Tribuna/Футбол/Блоги/Англія, Англія/Английские тренеры подготовили «Аякс» к тотальному футболу

Английские тренеры подготовили «Аякс» к тотальному футболу

24 мая 2019, 17:44
1
Английские тренеры подготовили «Аякс» к тотальному футболу

До Ринуса Михелса с «Аяксом» поработало 8 англичан. 

Великий Ринус Михелс принял «Аякс» в 1965-м. Идеи голландца о движении и системности на поле вывели футбол на новый уровень, а его назначение зафиксировало важный для амстердамцев переход. До Ринуса с «Аяксом» поработало 8 английских тренеров (а еще один ирландец и шотландец). И хотя два из четырех Кубка европейских чемпионов «Аяксу» принес сменивший Михелса румын Штефан Ковач, с начала 70-х «Аякс» тренируют преимущественно голландцы.

«Аякс», а вместе с ним и голландский футбол достаточно повзрослел, чтобы выйти из-под опеки английского – перемены четко улавливаются в том числе и по спискам тренеров ПСВ и «Фейеноорда». Доминирование британцев в начале 20 века легко объяснить: Англия превосходила другие страны в организации всего, что окружало игру, и англичане, шотландцы и ирландцы выступали миссионерами. Обращение голландских клубов к собственным тренерам обозначило футбольную зрелость.

При этом ошибочно думать, что футбол Голландии – в частности, «Аякс» – оборвал все связи с прошлым и перепридумал игру. Уроженец Манчестера Джек Рейнолдс с перерывами тренировал «Аякс» почти 27 лет и заложил основы знаменитой клубной академии. А его последователь Вик Бакингем продолжил традиции фирменной атакующей игры и наметил маршрут между Амстердамом и Барселоной, по которому вслед за ним прошли Ринус Михелс, Йохан Кройфф и Луи ван Гал. 

Рейнолдс и Бакингем подготовили «Аякс» к тотальному футболу Михелса. 

Джек Рейнолдс – величайший тренер «Аякса», о котором вы, вероятно, не слышали

Если бы не Михелс, Рейнолдс наверняка считался бы главным тренером в истории «Аякса». Отношения Джека и амстердамского клуба растянулись на четверть века, он трижды приходил и уходил в период с 1915-го по 1947-й. С ним «Аякс» выиграл первое голландское чемпионство в 1918-м. Следующий сезон команда прошла без поражений (естественно, отстояв титул; всего у Рейнолдса 8 чемпионств) – достижение, которое в Голландии повторит лишь «Аякс»-1995.

Частичка наследия Джека есть и в сегодняшних звездах «Аякса»: Маттейсе де Лигте, Донни ван де Беке и Дэйли Блинде. 

Рейнолдс (он же Sjek Rijnols) запустил конвейер по производству талантов, выстроив принципы молодежной системы «Аякса». С 8 утра и до самого вечера он тренировал не только основную команду, но и детские группы. Все – в одном стиле, с упором на технику и игру в пас.

«Для меня атака есть и будет лучшей защитой», – слова Рейнолдса до сих пор идеально объясняют почерк «Аякса» и всего голландского футбола.

На прежнем стадионе «Аякса» «Де Мер» была трибуна, названная именем Рейнолдса.

Вик Бакингем – крестный отец тотального футбола, требовавший играть «будто тая как мороженое с шоколадом»

В книге The Barcelona Legacy журналист и популяризатор тактики Джонатан Уилсон выстраивает путь футбольной мысли (а конкретно: уверенности, что лучший способ играть в футбол – это вовремя пасовать и удачно находить пространство) от первого международного матча сборных Англии и Шотландии в 1872 году до прихода в «Барселону» Кройффа-тренера.  

Важное звено этой цепи – Вик Бакингем, футболистом попавший в правильное окружение в «Тоттенхэме». Рядом с ним играли Билл Николсон (позже самый успешный тренер в истории «шпор») и Артур Роу (предшественник Николсона, адаптировавший идеи континентального футбола и познакомивший Англию со стилем «отдал – открылся»). Бакингем не тренировал «Тоттенхэм», но пропитался атакующими убеждениями и, как и его приятели, значительно повлиял на игру.

Рори Смит, автор книги Mister о футбольных первопроходцах, так описывает Бакингема: «Он вращался в самых гламурных кругах, его приглашали на самые эксклюзивные вечеринки. В каждом его действии было немного шоубиза: он попросил игроков забыть о традиционной разминке и заменил ее танцами, награждал футболистов поездками на самые звездные шоу. В черно-белые, строгие и застегнутые на верхнюю пуговицу 50-е он был цветным фотоснимком, по духу отвечающим «свингующим» 60-м».  

Его игровой подход тоже обгонял привычные для Англии устои. Грэм Уильямс, игрок «Вест Бромвича», с которым Бакингем едва не взял золотой дубль в 1954-м, рассказывал: «Вик верил, что надо играть так, как видишь футбол. Я был крайним защитником, но если я вдруг оказывался на позиции вингера, он говорил, чтобы я играл как вингер. Если ты идешь вперед и внезапно понимаешь, что стал центрфорвардом, играй как центрфорвард. Он наставлял нас играть на позициях, которые мы считали подходящими для себя, и, полагаясь на других, атаковать».

Что же это напоминает?

Со слов Уильямса, Бакингем требовал, чтобы «Вест Бромвич» играл «будто тая как мороженое с шоколадом», одним непрерывным потоком.

Англии было сложно мириться с переворачивающими все концепциями и заскоками Бакингема, и в итоге Вик очутился в Амстердаме, городе, исторически открытом к свежим идеям и неординарным персонажам. 

Бакингем проработал в «Аяксе» в разы меньше Рейнольдса (1959-61 и 1964-65), но здесь нашел подходящую среду: «Голландский футбол был хорош. Он не был жестким, нацеленным на победу любой ценой. Игроки были джентльменами, а «Аякс» – институтом. Вот стадион «Аякса» и еще больше 20 полей вокруг. Каждую неделю там игралось по 14-15 матчей». С Бакингемом «Аякс» выиграл чемпионат, в среднем забивая по 3,2 гола за матч и разгромив в решающей игре «Фейеноорд» 5:1.

«Футбол не только серьезная, но и изящная игра, – объяснял Вик Дэвиду Уиннеру, написавшему замечательную книгу Brilliant Orange: The Neurotic Genius of Dutch Football. – Позиционный футбол – все дело в нем, это не «лупи и беги». Футбол, основанный на длинных передачах, слишком рискованный. Если мяч у тебя, сохрани его. Соперник не забьет. Люблю, когда есть игроки, способные доминировать над другими командами в подобном стиле».

Бакингем очарованно описывал Уиннеру, как понимали футбол игроки его «Аякса», и предельно скромно оценивал свой вклад: «Их интеллект был другим, они играли в настоящий футбол. Это пришло не со мной. Это уже было там, готовое взойти – надо было лишь направить на путь большего владения. Я всегда считал, что владение – это 9/10 игры, и «Аякс» играл в позиционный футбол. Я сидел и расслаблялся. После матчей думал: «Ну и ну, это было хорошо». 

«Я повлиял на них, но они шли еще дальше, что восхищало меня. Например, два игрока проходили весь левый фланг, пасуя один другому, просто бам-бам-бам – два игрока могли отрезать трех защитников и создать огромное пространство. Никогда не видел такого прежде». 

Они играли в «футбол привычки». Они могли найти друг друга на инстинкте. У них был ритм; сместиться [за счет паса] с левого края на правый, но продвинуться на 30, 40 или даже 50 метров. Сохраняя мяч. Все время. Для этого нужна техника, и мы постоянно над ней работали». 

Похоже на самое искреннее признание в любви. 

После двух лет в Амстердаме Бакингем уехал тренировать «Шеффилд Уэнсдей». Потом еще вернулся, но без красивых результатов: Вика уволили, когда «Аякс» на полном серьезе включился в борьбу за выживание. 

Последний значимый жест Бакингема для «Аякса» – дебют Йохана Кройффа. 15 ноября 1964-го англичанин выпустил 17-летнего Йохана в гостевом матче с «Гронингемом» («Аякс» проиграл 1:3). Ребенком Кройфф часто бывал у Бакингема дома: его мама работала уборщицей Вика. Именно там, общаясь с детьми тренера, в будущем самый влиятельный игрок «Аякса», «Барселоны» и сборной Голландии выучил английский. 

Много лет спустя в интервью для The Guardian Кройфф рассуждал о влиянии английских тренеров (Бакингема и Кита Сперджена, еще одного англичанина в Амстердаме) на него и «Аякс»: «Они были открытыми и лишенными предрассудков, но нужно понимать, где мы тогда были тактически. Футбол в Голландии был хорошим, но не профессиональным. Они принесли нам это, они в этом плане были далеко впереди. Но тактическое осмысление пришло позже, с Михелсом».

Тотальный футбол обессмертил Ринуса Михелса и поспособствовал восхождению Кройффа. Но часто у самых больших и важных изобретений уже есть основа. Вера в атаку, взаимозаменяемость и подготовка игроков со впечатанными в сознание ценностями – основа оказалась прочной. Она перерождается вновь и вновь.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты