Tribuna/Футбол/Блоги/Deutschland über alles/«Игроки шли в подкат головой вперед, правил вообще не было». Как это – тренировать худшую команду в мире

«Игроки шли в подкат головой вперед, правил вообще не было». Как это – тренировать худшую команду в мире

Подкаты головой, игроки из джунглей, тренировки при температуре +45 - как британский футбольный журналист Пол Уотсон тренировал худшую команду в мире.

Автор — smanoff
28 апреля 2015, 11:58
9
«Игроки шли в подкат головой вперед, правил вообще не было». Как это – тренировать худшую команду в мире

Игроки из трущоб, боксерские приемы вместо финтов, тренировки при +45 – как британский футбольный журналист Пол Уотсон тренировал сборную Понпеи.

В конце этого года на экраны выйдет фильм Soccermen, посвященный истории, которая приключилась в августе 2009 года, когда Пол Уотсон и его друг Мэтью Конрад на 18 месяцев возглавили сборную Понпеи. Блоге Deutschland über alles перевел интервью 11freunde.de с некогда тренером худшей сборной мира.

- Пол, на протяжении полутора лет вы тренировали команду с маленького островка в Тихом океане и привели ее к первой победе. Как это, когда сборная Понпеи выигрывает у клуба с Гуама со счетом 7:1?

– Хоть встреча и проходила на уровне игры в парке в воскресное утро, мы праздновали так, как будто стали чемпионами мира. Все обнимались, а несколько игроков даже расплакались. Этот день перевернул мои взгляды на футбол. Когда я вернулся в Англию, я заметил, что мое отношение к западному футболу изменилось. Эта материалистическая игра больше не восхищает меня так, как раньше.

- Вашу необычную тренерскую карьеру это, тем не менее, не объясняет. Почему в 2009 году вы стали тренером сборной Понпеи?

– В квалификации на ЧЕ-2008 Андорра играла в одной группе с Англией. Последнюю игру группового этапа мы с моим тогдашним соседом Мэтью Конрадом смотрели по телевизору, выпивали и решили: «Если бы там родились, мы бы тоже играли за сборную». Андорра тогда проиграла России всего лишь 1:0, и мы пришли к выводу: «С нами они бы проиграли 50:0». Это был наш космогонический миф. Но я потерял надежду сделать футбольную карьеру. Когда я осознал, что так и не стану профессиональным футболистом, то пошел в футбольную журналистику, чтобы хоть как-то быть частью этой игры. Но этого оказалось недостаточно. И мы начали искать команду, за которую мы могли бы играть.

- И как же вы вышли на Понпеи?

– Мы загуглили «самая худшая команда в мире» и обнаружили: Гуам занимает последнее место в рейтинге сборных ФИФА. Гуаму проиграла команда с соседнего острова Яп. А им, в свою очередь, проиграла команда Понпеи. Тогда мы написали письмо президенту федерации. По счастливой случайности он как раз приехал в Лондон, так что мы могли встретиться. Он думал, что мы над ним прикалываемся. Но когда он понял, что у нас серьезные намерения, он сказал: «Это – глупая идея. И не потому, что она нежизнеспособна, просто у нас нет команды».

- И поэтому вы решили не играть за команду, а тренировать ее?

– Да. И потому что на Понпеи очень строгие правила натурализации. Нам нужно было бы отказаться от британских паспортов, прожить в стране пять лет и жениться на местной женщине. Я подумал, что мы, конечно, сумасшедшие, но не настолько. Да и моя девушка меня бы, наверное, убила.

- Понпеи – очень бедная страна. Какой социальный фон был у игроков вашей команды?

– У большинства игроков была очень сложная биография. Наш вратарь и его брат, талантливейший нападающий, росли сиротами. Они до сих пор живут в бетонной постройке в джунглях – без спальных мешков и всего такого. Кроме того, у 70 процентов населения проблемы с лишним весом. Тем не менее, потенциал очень большой, потому что молодежь очень атлетична. Только в определенный момент они прекращают заниматься спортом из-за отсутствия возможностей для тренировок. До того как мы начали регулярные тренировочные сессии, ничего подобного на острове не было. Соответственно, это сказывалось на стиле игры. Игроки шли в подкат головой вперед или вообще использовали боксерские приемы. Правил вообще не было.

- Игроки ведь даже не видели структурированный футбол по телевидению. Как это влияет на стиль игры?

– Он уникален. В Европе каждый игрок-аматор имитирует профессионалов из телевизора. На Понпеи этого не делает никто. Хоть мы и внесли свои коррективы, поскольку мы хотели обучить команду тактике, но положительные особенности игровой культуры сохранились. Игроки очень храбрые и хорошо тренированные. Как результат, команда начала безумно быстро прогрессировать. Через пару месяцев с нами вели сложные дискуссии о тактике те игроки, которые до этого не знали, что мяч нельзя брать в руки. Наш тогдашний капитан сейчас даже играет в США за команду одного из колледжей.

- Что мог бы европейский футбол перенять у этого стиля игры?

– Совершенно точно – отбор головой. А если серьезно, то игроки никогда не критикуют друг друга – не важно, сколь ужасной была ошибка товарища по команде. На меня же кричали на протяжении всей моей футбольной карьеры. Это часто приводило к тому, что я испытывал чувство неуверенности.

- Как же вы общались с игроками?

– Через полгода мы уже могли немного повышать голос. Но до этого мне пришлось учиться критиковать так, чтобы это не звучало, как критика. Там считается ужасно невежливым ругать кого-то публично. Тогда я говорил: «Окей, как ты считаешь, у тебя были еще другие варианты, кроме как сделать три финта пяткой и потерять мяч?»

На Понпеи старшие родственники могут предъявить претензии на имущество своих младших членов семьи. Многим нашим игрокам приходилось отдавать бутсы своим отцам, дядям и даже дедам

- Эта работа сделала вас, по словам английской прессы, самым молодым тренером в мире. Команда серьезно вас воспринимала?

– С титулом «самый молодой тренер в мире» я бы поспорил. Андре Виллаш-Боаш занял свой первый пост в 23 года, мне же было 26. Но чтобы ответить на ваш вопрос – игроки были младше нас, и возраст скорее привел к тому, что мы воспринимали друг друга на равных. Возраст был даже преимуществом, так как эта работа требовала хорошей физической формы. Какой 50-летний тренер пролетит 26 часов через весь мир и после этого будет еще косить траву на Понпеи, чтобы команда могла играть? Кроме того, мы выполняли все упражнения при температуре +45С, чтобы заработать уважение игроков.

о

- С чем вам еще пришлось справляться?

– Нам удалось убедить команду отказаться от бетельного ореха. Его смешивают с известью и жуют как жевательную резинку. Игроки делали это целый день – даже на футбольном поле. От него сначала немеет рот, затем притупляется чувствительность. Иногда люди даже засыпают. Не самые лучшие условия для хорошего футбола. И еще одна проблема: наш тренировочный инвентарь со временем исчезал.

- Как так?

– Когда мы впервые прибыли на Понпеи, у нас были полные сумки футбольных принадлежностей – мячи, бутсы, футболки, гетры, щитки. Нашей ошибкой было то, что эти вещи мы раздавали на наших первых ознакомительных тренировках. Потому что люди, которые с благодарностью принимали вещи, не были футболистами. За время, проведенное на Понпеи, нам на улице часто встречались люди в футболках и щитках – а они не имели ничего общего с футболом. И еще одна причина, почему пропадали вещи: на Понпеи старшие родственники могут предъявить претензии на имущество своих младших членов семьи. Многим нашим игрокам приходилось отдавать бутсы своим отцам, дядям и даже дедам.

- Эти трудности стали причиной того, что вы завершили свою работу на Понпеи?

– Нет. Мы покинули Понпеи после турнира на Гуаме, так как это был самый лучший момент, чтобы передать бразды правления местным. Несколько игроков заявили о готовности тренировать команду. Для нас было самым важным, чтобы футбол на Понпеи был независимым и не определялся временным пребыванием иностранцев, как мы. На данный момент футбол на Понпеи переживает бум, но без денег – игроки и тренеры не получают зарплату.

- Но есть же такая состоятельная международная федерация. Почему же футболу на Понпеи приходится бороться за свое существование?

– ФИФА не заинтересована в том, чтобы развивать крошечные страны. На протяжении 3,5 лет Микронезия – группа островов, к которой относится Понпеи – пытается стать членом ФИФА. Но получает отказ за отказом. ФИФА четыре раза без предоставления обоснований отказывала в приеме официальных посланников и не дает ни малейших объяснений того, какие нормы должны быть выполнены. Тувалу, остров поблизости от Понпеи, уже 26 лет пытается вступить в ФИФА и в этом намерении их уже 6 лет даже поддерживает одна группа голландцев. Но каждый раз они получают отказ. Одно из обоснований – на острове нет ни одного пятизвездочного отеля.

- Пол, является ли победа второстепенной вещью в футболе?

– Самое важное – иметь возможность играть и верить в то, что ты побеждаешь. Футбол принадлежит каждому. Когда твой финал чемпионата мира – это матч в парке, значит, это и есть финал чемпионата мира.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов