Tribuna/Баскетбол/Блоги/Заводной апельсин/9 вещей, которые надо знать, чтобы сделать крутое интервью

9 вещей, которые надо знать, чтобы сделать крутое интервью

Один из самых известных спортивных интервьюеров и главред Sports.ru Юрий Дудь помогает вам в конкурсе «Лучший блогер Украины».

Автор — Юрий Дудь
15 марта 2017, 16:28
29
9 вещей, которые надо знать, чтобы сделать крутое интервью

Один из самых известных спортивных интервьюеров и главред Sports.ru Юрий Дудь помогает вам справиться со вторым этапом конкурса «Лучший блогер Украины».

 

Чтобы сделать хорошее интервью, нужно:

1. Найти человека, которому есть что рассказать

Моя позиция: разговорить можно кого угодно – даже если у человека репутация безнадежного молчуна. Но пара противопоказаний все же имеется.

Во-первых, не стоит делать интервью с человеком, который появляется в медиапространстве по любому поводу и высказывается абсолютно про все: переход Кадара в киевское «Динамо», неудачную шутку Ивана Урганта и рождение третьего наследника королевы Елизаветы. Таких людей я причисляю к категории «выжженная земля»: перцы, которые рассказали все свои истории и вряд ли найдут что-то новое для вас.

Во-вторых, не стоит тратить свое время на тех, кто панически осторожен в своих высказываниях. Скажем, Алексей Смертин – прекрасный когда-то игрок и очень образованный парень – сейчас настолько запуган окружающей действительностью, что даже на вопрос: «Вам чай или кофе?» – ответит уклончиво. Это категория – «медийные трУсы». Сделать их смелее можно, но всегда велик риск неудачи – подумайте, стоит ли тратить на это время.

2. Подготовиться

Если кто-то, выдающий себя за мастера жанра, расскажет вам, что приходит на интервью без подготовки, без списка вопросов, просто с диктофоном и хорошим настроением, не верьте. Скорее всего, это рисующийся дурачок, но никак не мастер жанра.

Каким бы известным ни был ваш собеседник, подготовка к интервью – штука, которая позволит вам:

а) узнать о человеке много того, что вы не знали/не помнили; если интервьюируемый чувствует напротив себя человека в теме, он воспримет это как знак уважения и расположится к вам.

б) понять, какие темы доставляют человеку удовольствие, а какие – вызывают напряжение. Это дико полезно в планировании последовательности вопросов.

в) избежать повторений. Истории, которые герой уже много раз рассказывал в предыдущих интервью, вам не нужны. Вы крутой интервьюер, поэтому вы пришли за свежими, никогда прежде не рассказанными байками.

С появлением такой штуки, как тег, готовиться к интервью с известными людьми стало совсем просто.

Если же вы идете к неизвестному – сканируйте его по соцсетям, тоже очень полезное изобретение.

3. Спланировать порядок вопросов

Когда-то у нас работал Юра Баранков. Юра был растафарианцем и здорово говорил по-испански. Когда ЦСКА назначил себе тренером Хуанде Рамоса, Юра отправился к нему на интервью, которое начал вопросом: «Вы провалились в двух своих последних командах – «Тоттенхэме» и «Реале». Почему?» Рамос несколько прифигел, закрылся, на все оставшиеся вопросы только бубнил: никакой испанский Юру не выручил. «Ты хороший парень, – сказал Рамос в конце разговора. – Но наше следующее интервью попробуй начать с чего-нибудь более веселого».

Про обсеры, фак-апы и прочие неудачи надо спрашивать обязательно. Но точно не в начале. Идеальное время для неудобных вопросов – вторая половина интервью или любой момент, когда вы максимально, почти до дружбы расположили к себе собеседника.

4. Не ссать

Одна из самых больших ошибок отечественных интервьюеров – излишний пиетет к собеседнику. Друзья, если вы будете трусить и не зададите вопросы, которые могут доставить вашему герою неудобства, вы провалите свою работу. Помните: ваша цель – сделать хорошо не герою вашего интервью, а людям, которое это интервью прочтут.

Под журналистской отвагой, разумеется, не подразумевается невоспитанность. Все возможные элементы такта и уважения к человеку обязательны, однако они не отменяют того, что герой интервью будет высечен розгой.

5. Следить, чтобы в интервью вас было мало

Просто запомните: те журналисты, которые без всякой необходимости пичкают в интервью вопросы в три-четыре-пять-десять строк, либо чересчур себя любят, либо просто старперы.

Интервью – это история про героя, а не про журналиста. Журналист в интервью всего лишь человек из сферы обслуживания, он должен быть как крутой официант: полезным, но незаметным.

Чем короче ваш вопрос, тем лучше.

6. Сокращать

Интервью ценят не за вопросы, а за ответы. Если вопрос был хорош, но ответ на него – мычания или пара строк воды, не ставьте этот вопрос-ответ в окончательную редакцию интервью. Это сэкономит время читателя и избавит ваше интервью от слабых мест.

Идеальное интервью – то, где нет НИ ОДНОГО ответа, который можно было бы безболезненно вырезать ввиду его неинтересности, водянистости, пустоты.

Исключение – жанр жесткого интервью «мочить подлецов». То есть то интервью, где конкретными вопросами и мычанием в ответ достигается эффект разоблачения героя.

7. Вытягивать то, что запомнят

Чтобы оценить собственное интервью, просто задайте себе вопрос: когда человек закончит его читать, у него что-то останется в памяти или он забудет о нем уже через минуту, открыв новое окно браузера? Если что-то останется в памяти – интервью хорошее. Если останется много чего – интервью крутое.

Запоминаются лучше всего истории. То есть смешные/страшные/удивительные/дикие подробности из жизни и ремесла – ровно такие, какие мы рассказываем друг другу за пивом/шашлыками/обеденным перерывом.

Если вы общаетесь с неизвестным человеком, 90 процентов его историй должно быть про известных людей. Про команду, каждый матч которой он посещает. Про тренера Кварцяного, на лестничной площадке с которым он живет. Про футболиста Милевского, в одном ночном клубе с которым он зависает. Мир – большая деревня, все мы так или иначе пересекаемся с селебрити, даже если сами селебрити не являемся. Давите человеку на память и вытягивайте истории про знаменитых/интересных, о которых он знает больше вас.

8. Не сглаживать углы

Мы живем в век толерантности. Мы живем в век многочисленных пресс-служб, которые вычищают из интервью уйму интересного. Поэтому если герой готов говорить о чем-то конфликтном, не жалейте вопросов, не оставляйте все в намеках и полуоткровениях – докручивайте до конца. Тогда интервью запомнится. Тогда интервью будет крутым.

9. Оставлять интонации

Все мы знаем Бориса Левина. Умный взрослый мужик, никогда не подставлял футболистов, но вот проблема: когда делает с ними интервью, все футболисты говорят не своей речью. «Мой роман со сборной закончен», «Я для себя перевернул эту страницу», «...отношение друг к другу – во главе угла», «Волгу» мы разобрали буквально по косточкам», «Но вам же известна банальная истина» – это слова якобы Романа Павлюченко из интервью «Спорт-Экспрессу». Рома Павлюченко – милый парень, но уверяю вас: такими фразами он не начнет говорить, даже если посмотрит все сезоны «Своей игры» и «Брейн-ринга».

Самое лучшее интервью – то, которое ты читаешь, но как будто слушаешь. То есть речь собеседника передана так, как будто он с тобой разговаривает. Всякие специфические детали: смешные суффиксы и окончания, жаргонизмы, инверсия, паузы – все это важно и поможет вам установить максимально прямой контакт между героем и читателем.

Разумеется, надо знать меру: давать тупую расшифровку речи человека, который говорит совсем уж грязно, не стоит. Но искать компромисс между чистым языком и языком реальным надо обязательно.

***

Жгите и помните: неинтересных собеседников – мало, журналистов-балбесов – полно.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты