Tribuna/Футбол/Блоги/Заводной апельсин/Почему российский спорт – это и есть политика

Почему российский спорт – это и есть политика

Жалобы российских спортсменов вызывают у Юрия Дудя улыбку.

Автор — Юрий Дудь
19 декабря 2016, 12:00
5
Почему российский спорт – это и есть политика

Жалобы российских спортсменов вызывают у Юрия Дудя улыбку.

В российском спорте – новая порция жести. Для начала у России забрали чемпионат мира по бобслею и скелетону – это некрасиво и неудобно, но касается пары сотен человек: бобслей и скелетон – спорт, которыми увлечены только те, кто им занимается. Спустя пару дней биатлон, чуть ли не главный русский спорт последних лет, оказался под угрозой тотального бана, вроде того, что уже больше года держит в оковах легкую атлетику. Финальное решение должны огласить уже на этой неделе – учитывая, что доносится из главного динамика в последние дни, вероятность дисквалификации всей сборной России огромна.

Что мы слышим, когда на Россию давят по поводу допинга?

Вот говорит Антон Шипулин, олимпийский чемпион по биатлону: «Чересчур смешали политику со спортом, вот так обвинять российских спортсменов, которые ни в чем не виноваты, – это уже чересчур. Серьезно перегибают палку».

Вот Александр Легков, олимпийский чемпион по лыжным гонкам: «Это все политика. А политика должна быть вне спорта. Они пытаются давить на Россию любыми путями: не получилось так, получится иначе. Поэтому все это полный бред и полная ерунда. Русские спортсмены самые сильные, и мы всех победим».

Александр Зубков, тоже олимпийский чемпион, сейчас – президент федерации бобслея: «Решение о переносе чемпионата мира по бобслею и скелетону из Сочи – результат бойкота отдельных стран и его использования как средства давления на руководство международной Федерации. Мы столкнулись с очередным фактом вмешательства политики в спорт. Очевидно, что это не забота о безопасности спортсменов, а способ наказать нашу страну».

Ну и чтобы не только спортсмены – цитата Дмитрия Песков, спикера президента России: «Мы уверены, что это чрезвычайно политизированное решение, оно исходит из заявлений, которые просто не имеют достаточного обоснования».

Вокруг российского спорта роется много мифов, но главный из них – то самое «спорт вне политики». Хотя именно последние события должны были объяснить всем: спорт – это и есть политика. По крайней мере, в России.

Вы можете не знать, как устроена жизнь большинства профессиональных спортсменов в России – я расскажу. Те, кто посвятил себя олимпийскому виду спорта и смог пробиться в состав сборной России, сразу же окунается в кастрюлю шоколада. Члену сборной оплачивают все сборы, кормят, одевают, снабжают всем необходимым инвентарем и, кроме того, платят зарплату. Все это – только в обмен за ношение комбинезона с российским флагом; каким этот комбинезон приходит к финишу, непринципиально. Поэтому даже тот, кто выступает за сборную и болтается между 10-м и 50-м местом Кубка мира, остается на полном обеспечении. Если же человек цепляет медаль на чемпионате мира или Европы, к его зарплате прилипают различные надбавки – таким образом, его ежемесячный заработок крутится в районе тысяч 120-170 рублей. Если призовое место случается на Олимпиаде, в награду прилетает крупная сумма денег (4 млн рублей – за золото, 2,5 млн – за серебро, 1,7 млн – за бронзу) и иномарка представительского класса. Дополнительно (необязательно, но почти всегда) медалистам достаются материальные награды из своих регионов – деньги (чуть меньше, чем федеральная премия) и жилье.

Большинство из тех, кто в сборную еще не пробился, но в какой-то перспективе могут это сделать, тоже не голодает. Местные власти достойно поддерживают спортсменов высокого уровня: они не жируют, но получают больше средней зарплаты по региону, могут не отвлекаться от тренировок и прославлять свои края на внутренних соревнованиях. Зачем прославлять? Во-первых, это позволяет отчитаться на партсобрании: мы молодцы, мы спорт развиваем. Во-вторых, по итогам внутренних соревнований каждому региону начисляются очки; чем их больше, тем больше финансирования на следующий год упадет от Министерства спорта. Нужно ли спортсмену быть родом из этого региона? Совершенно необязательно. Можно ли рубится сразу за два региона? Бывало, что выступали сразу за три.

На всякий случай: индивидуальные подарки от бизнесменов или частных компаний я не вспоминаю, выше – только государственная ласка.

Теперь перенесемся в тыл врага. За полгода до Олимпийских игр в Сочи 29-летний скелетонист из Висконсина Мэтью Антуан выступил с заявлением: «Я надеюсь, что сегодня вы присоединитесь к моей команде и станете ее частью. Мне нужно собрать $5500, чтобы компенсировать расходы олимпийского сезона. Моя цель в нем – не просто отобраться на Олимпиаду в Сочи, но и выиграть там медаль. Деньги, которые я прошу, будут потрачены на тренажерный зал, комплект лезвий для саней, пищевые добавки и поездки в Лейк-Плэсид и Парк-Сити на отбор. Мне повезло – в этом сезоне я получил возможность жить и тренироваться на базе олимпийской подготовки. Это сильно сократит мои ежедневные расходы на проживание, но основная часть затрат пойдет на оплату студенческих кредитов – я окончил четырехлетнее обучение по программе спортивного менеджмента. Все это время у меня была опора в лице моей семьи и друзей, я бы не стал тем, кем являюсь сейчас, без их поддержки. Но теперь мне нужна и ваша помощь».

Просто для информации: это сообщение Антуан писал в статусе чемпиона мира-2012. Люди помогли Антуану, он отобрался на Олимпийские Игры и вернулся в США с бронзовой медалью. Похожего краундфандинга от американских спортсменов в том сезоне было полно: кому-то ради олимпийском мечты нужно было оставить семейную ферму, кому-то – работу экскурсовода в олимпийском парке. Государство профессиональным спортсменам не помогает, поэтому они обращаются к неопознанной человеческой доброте.

Так вышло, что в Штатах деньги есть только в том спорте, который интересен широкой публике и питает коммерческий потенциал. Шон Уайт делает самые невероятные трюки с прикрученным к ногам сноубордом, служит ролевой моделью миллионов подростков по всему миру и поэтому к Олимпиаде может готовиться на личном трамплине, построенном только для него в Австралии (да, только для него и да, в Австралии). Мэтью Антуан гоняет на санках в очень сложном и очень незрелищном спорте, не знаком никому за пределами своего университета и поэтому собирает деньги на тренировки где придется. В этом тексте я не обсуждаю, хорошо это или плохо, но про такое правильно говорить: спорт – это бизнес.

Так вышло, что в России государство поддерживает любой профессиональный спорт, который может обернуться олимпийской медалью – и не важно, если этот спорт категорически непопулярен, если между Олимпиадами он забыт абсолютно всеми. Государство считает: если не будет медалей – простые люди не будут заниматься спортом, население будет становиться слабее, а жизнь – хуже. В этом тексте я не обсуждаю, хорошо это или плохо, но про такое правильно говорить: спорт – это политика.

Оттого гнев всех тех, кто цитируется одним экраном выше, неизменно вызывает улыбку. Парни и девушки, вы живете на полном государственном обеспечении и жалуетесь, что «чересчур смешали политику со спортом». Русский профессиональный спорт – это и есть государство (а значит – политика), благодаря ему вы живете сильно лучше тех, кто делает ту же самую работу за границей. И когда с вашим государством холодно воюют на поле спорта (не важно – по делу воюют или нет), вы, конечно, должны грустить, но не должны жаловаться.

Все это – правила игры. Если государство кутает тебя заботой, ты должен быть с ним не только, когда оно платит, но и когда расплачивается. И вы, парни и девушки с лыжни, рубежа, из желоба, должны понимать: для государства вы пехота, солдаты идеологического фронта. В этом нет ничего плохого, это тяжелая и уважаемая работа и – самое важное – выбрали вы ее сами. Просто ужасное свойство любой войны – далеко не всем на ней удается уцелеть.

Фото: Gettyimages.ru/Ryan Pierse; РИА Новости/Екатерина Штукина, Михаил Климентьев

Другие посты блога

Все посты