Tribuna/Футбол/Блоги/Отважный репортер/«Для российской системы было бы лучше, если бы людей расстреливали». Левченко – о ЧМ, Виде и Павелко

«Для российской системы было бы лучше, если бы людей расстреливали». Левченко – о ЧМ, Виде и Павелко

Откровенно о политике и футболе.

24 июля 2018, 18:46
40
«Для российской системы было бы лучше, если бы людей расстреливали». Левченко – о ЧМ, Виде и Павелко

Экс-игрок сборной Украины, а ныне телеэксперт Евгений Левченко рассказал Даниилу Вереитину о своей работе на ЧМ-2018, общении с российскими друзьями, а также реакции голландского общества на историю с Видой и Вукоевичем. 

«Всех «крымнашистов» удалил из круга знакомых»

– Евгений, вы во время ЧМ-2018 работали на голландском телевидении. Получилось так, что Украина и Голландия не попали на мундиаль и оказались в одинаковом положении. Высокий интерес к турниру был в стране?

– Я работал на главном голландском канале NOS. Это самый большой канал голландского телевидения. Даже при том, что сборная Голландии не играла на этом чемпионате, рейтинги были очень хорошие. Люди смотрели футбол, мне кажется, что они соскучились по качественному футболу. Все остались довольны. Мне посчастливилось поработать экспертом, и все прошло хорошо. Так что в этом контексте я рад и доволен.

– Как люди в Голландии отнеслись к тому, что чемпионат мира все же проходит в России?

– Понятно, что в Голландии несколько иное восприятие, чем в Украине. Люди соскучились по футболу и смотрели именно саму игру. Я понимаю, что у нас многие отказывались смотреть ЧМ по политическим мотивам. Я же смотрел футбол чисто с профессиональной точки зрения. Комментировал, разбирал, было интересно увидеть новые тенденции в футболе. Поэтому, если брать глобально, то в Голландии чуть другой подход.

Все-таки, Голландия не воюет с Россией на данный момент. Но все помнят трагедию с самолетом MH-17, который был сбит не без помощи пророссийских людей. Но в целом, отношение людей отличается от украинского. Будем откровенны: у Украины сейчас военный конфликт с Россией и это усложняет всю ситуацию. Если брать лично мой опыт, то я абсолютно не поддерживаю этот российский режим. Очень долго там не был. Всех «крымнашистов» и тех, кто поддерживает военный режим на Донбассе, поудалял из контактов и кругов знакомых. Но друзья и знакомые в России остались, которые адекватно реагируют и понимают, что этот режим ужасен. Они хотят побыстрее от него избавиться.

Я смотрел футбол без угрызений совести, хоть и чемпионат мира проходил в России. Как я не поддерживал режим Путина, так и поддерживать его не буду. Потому что я считаю, что прийти и забрать кусок земли у своих, как они называют, «братьев», – это нож в спину.

–  Вы упомянули про трагедию с «Боингом». Не было в нидерландском обществе настроений бойкотировать ЧМ-2018 в связи с той историей?

– Бойкот был и есть пророссийских настроений, политического режима... Но футбола это не коснулось. Люди понимают, что хочется смотреть футбол, а голландцы отделяют футбол и политику. Хотя я понимаю, что это неразделимые вещи. Любой вид спорта используется политиками, которые в полной мере используют футбол для своих целей. Посмотреть на Путина, который выходит на церемонию награждения, на Макрона или президента Хорватии. Кадыров бедного Салаха чуть ли не в наручниках привел на тренировку. Политики используют футбол. Да и посмотреть на Порошенко – он воспользуется возможностью пожать руки спортсменам, в Мариуполь съездить, выйти на стадион «Динамо», на «Олимпийский». Все политики используют футбол. Это было всегда и везде. Но в Нидерландах явного бойкота не было. Как и жестких выкриков, мол, давайте все бойкотировать, никто не имеет права туда ездить.

– А массовый просмотр в каких-то фан-зонах был?

– Нет, массово на улицах не смотрели. Люди, в основном, оседали по домам. Смотрели на Месси, Роналду. Насколько те долго играли – это уже другой вопрос. В целом, все смотрели на мировой футбол, который, откровенно говоря, впечатлил. С другой стороны, как достался чемпионат мира России, как достался Катару – это уже другой разговор. В этом плане есть вопросы. Но я буду смотреть футбол, будет он проходить в Китае или в странах Африки, где есть такие же режимы, я всегда смотрю на футбол.

«Я поздравлял не режим Путина, а футболистов и тренеров»

– Сборной Украины на ЧМ не было, но главным событием для украинцев стала история с Видой и Вукоевичем. В Голландии вообще поняли, что это было и для чего? Как реагировали?

– Я думаю, люди не совсем поняли, почему Вида кричал «Слава Украине». И почему кричит после победы над Россией. Многим сложно понять, что заложено в этих словах. Некоторые даже не знают, где он играл в последние лет пять. Мне приходилось объяснять многим голландцам, почему он кричит «Слава Украине» и что означает этот слоган. Опять-таки, Вида прокричал, потом извинился, потом пожал руку Путину и получил медаль. И все довольны. Это попахивает недоразумением или пиаром.

Если ты уже последователен в своих ходах, то когда кричишь «Слава Украине», то что-то подразумеваешь. Это серьезный лозунг. Если это шутка – он извинился и забыли. У нас это почему-то интерпретировали в медиа, как будто он кричал это в поддержку Украины. Но это не так. В моем понимании, если ты кричишь «Слава Украине» в поддержку Украины, то зачем тогда потом извиняешься и жмешь руку Путину?

– История получила продолжение: Хорватский футбольный союз отстранил Огнена Вукоевича после этой ситуации. На ваш взгляд: это внутреннее решение или надиктованное сверху с политическим подтекстом?

– Хорватский футбольный союз, по сути, прогнулся, испугался конфликта. Если ты выгоняешь Вукоевича, то должен выгнать и Виду. Ведь они это «мероприятие» проводили вместе. А так, хорваты решили сгладить углы, чтобы не было широкомасштабного скандала. Пожертвовали одним из членов команды, который менее важен. Я не удивлюсь, если он через пару месяцев опять будет включен в состав сборной или хорватского союза.

– Это просто показательный ход?

– Да, дескать, мы хотим сосредоточиться на футболе и приносим в жертву одного менее важного члена команды, который не играет, а является тренером. И сохраняем Виду, который должен помочь. Будем говорить откровенно, Вида очень хорошо отыграл. Поэтому, хорваты пошли по пути меньшего сопротивления.

– Из ваших слов я понимаю, что если бы ЧМ проходил в Голландии, то никто бы так не отреагировал и вообще не придал бы особого значения?

– Абсолютно. Люди бы просто подумали: «Чего ты кричишь?» Но, с одной стороны это может быть пиар-ходом. Можно по-разному трактовать, но факт остается фактом: он прокричал это после победы над Россией. Понятно, что это задело многих людей из России. Опять же, если ты последователен, то ты не будешь забирать свои слова обратно и, выходя на подиум, не будешь жать руку лидеру страны, если ты считаешь, что там кровавый режим.

– Вы поздравили сборную России с победой над Испанией, после чего получили лавину критики в свой адрес. Почему люди восприняли вас болельщиком сборной России, а не просто воспитанным человеком?

– Это понятно – ты поздравляешь команду страны, которая является на данный момент врагом Украины. Люди болезненно реагируют на каждый выпад или поздравление команд. Опять-таки, я поздравлял не режим Путина, а именно футболистов. Я знаю, что это сложный момент, потому что футбол и политика идут вместе. Но я также поздравляю и другие команды. Поэтому, в моем понимании, я не сделал ничего нехорошего и не забираю слова назад. Россия показала хорошую защиту и контратакующий футбол. Мне было интересно смотреть на весь чемпионат. С одной стороны, я понимаю, почему такая реакция, а с другой – я поздравляю лишь футболистов и тренеров. При этом, оставаясь при своих политических убеждениях, не делая ни шагу назад.

– За кого вы болели в матче Россия – Испания?

– Вообще, я весь чемпионат болел за Бельгию, Уругвай и Францию. Матч Россия – Испания я смотрел с нейтральной стороны.  В целом, я болел за футбол, который мне нравится. Бельгийцы, уругвайцы с Кавани и Суаресом, с которым я играл. Это две команды, которые меня привлекали на турнире, остальных воспринимал нейтрально. У Франции был очень сильный состав, и то, как они играют, меня не прельщает. Но это приносит результат. Завтра все забудут, как они играли, но они останутся чемпионами.

– Вернемся немного назад. ФИФА декларирует принцип: «Футбол вне политики». Но на примере этого чемпионата видим обратное: футбол стал заполитизированным. Вам так не кажется?

– Не стоит обобщать до этого чемпионата мира. Любой ЧМ проходит под четким наблюдением политических сил. Это не исключение – каждый крупный спортивный ивент проходит под политическим подтекстом. Вспомните Олимпиаду в Китае, или представьте, как будет проходить следующий чемпионат мира в Катаре. В этом плане я не питаю абсолютно никаких иллюзий. Футбол и политика переплетены. Как у нас в Украине, так и в России и во всем мире. Может быть, условно, в Исландии – немного меньше. Инфантино сильно это использует в своих целях. Так же, как и Блаттер использовал.

– Швейцарцев штрафуют за жесты, Вукоевича отстраняют за соучастие в безобидном видео. В то же время, видим флаги России с именами крымских городов, но за это Россия не несет никакого наказания. Почему, как думаете?

– Мне сложно это как-то расценивать. Это неадекватная политика ФИФА и УЕФА. Санкции очень разнятся. Например, флаги «ДНР» и «ЛНР» на стадионах. Позиция высших футбольных органов в этом контексте вызывает у меня недоумение и непонимание. Сложно судить, почему так. Почему ван Бастен, один из моих кумиров, заезжает в Россию, едет к Путину и жмет его руку. Да, я понимаю, если он находится в делегации ФИФА, но просто так туда ехать – неправильно. Такие моменты я не понимаю.

«Надев футболку Хорватии, Павелко выглядит абсолютным клоуном»

– Если бы сборная Украины вышла на чемпионат мира. Как бы трактовался тот самый лозунг «Слава Украине» тогда?

– Я не могу вообще представить себе участие Украины на ЧМ в России. Думаю, мы бы просто не поехали туда. Не вижу ни логистически, ни теоретически, как бы это происходило. Как бы команда играла без зрителей? А если бы болельщики поехали туда, то либо провоцировали бы, либо ждали бы провокаций. Я не могу представить, как бы Украина туда поехала. Даже понять не могу. И как бы мы это объясняли дома? И чемпионат мира играть на нейтральном поле тоже нереально. Не думаю, что Украина была бы готова к такому повороту. Тем более, у нашей власти есть четкая позиция и политика того, что все пророссийские взгляды рубятся на корню. В этой связи было бы логично, чтобы сборная туда не поехала.

– У вас в твиттере я читал ваше недоумение относительно появления Андрея Павелко в Верховной Раде в футболке сборной Хорватии. Объясните, почему вы так отреагировали?

– Это выглядело очень комично, артистично и распиарено. При всем уважении к некоторым нашим людям, которые находятся у власти, каждый человек пытается схватить эту нить и поймать пиар. К сожалению, пиар этот существует на крови наших солдат, а эти люди очень его используют. Вот Павелко натянул футболку, а потом видит, что Вида извиняется, идет и жмет руку Путину. Что теперь делать? Какую футболку надевать? Как он будет трактовать это? Он выглядит абсолютным клоуном, который идет на глупый шаг, не разобравшись, почему Вида это делает. Павелко надевает футболку Хорватии и начинает комплиментировать в сторону этой страны. У нас очень все накалено, любая искра взрывается без логических обдумываний.

Павелко или, допустим, Ляшко, когда рассказывают какие-то вещи с трибун, занимаются дешевым пиаром. Эти заявления вызывают аплодисменты, но это необоснованный пиар. Как объяснить этот финт с футболкой Хорватии? Это выглядит комично, цинично и неправильно. Есть множество других правильных шагов, которые бы укрепили наш футбол или поддержали бы людей на передовой.

– История с Видой показала и другой факт. Очень много людей перед стартом ЧМ заявляло, что не будет его смотреть, но после ситуации с Видой и Вукоевичем выяснилось, что все следят за турниром. Вы не находите это таким же комичным?

