Tribuna/Футбол/Блоги/Дух часу/«Философия украинского футбола уже поменялась». Шевченко – о мотивации, тонкостях работы и выходе на Евро

«Философия украинского футбола уже поменялась». Шевченко – о мотивации, тонкостях работы и выходе на Евро

Блог — Дух часу
12 сентября 2020, 11:36
15
«Философия украинского футбола уже поменялась». Шевченко – о мотивации, тонкостях работы и выходе на Евро

Главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко дал серьезное интервью каналу «Вацко Live». Ниже – главное из разговора.

О тонкостях тренерской работы

Мысли стать тренером всегда приходили, потому что я любил анализировать, смотреть тренировочный процесс. В 30 лет приблизительно я начал думать о своих планах. С чем связать дальнейшую жизнь? Один из вариантов был – остаться в футболе, работать или функционером, или тренером. И я начал закладывать фундамент. Конспекты, анализы. Была возможность поработать с большими тренерами. Используя опыт, который я перенял у них, я пытался определить для себя философию: если я буду тренером, в каком направлении буду двигаться?

Лобановский, Сакки – их взгляды на футбол формировали мою футбольную философию. Наверное, еще Анчелотти, Марчелло Липпи, Моуринью. И сегодняшнее поколение – Гвардиола, Клопп.

Лобановский и Сакки – два величайших тренера, которые сделали большие изменения. Они стали основателями определенной тенденции. Гвардиола – это революция. Если взять футбол Гвардиолы и того же Клоппа – он отличается. Это разные подходы.

Я приезжал на базу «Манчестер Сити». У нас была длительная беседа с Гвардиолой, было интересно, но мне не удалось посмотреть тренировочный процесс. Я приехал на игру. Мы обсудили кое-какие вопросы, игровые моменты. Этот процесс постоянно идет. Мы не настолько близки, чтобы звонить друг другу часто. Но, если есть какие-то вопросы, я считаю, что у меня есть полное право набрать ему, а у него – меня.

Опыт прошлой карьеры помогает в психологии понимания игроков. Я могу предвидеть реакцию игрока. За последнее время изучал много психологию, чтобы общаться. В этом сильно помогает. Все остальное – процесс. Ты постоянно учишься, работаешь. Сейчас куча информации, можно посмотреть и проанализировать любую игру. Сегодня намного проще подобрать тренировочный процесс. Если тебе нравятся какие-то идеи, ты можешь их воплотить.

Самое главное – общение с игроками. Ты должен передать свою идею, они должны с ней согласиться. И только потом они смогут перенести это на поле. Если ты передаешь идею, а нет обратного действия от них, они будут исполнять это все как роботы, но этого не хватит. Игроки должны ее прочувствовать. Только тогда те задумки осуществятся.

О своем назначении в сборную в 2016-м

– Как вы относитесь к мнению, что сборная – не то место, где должен начинать карьеру тренер?

– Я не согласен вообще с этим. Ничего страшного, сейчас поменяют стереотипы свои.

– Вас цепляла фраза «Кум Павелко»?

– Меня вообще никак не задевало. Понимал, зачем люди это делают, они пытались как-то связать, выделить это. Как это вообще связано – мне непонятно: у меня есть определенная футбольная история, я проделал огромный кусок работы. Сначала я 3 года учился, потом работал ассистентом.

Имея такой опыт игрока, я спокойно отнесся к такой критике, любым сравнениям. Понимал, что я могу дать, к чему я иду, и каким я вижу развитие украинского футбола, а именно национальной команды. Все остальное меня особо не волновало.

Я с раннего детства занимаюсь футболом и постоянно сталкиваюсь с таким давлением. С давлением, со сравнениями, постоянными интригами какими-то, кто лучше или хуже, правильно или неправильно. У меня уже есть к этому определенный иммунитет.

Люди, которые выражают мнения — они имеют на то право, если считают, что могут кого-то критиковать. У меня есть мое направление, я был заточен на работу, результат, прогресс, которого можно достичь с национальной командой. Это меня только волновало.

Сейчас у меня появился иммунитет: я пропускаю через себя очень сильно, но я балансирую, потому что всегда есть объяснение этому. И когда матч уже проигран, всегда надо оценивать, почему он был проигран. Тренерский штаб не успел донести? Мы что-то не сделали, упустили? Если было сделано – тогда надо переживать.

Наша работа – убрать любые минусы, вопросы, которые бы не позволили команде выиграть. Но если игра была проиграна, потому что соперник сильней на данный момент – это футбол, серьезная игра. Самое главное, что мы готовили команду к тому, что мы делали на футбольном поле, это выглядело как команда, как единое целое. Игры можно и проигрывать, но если только соперник сильнее тебя.

Об эмоциях после матча с Португалией и игре сборной

После матча с Португалией была огромная гордость. Это совместные эмоции со всей Украиной были. Я горжусь тем, что я украинец, горжусь командой. Этот матч будут долго помнить. Он будет в футбольной истории Украины. Поддержка стадиона настолько ощущалась, думаю, она сыграла очень большую роль.

Зачем с чем-то сравнивать? Это был идеальный футбольный вечер для всей Украины.

В первую очередь сборная сделала огромный шаг, это огромный рост. Мы по кусочкам собирали ее, делали структуру. Мы видели уже тогда большие перспективы в том, как мы будем играть. Потом к игре нужно было добавить результат. Для меня это творческий процесс работы с ребятами. Как я говорил, самое главное было убедить их, чтобы они согласились с моей идеей, прочувствовали ее. И тогда все получится.

Для меня Лига Наций был важным турниром. Нужно было показывать не только игру, но и результат. Мы не вышли на чемпионат мира, потому что не только не были готовы, но и недостаточно хорошо играли на результат.

В ряде товарищеских матчей, которые мы провели, акцент был на то, чтобы команда играла именно на результат. Ребята с этим справились очень хорошо.

О мотивации игроков

Если хочешь понять поколение, начинай с ними общаться, завязывай отношения. Ищи точки соприкосновения. Я делаю это постоянно. И с ними мне действительно интересно. Я пытаюсь их понять, у меня этого хорошо получается.

Когда перед матчем с Сербией (5:0) мы приехали уже во Львов и оценили уровень подготовки футболистов, у тренерского состава была уверенность. Ну а эмоциональный спич не готовится никогда. Я чувствовал, что должен дать какую-то энергию ребятам, уверенность, зажечь искорку. Я видел, насколько они настроены, но чувствовал, что чего-то не хватает. Пришлось добавить немножечко.

Да, я строгий. Мне нравится дисциплина. Может кто-то опоздать, да. Нужно понимать, было ли это вынуждено или человек решил, что для него это не так важно. Я по-разному смотрю на многие вещи, но для меня важно подпитывать атмосферу в команде. Чтобы она постоянно как живой организм функционировала, прогрессировала, чтобы не было внутренних ядов, которые ее разрушают. Я как главный тренер должен за этим следить.

Самое главное за эти 4-5 лет – я ставлю требования по дисциплине. И футболисты будут смотреть, как я сам выполняю эти требования. За 4-5 лет моей работы я ни разу не опоздал. Всегда приезжал первым. Думаю, футболисты это уважают. Самое главное – личный пример. Когда ты сам показываешь то, чего требуешь, тогда к тебе будут относиться с уважением.

Второе – я ставлю четкую задачу и ту, с которой они могут справиться. Я не требую от футболиста того, чего он не может дать команде или мне как тренеру. Я всегда правильно дозирую то требование. Если фидбек есть, парень старается сделать, у нас будет все хорошо. Но если вижу, что по каким-то причинам он может это сделать, но не делает – будущего у нас не будет.

Я всегда даю шанс. Не один и не два. Может, это психология, какая-то замкнутость, чувствует себя не раскованно. Если несколькими шансами не воспользоваться, будет тяжело потом вернуться.

О футбольной философии

Философия украинского футбола уже поменялась. Нам не нужно бояться играть в футбол. Мы можем контролировать мяч. Чем больше будем играть таком стиле, тем выше будет уровень нашего чемпионата.

Если рассуждать с точки зрения той футбольной жизни, которая была здесь, то да, зачем делать какие-то изменения. Проще говорить, что это наш футбол, он присущ нам, зачем делать какие-то изменения. У меня немного другая история. Я поиграл в других командах, в «Милане», выиграл Лигу чемпионов. У меня огромный футбольный опыт.

Живя долгое время в Италии, но при этом играя за сборную Украины, я уже тогда понимал, что мы спокойно можем играть в совершенно другой футбол. Несмотря на наши стереотипы, я знал, что все получится, что у нас достаточно много талантливых футболистов и людей, которые могут воспринимать это, привыкнуть.

Можно сказать, что «Шахтер» – первый клуб, который начал делать изменения, а дальше пошли «Металлист», «Динамо». Это футбол не только современный, но и тот, который может привлечь внимание болельщиков. Симпатии зрителей сегодня принадлежат командам играющим и создающим. А не тем, которые обороняются.

Итальянские тренеры моего штаба дали то, что сегодня мы делаем результат. Стиль игры у нас есть благодаря всей команде. Я не беру все лавры на себя. То, что федерация дала мне возможность пригласить сильных специалистов, которые работали на большом уровне в итальянском футболе, это большой плюс для всего украинского футбола.

Игра формируется результатом. Я максимально хочу достичь какого-то результата. Но даже если не получится, я должен понимать, почему это произошло. Мне нравится сам процесс. И, конечно, амбиции выиграть все.

О Матвиенко и Супряге

То, что Матвиенко сватают в топовые европейские клубы, – это закономерно. Он это показывает своим уровнем игры и должен понимать, что он не может останавливаться. Если поднял эту планку, нужно ее поддерживать постоянно. Если он ее немножко опустит, думаю, никуда не уедет.

Сейчас у него есть шансы. Думаю, это только положительный момент и для клуба, и для национальной команды, и для самого игрока, что топовые клубы хотят его купить.

