Tribuna/Американский футбол/Блоги/Hail Mary/NFL Origins. Ice Bowl

NFL Origins. Ice Bowl

Рассказ о самом холодном матче в истории НФЛ

Блог — Hail Mary
Автор — awesome_ukr
24 октября 2019, 15:02
5
NFL Origins. Ice Bowl

Для НФЛ не существует плохой погоды. Этот постулат давно известен каждому фанату американского футбола. Матчи лиги играют и в проливной дождь, и в жуткую метель, и в непроглядный туман. Эта всепогодная традиция зародилась еще на заре лиги и в 1967 году она подарила миру один из самых известных и легендарных матчей в истории американского футбола – Ice Bowl.

В 1967-м НФЛ добавила в лигу 16 команду и ввела разделение на 4 дивизиона. Победители каждого из них выходили в плей-офф, в котором определялся чемпион НФЛ и участник Супербоула, появившегося годом ранее после соглашения с конкурирующей лигой АФЛ. По итогам сезона, до главного матча смогли добраться «Даллас Ковбойс» и «Грин-Бэй Пэкерс». Эти же команды встречались в чемпионском матче и годом ранее. Тогда триумфовали «Пэкерс», так что «ковбои» жаждали реванша.

Вплоть до 1975 года в НФЛ существовала политика, при которой место проведения чемпионского матча ротировалось между Восточной и Западной конференциями. Чемпионы конференций по очереди принимали у себя главный матч сезона. И в 1967 году была очередь Восточной конференции. Игра была запланирована на 31 декабря и это вызывало у лиги опасения. Грин-Бэй расположен на севере США и зимы там довольно холодные. Но в 1967-м зима была слишком холодной даже по меркам Грин-Бэй.

За день до игры комиссионер лиги Пит Розелл собрал совет исполнительных директоров и решил обсудить с ними целесообразность переноса матча на более поздний срок. Директора сказали, что во время игры ожидается температура -15 градусов и при ней вполне можно играть. Розеллу это не понравилось, поскольку годом ранее он обещал, что чемпионские матчи всегда будут играться в теплых городах. Он спросил можно ли отложить игру на понедельник, 1 января, но в ответ ему сказали, что в понедельник будет еще холоднее, поскольку на город надвигался холодный атмосферный фронт. Тогда Розелл согласился провести матч 31 декабря. Насколько же в лиге все были удивлены, когда оказалось, что атмосферный фронт добрался до города намного раньше, чем они ожидали, и он был намного холоднее, чем они ожидали.

В день матча температура в Грин-Бэй была -26 градусов. А если поднимался ветер, то температура чувствовалась как -38 градусов. Такого холода не выдерживали ни люди, ни техника. Многие игроки «Пэкерс» не смогли завести свои автомобили и добирались на матч как попало. К примеру, лайнбекер Дейв Робинсон попросил подбросить его на стадион проезжавшего мимо мотоциклиста. А сэйфти Вилли Вуд вызвал автомеханика, и пока тот пытался реанимировать автомобиль игрока, футболист в разговоре с ним сказал: «Сегодня слишком холодно, чтобы играть. Они отменят матч». Но матч не отменили.

Чтобы сделать грядущую игру еще более веселой, на стадионе «Пэкерс» будто специально вышла из строя система подогрева поля. Когда с газона утром убрали накрывавший его брезент, поле стало моментально замерзать и покрываться ледяной коркой. Чтобы хоть как-то спасти газон, сотрудники стадиона засыпали его тоннами сена. Некоторые игроки «Далласа» не верили в такие совпадения и подозревали, что функционеры «Грин-Бэй» умышленно выключили систему подогрева, чтобы усложнить им жизнь. Поле было бы тяжелым для всех, но местные игроки «Пэкерс» были адаптированы к таким условиям гораздо лучше, чем южане из Техаса.

Перед матчем и в его перерыве планировалось выступление университетского оркестра. Ни в первом случае, ни во втором, оркестр не сыграл. Во время репетиции на стадионе стало понятно, что играть будет невозможно. Духовые инструменты просто замерзли и не издавали никаких звуков, а их металлические части примерзали к губам музыкантов. Семь бедняг из оркестра даже были госпитализированы с гипотермией. С проблемой примерзания к металлу столкнулись и арбитры. Когда главный рефери Норм Шахтер дал сигнал к началу матча, свисток моментально примерз к его губам. После того, как Шахтеру удалось отодрать свисток вместе с кожей, кровь на губах сразу же замерзла, образовав плотную корку. Весь матч судейской бригаде пришлось руководить игрой, используя исключительно жесты и голосовые команды. Кстати, судьям перед матчем еще пришлось и раскошелиться. У них не было подходящей одежды для такого мороза, поэтому утром они пошли в ближайший магазин одежды, чтобы купить себе рукавицы, теплые наушники и теплое нательное белье.

Когда игроки «Далласа» вышли на разминку, им практически сразу пришлось уйти назад в раздевалку. От холодного воздуха их ноздри слипались, так что один из дружелюбных стюардов посоветовал им намазать внутри ноздрей вазелином.

Несмотря на экстремальный холод, тренера не особо заботились о сохранности своих игроков. Главный тренер «Пэкерс» Винс Ломбарди и тренер защиты «Ковбойс» Эрни Стаутнер запретили игрокам надевать перчатки. Последний сказал, что это «роскошь для маменькиных сынков» и он не потерпит в своей команде таких слабаков. И если игроки «Далласа» подчинились требованиям своего тренера, то «Пэкерс» пошли на хитрость. Темнокожие игроки тайком выпросили у одного из членов тренерского штаба перчатки коричневого цвета. Со стороны не было заметно, что они играют в перчатках. Белые игроки такого лайфхака, по понятным причинам, были лишены, но они придумали свой. До и после розыгрышей они засовывали руки себе в штаны, чтобы погреться. Ресивер «Далласа» Боб Хейс пошел еще дальше и не вынимал рук из штанов даже когда пробегал свои маршруты во время игры.

Матч стартовал в 13:05 по местному времени и прогнозируемо на поле доминировали хозяева. «Грин-Бэй» провел длинный первый драйв на 9 минут и занес тачдаун. Защита «Пэкерс» быстро вынудила «Даллас» пробить пант и на своем втором владении хозяева снова занесли тачдаун. «Даллас» на своем владении провел всего два дауна, после чего квотербек Дон Мередит бросил перехват и корнер хозяев Херб Аддерли вернул мяч на 32-ярдовую отметку «Ковбойс». Казалось, что это будет вынос техасцев в одну калитку.

За всю вторую четверть «Даллас» не набрал ни одного первого дауна, но заработал 10 очков. Защита «Ковбойс» сначала вернула фамбл квотербека «Пэкерс» Барта Старра для тачдауна, а затем спецбригада подобрала мяч после фамбла Вилли Вуда, который тот допустил при возврате панта. Тачдаун после этой потери гостям заработать не удалось, но они забили филдгол и ушли на перерыв с вполне приемлемым счетом 14:10.

Во второй половине игры солнце все больше уходило за горизонт и погружало стадион в тень, усиливая и без того невыносимый мороз. Температура опустилась до -29 градусов. В третьей четверти произошел еще один примечательный эпизод. Раннингбек «Далласа» Дэн Ривз во время одного из розыгрышей поскользнулся и со всего маху припечатался лицом об ледяной газон. После падения маска шлема отлетела и ударила футболиста по зубам. Поднявшись, Ривз в первую очередь осмотрел газон в поисках выбитых зубов. Их не было. Дэн вздохнул с облегчением и побежал к партнерам по команде. И пока раннингбек бежал, он обнаружил что два зуба пробили ему губу и застряли в ней. Из-за холода Ривз не почувствовал боли и не увидел кровотечения, потому что его не было – кровь моментально застыла. Неприятная травма, однако, не помешала Дэну стать героем «Далласа». В начале финальной четверти «Ковбойс» разыграли обманку и Ривз, убегая в правую сторону, неожиданно бросил пас на левую сторону поля, прямо в руки ресиверу Лэнсу Рентцелю. «Пэкерс» не ожидали такой комбинации и ресивер «Ковбойс» занес легкий тачдаун, не встретив сопротивления защитников. «Даллас» впервые в игре повел в счете – 14:17. «Грин-Бэй» на следующем владении мог сравнять счет, но промазал филдгол. «Ковбойс» попытались развить успех, однако, их квотербек поскользнулся на решающем третьем дауне и бросил пас в никуда. За 4:50 до конца игры «Пэкерс» получили мяч на своих 32 ярдах и начали то, что вошло в историю НФЛ под названием «The Drive».

