Tribuna/Американский футбол/Блоги/Hail Mary/Хотите начать смотреть НФЛ, но ничего не понимаете? Тут вам все разложили по полочкам

Хотите начать смотреть НФЛ, но ничего не понимаете? Тут вам все разложили по полочкам

Гайд для чайников от блога «Hail Mary».

Блог — Hail Mary
Автор — awesome_ukr
15 августа 2020, 15:37
36
Хотите начать смотреть НФЛ, но ничего не понимаете? Тут вам все разложили по полочкам

От редакции: вы находитесь в блоге «Hail Mary» – главном блоге о НФЛ в Украине. Его автор уже не первый год держит нас в курсе всех новостей американского футбола. Поддержите его плюсами и комментариями.

***

Уже два года я занимаюсь освещением игр, событий и истории НФЛ. Я безгранично благодарен всем, кто читает мой блог, оставляет комментарии и создает наше крутое сообщество на Tribuna.com. Каждый раз я получал нереальный заряд мотивации продолжать заниматься этим делом, когда видел комментарии людей о том, что они начали смотреть американский футбол и выбрали любимую команду благодаря записям в этом блоге.

Учитывая постоянно расширяющуюся аудиторию и неоднократные запросы в комментариях, назрела необходимость сделать детальный пост о том, что из себя представляет американский футбол. Подобный пост был два года назад, но сейчас я понимаю, что его можно и нужно доработать и улучшить. Да и в лиге произошли кое-какие изменения. Так что за месяц до старта нового сезона НФЛ выкатываю дополненную и улучшенную версию своего гайда по американскому футболу.

Я постарался добавить максимум терминов, правил и особенностей, с которыми вы можете столкнуться при просмотре игр НФЛ. Но стоит помнить, что американский футбол настолько сложная и разнообразная игра, что описать абсолютно все практически невозможно. Поэтому, если этот гайд не ответит на какой-то из ваших вопросов, не стесняйтесь задать его в комментариях к этому или любому другому посту блога. Я всегда с удовольствием отвечу.

Также я по максимуму постарался проиллюстрировать игровые ситуации и термины видеозаписями из матчей НФЛ, чтобы вы могли наглядно посмотреть, что описывалось словами.

Да, и вы же понимаете, что это лонгрид, верно? Я вас предупредил. А теперь обо всем по порядку.

Базовые принципы

Поле

Начнем с самых азов, а именно – с поля. Главной единицей измерения расстояния в американском футболе является ярд (0,91 метра), так что все будет именно в ярдах. Длина поля составляет 100 ярдов, ширина – 53,3. В двух концах поля находятся зачетные зоны (end zones) длиной в 10 ярдов. То есть технически поле в длину 120 ярдов, но когда говорят «футбольное поле», подразумевают именно 100 ярдов. Прямо по центру на задней линии каждой из зачетных зон находятся ворота в виде рогатки. Расстояние от поля до перекладины – 3 метра, между штангами – 5,64 метра. Благодаря зачетным зонам и воротам в американском футболе зарабатывают очки.

Само поле по всей ширине расчерчено линиями через каждые 5 ярдов. Через каждые 10 ярдов от зачетной зоны и до середины поля линии отмечены числами от 10 до 50. Затем отсчет идет в убывающей последовательности. По центру поля и по его бокам есть маленькие засечки, отмечающие каждый ярд. Они цифрами не подписываются. Эти линии и засечки нужны, чтобы помогать ориентироваться арбитрам и игрокам, поскольку 10 ярдов – это сакральное число для американского футбола и ниже вы поймете почему.

Также в американском футболе есть такое понятие как «свои» и «чужие» ярды. Здесь все просто – когда команда находится на своей половине поля, говорят, что она на своих ярдах. Когда переходит середину поля и попадает на половину соперника – она находится на чужих ярдах. Хотя обычно комментаторы все упрощают и просто называют ярды вместе с командой. Например, «мяч на 18 ярдах «Атланты».

Составы команд

Каждая команда НФЛ имеет в своей активной заявке на сезон 53 футболиста. Этот состав называется ростер (roster). Лимит в 53 человека нельзя превышать ни при каких условиях. Если игрок получает тяжелую травму, которая выводит его из строя на долгое время, то команда может переместить его в список травмированных (injured reserve, IR). Тогда место в активном ростере становится свободным и его может занять здоровый игрок. Здоровых игроков берут либо с рынка свободных агентов, либо из тренировочного состава (practice squad). Это игроки, которые принимают участие в тренировках команды, но не могут быть заявлены на официальную игру. Также команда может просто отчислить игрока из команды (waive), освободив место под нового футболиста. А еще команды могут обмениваться футболистами, но эта опция доступна только в первой половине сезона.