Я вижу материал в Супряге, который может прогрессировать. Это все сейчас зависит от него. У него есть перспективы, чтобы вырасти в хорошего футболиста. Он играет в топ-команде, прогрессирует как молодой футболист. Если он сейчас не остановится, будет идти дальше – у него есть хороший шанс. 

О Зозуле и Филиппове

– Вам Зозуля может позвонить и спросить: «Андрей Николаевич, почему я не в сборной? Или это неуместно?

– На его месте было бы правильно так и сделать. У меня полное общение с командой и любым футболистом. Если он считает нужным набрать и поговорить на эту тему... Я, как тренер, делаю свой выбор. Я выбираю тех футболистов, которые на сегодняшний день готовы решить эти задачи. И они решают их.

– Чего не хватает Филиппову, чтобы получить шанс в сборной?

– Ему надо играть в еврокубках, в топ-3 клубов Украины, играть постоянно на хорошем уровне. Я отношусь к Филиппову с уважением, он провел действительно хороший сезон, «Десна» выглядела хорошо. Я смотрю на конкуренцию, которая у него есть. 

На этой позиции у нас есть Яремчук, Мораес, Супряга. Супряга – молодой, перспективный парень, которому еще очень много надо работать. 

– Блохина раздражало, что журналисты в материалах советовали ему, кого вызвать в сборную. Как вы к этому относитесь? 

– Мне нравится эта дискуссия. У каждого есть свое видение. Я читаю, смотрю. Но я же отвечаю за все. Прекрасно, что есть дискуссия, предлагают, говорят. Это отлично, интересно, болельщики читают, процесс отличный.

– Если бы какого-либо украинского футболиста можно было омолодить на 10-15 лет и вызвать в сборную, кого бы вы выбрали?

– Реброва.

О натурализации

– Прежде всего, это инициатива самих игроков. Если игрок играет в Украине достаточно времени, чтобы получить паспорт – он его сознательно идет и получает.

Он связывает свою жизнь с нашей страной. Он знает язык, его дети ходят здесь в школу, он играет больше 6 лет – это значимая цифра. Я считаю, что он является украинцем. 

– У нас в футбольном обществе очень много дискуссий по этому поводу. 

– У меня мое видение этого, я его высказал. Я не собираюсь ни с кем спорить, оспаривать его, навязывать.

Мой ответ прозвучал очень конкретно. Натурализация, когда специально привозят игроков, через два года им пытаются оформить какой-то паспорт, их заставляют играть. К такой натурализации я отношусь негативно однозначно. 

Но если футболист приехал в нашу страну, в непростое время, остался здесь, перевез семью, дети ходят в школу, играет больше 6-7 лет, решил взять украинский паспорт. Для меня он украинец. Он играет в нашей стране в непростое время.

О стиле молодежной сборной

К тренерам более младших возрастов меньше требований по этому поводу. Там более творческая работа. Задача тренеров там – найти футболиста, увидеть в нем какие-то качества.

В U19 и U21 совершенно другие требования. Система и структура игры должны быть максимально похожими на национальную команду. Подпитка национальной команды идет в основном из юношеских сборных. Тренер молодежной сборной полностью автономный. Сам принимает решения, ему никто ничего не навязывает. Мы выбираем тренера, который дает нам возможность видеть приблизительно ту же структуру игры.

Мы общаемся с Ротанем. Да, мне интересен процесс. У Руслана хорошее будущее. У него есть хорошее качество – донести футболистам то, что он хочет.

И я никогда не навязывал Петракову стиль. Я наоборот рад. Он действительно работает немножко по-другому. Для меня важно, чтобы в работе с такими возрастами тренер вытаскивал из футболистов самое лучшее. Он нашел свою систему тренировочного процесса, подход, добился результата, стал чемпионом мира. Я только рад. Тот опыт, который он имеет, поможет в будущем находить хороших наших футболистов.

О кумире

Я очень любил баскетбол и сейчас люблю. Любил смотреть в 90-е на «Чикаго Буллз» Майкла Джордана. Это единственный спортсмен – идол. В жизни я не видел ни одного спортсмена, который бы так гармонично подходил к своему виду спорта. Джордан просто создан для баскетбола.

Мне удалось с ним познакомиться. В будущем, думаю, поиграем с ним в гольф. На меня большое впечатление произвел документальный фильм про него «Последний Танец», очень много там интересных историй.

Блиц

– Любимый тренер?

– Лобановский.

– Любимый футболист?

– Месси.

– Любимый украинский футболист?

– Блохин.

– Любимый футбольный клуб?

– «Динамо», «Милан», «Челси».

– Любимый город?

– Киев.

– Любимый безалкогольный напиток?

– Вода с газом.

– Любимая книга?

– «Титаник».

– Любимая музыка?

– Разную слушаю, не могу выделить кого-то одного.

– Любимый алкогольный напиток?

– Вино красное.

– Любимая марка автомобиля?

– Jeep.

– Любимый бренд одежды?

– Armani.

– Любимый вид спорта, кроме футбола?

– Гольф.

– Любимый ютуб-канал?

– Не совсем смотрю ютуб, не знаю, что сказать.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты