Tribuna/Футбол/Блоги/Глава 27/«Наш тренер с ума сходил по Макаренко». Скаут «Андерлехта» – о Мбокани, Теодорчике, украинцах и Африке

«Наш тренер с ума сходил по Макаренко». Скаут «Андерлехта» – о Мбокани, Теодорчике, украинцах и Африке

Главный скаут «Андерлехта» Дмитрий Мбуйю рассказал Андрею Федченкову о трансферном процессе в самом именитом клубе Бельгии.

Блог — Глава 27
9 июня 2018, 23:05
37
«Наш тренер с ума сходил по Макаренко». Скаут «Андерлехта» – о Мбокани, Теодорчике, украинцах и Африке

Главный скаут «Андерлехта» Дмитрий Мбуйю рассказал Андрею Федченкову о трансферном процессе в самом именитом клубе Бельгии.

(на фото – слева)

Просмотр и подписание игрока

- Мне сказали, что вы в ближайшее время должны покинуть «Андерлехт». С чем это связано?

– Да, есть такая вероятность. 15 лет я работал директором клуба в третьем бельгийском дивизионе.  Сейчас я уже несколько лет работаю главным скаутом «Андерлехта», имея в своем распоряжении 12 человек. Однако мое влияние в клубе не такое большое, как директора, а амбиции у меня выше.

- Опишите процесс работы селекционного отдела «Андерлехта».

– Я нахожусь на верху отдела. У меня есть помощник, моя правая рука, который ответственен за администрирование, планирование. Также есть 12 скаутов по всему миру – два в Южной Америке, два в Африке и остальные в Европе. Мы работаем в системе Scout7. Каждый скаут делает отчет по каждой просмотренной игре и заносит его в систему. Затем мой помощник проверяет все детали и говорит мне о результатах, определяя, каких игроков из предложенных мне стоит посмотреть. Также есть два парня, которые работают со статистикой и представляют цифры по игрокам.

- Сколько людей из клуба смотрят игрока перед принятием решения о подписании?

– Минимум 3, максимум четыре. Обычно это региональный скаут, иногда я еще прошу другого скаута просмотреть футболиста. Затем я и спортивный директор. Когда все четверо говорят «да», мы пытаемся подписать игрока.

- Спрашиваете ли вы мнение главного тренера перед трансфером?

– Как правило, да. Но решение, в конце концов, все равно всегда принимает спортивный директор.

- Опишите вашу личную рабочую неделю.

– Я много путешествую. Обычно в понедельник я прихожу в клуб, мы проверяем отчеты, которые нам поступили, затем планируем – что важнее всего сделать в ближайшие дни. В среду, как правило, у меня встреча со спортивным директором – хотя во время трансферного окна мы встречаемся гораздо чаще, чем раз в неделю. Также я часто посещаю молодежные турниры, где принимают участие юношеские сборные Бельгии, поскольку в них много наших футболистов.

- Некоторые скауты говорят, что смотрят 4-5 матчей в день по видео. Сколько вы?

– Я не верю им. На мой взгляд, нельзя сконцентрироваться больше чем на трех матчах в день. Мы смотрим максимум два в день. 4-5 игр в день – это невозможно. Иногда матчи очень скучные, а тебе нужно внимательно посмотреть 90 минут такого футбола.

- Я знаю, что в некоторых клубах Бельгии перед подписанием контракта игрок проходит собеседование с психологом. В «Андерлехте» такой практики нет?

– Мы также такое практикуем. Но решение психолога никогда не является окончательным. Иногда психолог говорит, что у этого парня особенный характер, но, бывает, именно такой тебе и нужен. Психолог представляет нам информацию – сильный ли характер у футболиста или нет, лидер он или нет. Затем мы с тренером, директором решаем.

- Я заметил, что есть клубы, которые всячески стараются отгородиться от проблемных игроков, от игроков с пятнами в биографии, а есть те, которые наоборот заинтересованы в том, чтоб реанимировать таких парней. Какой подход вам ближе?