Что касается непосредственно матчей, то команда может заявить 46 из 53 игроков, которые делятся на три группы – нападение (offense), защита (defense) и спецбригада (special team). На поле одновременно находится по 11 игроков от каждой команды. Количество замен не ограничено, поэтому тренеры могут свободно менять составы между розыгрышами, выпуская чуть ли не всех новых 11 футболистов.

Игровое время

Матч состоит из 4-х четвертей по 15 минут. Время в американском футболе гибридное. Оно может как ставиться на паузу (как в хоккее или баскетболе), так и продолжать идти (как в европейском футболе). Хотя последнее случается гораздо реже. Время не ставится на паузу только в том случае, когда игрока с мячом остановили в пределах поля. Во всех остальных случаях после завершения розыгрыша время останавливается.

В конце второй и четвертой четвертей есть так называемое двухминутное предупреждение (two minute warning). Когда до конца этих четвертей остается 2 минуты, время останавливается независимо от того, что произошло на поле. Также матч может прерываться на коммерческие тайм-ауты и тайм-ауты, которые берут главные тренеры. У каждой команды есть 6 тайм-аутов. Разделены они пополам. 3 тайм-аута можно взять в первой половине игры, 3 – во второй.

Между второй и третьей четвертью проходит большой перерыв. Длится он приблизительно 12 минут. Между остальными четвертями паузы символические и длятся пару минут. Несмотря на то, что чистого игрового времени в американском футболе всего час, готовьтесь к тому, что, учитывая все паузы и остановки, просмотр матча займет у вас около 3 часов.

Цель и процесс игры

Кеперь к самому важному из основ. Главная цель американского футбола – набрать больше очков, чем твой соперник. Для этого нападение должно занести мяч в зачетную зону и сделать тачдаун, а защита – любой ценой им помешать. Хотя способов набрать очки довольно много и о них я расскажу чуть ниже.

Практически любая атака (кроме частных случаев) начинается с того, что защищающаяся команда выбивает мяч на половину поля атакующей. Дальше есть два варианта. Если мяч улетает в зачетную зону и его не ловит игрок – атакующая команда стартует со своих 25 ярдов. Если же игрок ловит мяч и начинает с ним бежать, то атака начнется с того места, где его остановят. Теоретически, этого может и не произойти, так что атакующая команда может набрать очки буквально за 10-15 секунд. Хотя обычно им все же приходится проводить полноценную атаку.

Атака команды называется драйв (drive). Драйв состоит из розыгрышей (plays). Главная задача на каждом розыгрыше – пройти как можно большее расстояние. Для этого атакующие могут побежать вперед с мячом в руках или же бросить его вперед по воздуху. Также атакующим разрешено неограниченное количество раз отбрасывать мяч бегущим сзади партнерам, а вот вперед мяч можно бросить только один раз за розыгрыш.

У атакующих есть 4 попытки (дауна, от англ. down), чтобы пройти 10 ярдов. Если им это удается – отсчет даунов начинается с первого. Если нет – мяч переходит сопернику. Если команда использовала четвертый даун и не прошла 10 ярдов, то соперник получит мяч в том месте, где остановилась атака. Обычно команды так не рискуют, на четвертом дауне пробивают пант (punt) – специальный удар, главной целью которого является выбить мяч как можно дальше на территорию соперника. Иногда команда может разыграть фэйковый пант, чтобы набрать необходимые ярды. Но это рискованный ход, который применяют в исключительных случаях. После панта право на атаку переходит другой команде.

Отдельно остановлюсь на том, при каких условиях игрок с мячом считается остановленным. Розыгрыш атаки заканчивается, если игрок с мячом:

– выбежал за пределы поля;

– коснулся газона любой частью тела, кроме ступней и ладоней, после контакта с игроком соперника;

– потерял все шансы продвинуться вперед с мячом (этот момент фиксируют арбитры).

Небольшая ремарка ко второму пункту. Если игрок, например, поскользнулся и упал на газон, но до него не дотронулся игрок соперника, то нападающий может снова встать на ноги и продолжить бежать вперед с мячом.

Подводя итоги основ, главная цель нападения – не потерять мяч и дойти до зачетной зоны. Главная цель защиты – вынудить атакующих пробить пант или отобрать у них мяч.

И еще немножечко про овертаймы. Если по истечении основного времени счет в матче равный, то играется 10-минутный овертайм. Если какой-то из команд в овертайме удается занести тачдаун на первом же драйве – она побеждает. Если обе команды с этой задачей не справились, то победит тот, кто первым наберет очки. Если за 10 минут ни одной команде не удается набрать очки, то фиксируется ничья. Но бывает это крайне редко. В плей-офф овертаймы играются до победного.

