Tribuna/Футбол/Блоги/Англія, Англія/Почеттино и Клопп изменили английский футбол. Теперь АПЛ – лига прессинга

Почеттино и Клопп изменили английский футбол. Теперь АПЛ – лига прессинга

Вадим Лукомский – о тактической революции.

12 июня 2019, 15:05
1
Почеттино и Клопп изменили английский футбол. Теперь АПЛ – лига прессинга

Вадим Лукомский – о тактической революции.

Самый трогательный момент финала Лиги чемпионов – объятия Маурисио Почеттино и Юргена Клоппа сразу после завершения матча. Первые секунды в статусе победителя ЛЧ Юрген потратил не на эйфорию, а на утешение коллеги.

Два хороших парня сошлись в финале – это прекрасно. Но момент символичнее, чем кажется на первый взгляд. Едва ли в ту секунду Юрген и Маурисио об этом думали, но все хорошее, что случилось с АПЛ в последние годы, началось именно с них. Революция, которая привела к скучному, но 100% английскому финалу.

Сам финал лишь олицетворение более глобального тренда – Клопп и Почеттино до неузнаваемости изменили премьер-лигу и вернули английскому футболу традиционные сильные стороны.

Недавно в АПЛ были гигантские проблемы с прессингом

Еще 5 лет назад все было очень грустно. Осенью 2013-го Гари Невилл написалколонку с заголовком: «Мы забыли, что делало британский футбол великим»:

«Пеп Гвардиола без стыда и смущения кричал игрокам прессинговать и отрабатывать в обороне. «Давите их!», – были слышны его выкрики с бровки. Если бы английский тренер размахивал руками и выкрикивал бы «Давите их!», из него, вероятно, сделали бы динозавра тренерского цеха.

Ирония в том, что современные европейские тренеры пытаются играть с высокой обороной; велят игрокам прессинговать соперников максимально высоко; не дают сопернику дышать на поле. В этом сущность британского футбола. Я смотрю, как «Реал» и «Барселона» играют с высокой линией обороны – и вспоминаю Стива Боулда и Тони Адамса, держащих высокую оборону в футболках «Арсенала». На месте отрабатывающих в защиту Арьена Роббена и Франка Рибери с легкостью можно было бы представить Дэвида Бекхэма и Райана Гиггза. А нынешние полузащитники «Баварии» и «Боруссии» обладают энергичностью и атлетизмом Роя Кина, Патрика Вийера, Стивена Джеррарда и Майкла Эссьена в их лучшие годы.

Когда Гвардиола пришел в «Барселону» в 2008-м, он унаследовал просто талантливую команду, из которой вскоре сделал одну из величайших в истории. «Барса» еще при Франке Райкарде играла в хороший комбинационный футбол, но за год Пепу удалось изменить игру без мяча и вывести на новый уровень командный прессинг.

Он не менял игроков, сменил лишь философию. Лучшие команды мира делают то, что так долго было нашей сильной стороной, но делают это с лучшими с технической точки зрения игроками. Как следствие, ведущие немецкие и испанские клубы сейчас превосходят клубы премьер-лиги не только по умению контролировать мяч, но и по организованности обороны. Они стали более британскими, чем настоящие британские команды».

Невилл не выдержал после матча, в котором «Бавария» Гвардиолы деклассировала «Ман Сити» в ЛЧ. Но подобное повторялось регулярно. В группе ЛЧ этого же сезона «Челси» был не в состоянии контролировать матчи с «Базелем»: дважды проиграл, один раз уступил владение и закончил игру со всего 1 ударом в сторону ворот. «Арсенал» чудом обыграл «Боруссию» в Дортмунде, но провалился в стилистическом плане: большая часть матча проходила у их ворот, за игру команда нанесла всего 4 удара (против 15 у соперника).

Неудивительно, что с таким качеством игры английские команды почти сразу вылетали в плей-офф, где контроль матчей становится еще более важным. Тренд английской беспомощности прослеживался и в глобальных цифрах. Аналитик StatsBomb Колин Трэйнор провел большое исследование прессинга в топ-лигах за 4 сезона (2010-2014). Это 20 розыгрышей разных чемпионатов – в десятке лучших по интенсивности прессинга не было ни одного сезона АПЛ, зато три худших результата в топ-20 принадлежали именно английской лиге.

Почеттино первым шокировал АПЛ

К счастью, в Англию уже приехал Маурисио Почеттино. Его назначение в «Саутгемптон» в начале 2013-го запустило процесс изменений. В каждом матче команда аргентинца зажимала соперника высоким давлением, всегда собирая восхищения болельщиков (даже чужих) и часто очки.

После первого матча против Почеттино Алекс Фергюсон подчеркнул уникальность команды: «Саутгемптон» сыграл на «Олд Траффорд» лучше любого другого соперника в этом сезоне, они высоко прессинговали и совсем не оставляли нам времени на принятие решений. Нам повезло победить в таком матче».

Эти же процессы можно проследить ичерез статистику PPDA – Почеттино невероятно быстро изменил команду. Несколько лет в премьер-лиге не было настолько дерзкого в стилистическом плане андердога. Постоянный прессинг до вратаря соперника стал обязательным – адаптировался даже старик Рики Ламберт. Уровень организации давления был топовым. «Может показаться, что мы стали больше бегать, но на самом деле мы просто стали бегать более слаженно», – объяснял Морган Шнайдерлин.

«Моя идея в том, чтобы создать контролируемый хаос, создать так много движения и давления, что соперник потеряется и будет дестабилизирован», – говорил Почеттино. Это достигалось через детальную тренировочную работу. «Даже сегодня некоторые игроки говорят мне, что до сих пор во сне слышат критики Хесуса Переса (помощник Почеттино – прим.): «Прессингуй, прессингуй, прессингуй», – рассказывал Маурисио.

Была лишь одна проблема – игроки не выдерживали такой нагрузки. Речь не о жалобах, а постоянных спадах в конце сезона. Это делало концепцию Почеттино слишком радикальной и отпугивало многих, кто впечатлился и хотел бы скопировать приемы.

Проблему понимал и сам аргентинец. Постепенно он разработал стратегию ложного прессинга. Его команда все еще оставалась одной из самых прессингующих в стране, но умышленно не двигалась настолько интенсивно и слаженно без мяча, как в первые полсезона тренера в Англии – ставка делалась на то, что у «Саутгемптона» уже есть репутация прессинг-машины, соперники испугаются начала давления и примут поспешное решение (например, вынос). Чаще всего это работало. 

Еще до назначения Маурисио в «Тоттенхэм» было очевидно, что он творит нечто уникальное. Маурисио показал всю привлекательность идеи высокого прессинга и доказал, что построить такой футбол можно не только в топ-клубе. Но идея копирования философии все еще не стала мейнстримом – особенно после провала Пепе Меля (лектора на тренерских курсах Почеттино) в «Вест Бромвиче».

Клопп сделал прессинг более доступным

В октябре 2015-го прессинг-революция Почеттино получила важного союзника в лице Юргена Клоппа. Иронично, что в первом матче в АПЛ немцу противостоял именно «Тоттенхэм» Маурисио. Конечно, сформировать образцовое давление за пару недель Клопп не мог, но изменение стиля было очевидным. Прессинговали максимально высоко, а бег и самоотдача компенсировали нехватку организованности – в той игре «Ливерпуль» пробежал больше, чем в любом матче того сезона при Брендане Роджерсе, и стал первой командой, уделавшей «Тоттенхэм» по пробегу.

У Юргена уже был опыт похожей революции в Германии. Философию в «Дормунде» Клопп формулировал так: «Подумайте: сколько передач полузащитнику нужно сделать перед тем, как он окажется в позиции, откуда можно отдать гениальный голевой пас? Гегенпрессинг позволяет отбирать мяч ближе к воротам соперника. Команда всегда в одном пасе от голевого момента. Ни один плеймейкер в мире не играет на уровне хорошего гегенпрессинга. Поэтому он так важен для меня».

