописанные и вполне стандартные шаги в реалити-шоу «Танцуй ради Олимпиады», мы все время попадали мимо музыки, двигались не в такт и в итоге выглядели глупо. Так всегда бывает с теми, кто вышел на танцпол плохо подготовленным и не вполне понимает, зачем ему все это нужно.

Нам не стоило ввязываться в это изначально – но слишком велик был соблазн.

Масштабный проект вроде Олимпиады – идеальная возможность для современного политика. Спускай на ветер гигантские деньги, откладывай в собственный карман разлетающиеся банкноты – и получай за это не импичмент, а народную любовь, благодарность и лишний повод говорить о «покращенні». Это настолько выгодная сделка и настолько соблазнительная перспектива, что удержаться невозможно даже тогда, когда всем понятно: денег на проведение Игр нет, не было и не будет.

Делая все правильные, прописанные и вполне стандартные шаги в реалити-шоу «Танцуй ради Олимпиады», мы все время попадали мимо музыки

Украинская публика, разогретая Евро-2012 и перспективой Евробаскета-2015, а еще и заочной конкуренцией с Россией, которой достались Сочи-2014 и ЧМ-2018, тоже особо не возмущалась. Одни видели в этом «хоть что-то хорошее для украинского зимнего спорта», другие не считали нужным спорить с тем, что «само загнется», а остальные, кажется, вообще не были в курсе, что мы еще и на Зимнюю Олимпиаду претендуем. Тем временем, на подготовку и продвижение заявки запросили от 40 до 60 миллионов евро, а на проведение Игр, в случае чего, стали загибать пальцы в миллиардах евро. Пальцев одной руки не всегда хватало.

Нам стоило отказаться от идеи, когда Майдан в Киеве стал главной и единственной темой для обсуждения. И уж тем более стоило, когда стало ясно, что никакого «покращення» в ближайшие годы Украине не светит, а светит политический кризис. Пока оргкомитет Евробаскета-2015 в панике придумывал, как достроить баскетбольные арены, оргкомитет Львова-2022 браво рапортовал о своих наполеоновских планах. Снимались, спросив мнения своих жителей, куда более благополучные Мюнхен и Краков, но Львов оставался.

В декабре заявочный комитет Львова-2022 внес требуемые 150 тысяч долларов за право участия в гонке. В январе, когда на улице Грушевского пролилась первая кровь, он выбрал себе будущий логотип Игр. В феврале, когда Майдан превратился в театр боевых действий, министр спорта Равиль Сафиуллин продолжал заявлять, что «Игры-2022 дадут толчок для развития региона на 20-30 лет вперед», а Украина официально презентовала концепцию своей заявки.

Украинская публика, разогретая Евро-2012, перспективой Евробаскета и заочной конкуренцией с Россией, которой достались Сочи-2014 и ЧМ-2018, особо не возмущалась

С приходом новой власти признавать очевидное тоже не стали. Обещали «подумать и разобраться», но даже в мае продолжали заявлять, что приложат «все усилия, чтобы олимпийская мечта стала реальностью во Львове».

В кулуарах министерства объясняли – сниматься сейчас просто имиджево невыгодно. Деньги уже потрачены, концепция разработана – и раз уж Олимпиаду нам все равно не дадут, нужно хотя бы подольше помелькать на радарах. Нет смысла сниматься самим и убегать, раз приехали, лучше с честью уступить в решающем бою. Логика в этом, пусть и небезупречная, но была.

И стоило только-только поверить в эту логику, как она сразу изменила сама себе. Заявка Львова-2022 окончательно превратилась в фарс – хотя лучше бы она превратилась в тыкву.

Самое обидное в этом всем – что даже этих неловких танцев невпопад почти никто в мире не заметил. Весь этот цирк, стоимость которого для страны еще предстоит установить (но на десяток катков его точно хватило бы), так и остался внутренней историей. Историей, которая не способна ничему научить, но возможно хотя бы надолго отобьет у нас желание браться за такие прожекты, забывая соотнести себя с реальностью.

Фото: официальный сайт НОК Украины.

Другие посты блога

Все посты