Tribuna/Футбол/Блоги/Дух часу/«Я понял, что пережила Украина в 2014 году. Возможно, пришло наше время». Олег Дулуб ответил на вопросы пользователей Tribuna.com

«Я понял, что пережила Украина в 2014 году. Возможно, пришло наше время». Олег Дулуб ответил на вопросы пользователей Tribuna.com

Откровения белорусского тренера.

Блог — Дух часу
Автор — Tribuna.com
14 января 2021, 11:49
13
«Я понял, что пережила Украина в 2014 году. Возможно, пришло наше время». Олег Дулуб ответил на вопросы пользователей Tribuna.com

Откровения белорусского тренера.

Мы предложили вам задать вопросы белорусскому экс-тренеру «Карпат» и «Черноморца» Олегу Дулубу. Вы бодро отозвались! К сожалению, мы не успели озвучить все вопросы в нашем инстаграме «Украинский футбол», но уверены, что в следующие разы охватим больше людей. 

Самое главное, что с вашей помощью получился интересный разговор.  

1) Наскільки активно цікавиться УПЛ? (Олег Магльований)

В последний год – очень активно. Особенно слежу за работой топовых клубов – «Динамо», «Шахтер», по возможности смотрел почти все матчи украинского чемпионата.

Почему вы так заинтересовались? Возможно, вы увидели то, что мы не можем увидеть?

Наверное, на контрасте. 2020 год у меня получился не очень удачный, как и у всех, наверное. Я больше анализировал белорусский футбол. Но после событий, которые произошли у нас, меня почему-то потянуло к украинскому футболу. Даже не могу ничем объяснить это. Каждый день тура – пятница, суббота, воскресенье – я смотрел один-два матча УПЛ. Возможно, на контрасте с белорусским футболом, возможно, что-то еще, не знаю.

Чем мне нравится Украина – есть хорошее освещение чемпионата. Я постоянно по понедельникам смотрел Цыганыка. Еду в машине, оно у меня в ютубе работает, пока доехал – все новости знаю. Пересмотрел все интервью с тренерами у Вацко. Спиваковский из Татотаке нравится.

Из новостных сайтов – сейчас читаю только украинскую и белорусскую Tribuna.com.

2) Назовите, пожалуйста, 3 самых перспективных футболистов Украины, у которых большое будущее? (Иван Ионов)

Еще год назад отметил для себя Миколенко. А в этом году он еще и с совершенно другой стороны открылся – как человек, который может играть в центре защиты. По потенциалу он напомнил мне Васю Кравца, с которым я работал в «Карпатах», даже внешне они чем-то похожи, энергетика позитивная.

В «Шахтере» – Корниенко. Левый защитник, это всегда проблемная позиция. Забарный, Бондарь, Цитаишвили, Шапаренко. Хотя последнего, наверное, к молодым не отнесешь, ему уже 22. Супряга – правда, сейчас у него адаптация, но в прошлом сезоне в составе «Днепра-1», когда он хет-трик против «Динамо» сделал – это просто фантастика.  

Чем характерен украинский футбол – очень много молодых футболистов. Я остановился только на грандах. Можно привести пример Матвиенко, который приходил в «Карпаты», а через месяц оказался в сборной. Это говорит о большом потенциале украинского футбола в плане развития молодых игроков.

3) Правда ли, что летом вас звали в «Олимпик»? (Олег Барков)

Я сам был заинтересован в «Олимпике», мы встречались с руководством команды, обсуждали условия. Но единственным камнем преткновения стало условие со стороны клуба – я должен был прийти в команду один, без тренерского штаба и помощников. Но я понимаю уровень украинского чемпионата.

Можно прийти без помощников, но для этого нужно будет обучать людей вокруг себя. Это время – месяц, два, три. И не факт, что они будут воспринимать эту информацию. А когда ты приходишь с помощниками, это люди, которые тебе спину прикрывают. У меня было условие, что я должен был прийти с ними.