– Официальные цифры подтвердили, что матчи на «Интере» просмотрело очень большое количество людей. Те, кто хотел смотреть футбол, они его смотрели. Без всяких выкриков и лозунгов. Адекватные люди просто смотрели футбол, даже при том, что не поддерживают политику Путина. В моем понимании, нужно говорить: «Я не смотрю футбол, потому что всеми фибрами своей души я не поддерживаю ничего. И слово «Россия» не должно звучать нигде». Это твердая позиция. Поддерживаю я ее или нет – это другое. У меня своя точка зрения. Если ты смотришь футбол, то не обязательно должен поддерживать политику партии или Путина. Для меня Путин – это не один человек. Это та система, которая сформировалась в России, и ее трудно искоренить. К сожалению, она есть и у нас, но в другой форме.

– На ваш взгляд, имидж России после проведения чемпионата мира улучшился?

– Будем откровенны: люди, которые там были (иностранцы), сказали, что чемпионат был проведен на очень высоком уровне. Я другого и не ждал: для этого режима очень важно, чтобы чемпионат прошел на самом высшем уровне. Нужно было показать для всех иностранцев, насколько все хорошо в России, насколько гостеприимно. При этом, мы не можем сказать, что что-то прошло не так. Организовано было здорово, создали атмосферу праздника и условия, чтобы иностранцы чувствовали себя комфортно. Но есть большое «но». Чемпионат закончился, и все вернется на круги своя. Не думаю, что Россия получит большой толчок в развитии футбола, потому что система коррумпирована, неконкурентоспособна и не работает.

Если не будет изменений в России на политическом уровне, то ничего не изменится и на футбольном уровне. Футбол в России существовал за счет иностранцев. А так, ни школ нет, ни условий, ничего. Глобальных изменений не будет. То, что увидели иностранцы – это фасад. За ним находится прогнивший дом, который либо валится, либо уже развалился. А фасад стоит красивый, его подкрашивают, вкладывают какие-то деньги. Иностранцы это видят. В остальном – талантов нет, никто не пробивается в Европу. Чемпионат слабый, если убрать иностранцев. Фасад для иностранцев сделали хороший, а все, что за ним – гнилая труха.

– Вы упомянули, что у вас остались друзья в России. Вы с ними общались по ходу чемпионата мира? Какие у них впечатления?

– Большинство моих друзей – футболисты, которые не ангажированы и не являются политическими деятелями. Да, чемпионат провели хорошо, но опять-таки, что дальше? Будут выделены миллионы на развитие футбола? Нет, никто и не ждет. Да, будет всплеск любви к футболу, как всегда бывает, но структурных изменений не последует.

Показательный момент – когда выбежали на поле Pussy Riot. Посмотрите, когда один из полицейских-идиотов говорит: «Я жалею, что сейчас не 1937 год». В этой фразе заложена вся суть этой системы. Для них было бы лучше, если бы людей расстреливали. Это не изменилось. Оно настолько вжилось, что беспардонно можно сгноить человека, убить, заточить, как Сенцова, закрутить в политические жернова. И ничего никому не будет.

Как не было здравоохранения в России, так и нет. Только для избранных. Как не было нормальных школ, дорог – все так и осталось. Люди терпят? Ну, это их желание. Не терпят? Тогда в жернова, в Сибирь. Нормальные, адекватные люди в России это понимают. Другое дело, что боятся говорить – это другой разговор. Но, поверьте: есть много адекватных людей. В своем окружении я процентов 60, как говорят, «с ваткой в голове» убрал. С остальными дружу. Не обходится без сложных разговоров и моментов, за которые им стыдно и болезненно, но такова жизнь.

– Вы вспоминали об Олеге Сенцове не только сейчас, но и в течение ЧМ-2018. Почему так мало внимания украинский бомонд обращал на наших политзаключенных, и в то же время, так много говорили о видео Виды?

– Если честно, я не очень следил за украинскими СМИ, которые писали о Сенцове. Несколько моих знакомых в твиттере писали о нем, о его голодовке, сложностях, которые он сейчас переживает. Для меня все происходящее с ним является еще одним доказательством, что этот режим перемалывает в своих жерновах всех сильных людей. Он может их убить, но не сломить. Я надеюсь, что Сенцов попадет под какой-нибудь процесс обмена между политзаключенными и это произойдет как можно быстрее.

Другие посты блога

Все посты