Как заработать очки

В американском футболе очки могут набирать и атака, и защита. И вот каким образом.

Тачдаун (touchdown) (6 очков) – самое ценное действие в американском футболе и главная цель атаки. Для тачдауна нужно занести или поймать мяч в зачетной зоне. В случае с заносом мяча в зону самому игроку не обязательно забегать в нее. Достаточно, чтобы мяч в руке игрока пересек линию зачетной зоны. Если игрок ловит мяч в зачетной зоне, то он обязательно должен поставить в ней обе ноги. Если при приземлении одна нога заступает за пределы зачетной зоны – тачдауна нет.

Экстра-поинт (extra point) (1 очко) – сразу после того, как команда занесла тачдаун, она получает право на пробитие экстра-поинта. Чтобы набрать очки, нужно забить мяч в ворота с 15-ярдовой отметки. Если команде это удается – она получает 1 очко.

Двухочковая реализация (two-point conversion) (2 очка) – также после тачдауна команда может вместо пробития экстра-поинта разыграть двухочковую реализацию. Для этого ей нужно занести еще один тачдаун с отметки в 2 ярда. Попытка всего одна. Если она провалилась – вместо двух очков команда получает ноль. Остается 6, которые были засчитаны за тачдаун. Чаще всего двухочковую реализацию применяют команды, которым нужно сократить минимальное отставание в конце игры.

Филдгол (field goal) (3 очка) – если команде не удалось занести тачдаун, но расстояние до зачетной зоны не слишком большое, она может пробить филдгол. Чтобы заработать очки, нужно забить мяч в ворота с того места, на котором остановилась атака команды. Если это удается – команда получает 3 очка. Если нет – соперник начнет свою атаку с того места, с которого пробивался филдгол. Обычно приемлемое расстояние для пробития филдгола начинается с 40 ярдов. Но бывали случаи, когда забивали и с более дальних расстояний.

Сэйфти (safety) (2 очка) – способ, которым очки может заработать защита. Если игроку защиты удается свалить игрока нападения с мячом в его зачетной зоне, то защищающейся команде начисляют 2 очка. Сэйфти также засчитывается, если игрок нападения совершает фол в своей зачетной зоне.

Двухочковая реализация защиты (two-point defense conversion) (2 очка) – самый редкий способ набрать очки, который появился в НФЛ только в 2015-м. Если во время пробития экстра-поинта или розыгрыша двухочковой реализации защите удается завладеть мячом и добежать с ним до зачетной зоны соперника – они получают 2 очка.

Позиции на поле

Все позиции на поле делятся на три группы – нападение, защита и спецбригада. Рассмотрим каждую детально.

Нападение (Offense)

Квотербек (Quarterback, QB) – в 99% случаев – главная звезда и неоспоримый лидер команды. Чаше всего именно этот парень ответственен за успешность атак. Квотербек, совместно с тренером, выбирает схему, по которой будет атаковать команда, а потом реализует эту схему на поле. Получив мяч, квотербек может передать его партнеру по команде из рук в руки, бросить пас или побежать с мячом самому. Успешный квотербек должен обладать огромным набором качеств, но ключевые из них – скорость принятия решений и точность броска. У квотербека зачастую есть не более пяти секунд, чтобы оценить ситуацию на поле, принять решение и бросить пас. И очень редко квотербек бросает пас стоящему игроку. Чаще всего пасы бросаются на ход, так что нужно рассчитать в какое именно место на поле бросить мяч, чтобы его поймал бегущий игрок. В общем, квотербек – невероятно сложная и ответственная позиция. Поэтому этих ребят безумно ценят и обычно именно они получают самые большие деньги в команде.

Уайд ресивер (Wide Receiver, WR) – главная цель для пасов квотербека. Чаще всего на поле находится три ресивера. Двое занимают места на флангах, а один становится ближе к центру поля в так называемый слот. Их так и называют – слот-ресиверы. Ресивер должен пробежать маршрут (route), в процессе которого ему нужно избавиться от опеки защитника и принять мяч. После приема мяча ресиверу нужно пробежать максимальное расстояние, прежде чем его остановят. Ключевые характеристики для ресивера – скорость, ловкость и, как бы тупо это не прозвучало, способность поймать мяч (фанаты «Филадельфии» могут рассказать вам об этом более подробно).

Тайт-энд (Tight End, TE) – увеличенная версия ресивера. Тайт-энды более мощные и рослые, чем ресиверы, но и более медленные. Они также могут пробегать маршруты и открываться под пасы, но чаще их используют в качестве блокировщиков, которые пробивают дорогу для игрока с мячом. По-настоящему хороший тайт-энд одинаково успешно справляется и с пасами, и с блоками. Обычно на поле один тайт-энд, но могут находиться и двое. В исключительных случаях – трое.

Раннингбек (Running back, RB) – игрок, который чаще всего получает мяч из рук в руки от квотербека и затем бежит с ним вперед. Находится сразу за квотербеком или сбоку от него. Хотя в последнее время позиция эволюционировала и некоторые раннингбеки вполне могут выступать в роли дополнительного ресивера. Раннингбек старается найти брешь в защитной линии соперника и прошмыгнуть в нее. Одни раннингбеки являются этаким пушечным ядром, тупо влетают в защитников, пытаясь их протаранить, другие – делают ставку на ловкость, пытаясь обмануть соперника и уйти от контакта с ним. Раннингбеков используют в ситуациях, когда команде нужно гарантированно набрать несколько ярдов. Обычно они проходят по 4-5 ярдов за попытку, хотя при хорошо разыгранной комбинации могут пробежать и через все поле. На поле находится один раннингбек. Иногда – двое.

Фуллбек (Fullback, FB) – позиция, которая постепенно исчезает в современном футболе. Фуллбек располагается перед раннингбеком и является для него ледоколом. Фуллбек расчищает путь для раннигбека, старается максимально долго блокировать игроков соперника, которые пытаются добраться до раннигбека. Иногда фуллбек может получить мяч и побежать с ним вперед, но происходит это довольно редко.

Центр (Center, C) – этот игрок стоит в центре линии, защищающей квотербека, и начинает каждый розыгрыш, отбрасывая мяч назад квотербеку. После начала розыгрыша центр может либо остаться на месте и блокировать защитников, пытающихся прорваться к квотербеку, либо пойти вперед, выталкивая защитников в сторону, и открывая брешь для прорыва раннингбека. Ключевыми для центра являются сила и размеры. Потому что, чем больше шкаф – тем труднее его сдвинуть в сторону.

Гард (Guard, G) – главная задача позиции заложена в ее название. Это стражи квотербека, которые должны дать ему максимум времени на принятие решения и розыгрыш комбинации. В идеале – они вообще не должны дать сопернику ни шанса добраться до квотербека. Гардов на поле двое и они стоят по бокам от центра. В зависимости от стороны их делят на левого и правого. После розыгрыша мяча они отходят назад и немного в сторону, формируя вокруг квотербека так называемый «карман» (pocket). Из этого «кармана» квотербек и выполняет пасы. Ключевые характеристики для гардов аналогичны позиции центра.

Оффенсив тэкл (Offensive Tackle, OT) – эти ребята стоят по краям защитной линии квотербека. Их, как и гардов, двое и они тоже защищают квотербека. Но также могут агрессивно пойти вперед, продавливая защиту соперника, чтобы дать пространство раннингбеку или ресиверу. Тэклы тоже делятся на левого и правого, и более ценным из них считается левый. Он защищает слепую зону квотербека, то есть оберегает его от опасности, которую тот просто не видит. Если левый тэкл не справится со своей задачей, то квотербеку будет не очень сладко, вплоть до получения серьезной травмы.

Центр, гарды и тэклы объединяются в одну группу – лайнмены нападения (offensive linemen) или, как их еще называют, линию нападения (offensive line). Эти ребята редко становятся героями хайлайтов и нарезок на ютубе, но их значимость на поле невозможно переоценить. Если у команды нет нормальных лайнменов – она никогда не добьется успеха.

Защита (Defense)

Дифенсив тэкл (Defensive Tackle, DT) – самые большие ребята защиты. Они стоят напротив центра, их главная задача – продавить соперника и добраться до квотербека. Также они должны поймать и остановить раннингбека, если тот попробует пробежать мимо них. Тэклов обычно двое, но есть схемы и с одним тэклом. Его называют ноуз-тэклом (Nose tackle, NT).

Дифенсив энд (Defensive End, DE) – не менее крупные ребята, которые при этом обладают взрывной скоростью. Это охотники на квотербеков. Их главная и единственная задача – добраться до квотербека и оторвать ему голову. Окей, голову можно не отрывать, но на газон завалить нужно обязательно. На поле их двое и они стоят по бокам от дифенсив тэклов.

Тэклы и энды объединяются в группу лайнменов защиты (defensive linemen) или линию защиты (defensive line).

Лайнбекер (Linebacker, LB) – центральная зона защиты. Лайнбекеры стоят за линией защиты и выполняют огромное количество задач. Они могут пойти в прорыв и попытаться завалить квотербека. Могут выдвинуться к линии и ловить раннингбека. Могут остаться в зоне и прикрывать ее от пасов на ресиверов. Это самые универсальные и умные игроки защиты. И атлетичные, поскольку им нужно соблюдать баланс между силой и скоростью. Чаще всего лайнбекеров трое, но число варьируется от одного до четырех. Лайнбекеров делят на аутсайд (outside linebacker, OLB) и миддл (middle linebacker, MLB) лайнбекеров. Аутсайды стоят ближе к краю поля, а миддл – в центре. Аутсайды также могут подменять по позиции дифенсив эндов и выполнять их функции.

Корнербек (Cornerback, CB) – самые быстрые игроки защиты. Их главная задача на поле – помешать ресиверам принять пас. В идеале – перехватить мяч. Обычно они играют персонально против своего ресивера и на поле располагаются как раз напротив них. Корнеров всегда как минимум двое, их количество может возрастать до четырех (в зависимости от игровой схемы).

Сэйфти (Safety, S) – последняя линия обороны. Если нападению удается пройти сэйфти, то это практически гарантированный тачдаун. Сэйфти находится ближе всех к зачетной зоне и должен подчищать огрехи своих партнеров. Если корнер проспал своего ресивера – его страхует сэйфти. Если лайнбекер прозевал раннингбека – его тоже страхует сэйфти. Самих сэйфти делят на две группы – фри сэйфти (Free safety, FS) и стронг сэйфти (Strong safety, SS). Первый – более скоростной и мобильный, который перекрывает ресиверов и помогает корнерам в защите от пасов. Второй – более мощный и чаще выдвигается на помощь лайнбекерам. На поле находится один или два сэйфти, в зависимости от игровой схемы.

Корнербеки и сэйфти объединяются в группу под названием сэкондери (secondary), то есть вторая линия защиты. Также можно встретить такое понятие как дифенсив бэк (defensive back, DB). Обычно так называют игроков, которые одинаково успешно могут сыграть как корнербека, так и сэйфти. Иногда этот термин используют как синоним к сэкондери.

Специальные позиции (Special Team)

Кикер (Kicker, K) – кикер выполняет практически все удары по мячу. Он пробивает филдголы, экстра поинты и стартовые кик-оффы. Как не трудно догадаться, главное требование к кикеру – умение сильно и точно бить по мячу. Хоть эти ребята проводят на поле не очень много времени, на результат влияют ничуть не меньше атаки или защиты. Они могут как принести победу на последних секундах, так и разрушить все старания команды. Так что это весьма ответственная и стрессовая позиция.

Пантер (Punter, P) – пантер пробивает панты, о которых я уже говорил выше. Требования аналогичны к кикеру, только если кикер бьет по мячу, стоящему на газоне, то пантер выбивает мяч с рук, как вратарь в европейском футболе. Пантеры также могут использоваться при розыгрыше обманных комбинаций и превращаться в квотербека, бросающего пасы, либо же могут побежать с мячом сами и набрать нужный ярд или два. Хотя это рискованно, команда должна четко взвесить все за и против, прежде чем делать такое.

Кик ритернер (Kick returner, KR) и Пант ритернер (Punt returner, PR) – схожие позиции, выполняющие практически одинаковые функции. Ритернеры должны поймать мяч после кик-оффа или панта, а потом пробежать с ним максимальное расстояние. Обычно в роли ритернеров выступают резервные ресиверы и раннингбеки.

Лонг снэппер (Long snapper, LS) – как и фуллбек, постепенно отмирающая позиция. Лонг снэппер занимает место центра при пробитии филдголов и пантов. Его главное качество – умение точно отбросить мяч на более дальнее расстояние, чем это делает центр. Далеко не все команды готовы выделять под игрока место в ростере только из-за этого умения. Но снэпперы по-прежнему есть в лиге, так что их стоило упомянуть.

Основные термины игры

В американском футболе довольно обширная терминология. Практически для каждого действия есть свое название. Всю терминологию учить нет смысла, но самые важные понятия для комфортного просмотра игры необходимо знать.

Тэкл (Tackle) – силовой прием, с помощью которого защитник останавливает продвижение нападающего с мячом.

Тэкл с потерей ярдов (Tackle for loss) – все тот же силовой прием, но при этом защитнику удается остановить нападающего до того, как тот наберет хоть один ярд. Чаще всего случается, когда защитник прорывается сквозь линию нападения и сваливает раннингбека с мячом.

Сэк (Sack) – ситуация, при которой защитнику удается свалить квотербека на газон до того, как тот бросит пас или избавится от мяча.

Блиц (Blitz) – тактическая схема защиты, при которой максимальное количество защитников идет в прорыв, пытаясь продавить линию нападения и свалить квотербека.

Снэп (Snap) – с него начинается каждый розыгрыш. Когда центр отбрасывается мяч квотербеку – это снэп.

Линия скриммиджа (Line of scrimmage) – воображаемая линия, разделяющая две команды и на которой лежит мяч перед началом розыгрыша.