4) Каким основным критериям должен соответствовать клуб, чтобы вы его возглавили? (Роман Лавриненко)

Прежде всего – чтобы был долгосрочный контракт, который дал бы построить команду. Но футбол такой, что нужно давать результат сегодня. Основной критерий – когда ты договариваешься, как говорится, «на берегу», и потом ты не нарушаешь эти договоренности.

Приходя в «Карпаты», у меня было две встречи с Дыминским, мы обсуждали «правила поведения». Надо отдать должное, ни одной договоренности он не нарушил. Если мы договорились о чем-то, независимо от того стоит подпись под документом или не стоит, мы должны соблюдать. Если я говорю да – это значит да. Это уже не может быть «да, но, наверное, уже нет». Нет, это уже только «да». Мы можем обсуждать все что угодно, но если мы уже решили да – значит, да. Это основное условие.

И еще для меня очень важны хорошие человеческие качества руководителя.

5) Почему вы ушли из «Карпат»? Реальная причина, а не та, которую озвучили. (MIRON 1982)

Когда я был футболистом, я не так обращал внимание на семью. У меня так получалось, что я все время в перелетах, переездах. Меня это все устраивало. Потом у меня был серьезный разговор с дочкой, она сказала мне «Знаешь, наверное, мы без тебя выросли». Потом наступил момент – сын заканчивал 11-й класс, а в США у дочки родилась двойня. Жена должна была улететь в Америку, а сын – поступать в ВУЗ. То есть, жена улетела, а здесь в квартире 18-летний парень. Я сам был 18-летним, понимаю, что у него было в голове.

Мы долго разговаривали с Петром Петровичем (Дыминским – прим. Tribuna.com), он предложил мне – я могу спокойно улететь, а потом через два месяца вернуться, когда все улажу. Я сказал, что единственное, что меня не устраивает – команду будет готовить другой человек. Это неправильно, что будет готовить условный Андрей Тлумак, а я вернусь на их место.

Благодарен Дыминскому, что он пошел навстречу. Когда мы утрясли этот момент, так сложилось, что сразу поступило предложение от «Черноморца». Я с удовольствием его принял.

То, что сейчас произошло с «Карпатами» – беспокоит?

Вообще не понятно. Для меня «Карпаты» – это легенда украинского футбола. Как и Одесса, «Динамо», «Шахтер», «Металлист», которого нет. Понятно, что все упирается в деньги. В бизнес и так далее. Но это команды-бренды. Я надеюсь, что «Карпаты» возродятся. Я оставил часть своей жизни в этом клубе. Возможно, пафосно звучит, но так есть на самом деле. 

6) Вы работали во Львове, и в Одессе. Сильно ли отличается менталитет в этих двух областях? Где вам было комфортнее? (Роман Лавриненко)

Это совершенно два разных города. Во Львове все определяется менталитетом. Менталитетом народа, который там живет. Потому что западная Украина – это немножко… не Одесса. В западной Украине более работящие люди, даже климат такой – все время дожди. Но я очень мало видел город.

Если брать Одессу, так получилось, что я приехал осенью, это был «бархатный сезон». Только зашел в кабинет, открываю окно – море. Через неделю меня с помощниками в приказном порядке отправили в город, чтобы мы выбирали себе квартиры. А меня все устраивает на базе. Там двухкомнатный номер, кабинет, все есть. Говорю – меня все устраивает. Нет, должен жить в городе. Мы поселились, каждое утро с Хомутовским ходили завтракать, общались с людьми. Понял, что Одесса – совсем другой город. Скучаю по Одессе.

В 2018 жена сказала – поехали в Одессу. Я говорю – нет, пока не складываются дела. А она говорит, там «Черноморец» с «Динамо» играет. Она сказала мне это в 11 утра, а уже в 14 мы улетели.

Львов и Одесса – два совершенно разных города, но в обоих свой колорит.