– Это очень сложная вещь. Иногда футболист, у которого не все получается за полем, делает разницу на поле. Вы же знаете Мбокани? Он особенный парень, его часто наказывали на тренировках. Но сами игроки просили ставить его в состав, потому что он делал разницу.

- Моделируем ситуацию: вы сейчас плотно интересуетесь каким-то игроком, он нравится вам, тренеру, цена хорошая, пятен нет – и тут новость, что парня поймали за вождения в нетрезвом виде. Ваша реакция?

– В первую очередь, нужно проверить, правда ли это – был ли он на самом деле пьян. Потом понять причину. Каждый человек, особенно молодой, может совершить ошибку. Но не дважды. Конечно, если один раз попался пьяным, то нельзя сразу же отклонять его. Стоит поговорить с парнем, после чего принять решение.

Африка, статистика, Мбокани

- У вас в целом много трансферов из странных регионов: недавно подписали из Албании, Трезеге нашли в Египте. Как вы работаете по таким направлениям? Сеть контактов?

– Да, у нас есть информаторы. Иногда они говорят нам про игроков, мы их смотрим по видео, затем едем на матч и принимаем решения. У нас сильные отношения с Африкой – там у нас очень хорошая сеть контактов и два полноценных скаута, работающих в этом регионе. В частности, Конго когда-то была колонией Бельгии, поэтому связь довольно крепкая.

- Многие бельгийские клубы покупают игроков у «Мазембе».

– Да, это самый большой и богатый клуб в Конго. У них у самих проводится хорошая скаутинговая работа, не только в Конго, а и других странах – Сенегал, Зимбабве. Они берут лучших игроков, иногда выигрывают местную Лигу чемпионов. Благодаря укрепившимся отношениям с Конго оттуда действительно легче привозить игроков в Бельгию.

- Существует известная проблема с возрастом африканских игроков.

– Мы пытаемся проверить настоящий возраст. Нужно отметить, что подобные проблемы чаще встречаются в англоязычных африканских странах, а не франкоязычных. В целом, мы пытаемся проверить. Стоит понимать, что если игрок говорит, что ему 18, а ему на самом деле 19, это не так страшно. Но если есть подозрение, что ему 26-27, это другое дело.

- Вы сказали, что у вас два скаута в Южной Америке. Однако «Андерлехт» нечасто подписывает игроков из этого региона.

 – Это была политика предыдущего директора. Сейчас у клуба новый владелец, возможно, что-то будет меняться. Понимаете, «Андерлехт» не может тратить 6-7 миллионов на приобретение футболистов, нужно быть изобретательными. Иногда мы находим игроков в Бразилии, Аргентине или Колумбии 18-20 лет, которые сыграли за первую команду только несколько матчей – таких возможно купить. Но у нас были и случаи, когда мы предлагали директору футболистов из Южной Америки, которые в последствии стали топ-звездами, но он вынужден был отказаться из-за цены.

- У каждого скаута есть история, как он нашел топ-звезду сегодняшнего времени, когда тот был ноунеймом, но клуб не захотел рисковать. Уверен, у вас есть такая же. Расскажите?

– Ло Сельсо. Я ездил в Аргентину, в Росарио, увидел этого парня. Через легенду «Андерлехта» Нико Фрутоса, который работал уже в структуре клуба, я узнал, что Ло Сельсо находится без контракта. Я немедленно связался с директором, сказав, что есть феномен, топ-игрок для «Андерлехта», которого можно будет продать потом. Затем была встреча, на которой главный тренер сказал, что эта позиция сейчас для команды не приоритетная. Президент сказал: «Дмитрий, давай подождем, посмотрим». Но в футболе все развивается очень быстро – мы подождали, через месяц он подписал новый контракт, а через год цена выросла, и «ПСЖ» купил его за 40 млн евро.

Такое случается. Действительно, у каждого скаута есть такая история.

- Какие регионы для вас лично наиболее перспективные с точки зрения цена-качество?

– Африка. Это большой континент талантливых игроков. Для многих клубов тяжело устанавливать контакты в этом регионе. Также Балканские страны, Скандинавия. Нужно понимать, что клубы типа «Андерлехта» должны находить игрока раньше других. Если футболисту уже 22-23 года, ты опоздал.

- Как именно вы строите работу в Конго и в Африке вообще?

– Мы есть не только в Конго, мы везде – в Гане, Кот-д’Ивуаре, Сенегале, Буркина-Фасо. Для того чтобы построить там работу, нам нужно иметь там человека, который может организовывать турниры, приглашая туда местные маленькие команды. Иногда можно увидеть бриллиант в таких матчах. Мы редко ищем игроков в национальных чемпионатах. Однажды в Конго организовывали турнир  даже не между клубами, а между местными только собранными командами. Ребята приходят с улицы, мы проводим турнир на 3-4 дня и, возможно, находим таланты – далеко не всегда. Также важны отношения с местными академиями. Нужно вести дела с академиями, у которых хорошая репутация и с которыми можно адекватно работать. Людей, которые этим занимаются, нужно уважать.

- Франк Ачимпонг – самый экстравагантный трансфер «Андерлехта»? Вы тогда еще не работали главным скаутом, но наверняка знаете эту историю. Как можно идентифицировать игрока из чемпионата Таиланда?

– Агент прислал видео, скаут его просматривал, и этот момент в кабинет зашли президент, спортивный директор и тренер. Скаут сказал президенту: «Вам нужно посмотреть на этого игрока». Президент посмотрел и сказал – подписываем. Ачимпонг приехал и подписал шестимесячную аренду с правом выкупа.

- В процентном соотношении, из игроков, которые в итоге попадают в «Андерлехт»: это работа селекционной службы или рекомендации агентов, обработанные потом скаутами?

– В последние 4-5 лет трансферов по предложениям агентов – минимум.

- Селекционный отдел «Андерлехта» использует в работе статистику?

– Мы начали использовать ее только в этом году. Это не самая важная часть работы, но иногда может сильно помочь. Статистика может быть очень хорошим дополнением к тому, что ты видишь на видео или на стадионе.

- В то же время, с различных маленьких чемпионатов, плюс, с той же Африки, вы никак не можете получить статистику.

– Нет, но, например, из Африки мы берем футболистов 16-18 лет. У них просто еще нет статистики. Цифры чаще всего используются для взрослых футболистов из европейских стран.

- Какую именно статистику вы используете? Давайте, если взять центрального нападающего.

– Мы должны знать, хорошо ли он играет головой. Насколько он быстрый, взрывной, ленивый или нет.

- Какие программы в использует в работе, кроме Scout7?

– Мы работаем также с Wyscout. Что касается статистики, то это больше наши разработки.

- Дьемерси Мбокани с первого раза не закрепился в «Андерлехте» и попал в «Стандард». Вы были свидетелем тех событий?

– Когда он впервые приехал, то был еще молодым, но считал, что должен играть в основе. Тренер был другого мнения. У него был небольшой конфликт с тренером. Игроку, который приходит из Африки, нужно время, очень редко он может начать играть сразу. Нужно как минимум несколько месяцев.

Теодорчик, Макаренко и Малиновский

- Два года назад «Андерлехт» подписал Лукаша Теодорчика из «Динамо». Он не забивал в Украине много, но вы в него поверили.

– Это было пожелание тренера. Мы следили за ним, но он действительно не забивал много голов. Но тогдашний главный тренер его видел и сказал, что это игрок, который ему нужен.

- Известно, что в «Динамо»  у Тео была проблема с коммуникацией: он сам жаловался на одиночество в интервью. Вы знали об этой проблеме?

– Да, но нужно понимать, что много также зависит от ситуации в стране. Кроме того, важно, в какую команду ты попадаешь. В «Андерлехте» более интернациональная команда, здесь другая ментальность. Если команда проигрывает, игроки все равно находятся на позитиве. В такой ситуации легче адаптироваться.

- Когда Тео начал забивать, как сумасшедший, стало ясно, что «Андерлехт» захочет его выкупить. Каким-то образом, что-то могло этому препятствовать, учитывая оговоренную сумму?

– Думаю, это было невозможно, поскольку все было четко прописано в контракте.

- После суперсезона вы могли его продать очень дорого. Не жалеете, что не продали?

– Учитывая амбиции клуба, решили сделать так как сделали.

- Тео – игрок, который эффективен только при определенном стиле игры. Не будет навесов, забросов – не будет голов от него. Готовы ли вы иногда изменить стиль игры команды ради одного игрока?

– Так нужно делать. Если игрок забивает, то нужно менять систему. Что же касается Теодорчика, то его выбирал главный тренер, понимая, каким образом он может быть полезен команде.

- Вопрос, который я задаю всем скаутам. Что такое для вас игровой интеллект?

– Ощущение. Я сам был футболистом. Это ощущение того, куда и в какой момент нужно двигаться, когда надо возвращаться назад, в какой ситуации лучше сделать пас. В этом разница между хорошим игроком и топ-игроком.

- Последним трансфером «Андерлехта» был Евгений Макаренко из «Кортрейка». В Бельгии он выступал чаще всего на месте опорного полузащитника.

– В последние 3-4 месяца у нас есть проблема с игроком на позиции шестого номера. Макаренко был одним из лучших доступных вариантов.

- В Украине он был известен по выступлениям слева в защите.

– Да, мы знаем об этом. Но в «Кортрейке» тренер поставил его в опорную зону, где он проявил себя здорово. Наш тренер с ума сходил по нему.

- Есть еще несколько украинцев в чемпионате Бельгии – Малиновский, Яремчук, Безус, Лучкевич, Назарина. Кто из них, по-вашему, ближе всего к тому, чтобы сделать шаг вперед в карьере?

– Малиновский. Я уверен, если бы у него не было травмы, он бы уже сделал шаг вперед. Мне нравится его ментальность. Но вообще, нам тяжело организовать скаутинг в Украине – там есть «Шахтер» и «Динамо», с которыми сложно конкурировать.

- Есть еще украинские игроки, за которыми вы следите?

– Пока нет. Мы общаемся с агентом Серебренниковым, который живет в Бельгии, и будем пытаться организовать что-то с ним. Кроме того, в клубе тренером юношей работает Олег Ящук, бывший игрок «Андерлехта», который может помочь нам с правильными контактами.

- Какой лучший трансфер в вашей карьере?

– Жереми Пербе. Мы купили в «Монс», когда я там работал директором, за 400 тысяч евро и продали за 2,5 млн в «Вильярреал». В «Андерлехте» я подписал египтянина Трезеге. Он не заиграл, потому что не понравился тренеру, он был недостаточно хорош в тактическом плане. Сейчас мы отдали его в аренду в «Касымпашу», там он забил уже чуть ли не 15 голов. Многие большие клубы уже им интересуются. Для моей команды [скаутингового отдела] этот игрок – успех.

- Что вы должны сделать, чтобы считать свою карьеру успешной?

– Я думаю, то, что я уже сделал, весьма неплохо. Я был первым темнокожим игроком в сборной Бельгии, первым «цветным» директором, сейчас я в «Андерлехте». Конечно, было бы хорошо получить работу в клубе премьер-лиги, но это нелегко, ведь все туда стремятся.

Фото: globallookpress.com/Laurie Dieffembacq/ZUMAPRESS.com; Yorick Jansens/ZUMAPRESS.com; Kurt Desplenter/ZUMAPRESS.com

Другие посты блога

10 лучших голов года в УПЛ
26 декабря 2017, 17:54
18
Все посты