Tribuna/Американский футбол/Блоги/Hail Mary/NFL Origins. Пэт Тиллмен – герой, которого предала Родина

NFL Origins. Пэт Тиллмен – герой, которого предала Родина

Трагичная история одного из главных патриотов в американском футболе

Блог — Hail Mary
Автор — awesome_ukr
11 сентября 2019, 13:51
NFL Origins. Пэт Тиллмен – герой, которого предала Родина

Сколько раз нам приходилось слышать фразу «спорт вне политики»? Слишком много, если честно. Мы привыкли, что спортсмены стараются всячески отмежовываться от любых острых тем и как мантру повторяют, что они не говорят о политике. Максимумом для людей спорта зачастую является выразить протест против каких-то социальных явлений, не более. Именно поэтому сэйфти «Аризоны» Пэт Тиллмен был уникальным человеком. В свое время, он не прикрылся «вне политики», а отказался от всего ради своей страны. И страна в ответ поступила как последняя сволочь.

Тиллмен был родом из Калифорнии и с раннего детства увлекся американским футболом. В своей школьной команде Пэт был одним из важнейших игроков и помог ей выиграть чемпионат штата. Поступив в Университет Аризоны, он продолжил свои занятия футболом и стал играть за университетскую команду на позиции лайнбекера. Несмотря на маленький рост для такой позиции (180 см), Тиллмен показывал блестящие результаты. За время университетской карьеры он становился лучшим защитником конференции и MVP своей команды. При этом, Тиллмен не забывал и про учебу. Он успешно окончил факультет маркетинга, попутно получив несколько академических наград.

Успешная карьера в университете помогла Пэту пробить себе дорогу в НФЛ. И ему даже не пришлось покидать Аризону. На драфте 1998 года его выбрали «Кардиналс». Тиллмену пришлось поменять позицию с лайнбекера на сэйфти, но переход прошел вполне успешно. В своем дебютном сезоне Пэт вышел в старте в 10 играх сезона, а два сезона спустя, в 2000-м, он побил рекорд команды по количеству тэклов (155). «Кардиналс» были полностью довольны своим сэйфти, а он был счастлив находиться в команде. Когда «Сент-Луис Рэмс» попробовали заманить Тиллмена к себе 9-миллионным контрактом, он отказался даже не раздумывая. Наверняка Пэт продолжил бы свое восхождение к звездам и стал бы одним из важнейших игроков для «Кардиналс», но 11 сентября 2001 года поменялось все.

США пережили один из самых мрачных дней в своей истории и Пэт Тиллмен решил, что он не может стоять в стороне. В 2002-м у сэйфти заканчивался контракт. «Аризона» предложила футболисту трехлетнее соглашение, по которому он заработал бы 3,6 млн долларов, но Тиллмен отказался. Отказался, потому что чувствовал обязанность посвятить себя своей стране. 31 мая 2002 года Пэт добровольцем записался в армию США.

Решение Тиллмена полностью поддержал его младший брат Кевин. Пэт и Кевин были очень дружны с самого детства, поэтому идти в армию тоже решили вместе. Кевин, как и Пэт, отказался от хороших перспектив в спорте. У него на руках был контракт с бейсбольным клубом «Кливленд Индианс», который Тиллмен-младший попросил аннулировать. Братья прошли 8-недельный интенсивный курс подготовки армейских рейнджеров после чего получили назначение во Второй батальон рейнджеров. Тиллмен со своим батальоном принял участие во вторжении в Ирак весной 2003-го и выполнил ряд боевых задач, после чего был передислоцирован в Афганистан.

22 апреля 2004 года американские рейнджеры, среди которых был Тиллмен, проводили совместное патрулирование с афганской милицией в провинции Хост неподалеку от афгано-пакистанской границы. Возле деревни Спера патруль попал в засаду. Три рейнджера получили ранения, но для одного из них они стали фатальными. Тиллмен погиб на месте боестолкновения Рейнджеры по радиосвязи доложили, что на них совершено нападение и один из них убит в перестрелке с врагом. И это было наглой ложью. Потому что Пэта Тиллмена застрелили свои же сослуживцы.

Расследование инцидента восстановило картину событий того дня. Из-за поломки одного из Хамви, отряд рейнджеров был вынужден разделиться на две группы. Первая группа, в которой был Тиллмен, двигалась впереди и преодолела каньон, когда услышала позади себя взрывы и автоматные очереди. Вторая группа рейнджеров попала в засаду. Тилммен с товарищами оставили свою технику и вернулись назад, чтобы обеспечить прикрытие сослуживцам, вырывавшимся из засады. Несмотря на то, что Тиллмен обозначил свою позицию как дружественную, солдаты в передовом Хамви второй группы приняли Пэта за врага и открыли по нему огонь. Тиллмен получил три пули в голову и не имел ни единого шанса выжить.

Самым мерзким в этой ситуации было то, что командование попыталось всеми силами замять правду о гибели Тиллмена. Армейские следователи знали об истинных обстоятельствах смерти Пэта уже на следующий день после инцидента и передали всю информацию высшему руководству армии. И те приняли решение лгать. Генерал Эбизайд подписал прошение о награждении Тиллмена Серебряной звездой и Пурпурным сердцем, а также посмертно присвоил ему звание капрала. Вышестоящий генерал-лейтенант МакКристал подписал приказы о присвоении этих наград, в сопроводительных документах которых была цитата «под разрушительным огнем противника». Награды были присвоены за 4 дня до церковной службы в память о Тиллмене, на которой его превозносили как героя, погибшего от рук врага во имя спасения своих сослуживцев. Службу, кстати, показывали по телевидению.

Сослуживцы же в это время сожгли бронежилет и униформу Пэта, чтобы скрыть факт смерти от дружественного огня. В своем стремлении замести следы они перешли все моральные границы и даже сожгли дневник погибшего, в котором он записывал свои мысли о войне в Афганистане. Участникам патруля, в котором погиб Тиллмен, приказали врать его семье о причинах смерти Пэта прямо на его похоронах и повторять официальную версию о смерти от пуль боевиков Талибана. Правду родители и жена Тиллмена узнали лишь спустя несколько недель.

Семья Пэта была возмущена и привлекла к этой истории большое внимание со стороны прессы. Армия США назначила официальное расследование инцидента с замалчиванием причин смерти Тиллмена, но как это часто бывает, все закончилось наказанием мелких сошек, назначенных козлами отпущения. Из рейнджеров были изгнаны солдаты, уничтожавшие улики, а вот генералы не понесли никакого наказания. Это «расследование» было раскритиковано Конгрессом и прессой, которые прикладывали значительные усилия для организации нового расследования. Associated Press вместе с ветеранами операций в Ираке и Афганистане в том числе обратились и к комиссионеру НФЛ Роджеру Гуделлу с просьбой использовать свои связи и влияние для давления на Минобороны, чтобы те опубликовали все документы, касающиеся смерти Тиллмена. Но военные этого так и не сделали.

Молчание Минобороны даже породило теорию заговора о том, что Пэта застрелили умышленно. Якобы, Тиллмен был разочарован политикой США и считал войну в Ираке неправильной, а такое отношение морально разлагало одну из важнейших боевых единиц армии США – полк армейских рейнджеров. Но эту теорию быстро опровергли, так как у Пэта не было никаких проблем с сослуживцами и командованием. Его уважали абсолютно все рейнджеры.

Спортивный мир тяжело переживал утрату Тиллмена. На первую игру сезона-2004 все 32 команды вышли с наклейками на шлемах в память о Пэте, а «Аризона» отыграла с ними весь сезон. Квотербек «Денвера» Джейк Пламмер тоже хотел играть с этой наклейкой весь сезон, но лига запретила ему, так как его форма будет отличаться от остальных игроков «Бронкос». Тогда Джейк отрастил длинные волосы, такие же, как были у Тиллмена во время его выступлений в НФЛ.

«Кардиналс» вывели из обращения 40 номер Пэта, а Университет Аризоны – 42-й. Площадь вокруг домашнего стадиона «Аризоны» называется «Pat Tillman Freedom Plaza» и на ней расположена бронзовая статуя игрока. Статуя Пэта также стоит перед стадионом Университета Аризоны.

НФЛ каждый год вспоминает о Пэте Тиллмене, как о примере героизма и самопожертвования. Но фанаты также вспоминают о нем, как о примере, что твоя страна может наплевать на тебя и твою память, если ей это будет выгодно.

Другие посты блога

Все посты