7) Если бы сейчас была возможность вернуть в УПЛ «Карпаты» или «Черноморец», а затем возглавить одну из команд, какую вы бы выбрали и почему? (sheva)

Любую из этих команд. Если бы вернулись и позвали работать, я бы посчитал за честь. Потому что это не только клубы с традициями, но и болельщики, которые болеют за эти команды. Когда приходишь на стадион, видишь этот ажиотаж, видишь ультрас, люди подходят в городе, переживают за команду, будто они в ней работают.

Ты понимаешь, насколько команды влияют на жизнь в этих городах. Ты не можешь спустя рукава работать. Ты выходишь в город, чтобы напитаться этой энергетикой. 

8) Кого из украинских тренеров вы считаете самым сильным на данный момент и почему? (Лёша Никитин)

А, на данный момент… Вообще из украинских – Лобановский. То наследие, которое он оставил, оно даже процентов на десять не выработано. Когда начинаешь разбираться, то понимаешь, что человек обогнал свое время лет на 40.

Если брать по нынешним тренерам – нравится, как работает Шевченко. У него нет опыта, но насколько правильно и грамотно все построено. Подбор тренерского штаба. Второй момент – не боится доверять молодым ребятам. Для меня было откровением, когда мы («Карпаты» – прим. Tribuna.com) взяли Матвиенко. Человек пришел из дубля «Шахтера», поменял позицию, стал левым крайним защитником, а через месяц получил приглашение в сборную. А у нас как раз была пропущенная игра с «Олимпиком». Я про себя думаю «Ну, нормально, съездит в сборную, покатается, вернется, как раз под этот матч с «Олимпиком». Даже не наигрывали особо футболиста ему на замену. Идет день, два, три. Слежу за информацией – вроде в составе наигрывается. Думаю, ну все равно в Хорватию не возьмут. Смотрю – в Хорватию полетел. Выходит в старте. Человек, который месяц назад был в дубле «Шахтера». Нужно иметь смелость, либо чуйку, как говорят тренеры.

Очень нравилось, как работал Ребров в «Динамо», особенно в 2016 году. То как была выстроена их игра. Нравится и то, как он работает сейчас в «Ференцвароше». Смотрел матч с «Динамо». Понятно, что по кадрам потенциал у Реброва был ниже, но тактически он не уступил киевлянам.  

Нравилась работа Михайленко с «Днепром-1». Тоже видно – думающий, творческий тренер. И в последнее время, наверное, Скрипник, конечно. Человек приехал из Германии, выиграл чемпионат в Латвии, вернулся в Украину. Его «Заря» очень неплохо смотрелась, особенно на весеннем отрезке.

В целом – тренерский потенциал у Украины довольно высокий.

9) Калі ласка, сфармуйце каманду з самых моцных гульцоў, якія гулялі пад вашим кіраўніцтвам (Mykolangelo)

Давайте начнем. Вратарь – Гутор Саша. Правый защитник – Игорь Шитов, пара центральных – Дитятьев и Нестеров из «Карпат». Сложно… Атакующая группа – Гладкий, Худобяк, Хобленко, Васин… Каждый из этих игроков особенный, не хочется кого-то обидеть. Сложно навскидку, надо садиться и анализировать. Мне посчастливилось и с братьями Глебами поработать. Было много квалифицированных игроков. А я тут начал, Гутор-тутор…

10) Как вы относитесь к современным технологиям в футболе, в частности – к ВАР? (dialektik)

Позитивно отношусь. Просто объясню, что есть буква закона, а есть дух закона. Если брать матчи на ЧМ, когда забивали мячи, а их не засчитывали, либо наоборот – засчитывали, которых их не было. Ты понимаешь, что за этим забитым и незабитым мячом стоят целые нации. Здесь нужны такие технологии, которые принимают решения в ключевых моментах.

Но есть дух игры. Сразу на ум приходит матч «Ман Сити» и «Тоттенхэма» в ЛЧ. Я болел за «Сити», мне нравилась их игра. Забивается чистый мяч, скамейка радуется, 90-я минута. И тут судья находит какой-то офсайд. Ты понимаешь, что эта буква убила дух игры, что «Сити» был сильнее, что он должен был выйти дальше.