Перехват (Interception или Pick) – ситуация, при которой защитнику удается поймать летящий мяч до того, как его поймает игрок нападения или он упадет на газон. Поэтому иногда случаются и вот такие перехваты. После перехвата защитник может пробежать с мячом определенное расстояние и заработать для своего нападения более выгодное положение для старта атаки. Также защитник может добежать до зачетной зоны, занеся тачдаун. Такой перехват называют пик-сикс (pick-6).

Сбитый пас (Pass deflection или Pass defended) – ситуация, при которой защитнику удается сбить рукой на газон летящий мяч или заблокировать его полет своим корпусом, чтобы не дать поймать его игроку нападения.

Незавершенный пас (Incomplete pass) – если квотербек бросил пас, после которого мяч не был пойман игроком нападения и упал на газон или улетел за пределы поля – фиксируется незавершенный пас. Нападение при этом теряет один даун.

Фамбл (Fumble) – потеря мяча игроком. Если игрок получил мяч, прошел с ним какое-то расстояние, а потом в результате силового приема, контакта или по любой другой причине выронил его на газон – это фамбл. После фамбла мяч считается свободным и команды должны забрать его себе. Если первым это делает нападение, то атака продолжится с того места, на котором случился подхват мяча. Если первыми успеют защитники – право на атаку перейдет их команде, она начнется с того места, на котором защита подхватила мяч. Также после фамбла вполне можно занести тачдаун. Важно отметить, что если игрок поймал мяч и в него сразу врезался защитник, из-за чего игрок нападения выронил мяч, то фамбл не фиксируется. Фиксируется незавершенный пас. Также есть такое понятие как вынужденный фамбл (forced fumble). Им называют те ситуации, при которых защитник выбивает мяч из рук нападающего.

Арбитраж и правила игры

Многим непосвященным кажется, что американский футбол – это веселое месиво без особых правил, в котором в соперника можно влететь с двух ног. К сожалению (или к счастью), это не так. Правил в американском футболе выше крыши, в их трактовке иногда путаются даже арбитры, чего уж про фанатов говорить. Вот как раз с арбитров и начнем.

Каждый матч обслуживает бригада из семи арбитров (officials). Фанаты называют их «зебрами», потому что они носят форму в черно-белую полоску. Каждый арбитр имеет на поле свою позицию и свою зону ответственности, в которой он следит за соблюдением правил. Если арбитр фиксирует нарушение, он выбрасывает на поле желтый флажок. Игра при этом не останавливается. Только когда розыгрыш закончен, главный арбитр выходит на центр поля и объявляет, какое нарушение и с чьей стороны (атаки или защиты) они зафиксировали. Пострадавшая сторона имеет право отказаться от нарушения, если розыгрыш в итоге принес им больше пользы, чем фол. Например, защита сделала фол на розыгрыше, на котором атака занесла тачдаун. При таком раскладе атака откажется от фиксации фола и попросит засчитать им тачдаун.

Решения арбитров могут оспаривать главные тренеры команд. Для этого у них есть челлендж (challenge). Если тренер считает, что арбитр ошибся, зафиксировав нарушение, или наоборот проспал его, он выбрасывает на поле красный флажок. Тогда арбитры пересматривают повтор эпизода. Если арбитр действительно ошибся, то решение меняют. Если же арбитр был прав, то команда, потребовавшая пересмотра эпизода, теряет один тайм-аут. За игру тренер может лишь дважды воспользоваться челленджем, поэтому ими дорожат и берегут для решающих моментов.

В американском футболе есть и свой аналог VAR. Специальный арбитр в ложе прессы смотрит спорные эпизоды, и в случае необходимости посылает сигнал главному арбитру, что ему стоит посмотреть повтор того или иного эпизода. Пересмотреть можно не каждый эпизод игры, но все ключевые решения видеоповторы покрывают.

Основные нарушения правил и наказания

За нарушение правил в американском футболе наказывают ярдами. Если фолит атака – их отодвигают от зачетной зоны соперника на определенное количество ярдов. Если фолит защита – атака наоборот приближается к зачетной зоне. Если защитник фолит в своей зачетной зоне, то мяч устанавливается в ярде от зачетной зоны, независимо от типа нарушения.

За некоторые типы нарушений игрока могут удалить с поля, а потом еще постфактум впаять дисквалификацию на несколько матчей. Как вы понимаете, это очень серьезные нарушения вроде драки или попытки умышленно травмировать соперника. Уточню, что если игрока дисквалифицировали до конца игры, то это не значит, что оставшийся матч его команда проведет на поле вдесятером, как в европейском футболе. Игра продолжится в формате 11-на-11, просто тренер не сможет использовать дисквалифицированного игрока.

Также за некоторые фолы защиты нападение может получать автоматический первый даун, даже если они не прошли 10 ярдов с учетом фола. Рассмотрим самые частые нарушения правил и наказания за них.

Захват за маску (Face mask) – думаю, понятно и без объяснения. Если футболист схватил соперника за маску шлема – это фол. Наказывается 15 ярдами.

Задержка (Holding) – фиксируется, если игрок держит или тянет руками соперника без мяча. Чаще всего ею грешат лайнмены нападения. В футболе разрешено отталкивать своего соперника ладонями, но ни в коем случае не держать его за корпус или руки. Если задержку делает игрок нападения – это 10 ярдов наказания. Если защитник – 5 ярдов и автоматический первый даун для нападения.

Помеха пасу (Pass interference) – фиксируется, если защитник совершает физический контакт с нападающим до того, как тот поймал мяч. Если защитник умышленно толкает нападающего, тянет его, пытается ударить по рукам или сбить его с траектории движения – это фол. Но! Если защитник сам пытался поймать мяч и при этом врезался в нападающего или совершил любой другой физический контакт – фола нет. Главное при определении нарушения – умышленность контакта. Также игрокам разрешено толкаться и совершать физический контакт в зоне пяти ярдов от места розыгрыша мяча. Там помеха пасу не фиксируется. Помеху пасу может совершить и нападающий. Чаще всего это происходит, когда он пытается рукой оттолкнуть от себя защитника. Наказания за помеху пасу разные. Для атаки – это 10 ярдов. Если фолит защита, то мяч переносится в место совершения фола. То есть это могут быть и 30, и 40 ярдов, и даже больше.

Атака пасующего (Roughing the passer) – фиксируется, если защитник врезается в квотербека, который уже бросил пас или избавился от мяча. Также атаку пасующего могут зафиксировать, если защитник умышленно задел рукой квотербека, например, ударил его по маске или в область шеи. Наказывается 15 ярдами и автоматическим первым дауном.

Атака кикера/снэппера (Roughing the kicker/snapper) – аналогичное предыдущему нарушение, только здесь страдает не квотербек, а кикер или снэппер. Если кикер уже нанес удар по мячу и после этого в него умышленно врезается защитник – это фол. В случае со снэппером, фол фиксируется, если защитник атаковал его до того, как снэппер восстановил баланс и встал в позицию, которая позволит ему защитить себя. Наказывается 15 ярдами и автоматическим первым дауном.

Вбегание в кикера (Running into the kicker) – условия для фиксации фола идентичны тем, что и при атаке кикера, но с одним существенным отличием – вбегание фиксируется, если защитник врезался в кикера случайно, и у него не было возможности затормозить или избежать контакта. Наказывается 5 ярдами.

Таргетинг (Targeting) – умышленное нанесение удара сопернику верхушкой шлема. Если игрок наклоняет голову и использует свой шлем, как оружие – это фол. И очень серьезный фол. Он наказывается 15 ярдами и удалением игрока, который его совершил. Правило защищает как потенциальных жертв (получить по любой части тела шлемом – сомнительное удовольствие, уж поверьте), так и агрессоров, ибо неудачно проведенный прием может привести к серьезной травме шеи или позвоночника (см. Райан Шазир). Подвидом этого нарушения является удар шлем-в-шлем (helmet-to-helmet contact). Наказывается оно аналогично и также может привести к дисквалификации нарушителя.

Неоправданная жестокость (Unnecessary roughness) – фиксируется, если игрок применяет силу к сопернику тогда, когда игра этого не требовала. Например, если соперник уже выбежал за пределы поля или находится далеко от эпизода игры и не принимает в нем участия. Является подвидом неспортивного поведения и наказывается 15 ярдами.

Неспортивное поведение (Unsportsmanlike conduct) – тут, думаю, тоже понятно. Если игрок позволяет себе говорить слишком много не очень хороших вещей или совершает на поле действия, направленные на насмешку или унижение соперника, то фиксируется неспортивное поведение. Если игрок устроит махач, то это тоже попадает под категорию неспортивного поведения, хотя технически это будет считаться персональным фолом (personal foul). Раньше под категорию неспортивного поведения попадали даже такие безобидные вещи, как танцы после тачдауна в качестве празднования, из-за чего NFL расшифровывали как No Fun League, но сейчас правило немного смягчили. И кстати, несмотря на наличие этого правила, трэшток на поле в НФЛ – святое. Просто нужно не выходить за берега. Наказывается неспортивное поведение 15 ярдами. За особо тяжелые случаи, как, к примеру, драка – нарушителя удаляют с поля.

Блок в спину (Block in the back) – фиксируется, если игрок толкает в спину соперника, который не владеет мячом. Наказывается 10 ярдами.

Задержка игры (Delay of the game) – фиксируется, если нападение не успевает ввести мяч в игру за отведенное для этого время. Наказывается 5 ярдами.

Захват за шиворот (Horse-collar tackle) – фиксируется, если защитник при попытке остановить нападающего хватает того сзади за футболку или защитный каркас в районе шеи и тянет на себя или вниз. Наказывается 15 ярдами.

Тычок руками в лицо (Illegal hands to the face) – чаще всего на этом попадаются лайнмены нападения. Если игрок толкает или бьет рукой соперника в шлем или маску – это фол. Наказывается 10 ярдами, если сфолило нападение, и 5 ярдами с автоматическим первым дауном, если сфолила защита.

Как устроена НФЛ

И напоследок поговорим об устройстве лиги. В НФЛ играет 32 команды, которые поровну разделены на две конференции – Национальную (NFC) и Американскую (AFC). Внутри каждой конференции команды также поровну разделены на 4 дивизиона, названные по географическому принципу – Север, Восток, Юг и Запад.

Регулярный сезон НФЛ состоит из 17 игровых недель, на протяжении которых каждая команда играет 16 игр. Разница в количестве матчей и недель объясняется тем, что у каждой команды есть неделя отдыха (bye week), на которой она не проводит матч регулярного сезона. 8 игр сезона команда проводит дома и 8 на выезде.

В НФЛ нет системы начисления очков, а места в турнирной таблице распределяются по количеству побед. При равенстве побед в силу вступают дополнительные показатели, которых очень много. Но самым главным из них является личная встреча. Кто выиграл в очном матче – тот и получает место выше. Нужно отметить один важный момент. При распределении мест в турнирной таблице конференции, первые 4 места всегда будут распределяться между победителями дивизионов. То есть если одна команда выиграет свой дивизион, одержав 9 побед, а команда из другого дивизиона одержит 11 побед, но займет в нем второе место – она будет находиться в таблице конференции ниже, даже несмотря на большее количество побед.

Кстати, еще один термин вам на заметку. Количество побед и поражений команды в сезоне называется рекордом (record). Он записывается в виде двух цифр, написанных через дефис. Например, рекорд 13-3 означает, что команда выиграла 13 матчей и проиграла 3.

После регулярного сезона начинается плей-офф. С этого сезона в нем произойдут изменения. В плей-офф теперь попадает 7 команд (раньше было 6). Это 4 победителя дивизионов и 3 лучшие команды из остальных. Победитель регулярного сезона, то есть команда, которая заняла первое место в турнирной таблице конференции, пропускает первый раунд плей-офф, который называется wild card. Остальные команды играют по принципу «лучшая с худшей». То есть второе место играет с седьмым, третье – с шестым и четвертое с пятым. Победители этих матчей выходят в следующий раунд, который называется «дивизионный» (divisional round). В нем начинает свое участие в плей-офф победитель регулярного сезона, и он сыграет с худшей командой, которая пробилась в этот раунд. То есть если в дивизионный раунд вышли вторая, четвертая и шестая команды – победитель играет с шестой. Оставшиеся команды играют между собой. Победители пар выходят в финал конференции (conference final). Победитель финала конференции получает титул чемпиона конференции и отправляется в главное спортивное событие года в США – Супербоул (Super Bowl).

Очень важное уточнение – все стадии плей-офф состоят из одного матча. Никаких серий и ответных игр. Права на ошибку нет. Проиграл – на выход. Из-за этого правила плей-офф всегда превращается в отдельную историю, не имеющую ничего общего с регулярным сезоном. Чемпион регулярки запросто может вылететь после первого же матча (как «Балтимор» в прошлом сезоне), а андердог, в последний момент запрыгнувший в плей-офф, может вынести всех и выиграть Супербоул (как «Грин-Бэй» в сезоне-2010). В завершении стоит добавить, что преимуществом домашнего поля в плей-офф владеет команда, закончившая регулярный сезон на более высоком месте, а город проведения Супербоула всегда определяется заранее. Уже расписаны места проведения Супербоула вплоть до 2024 года. Ближайший из них пройдет в Тампе, Флорида.

***

На этом все. Если вы вдруг немного испугались такого объема информации, то не стоит этого делать. Поверьте на слово – во время просмотра игры вы сами все поймете и полностью разберетесь во всех азах американского футбола, достаточных для его комфортного просмотра. 3-4 игры плюс базовые знания английского – и вы уже уверенный, так сказать, пользователь. И повторю свое вступление – если у вас остались какие-либо вопросы, то не стесняйтесь задать их в комментариях.

Новый сезон НФЛ стартует 11 сентября. Надеюсь, что вы будете следить за ним вместе со мной. Поверьте, будет интересно!

Фото: Getty Images, NFL

Другие посты блога

Все посты