Прессинг и контрпрессинг в данном случае служили не только оборонительным инструментом, но и источником моментов. Это особенно привлекательно для команд, которым не хватает индивидуально сильных созидателей. «Гегенпрессинг стал немецким достоянием, а Клопп – примером для множества тренеров. Сейчас каждая команда в бундеслиге использует гегенпрессинг. В сезоне 2015/16 минимум 10 из 18 клубов лиги играли в футбол Клоппа», – объяснял Тоби Эшер, автор книги об истории немецкой тактики «Vom Libero zur Doppelsechs».

Тренировавший тогда «Баварию» Пеп Гвардиола до сих пор в восторге: «Возможно, в Англии играют больше матчей, но интенсивность игр в Бундеслиге выше – она невообразимая». В одном очном матче против Клоппа Гвардиола даже использовал Хави Мартинеса в роли столба: на него забрасывали мяч, чтобы проходить прессинг – иначе разбить систему Юргена было нельзя.

Именно поэтому Гвардиола восхвалял Клоппа (даже до великой чемпионской гонки): «Наши стили не похожи, но мне нравится, как играют его команды. Думаю, Клопп лучший тренер в мире для построения команды, которая атакует четверку защитников соперника максимальным количеством игроков с самых разных зон. Его команды потрясающе интенсивно действуют с мячом и без мяча – этого трудно достичь.

Когда мы первый раз сыграли в Германии, я многому научился. Я увидел нечто новое и сразу же подумал: «Вау!». Он преподал мне отличный урок. Мы проиграли 2:4. Позже я немного научился контролировать его стиль, но это всегда трудно».

Первая функция Клоппа – дополнительная реклама направлению, которое задал Почеттино. Игроки, поигравшие и у Маурисио, и Юргена, считают, что их стили похожи. «У них много общих идей по прессингу. Они уделяют этому много времени, усердно отрабатывают каждую мелочь», – вспоминал Филиппе Коутиньо.

«Клопп выжимает из меня максимум. Он просит делать работу, которую в «Саутгемптоне» требовал Почеттино, – рассказывал Адам Лаллана. – Юрген строит команду в том же стиле, что Почеттино, – я вижу много сходств. В первом же разговоре он сказал, что видел мои матчи за «Саутгемптон», а потом сделал мою роль максимально похожей».

Еще одна схожая черта: Клопп и Почеттино не готовы терпеть в составе игроков, которые пока не поняли систему прессинга, поэтому у новичков часто уходит 4-6 месяцев на адаптацию, только потом они преображаются и врываются в старт (Фабиньо, Робертсон, АОЧ в «Ливерпуле», Сиссоко, Моура в «Тоттенхэме», например, хотя реально почти каждый трансфер проходит так, кроме исключительных случаев вроде Салаха).

Чем прессинг Клоппа отличается от прессинга Почеттино. И почему это важно

В деталях прессинга Клоппа и Почеттино есть отличия. Вторая функция Клоппа в революции как раз в том, что он дал альтернативный путь тем, кто не был готов сходу принять смелую философию Почеттино.

Разницу между своим прессингом и клопповским перед одним матчем сформулировал Почеттино: «Прессинг наших команд отличается. Мы прессингуем максимально высоко – до вратаря соперника. «Дортмунд» Клоппа играл средним блоком. Очень странно сравнивать наши стили. Они разные. Не говорю, что один лучше другого».

В некоторых матчах «Боруссия» показывала грандиозный и очень высокий прессинг (слова и действия Пепа – хорошее доказательство), но в глобальном смысле Почеттино прав: у Клоппа нет цели любой ценой прессинговать высоко. Однажды немец даже поправил журналиста, назвавшего его команду высокопрессингующей: «Мы не высокопрессингующая команда, мы прессингуем зону, где чаще всего находится мяч».

Разница между Клоппом и Почеттино – следствие школ прессинга, из которых они вышли. Почеттино – ученик Марсело Бьелсы. Базис Маурисио – персональные ориентировки при прессинге, которые он подсмотрел у Марсело. На Клоппа сильнее всего повлиял Арриго Сакки – учитель Клоппа Вольфганг Франк заставлял «Майнц» (за который играл Юрген) смотреть на «Милан» Сакки и активно копировал тренировки итальянца.

Однажды Сакки был в студии итальянского канала, когда репортер брал интервью у Клоппа после матча «Боруссии» в Лиге чемпионов. Юргену задавали вопросы из студии (в том числе Сакки). Они никогда не встречались ранее. Узнав, что Арриго в студии, Клопп сказал: «Все, что я знаю о тренерском деле, пришло от вас».

Позже Сакки давал интервью 11Freunde и отвечал на вопрос, какая современная команда ему ближе всего идейно. Он назвал «Дортмунд» Клоппа и добавил: «Знаю, у них блестящий тренер. В конце концов он изучал мои тренировки».

Идея Сакки при прессинге – в синхронности действий и идеальных расстояниях между игроками. Давление начинается только в самый правильный момент – до начала прессинга команда действительно может располагаться в среднем блоке. Клопп называет тот самый момент импульсом.

«Единственная проблема прессинга в том, что его нельзя натренировать как какой-то другой тактический прием. Нельзя сказать игрокам: «Ты становись тут, а ты беги туда, если случится вот это». Вместо этого нужно тренировать импульс. Этот импульс позволяет оказываться в позиции для отбора мяча сразу после потери. Такие ситуации не тренируются, импульсу просто учат, пока он не станет естественной реакцией для каждого игрока», – объяснял тренер.

Себастьян Кель (играл у Юргена в «Дортмунде») рассказывал, как это реализуется: «В начальной стадии один игрок подает сигнал о начале прессинга. Со временем команде требуется все меньше и меньше сигналов, потому что развивается коллективное чувство правильного момента для начала давления. Игроки, которые дают сигналы, должны обладать определенными качествами. Эта роль предполагает высокий уровень тактического понимания игры и готовность много бегать, охотясь за мячом».

Из отношения к прессингу вытекают многие тактические особенности тренеров. Например, Клопп почти всегда выбирает схему на сезон (максимум на два) и развивает сыгранность. Она важнее гибкости для его прессинга. У Почеттино все наоборот: он жонглирует схемами, потому что для персонального прессинга часто нужно адаптироваться под соперника.

Вот примерный список отличий между Клоппом и Почеттино:

Прессинг Клоппа и Почеттино – действительно разный. И это ключевой момент тактической революции АПЛ. С приходом Юргена прессинг стал еще более модным, но что не менее важно – появился дополнительный путь для тех, кто хочет быть современным, но не готов к радикальной школе Бьелсы.

Англичане сделали модели Клоппа и Почеттино сильнее

Английская футбольная культура идеально наложилась на философии Клоппа и Почеттино. «Ливерпуль» и «Тоттенхэм» стали главными поставщиками игроков в сборную Англии. Почеттино говорил, что всегда обожал ставить на молодых. Клопп объяснял, что между одинаковым по таланту англичанином и иностранцем, всегда выберет англичанина – они лучше понимают дух клуба и немцу нравится британский менталитет.

Оба тренера постепенно обнаружили, что даже не самые технически одаренные английские игроки готовы всегда выкладываться и много бегать. И Клопп, и Почеттино с восхищением отмечали эту особенность. Еще в «Саутгемптоне» Маурисио говорил, что для успеха английским игрокам «просто нужно по-настоящему поверить в свой талант, в исторически присущие английскому футболисту способности».

Клопп и Почеттино идеально сочетаются с идентичностью английских игроков. «Я никогда не был частью еще более сильной команды. Наши ребята идеально сочетают талант с отношением к делу. Никогда в жизни не видел лучшего сочетания этих качеств», – восторгался Клопп. От Почеттино аналогичного заявления даже не требуется: «Тоттенхэм» – единственный в его жизни большой проект. Без полной веры в культуру клуба он бы не продержался тут так долго.

Маурисио правда влюбился в английский менталитет: «Если однажды мне предстоит возглавить сборную, я с радостью буду тренировать Англию». Все получилось прямо как просил Невилл – английский футбол вспомнил, в чем его величие. Вернее ему напомнили.

«Клопп и Почеттино воссоздали дух, который определил доминирование английских клубов в конце 70-х и начале 80-х. Пожалуй, нет ничего удивительно в том, что, сойдясь в финале, они тоже заставили всех вспомнить о той эпохе – тогда было ощущение, что каждый финал заканчивается 1:0», – вердикт главного по истории тактики Джонатана Уилсона.

Теперь АПЛ – лига прессинга

Есть два способа глобального влияния на тактические тренды. Первый – большой успех и порождение подражателей. Второй – влияние через очные матчи, сопернику невероятно трудно играть против этой команды, он задается вопросом почему. Еще неделю назад у Клоппа и Почеттино было 0 трофеев в Англии на двоих. Зато второй способ влияния идеально описывает этот путь. Всегда, даже при неудачных результатах, они были в топе самых неприятных соперников любого клуба.

Постепенно команды либо пригласили тренеров с солидным опытом построения прессинг-машин, либо вооружились отдельными приемами Юргена и Маурисио. Сейчас все топ-клубы АПЛ либо прессингуют на элитном уровне, либо стремятся к этому и публично подчеркивают желание (случай «МЮ» и «Арсенала»). На верхушке появилась прямая зависимость между качеством прессинга и итоговым местом.

«В Италии мы больше бегаем. Но в АПЛ лучше качество бега. Здесь больше правильных ускорений – их количество очень важно. В Англии совершается 1,1 ускорение в минуту – каждое из них до скорости, превышающей 23-24 км/час. Это создает проблемы. Для успехов команде нужен очень большой двигатель», – впечатления Маурицио Сарри.

Вопрос «как эффективно бегать?» сформировала именно революция Клоппа-Почеттино. Раньше Англия как раз была страной, где просто важно много бегать. Царствовала культура Харри Реднаппа: «Все, что вы мне говорите про прессинг – бред. Ничего особенного в нем нет. Всегда успешные команды усердно работали и много бегали».

Еще одно косвенное доказательство принятия прессинг-культуры – в этом сезоне впервые доминирующей схемой в АПЛ стала 4-3-3. Она лучше остальных подходит для организации высокого прессинга. Это практический вывод Эмери: «4-3-3 хороша для контроля мяча и прессинга. Хотя в отдельных играх пригодятся другие системы. Самое важное – найти баланс на поле: как с мячом, так и без него».

Дэвид Мойес в техническом отчете УЕФА за прошлый сезон объяснил, как эта формация создает «Ливерпулю» условия для такого классного прессинга: «4-3-3 «Ливерпуля» особенные. Кроме крайних защитников, все игроки сосредоточены в центральной зоне: будто бы они мысленно продлевают боковые линии штрафной площади – и перекрывают именно эту зону. Сперва кажется, что к этому легко подготовиться. Но эта система позволяет «Ливерпулю» очень легко прессинговать с участием всех трех форвардов. Они накрывают соперников очень быстро, вне зависимости играют ли те с тройкой или четверкой защитников. Думаю, «Ливерпуль» олицетворяет многие современные тактические тренды».

Теперь в Англии есть осознание важности прессинга, современные методики и свобода выбора удобного пути (стиль Почеттино или стиль Клоппа). Мечта Гари Невилла сбылась в сезон, когда «Сити» выиграл АПЛ, а «Ливерпуль» – Лигу чемпионов.

Фото: REUTERS/Toby Melville; Gettyimages.ru/Ben Radford/Allsport, Julian Finney, Alex Livesey, Ian Walton, Bryn Lennon, Alexander Hassenstein/Bongarts; globallookpress.com/David Klein/Sportimage (8,12),imago/Gribaudi/ImagePhoto, Jurgen Fromm/Sportphoto; Gettyimages.ru/Clive Rose

Другие посты блога

Все посты