Свое финальное владение «Грин-Бэй» начал под сильным ветром, при котором температура чувствовалась как -46 градусов. «Пэкерс» провели несколько успешных розыгрышей и прорвались на половину поля «Ковбойс». Затем квотербек Старр, по совету своего раннингбека Донни Андерсона, бросил два коротких паса по центру, которые позволили набрать 12 и 9 ярдов и дотащить мяч до 30-ярдовой отметки «Далласа». На следующем розыгрыше Старр бросил пас на фуллбека Чака Мерсина и тот добежал до 11-ярдовой отметки. Двумя следующими комбинациями «Пэкерс» приблизились сначала на 3-ярдовую отметку, а затем и на 1-ярдовую. Некоторые игроки «Далласа» даже подумали, что «Грин-Бэй» занес тачдаун и арбитры его не увидели. У хозяев было около 30 секунд и 4 дауна, чтобы вырвать победу.

Первых два дауна «Пэкерс» запороли. Раннингбек Андерсон дважды поскользнулся, чуть не выронив мяч, и не смог занести тачдаун. За 16 секунд до конца хозяева взяли тайм-аут и Старр пошел совещаться с тренером. Все ожидали, что «Грин-Бэй» разыграют пасовую комбинацию, потому что у них не оставалось тайм-аутов, а незавершенный пас остановил бы секундомер и позволил им пробить филдгол, который перевел бы игру в орвертайм. Но у квотербека была другая мысль. Старр сказал Ломбарди: «Тренер, лайнмены могут открыть брешь, но беки скользят. Я же могу резко броситься вперед». Ломбарди ответил: «Беги. И давай, к черту, выбираться отсюда!». Старр вернулся к игрокам и заказал им комбинацию «Brown right 31 Wedge». Согласно ней, два лайнмена должны были продавить дифенсив тэкла и открыть брешь для фуллбека. Но Старр не сказал, что вместо фуллбека побежит он. После снэпа правый гард и центр «Пэкерс» продавили левого дифенсив тэкла «Ковбойс», квотербек с мячом рванул в эту брешь и занес тачдаун. «Грин-Бэй» выиграл матч 21:17 и в рекордный, третий раз подряд стал чемпионом НФЛ.

После матча и победители, и проигравшие были полностью истощены как физически, так и морально. Некоторые игроки «Пэкерс» открыто плакали у себя в раздевалке. У всех игроков были обморожения различной тяжести, а у части игроков начали проявляться симптомы гриппа. Лайнбекер «Грин-Бэй» Рэй Нитшке отморозил ноги до такой степени, что у него отпали ногти, а дифенсив тэкл «Далласа» Боб Лилли повредил легкие из-за ледяного воздуха. Последствия обморожений с той игры у большинства игроков остались на всю жизнь.

Ice Bowl вошел в историю лиги как один из самых легендарных матчей. НФЛ сняла две документалки, посвященных этой игре, и включила ее в несколько серий тематических фильмов NFL Top 10. После оригинального матча как минимум три игры на «Ламбо Филд» претендовали на звание «Ice Bowl II», а матч между «Цинциннати» и «Сан-Диего» в январе 1982-го и вовсе был холоднее, если смотреть на показатель ощущаемой из-за ветра температуры, но ни один из них не может сравниться в легендарности с зарубой «Грин-Бэй» и «Далласа» 31 декабря 1967 года.

Другие посты блога

Все посты