Но если в целом брать – от этого никуда не уйдешь сейчас. Ни от технологий, ни от соцсетей, ни от ВАРов. Ни от статистики, вот этих вот подсчетов. Она просто облегчает работу, делает футбол более понятным. Раньше можно было сказать «повезло – не повезло», а сейчас – четко выкладываешь статистику. Команда по всем показателям седьмая, а она в тройке. Ты понимаешь, что кроме этого есть вещи, которыми ты не можешь управлять – везением. 

11) Как относитесь к отсутствию позиции Милевского о происходящем в Беларуси? (Никита Сергейчук)

Каждый сам для себя принимает решение. Но мне ближе позиция Васи Хомутовского. Она близка мне по духу. Открытость – я могу высказать то, что я думаю. Моя точка зрения может не совпадать с официальной точкой зрения. Я никого не оскорбляю. Мне ближе люди, которые в открытую высказывают свою позицию.

Когда шла бойня 9, 10 августа, меня все изнутри рвало – что делать, куда идти. Что это такое – в центре города в 21 веке идет война? Реальные боевые действия. Используются антитеррористические группы, они должны воевать с бандитами. Но это ОПГ, это 90-е. Если человек прячет свое лицо, значит, ему есть что скрывать.

– Когда настал момент, когда вы решили выступать публично?

Вообще я аполитичный человек. Понимаю, что любым делом нужно заниматься профессионально. Нельзя заниматься футболом, а потом говорить «ну, вот политика тут это…». Либо ты занимаешься политикой профессионально, либо футболом. Но для меня это вопрос не политический, а человеческий. Когда видел, что происходило до выборов – 9, 10, 11, 12 августа. Никогда не думал, что на территории Беларуси расцветет фашизм. У меня дед воевал, я с детства был воспитан, что фашизм – это плохо. И когда происходили расстрелы, убийства, никто не нес наказание – начинается нормальная человеческая реакция. Рассказывают, что у Тарайковского был взрыв пакет, а Шутова в затылок убивают… Это не вопрос политики. Я не собираюсь выходить за какую-то политическую партию. Есть преступление – должно быть наказание.

Второй момент. Я понял, что такое род. Это когда ты стоишь, а за тобой твои предки. Я верю, что люди не умирают. Уходят в другой мир. Я четко понял, что есть родина – от слова «род». И есть «народ» от слова «род». А есть выродки – люди, которые вышли из своего рода. Для меня четкое понимание – либо ты принимаешь эту сторону, либо эту. Полутонов в такой ситуации нет. Либо ты за свой род, за свою родину, за свой народ, либо ты на стороне выродков.

Такое четкое понимание произошло у меня 12 августа. За два дня до этого я сам чуть не попал под обстрел. У нас была передача, выхожу с эфира, вокруг все стреляет, гремит. Я не понимал, что вообще вокруг происходит. У меня есть четкое понимание – если ты военнослужащий, то  у тебя есть присяга. Ты нарушил ее – ты военный преступник. Срока давности у преступлений против своего народа нет.

Когда я приехал в Украину, тоже многие вещи не понимал. Для меня было откровением, когда в июне 2016 года приехал во Львов, сижу в гостинице, включил ТВ, показывают зону АТО, Донбасс. Понимаю, что что-то не так. Потому что у меня НТВ идет и белорусское телевидение. Там рассказывают, что Украина напала на Донбасс, я включаю здесь – тут наоборот. Начинаю разговаривать с помощниками – они мне рассказывают, как было на самом деле. После этого я перестал смотреть НТВ. Если хочу разобраться, то смотрю EuroNews. Хотя понимаю, что там тоже может быть политизировано, но в целом нейтрально.

Так вот, когда я тогда приехал в Украину, то не понимал. А когда нас накрыло, понял, что пережила Украина в 2014 году. Возможно, пришло наше время переживать эту ситуацию, чтобы сделать нормальное правовое государство.

Фото: «Карпаты», БАТЭ, УАФ, Бинокль

Другие посты блога

Все посты