Tribuna/Футбол/Блоги/Скорбный Арс/«Мы уважаем фэйр-плей, но мы не идиоты». Венгеру -71. В 99-м он переписал правила честной игры

«Мы уважаем фэйр-плей, но мы не идиоты». Венгеру -71. В 99-м он переписал правила честной игры

Овермарса и Кану хотели линчевать на собственном стадионе. Всех спас Арсен Венгер

21 октября 2019, 21:01
3
«Мы уважаем фэйр-плей, но мы не идиоты». Венгеру -71. В 99-м он переписал правила честной игры

13 февраля 1999 года случился, возможно, самый честный поступок в истории футбола.

Тогда на старом-добром «Хайбери» играли «Арсенал» и «Шеффилд Юнайтед». Это был матч на Кубок Англии, в котором «красная армада» действующего чемпиона Англии должна была растоптать, унизить и разметать.

Футбол в Шеффилде тогда переживал не лучшие времена.  В 99-м свой век на высшем уровне доживал другой «Шеффилд» - «Уэнсдей». Шеффилдский Юнайтед обитал дивизионом ниже и был предельно олдскулен - в худшем смысле этого слова.

Воплощением английских традиций, которые в те годы начинал активно ломать через колено Арсен Венгер,  был играющий тренер «Юнайтед» Стив Брюс. Посмотрите, во что играет его нынешний «Ньюкасл» и констатируйте очевидное  – за прошедшие двадцать лет его понимание футбола ни фига не изменилось. 

Дуб-дерево хвойное. Бей-беги. Амбалы в обороне. Четыре опорных полузащитника без паса. И какой-нибудь небезнадежный иностранец (как правило – с латинскими корнями) впереди.  

Под стать Брюсу была и команда. Знаете, кто такой Грэм Стюарт? Этот человек прокомментировал больше матчей Премьер-Лиги, чем сыграл, и все равно стал единственным из того состава Юнайтед», кто провел в высшем английском дивизионе больше сотни поединков («Челси», «Эвертон», «Норвич»). Остальные в основном перебивались Чемпионшипом, а трое парней из тех, кто терпел против Арсенала, так и не сыграют в Премьер-Лиге никогда в жизни.

Роль небезнадежного иностранца в той команде выполнял 30-летний бразилец Марсело. На подмене у него фигурировал небезызвестный Петр Качуро, первый белорус в английском футболе.

Последние футболисты с именем исчезли из Шеффилда незадолго до. В октябре 98-го «спилил» в Бенфику практически легендарный валлийский форвард Дин Сондерс. Полгода как завершил карьеру  практически легендарный ирландец Пол Макграт.  Впрочем, одна суперзвезда в этой заштатной команде таки была.  Звезда будущая. Через пять лет Траянос Деллас выиграет чемпионат Европы со сборной Греции. Но на тот момент он был на жестком подхвате у Брюса – за два сезона в ШЮ накопил лишь 14 матчей в основе.  Не сыграл грек и против «Арсенала» в пятом раунде Кубка.

«Арсенал» играл с «Шеффилдом», как это сейчас принято называть, «полуторным составом». После изнурительного выезда в сборную Англии отдыхали три четверти легендарной обороны – Адамс, Киоун и Диксон.  Из-за перебора карточек игру пропускал Пети. Даже в запасе не было суперзвездного юниора Анелька.

Венгер логично хотел победить малой кровью.

Вместо этого – вошел в историю, после того, как его молодая команда в нее вляпалась.

Второй тайм уже близился к экватору, счет был ничейный 1:1, и Арсен решился бросить в бой свое новое, еще мало кому ведомое оружие - нигерийца Нванкво Кану, только-только прибывшего на Туманный Альбион.

Пробыв на поле 10 минут, Нванкво, которого обучали правилам футбола, но и не думали посвящать в тонкости футбольных традиций и неписанных рамок поведения, пробегал рядом с мячом, выброшенным из аута Рэем Парлором.

Пробежал бы мимо – все пошло бы своим чередом. Но нет.

Дело в том, что минутой ранее болезненную травму в столкновении с Жилем Гриманди на половине поля «Арсенала» получил Ли Моррис. Симэн просигнализировал через все поле своему коллеге, и Келли, получив мяч, выбил его куда подальше, чтобы Моррису оказали помощь.

Вообще-то практика выбивать мяч за пределы поля из милосердия к  сопернику, страдающему от боли, появилась в Англии не так давно. Гордон Тейлор,  глава тогдашнего профсоюза игроков, назвал сие деяние «самым потрясающим событием, произошедшем в футболе за последние годы».

Но практика милосердия – еще не правило. Поразительно и парадоксально – чаще других от неоказанного милосердия страдал… как раз «Арсенал». Так в 96-м «шпора» Энди Синтон проигнорировал призывы выбить мяч и довел градус дерби Северного Лондона до «сейчас рванет». Год спустя схожим образом плюнул в душу «фейр-плей» форвард «Блэкберна» Крис Саттон, сравняв счет на последней минуте матча.

И вот – алаверды. Аут Парлора к угловому флагу, Кану вместо того, чтобы игнорировать пролетающий мимо мяч, его подхватывает. Ороговевшие части футболистов «Шеффилда» только сейчас появляются в кадре, но безумный подкат защитника под Овермарса опаздывает на вечность. Голландец, получив простую поперечную передачу, так же просто закатывает мяч в пустые ворота с шести метров.

Разъяренные гости тут же окружили господина арбитра. Вратарь бежит через все поле, в противоположном направлении спасать Кану от суда Линча выдвигается Бергкамп.  Овермарса тем временем свирепо дефрагментируют пощечинами. На фоне канареечных футболок Шеффилда лицо Парлора тоже отдает желтизной. Он растерянно тычет в сторону углового флага, мол, сделал все, что мог, какие могут быть ко мне претензии.

Найджел Уинтерберн: «Я мог лишь извиниться перед игроками соперника. А что я еще мог сделать? Это был тот еще адок.  Никто из наших вообще ни черта не рубил, что нужно делать в такой ситуации».

Стив Брюс стоит  на кромке, засунув руки в брюки. Внешне он выглядит лишь слегка взволнованным. Но как только арбитр начинает размахивать карточками в адрес его парней и снова недвусмысленно показывает на центр - 2:1, играющий тренер извлекает из широких штанин левую руку и отвечает своим жестом. Призывающим команду «Шеффилд Юнайтед» покинуть поле в знак протеста.     

Капитан «Шеффилда» Дэвид Холсуорт: «Стив тогда был очень молодым тренером, и не знал, как себя вести. В конце концов, он позвал нас в подтрибунное. Но мы, игроки, этого не хотели.  Я попросил ребят собраться и доиграть матч до конца». 

Игра-таки возобновляется спустя шесть минут. Судья выдаёт пять желтых карточек – все игрокам «Шеффилда». Оставшиеся четверть часа игры проходят в тревожной тишине Хайбери. Гостевой сектор, куда набилось под две тысячи болельщиков, матерно негодовал.

«Нас ограбили! Нас обдурили! Мы в бешенстве!» - констатировал после матча Брюс, уняв то самое бешенство лишь после двадцатиминутного хождения по газону Хайбери.

Английская пресса после матча набросится на несчастного Кану, повесив на него всех собак. Венгер будет защищать своего питомца с пеной у рта, напирая как раз на его неопытность и неосведомленность в английских традициях.

И действительно. Виноват в том, что случилось не только Нванкво. Во-первых, аут Парлора изначально был странным. Он-то выбросил мяч в сторону углового флага, но аккурат туда где пасся нигериец, как будто предлагая тому испытать судьбу.  Кану вполне мог опознать сей жест как пас в свободную зону, фейр-плей предохранители не включились по причине их отстутствия, инстинкт убийцы сработал - и пошло-поехало.

Во-вторых, Марк Овермарс - и это отлично видно на видео - начал свой спурт в штрафную еще ДО ТОГО, как Кану схватился за мяч. А значит, голландец осознанно не погнушался сомнительным  средством, которое оправдывало вполне конкретную цель.  

Странный аут Парлора, непонимание Кану местной специфики, что, конечно, не освобождает от ответственности, и некрасивый лажа-забег Овермарса.

Кто бы ни был виноват, репутация клуба рисковала закатиться за плинтус. Действовать нужно было незамедлительно. И Арсен Венгер сразу же после финального свистка направился к вице-президенту «Арсенала» Дэвиду Дейну. Тот кивнул в знак согласия, и Арсен набрал Федерацию по телефону.

Арсен Венгер: «Я предложил переигровку, потому что это не дело - выигрывать таким образом. Это не наш путь. Мы хотим выигрывать все наши матчи, но без жульничанья».

Исполнительный директор Федерации Дэвид Дэвис вздохнул с облегчением, позже признавшись: не последуй оперативной реакции и инициативы самого клуба, бюрократия и отсутствие практики подобных решений вряд ли бы позволила разобраться в этой беспрецедентной ситуации.

А дело было реально беспрецедентное. Случаи переигровок по причине форс-мажоров случались. Первый – чуть ли не сто лет назад в 1888-м. Тогда переиграли сразу три матча. Один из них – по фантасмагорической причине: было доказано, что ворота на стадионе не просто меньше введенного стандарта, а и вообще разного размера.

Самым частым форс-мажором, а значит, и поводом для рематча,  было поведение зрителей. Они выбегали на поле, выкапывали и размахивали угловыми флажками, гонялись за судьями и игроками – в общем занимались стадными инстинктами в ущерб великой игре.

Последний прецедент с переигровкой случился в 1992-м. Некие парни из Питерборо обыграли неких жалких любителей из «Кингстониан» 9:1, но пали жертвой собственных неадекватных болельщиков. Те неведомо с какого рожна швырнули во вратаря жалких любителей какую-то взрывоопасную хрень. Хрень взорвалась, голкипер оглох на одно ухо.  По странному решению Федерации Питерборо не ввалили технарь, а присудили переигровку.  Вот тут случилась еще одна поразительная штука – примерно того же масштаба, что и ворота разного размера. Выяснилось, что футболисты Кингстониана особо не горят желаниям снова испытывать судьбу, потому что в этом случае им бы пришлось…массово отпрашиваться с работы. А значит – получить меньше своего недельного жалования на шахте, в мясной лавке, на шиномонтаже …ну или где они там все работали.  

В общем, играли - и переигрывали не раз. Но переигрывать матч потому, что нарушен некий неписанный канон  – это было сродни пересмотру итогов Второй Мировой потому что Гитлер не оплатил счет за коммуналку.

Звонок Венгера решил все. Переигровка была утверждена фактически спустя полчаса после окончания скандального матча.  

Дэвид Холсуорт: «Арсен Венгер принял это решение мгновенно. Это просто космос. Потрясающий мужик. К слову сказать, Марк Овермарс тоже показал себя с лучшей стороны после матча. Думаю, он знал, что мой сын был тогда в роли маскота, и для него это был особенный день. Марк извинился и подписал ему футболку. Та футболка до сих пор - на видном месте в моем доме».

Стив Брюс, услышав благую весть, тоже вроде как сменил гнев на милость. Но подумав, решил еще поднадавить на жалость.

- Я бы хотел, чтобы переигровка состоялась на Брамалл Лейн (домашний стадион ШЮ - прим.Alokim). Понимаю, что прошу слишком многого, но это было бы справедливо.

Брюса и фанатов «Юнайтед» можно было понять. Они и так были в 15-ти минутах от переигровки - по правилам английского Кубка в случае ничьей команды сыграли бы снова, но уже в Шеффилде. А тут мало того, что снова Лондон, так еще и соперник наверняка выставит сильнейший состав.

Венгер, услышав стоны Брюса, сказал как отрезал:

- Мы хотим играть в Лондоне. Мы уважаем фейр-плей, но ведь мы не идиоты.

Спустя десять дней «Арсенал» выставил основной состав, но «Шеффилд» снова бился до кровавых зайцев. Проиграл достойно - 1:2.

А в конце сезона Арсен получил специальный приз честной игры.  

Арсен Венгер: «Нет никакого преступления в желании выиграть, но выиграть любой ценой - это неправильно. Невозможно создать правила на все случаи жизни, но ты можешь правильно отреагировать на собственную ошибку. Если правила не написаны, вместо них играют взаимное уважение и дух игры».

С тех пор прошло двадцать лет и полгода, но о том, как вести себя в подобных ситуациях арбитры не знают до сих пор.

Точнее - они-то знают, но им от этого только хуже.

Формально арбитр уже тогда был обязан выписать Овермарсу и Кану по желтой карточке -  согласно Правилу №12 (неспортивное поведение). Должен ли был отменять гол, забитый с нарушением неписаных правил? Нет, не должен.  По ходу, что тогда, что сейчас арбитр может лишь развести руками, засчитать гол и раздать карточки автору гола и голевого паса.  

В прошлогоднем скандальном матче Чемпионшипа между «Астон Виллой» и «Лидсом» гости проигнорировали травму соперника и недвузначные сигналы «астанавитесь», разогнали атаку по флангу и ввалили голешник. Он был тут же засчитан, агрессия «виллана» Эль Гази затмила вопиющий «антифейрплей» Лидса, и арбитр ограничился одним удалением, без карточек исполнителям.  

Повезло, что тренер Лидса Марсело Бьелса оказался достойным последователем Арсена и решил даже не доводить дело до переигровки. И до звонка в Федерацию. Просто приказал своим немедленно пропустить. 

Возможно, Венгеру 13 февраля 99-го стоило поступить так же?

Другие посты блога

Все посты