Tribuna/Футбол/Блоги/Дух часу/Австрия уже сильно оторвалась от УПЛ в таблице коэффициентов. Со дна ее подняли реформы формата, умный лимит и деньги «Ред Булл»

Австрия уже сильно оторвалась от УПЛ в таблице коэффициентов. Со дна ее подняли реформы формата, умный лимит и деньги «Ред Булл»

Блог — Дух часу
Автор — Tribuna.com
26 декабря 2020, 10:55
68
Австрия уже сильно оторвалась от УПЛ в таблице коэффициентов. Со дна ее подняли реформы формата, умный лимит и деньги «Ред Булл»

Один из самых неприятных выводов в таблице коэффициентов – это то, что от Украина в этом сезоне уже вряд ли сможет вернуться в десятку сильнейших. Австрия, которая вроде бы никогда не зажигала в Европе, уже почти недосягаемая.

Будет настоящим чудом, если мы догоним австрийцев в этом сезоне:

Как это получилось? Если узнать, как меняется чемпионат Австрии и что там делают для развития, удивления будет чуть меньше. Поэтому изучим историю его трансформации.

Австрия 30-х – навсегда в футбольных учебниках. Громила почти всех в Европе, но потеряла величие после войны

Футбол в Австрии появился благодаря венским кофейням. В Parsifal собиралась еврейская интеллигенция, которая поддерживала «Аустрию» и просила вернуть в сборную социалиста Матиаса Зинделара, в Café Holub – городские рабочие, болевшие за народную команду и доминанта чемпионата Австрии «Рапид».

В 30-х Австрия – большая мощь в мировом футболе. Талантливейшее поколение «Вундертим» Уго Майзля ехало одним из фаворитов на чемпионат мира-1934 (закончили четвертыми) и Олимпийские игры в Берлине (серебро). Оба раза уступили Италии. Золотой век продлился недолго из-за Второй мировой, а последние яркие результаты на международном уровне остались в 60-х, когда чемпионат Австрии входил в десятку лучших (между Шотландией и Венгрией).

С тех пор австрийская Бундеслига – локальный чемпионат с редкими взлетами вроде финала Кубка Кубков-1984/85 или четвертьфинала Кубка УЕФА-2004/05. И совершенно без звезд: когда-то здесь доигрывали чемпионы Европы Паненка и Ханси Мюллер, но в последние 30 лет местная Бундеслига собирала средних австрийцев, балканцев и африканцев. Перспективные игроки уезжали к аутсайдерам чемпионатов Франции и Германии, менее талантливые – в Грецию или Норвегию.

Все изменилось 15 лет назад, когда в чемпионат пришли деньги от «Ред Булл»

В нулевые австрийцы ушли на дно развития футбола. Пока в Европе активно рос трансферный рынок, маленькая Австрия так и не выбрала путь развития. Лига не пыталась ни оттолкнуться и подрасти, ни стать важным донором для более мощной Германии или Франции.

«Пятнадцать лет назад у нас были огромные проблемы и со сборной. Мы не могли найти двух качественных нападающих на всю страну», – рассказал журналист австрийской газеты Kurier Александер Губер. Бундеслиге недоставало звезд еще и потому, что клубы не могли себе позволить тратиться на трансферы. Самая крупная покупка до эры «Ред Булл» – переход ганского нападающего Чарльза Амоа в «Штурм» за 4 миллиона евро в 2000-м. Сделка «Штурма» обернулась провалом. Через три года (один – в аренде) ганский форвард бесплатно вернулся в Африку.

После истории Амоа австрийские клубы совсем перестали вкладывать серьезные суммы в игроков. Трансфер ганца до сих пор 11-й в списке самых дорогих покупок в истории Австрии. И выше только игроки «Ред Булл», который переписал историю лиги.

Австриец Дитрих Матешиц вложился в «Аустрию» из Зальцбурга и изменил все: форму, логотип, название и даже историю клуба, указав 2005-й годом основания.

«Ред Булл» резво раскачал австрийский футбол инвестициями. Клуб ежегодно тратил на трансферы по 10 миллионов евро (примерно как все остальные в лиге вместе), закупал опытных австрийцев, но не взял чемпионство с наскока.

«У «Зальцбурга» не всегда все было так хорошо, как сейчас, – объясняет Александер Губер. – В первые годы у клуба не было такого бюджета и философии. Все это появилось позже при Ральфе Рангнике. Именно он привил фирменный стиль с высокой скоростью передач и агрессивным прессингом. А Жерар Улье привозил в клуб талантливых франкоговорящих игроков: например, Мане, Кейта и Упамекано».

Рангник наконец полноценно связал систему клубов «Руд Булл». У всех команд появились три определяющие фишки:

• Скрупулезный скаутинг молодых звезд. «Ред Булл» разработал особую систему скаутинга по 70 критериям (например, игровому интеллекту и влиянию на силу команды).

• Яркая атакующая философия. В Австрии за нее отвечал штаб Рогера Шмидта (сейчас – главный тренер ПСВ), его штаб: Ади Хюттер (теперь главный тренер франкфуртского «Айнтрахта»), Оливер Гласнер (главный тренер «Вольфсбурга») и Герхард Штрубер (главный тренер «Нью-Йорк Ред Буллз», в «Зальцбурге» работал в академии).

• Почти свободный переход игроков между клубами империи. «Зальцбург» стал агрегатором лучших из американского и бразильского филиала: они вместе с выпускниками академии обкатывались в фарм-клубе во второй лиге, потом те, кто выдавал прорывной сезон или два в «Зальцбурге», уезжали в топ-чемпионаты или в «Лейпциг»: Айдара, Упамекано (оба – «Лейпциг»), Чалета-Цар («Марсель»), Кейта («Лейпциг» и «Ливерпуль»), Мане («Саутгмептон» – «Ливерпуль»), Холанд («Боруссия» Дортмунд) и так далее.

Преобразившись, «Ред Булл» повлиял на лигу: его новаторский стиль потом переняли ЛАСК и «Вольфсберг», за счет чего с небольшим бюджетом (14,5 и 10 млн евро) шумят в еврокубках, а маленькие австрийские клубы подбирают игроков из академии или фарм-клуба «Зальцбурга».

Еще один очевидно положительный эффект – успехи в Европе. Именно за счет «Зальцбурга» Австрия собирает большую часть очков в таблице коэффициентов – и увеличила количество команд в еврокубках с четырех до пяти (а это – и дополнительные деньги, и стимулы для развития игроков).

Но во внутреннем чемпионате все, наоборот, испортилось.

«Зальцбург» стал слишком силен – и в Австрии изменили формат чемпионата, чтобы стимулировать конкуренцию

Слишком сильный «Ред Булл» убил конкуренцию в лиге. Главные соперники – «Рапид» и венская «Аустрия» – не прогнулись под новые стандарты и не стали брать в аренду и прокачивать молодых из «Зальцбурга». Их финансовая модель, которая строилась на ежегодном попадании в еврокубки, самоуничтожилась вместе с борьбой за чемпионство.

«При гегемонии «Зальцбурга» «Рапид» шесть раз занимал второе место, – продолжает Губер. – В другой жизни это могли быть шесть чемпионств, но в реальности есть венский клуб, который последний раз брал титул в 2008-м».

Из-за предопределенности результатов еще до начала сезона в Австрии стали меньше ходить на футбол.

До появления «Ред Булл» на матчи чемпионата Австрии приходили в среднем по 6 тысяч зрителей.

В первые сезоны при «РБ» и во время жесткой конкуренции с «Рапидом» – по 9,5 тысячи.

С 2015-го без реальных конкурентов «Зальцбурга» посещаемость опять упала до 6,5 тысячи.

Лига оказалась в очень непростом положении. С одной стороны – есть суперклуб, который повышает международную ценность чемпионата, с другой – необходимо что-то делать внутри страны, чтобы возродилась конкуренция и не потухли рейтинги. Для этого придумали два регулирующих механизма: ввели новый формат чемпионата и уникальный лимит на легионеров.

Раньше в Бундеслиге 10 команд играли четыре круга друг с другом – 36 туров. «Ред Булл» быстро собирал очки у аутсайдеров и улетал вперед с большим отрывом. За два месяца до конца чемпионата «Зальцбург» награждали медалями, а интрига почти заканчивалась.

При этом там понимали, что высшая лига с 10 командами и системой гладкого чемпионата (каждый играет с каждым по кругу) на длинной дистанции не может продаваться дорого. Так телеконтракт не вырастет, футбол не поднимется. 

Австрийцы не рисковали с самостоятельной разработкой бизнес-плана, а обратились к европейскому лидеру таких реформ – нидерландской компании Hypercube. Лучшим примером ее работы считается чемпионат Бельгии, который после перехода на новую модель постоянно наращивает рейтинги и выручку – последний телеконтракт перешагнул через планку 100 миллионов евро в год. Hypercube со всех сторон проанализировала австрийский футбол, города и экономику страны. Итог – долгосрочный план.

В 2018-м чемпионат расширили до 12 команд. Два круга они проводят в старом режиме, а потом очки, полученные в первой части чемпионата, делятся пополам – чтобы сократились отрывы и обострилась борьба. Клубы разбивают на шестерки. Первая борется за чемпионство, 4 места в еврокубках и место в плей-офф за последнюю путевку в Лигу Европы. Вторая шестерка – за еще два места в плей-офф за ЛЕ и спасение от вылета. Так проводят еще два круга. Итого – 32 матча, больше борьбы и интриги.

«Клубы очень довольны, – говорит Губер о реакции внутри Австрии. – Этот шаг был направлен против «Ред Булл» и увеличил конкуренцию. Хотя болельщики приняли с трудом. Некоторым действительно понравилось, люди рады видеть интересные матчи, но другие говорят, что нельзя делить очки. Если уж «Зальцбург» должен стать чемпионом в марте, за два месяца до конца чемпионата, то пусть будет так».

Телеправа в Австрии почти в несколько раз больше, чем в Украине. Все матчи на платном ТВ, но рейтинги растут

После реформы посещаемость не выросла и осталась на отметке в 6,5 тысячи. Но на самом деле это большое достижение, потому что в чемпионат зашли новички «Хартберг» и «Тироль», на которые ходят по четыре тысячи.

Главная гордость лиги – новый телеконтракт с медиагигантом Sky, который вступил в силу одновременно с началом реформы в сезоне-2018/19 и принес лиге на 40% больше денег. Австрийская газета Der Standard оценивает его в 34 миллиона евро в год (клубам достается 31, еще 3 млн – это затраты на производство трансляций), а с сезона-2022/23 сумма должна вырасти до 41 млн (рост – еще более 20%). Для сравнения, усеченный телеконтракт УПЛ с «Футболами 1/2/3» даже меньше 5 млн евро.

Sky платит эти деньги не просто так. Благодаря новой формуле и большему количеству матчей с интригой вырос и телеинтерес к чемпионату Австрии. Если на старте первого сезона в 2018-м средний охват за тур составлял 1,2 миллиона человек, то в 2020-м – уже 1,81 млн (рост – более 50%).

«На самом деле, у нас маленький телерынок. Всего один частный канал и один государственный – маленькая страна. Мы зарабатываем всего 30 миллионов, а соседи из Бельгии и Нидерландов – по 100, – говорит Губер – Два года назад к лиге пришел Sky и сказал: либо мы даем вам тридцать миллионов за весь пакет прав, либо ничего. Государственный канал никак не мог перебить эту сумму – слишком много. Теперь на общедоступных каналах показывают хайлайты матчей, перед- и послематчевые студии, вторую лигу и Кубок Австрии».

Лига сама мотивирует и даже развивает клубы. Например, она помогает улучшать стадионы

Изменение формата чемпионата – только часть реформ, проведенных австрийской Бундеслигой. Как подчеркивает ее руководство, все решения направлены на достижение стратегической цели – поднять сборную и общий уровень клубов в стране.

«Мы четко определили, что в чемпионате Австрии в будущем должны играть 14 команд. Это не просто цифра. К такому выводу пришел наш аналитический партнер Hypercube, который изучил наши регионы и их экономический потенциал. Движение будет постепенным и зависит от экономических предпосылок», – говорил исполнительный директор австрийской Бундеслиги Кристиан Эбенбауэр.

Пока у нетоповых клубов слишком много сдерживающих факторов: маленькие бюджеты, маленькие стадионы, небольшая аудитория городов. «Мы рассчитываем, что через пять лет работы по новой системе во втором дивизионе появится 3-4 команды, готовых постоянно биться за уровень первой Бундеслиги», – рассуждал Эбенбауэр.

Эти слова не остались лозунгом. Лига действительно помогает клубам развиваться. 

Треть телеконтракта второй лиги уходит клубам, которые прошли лицензирование в Бундеслигу (не тем, кто вышел, а тем, кто соответствует нормам по стадиону, работе с болельщиками и так далее). Так их стимулируют подниматься выше. 

Еще лига создала инфраструктурный фонд для улучшения стадионов, которые дотягивают только до минимальных требований. Если простыми словами: на эти деньги лига приспосабливает стадионы новичков к новому уровню. Так, например, «Хартбергу» в 2018-м изменили размер поля, установили подогрев газона и изменили гостевой сектор. Другим клубам – обновили раздевалки (и сделали отдельную для судей-девушек), отремонтировали зал для пресс-конференций и инфраструктуру для трансляций.

Еще есть фонд безопасности на стадионах – он пополняется дисциплинарными штрафами, которые выплачивают клубы за поведение болельщиков и так далее. Деньги за нарушения собираются в общей копилке, а потом распределяются по необходимости: где-то обновить навигацию/сектор, где-то – потренировать стюардов, где-то – провести культурные мероприятия.

Всего в сезоне-2018/19 австрийская Бундеслига профинансировала работы по 35 проектам двух этих фондов. Общая сумма – более 500 000 евро.

Несмотря на очевидные плюсы (лига увеличила концентрацию важных матчей, уменьшила количество игр, в которых исход заранее предрешен, начала подтягивать инфраструктуру), реформа пока не решила все австрийские проблемы.

Никто все еще не может навязать «Ред Булл» борьбу за первое место. Отрыв просто сократился с 20 до 12 очков (всего «Зальцбург» набирает за сезон 50). Но даже маленькие клубы все равно могут развиваться на длинной дистанции. Главный механизм – лимит. В Австрии он уникальный и позволяет клубам укреплять академии и растить игроков.

Особый лимит: выпускаешь больше австрийцев – больше зарабатываешь. «Ред Булл» это неинтересно, а остальные развивают молодых, потому что это выгодно

В Австрии четырехступенчатая система распределения доходов от телеправ: 

• 30% суммы, 9 миллионов евро (по 750 тысяч на клуб) – базовая выплата клубам

• еще 9 млн распределяются в зависимости от количества набранных очков

• 20% суммы, 6 млн – в зависимости от посещаемости

• последние 6 млн – самые интересные, они зависят от лимита.

Двадцать процентов телеконтракта распределяются только среди клубов, которые используют не менее 12 австрийцев (6 иностранцев) в заявке на матч. Сумма зависит от общего игрового времени австрийских игроков.

Вообще, этот критерий можно не выполнять. В Австрии клубы обязаны всего лишь зарегистрировать 12 австрийцев (сюда входят иностранцы, приехавшие в Австрию до 18 лет и обучавшиеся в местных академиях), а на матч можно выпускать хоть по 11 легионеров. Именно этим и пользуется «Зальцбург». Единственный клуб в лиге, который не претендует на так называемый Austrian pot.

Лучший по количеству австрийцев претендует только на 700 тысяч евро. Если для «Ред Булл» это незначительно (около 1% доходов), то для аутсайдера вроде «Адмиры» или «Альтаха» – сразу 20% бюджета.

Уникальный лимит и бедность австрийских клубов создают идеальную зону для роста игроков из академий. В австрийской Бундеслиге много воспитанников: 73,6% игроков лиги – австрийцы. Причем с увеличением лиги австрийцы стали получать только больше игрового времени (прирост – примерно на 7%). У команд-лифтеров – например, «Адмиры» или «Санкт-Пельтена» – по 20% игрового времени получают австрийцы до 22 лет.

Австрийские команды не могут позволить себе дорогих легионеров и даже футболистов сборной – например, на Евро-2016 только один игрок сборной Австрии выступал в местном чемпионате. Поэтому приходится растить своих, искать дешевых парней по низшим лигам или брать в аренду у «Ред Булл».

«Мы не можем много зарабатывать на телеправах, – жалуется Губер. – Только «Зальцбург» может тратить деньги на игроков уровня сборной Австрии и придержать на сезон Эрлинга Холанда. 

Хорошие зарплаты – в «Аустрии», «Вольфсберге», «Штурме» и «Рапиде». Средняя зарплата аутсайдеров чемпионата Австрии – пять тысяч евро в месяц.

Мы просто не можем удержать игроков в своем чемпионате. Яркий пример – Давид Алаба. Он дебютировал в дубле «Аустрии» в 15 лет. Его заметили скауты «Баварии» и в 17 переманили к себе». 

На какие деньги живут австрийские клубы?

В Австрии 90% клубов (кроме «Зальцбурга» и «Аустрии») работает по организационно-правовой форме Verein. Она просто не позволяет извлекать прибыль.  Австрийские клубы не могут ничего получить из бюджета. Все их доходы – заработки от матчдей, спонсорства, телеправ и трансферов.

Структура доходов среднего австрийского клуба выглядит так: 

14% – матчдей

27% – телеправа

40% – спонсорство

19% - прочие доходы (включая трансферы)

Австрийские клубы скромны, но эффективны и в трансферах.

Структура доходов похожа на топ-5 лиг – только в Австрии перекос от телеправ к спонсорству. Ни у кого, кроме «Ред Булл», нет якорных спонсоров. Вы наверняка видели футболки «Вольфсберга» и «Хартберга», на которых по 15 логотипов.

Причем рекламируют клубы все что угодно: от строительных плит из ДСП и острых колбасок до таблеток от мужского бесплодия.

Такое количество спонсоров выглядит немного крипово, но австрийцы делают все что могут, чтобы заработать.

Автор: Ярослав Сусов

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, via www.i/www.imago-images.de, EIBNER/EXPA/Stefan Adelsberger, Panoramic/Keystone Press Agency, imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Andreas Schaad/Bongarts; twitter.com/tsv_hartberg

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты