Tribuna/Футбол/Блоги/ByT/«Пацаны говорят, что я псих». Как бывший гастарбайтер делает карьеру в белорусском чемпионате

«Пацаны говорят, что я псих». Как бывший гастарбайтер делает карьеру в белорусском чемпионате

Защитник жодинского «Торпедо» Игорь Бурко рассказал в интервью белорусской Tribuna.com, как был строителем, а стал профессиональным футболистом.

Блог — ByT
30 января 2014, 19:21
3

О жизни Игоря Бурко можно снимать фильм. Должно получиться увлекательное кино. В истории новобранца «Торпедо-БелАЗ» удивительным образом смиксованы гастарбайтерство в Москве, Юрий Пунтус, неоконченная учеба в БГУФК, турниры строительных организаций, едва не оторванная стопа, форум газеты «Прессбол», служба в армии и влиятельный брестский агроном Василий. Один из самых неравнодушных защитников высшей лиги пересказывает Никите Мелкозерову свою биографию.

Дурдом, резина, гастарбайтер

— В детстве ты задумывался о профессиональном футболе?

— Нет.

— А о чем задумывался?

— Просто учился в школе, хотел поступить в университет, что в итоге и сделал. Плюс занимался футболом. Особого тренировочного процесса в нашей ДЮСШ не было. Бросят мяч — ну, мы и играем сами себе. Никаких упражнений. Позже в Березино приехали ребята, окончившие БГУФК, появилось хоть что-то в плане тренировок. Правда, они работали с группами помладше нашей. Классе в четвертом или пятом я начал заниматься. Друзья позвали. В свое удовольствие до 11-го класса отбегал. Три тренировки в неделю.

— Тренер у вас был?

— Ну, был, конечно. Нельзя сказать, будто история такая уж печальная :). Фамилия тренера — Выговский. Мы еще участвовали в соревнованиях по области. Один-два раза в год проводились.

— Почему ты поступал в БГУФК?

— Меня бы, наверное, больше никуда не приняли. Проходные баллы были относительно низкими. И то я на платное поступил. Сдавал биологию, белорусский и специализацию — футбол.

— Что такое экзамен по футболу?

— Ай, это вообще… Бег 30 метров. Затем удары по воротам. С 16 метров. Ворота без сетки. Нужно, чтобы мяч пересек линию и пролетел дальше еще на десять метров. В конце двухсторонка. На кусок резины, который размером меньше чем полполя, запускали кучу народу. Играли примерно десять на десять. На все это давалось три минуты. Дурдом, в общем. Те ребята, которые кабанчика завезли, наверное, и поступили на бесплатное :).

— Ты не завозил?

— Нет :). Но с горем пополам все сдал.

— Родители как-то влияли на выбор университета?

— Нет. У нас неспортивная семья. Мама — учительница в школе. Вела у детей труды и рисование, теперь — методист. Отец иногда на стройку ездил в Москву зарабатывать. Сейчас трудится механизатором.

— Правда, что ты тоже ездил работать в Москву на стройку?

— Да. Два года подряд ездил.

— Когда?

— На курсе третьем. Учился на платном. Не хотелось, чтобы родители постоянно тратились на меня. Учеба в БГУФК тогда стоила около 920 долларов. В Москве работал мой троюродный брат. Как-то позвал: «Если хочешь подзаработать немножко, давай, приезжай». Я поехал. Месяц в Москве провел.

— И как?

— Нормально. Проводку укладывал. Стены штробил. Еще сантехнику паял. Делал, в общем, все, что говорили. Стройка быстро учит. Первый раз тебе показывают, на второй делаешь сам. Так я побывал гастарбайтером :). Даже в милиции однажды оказался.

— Что за история?

— Случайно вышло. Шел себе по Москве. С документами, все нормально. Милиционеры остановили. Проверили паспорт. Говорят: «Садись в машину». Ну, ладно. Завезли за угол, там обыскали. Нашли у меня 15 тысяч. Обрадовались. Правда, потом расстроились — оказалось, 15 тысяч белорусских рублей :). Не прошло. Говорят: «Звони брату, пусть везет 300 долларов, тогда мы тебя отпустим». Я брату набрал. Он милиционеров этих послал куда подальше. Просто ребята хотели, чтобы я им дал на лапу. А я не дал. В итоге два часа просидел в отделении. Милиционеры мне какие-то сказки рассказывали. Я даже не слушал толком. «Депортируем мы тебя» — и в том же духе. Потом выписали штраф за распитие пива, которого я даже не пил :).

— Большой штраф?

— Не помню. У меня в кармане рублей 500 российских было. Милиционеры их и забрали :). В общем, весело время в Москве провел. Зато заработал нормально.

— Сколько?

— Больше тысячи. У меня зарплата в Бресте меньше была :). На следующий год снова поехал в Москву. Посидел две недели, ничего не делая, заработал что-то. Ко второму разу понял систему :).

— Где жили в Москве?

— В вагончиках. Стандартных, строительных. Ничего прикольного. Работали. Квартиры делали, дома частные. Соседствовали, помню, с узбеками.

— И что они?

— Мы с братом однажды их тапочки спалили.

— В смысле?

— Ну, ребятам вообще было без разницы, чья обувь где стоит. Идут на работу, влезают в первое, что увидели. У наших узбеков все было общее. Мои ботинки рядом стояли. Кто-то их надел. Я искал-искал, не нашел, ясное дело. Брат не стал долго думать, просто вынес всю обувь из вагончика, облил бензином и поджег. Говорит: «Ребята, это чтобы вы на следующий раз знали». Правда, потом мои тапочки принесли. Целыми они остались :).

Клецк, Куман, офигел

— В университете ты занимался только любительским футболом.

— Так и было. Учился на кафедре мини-футбола. И вообще, когда поступил, понял, что как профессиональному футболисту мне уже все. Можно только мечтать тихонько. Играл себе на кафедре. Плюс участвовал в чемпионате области.

— За Березино?

— Нет. За Клецк. Одногруппники позвали. Суточных десять тысяч получали. Сидели всю неделю в универе, на выходных ездили на игры, бегали в свое удовольствие. Знаменитые дяденьки с животами иногда появлялись на поле, правда, некоторые из них смотрелись лучше молодых :). В остальном, конечно, грусть и печаль.

— Ты и на области играл флангового защитника?

— Да я всю жизнь на этой позиции.

— Считается, что бежишь, как сумасшедший.

— Ну, ездил на соревнования по атлетике. Еще в школе тогда учился. 400 метров бегал. В первый раз занял третье место на области. А во второй… Наверное, второе. А не, первое! Грамоту получил :).

— Сдавал какие-то легкоатлетические нормативы в университете?

— В университете пробегал сто метров за 11,2 секунды. Но я не такой уж легкоатлет.

— Как в твоей жизни появилась вторая лига?

— На курсе третьем позвали играть за Смолевичи. У нас преподавал Петр Иванович Михеев. Однажды предложил: «Ребята едут в Киев на турнир строительных организаций. Давай с ними». Я поехал. Пятое или седьмое место заняли. Команда тогда выступала на чемпионате области. Ну, здорово. Как-то ребята приехали в Клецк, за который я играл. Говорят: «Мы собираемся во вторую лигу. Если что, давай к нам». Вот на пятом курсе я и стал играть во второй лиге. Команда называлась весело — «Вигвам». Тренировались три раза в неделю. Проезд, помню, оплачивался.

— И сколько выходило за месяц?

— У меня не было как такового контракта. Но какие-то деньги получал. Выходило тысяч четыреста в месяц. Ну, и плюс дорога.

— Ты провел в «Вигваме» совсем мало времени.

— Наверное, круг отыграл. Потом тренеры приходят: «Постараемся устроить сразу в высшую лигу». У меня глаза на лоб полезли. Договорились в итоге с Юрием Пунтусом о просмотре в Бресте. Я, грубо говоря, офигел. Ведь уже крест на себе давно поставил. Поехали вдвоем с вратарем Черкасом. Дня три тренировались. Потом нас домой отправили. Сказали: «Никому никаких контактов не давайте. Если будет заинтересованность, вам позвонят». И буквально через два дня позвонил Пунтус. Успешные получились смотрины.

— Как они проходили?

— Честно говоря, поехал с пустой головой. Не знал, чего ждать. Было просто интересно на процесс посмотреть, прочувствовать все это. Пришли на первую тренировку. Отрабатывали взаимодействия в тройках. Стандартно — передача во фланг, подача, замыкание.

— К тому времени в твоей жизни уже появились упражнения.

— Да. Не то, что в ДЮСШ. Как стал играть во второй лиге, в жизни появились какие-то квадраты. На первом курсе универа я знал, что такое квадрат, но никогда в него не играл :). И вот Брест. Леша Бага и Дима Макар во время просмотра постоянно подсказывали. В игровых упражнениях могли напихать, если нужно. В общем, не оставили без внимания. Я благодарен ребятам. Тогда еще Пудышев был в команде. Веселый человек, конечно. За два дня мне прозвище придумал.

— Какое?

— Куман :). Правда, в последнее время в Бресте называли просто Бур. Помню, у меня на первой тренировке в «Динамо» все залетало. Просто все. Ребята думали, что я нападающий. Вроде бежал быстро, еще и забивал какие-то сумасшедшие мячи. В конце просмотра приняли участие в двухсторонке. Потом уехали.

— Потом позвонил Пунтус.

— Да. Сразу предложил контракт. Я, конечно, был на седьмом небе от счастья. Юрий Иосифович сказал: «Завтра будь с вещами, встречаемся в Минске, едем в Брест подписывать контракт». На следующий день пересеклись возле касс стадиона «Динамо». Пунтус с женой был. Сели в машину, поехали. Дорогу провел в ожидании чего-то сверхъестественного. Помню, как Юрий Иосифович озвучил условия. А меня в тот момент вообще любые условия могли устроить.

— А что предложили?

— 700 долларов предложили. Для меня тогда просто космос. Хотя моя брестская зарплата с того момента не особо выросла.

— Сколько ты получал в последний году выступления в Бресте?

— Тысячу.

Псих, «Прессбол», агроном

— Как ты провел первые месяцы в высшей лиге?

— Очень тяжело. Переключиться со второй лиги на высшую… По чуть-чуть рыгал на тренировках.

— Но на просмотре все было хорошо.

— На просмотре мы в основном делали упор на игровые упражнения. И это не занимало много времени. А когда в конце сбора проводили двухсторонку, меня хватило максимум на 40 минут. А потом все — ходил пешком. Просто удачно все сложилось. Никто не заметил :).

— Что потом?

— Стало лучше. Как-то побегали отрезки — десять по километру. Прошло относительно легко. Я привык. А вначале все происходило слишком быстро. Получал мяч и не успевал подумать, что с ним делать. Во второй лиге можно принять, и тебя полчаса никто будет атаковать. А в высшей не успеваешь получить передачу, а уже ноги вырывают.

— Помнишь самый жесткий подкат под тебя?

— Однажды чуть ногу не оторвали. В Бресте играли с «Белшиной». Юра Дручик оформил мне отпуск в последнем матче сезона :). Мяч катился с центра в бровку. Играю первым. Выбиваю в аут. А погода такая сырая, дождь. Юра на шести шипах. И теми, которые на пятке, просто пробивает мне бутсу и ногу. Две дырки в обуви, две дырки в ноге :). Думали сначала, что перелом. Были мысли: «Не успел начать, а уже финиш». Но обошлось. Подшили меня. Минимальные шрамы остались. Вот тогда я окончательно понял, куда попал.

— После Дручик перешел в «Динамо».

— Если честно, мы нормально общались с Юрой. Пацаны, правда, вспоминая наш стык, травили: «О, Дручик пришел. Бурый, будешь мстить. Давай, Бур, сломай ему ногу! :)» Нормально все было.

— При этом ты сам считаешься достаточно жестким защитником.

— Да не сказал бы… Я не сверхжесткий. Ноги вроде никому не вырываю. Но на тренировках качусь. Пацаны говорят, что я псих :). В принципе, на поле так и есть. Но только там. Вне газона я мирный человек. Просто не понимаю, как можно выходить на игру и отказываться от борьбы.

— Каким получился твой первый матч в высшей лиге?

— В Бресте играли с «Витебском». Победили. По-моему, я голевую тогда отдал. Мозолевский забил. На установке перед матчем Пунтус сказал, что выхожу с первых минут. Ножки затряслись. Бага с Макаром поддержали: «Давай, все нормально будет». Я успокоился. Вроде неплохо вышло. Но все равно потом поливали и меня, и тренера. На форумах писали: «Пунтус, кого ты взял?!» Продолжилось в том же духе. Позже, когда Юрий Иосифович уходил, читал на форуме «Прессбола»: «Пунтус, забери с собой Бурко. Пусть валит с тобой вместе».

— До сих пор читаешь?

— Да, иногда появляюсь. Мне интересно :). Смешно так, когда люди поливают игроков, но ничего не знают о жизни команды. Потом, правда, болельщики стали ко мне нормально относиться. В 2012-м признали лучшим игроком команды. А руководители выбрали Куценко.

— Что за выборы?

— Просто смотрелось первенство в показателях «точные передачи», «наименьшее количество потерь» — такая вот статистика. Куценко был лучшим почти во всех номинациях. Не знаю, что Валера получил. Но точно не деньги :). Сувенир какой-то. Мне болельщики статуэточку подарили, майку и шарф. Как с армии вернулся, так перед матчем с минским «Динамо» в прошлом году ребята все это и презентовали. Было приятно.

— Правда, что руководители «Динамо» с каким-то трепетом относились к клубной ветке на форуме «Прессбола»?

— Да, все это читается. Тому же Диме Макару много досталось именно из-за написанного форумчанами. Только сходишь куда-то в клуб, сразу же идет отписка: кто и где был, что делал. В Бресте ребят сдавали очень страшно. Причем всех подряд. А Базанов это все читал. Правда, не проверял достоверности написанного. Вот так и принимались решения по людям. Даже состав по ходу определялся на форуме.

— Каким образом?

— Болельщики напишут что-то вроде: «Завтра будет такой состав…» И давай свои мысли набирать. Потом смотришь — пожалуйста, старт на матч почти фамилия в фамилию :). Состав по заявкам, в общем.

— Андрей Климович рассказывал об агрономе, который давал руководителям советы по игрокам.

— Не знаю насчет советов, но один момент мне очень запомнился. С кем-то мы играли… Не важно, еще младший Щегрикович был в команде. Мы вместе жили. Тогда курс подскочил серьезно. Стоим с администратором, беседуем. Он спрашивает: «Ребята, чем вы за квартиру платите?» И тут залетает этот наш агроном: «Что вы тут, б##, бабки считаете! Вы очки считайте! На поле вышли, поболтались, как х## в п##де!» Все на него посмотрели… Странный какой-то. Человек вообще не знал, о чем речь велась. Прилетел, всем напихал и пошел дальше. Агроном этот часто влезал не в свои дела. Клопоцкого, помню, в позапрошлом году подставил.

— Как?

— А увидел Женю в 22:30 в магазине. Клопоцкий воду покупал. Впереди, видно, стояли его друзья. Пацаны брали себе пиво. Потом агроном наш сказал руководителям, будто Клопоцкий это пиво и пил. Перед матчем с минским «Динамо» заехали в Стайки на предыгровое занятие. Как раз начиналась встреча дублеров. Вот Женю и отправили играть прямо из автобуса. По заявке агронома. Женек, конечно, красавец. Потом разобрался с ним. Высказал свое недовольство. Дело чуть до драки не дошло. Кстати, снова все происходило в раздевалке. Агроном там часто появлялся :). Василий его зовут. Человека, кстати, повысили. Стал каким-то директором.

Повесточка, шесть патронов, «мо-лод-цы»

— Как родители отреагировали на твой переход в брестское «Динамо»?

— Радовались, что сын при деле. Только за университет волновались. Я так и не окончил его. С пятого курса выгнали. Учился-то на дневном. А посещение было нулевым. Иосифович, как мог, помогал. Приезжал в БГУФК, пытался договориться с преподавателями по поводу экзаменов. Но с постоянными тренировками в другом городе сдать что-то было нереально. В итоге на 1 апреля пришла повесточка в армию :).

— Прямо на 1 апреля?

— Мама звонит: «О, тебе повестка пришла». Я тоже сначала подумал, будто шутка. Хотя понимал, к тому моменту мне уже должны были дать пинка под зад в университете, но чтобы позвать в армию на 1 апреля… Поверил минут через пять-десять. В Бресте обещали помочь. Помогли :). Ну, хоть так.

— Ты уже демобилизовался?

— До дембеля еще 39 дней. В середине апреля придется ехать на последние сборы.

— Пытался как-то решить вопрос с армией?

— Мне звонили, говорили, что идет призыв, что нужно явиться. Ну, я приехал. Прошел пару врачей — и уехал. Видимость создал. «Динамо» тогда возглавлял Базанов. Он же являлся военкомом Брестской области. В первый год меня хотели забрать в резерв. Но на отправке удалось получить отсрочку. То есть я уже приехал с вещами. Полдня просидели с ребятами в областном военкомате. Требовалось пройти итоговый медосмотр. На последнем враче меня и забраковали. Давление оказалось каким-то неправильным. Сказали: «Не годен». Я веселым отправился домой. Правда, через полгода все равно забрали.

— И никто не обещал тебе помочь?

— Лично Базанов обещал. А я, дурачок, поверил. Он говорил: «Ты хотя бы первый сбор пройди, а там я все решу».

— Как вы общались с Базановым после этого?

— Да нормально. Здоровались. Как-то пересеклись в Бресте. Он с таким удивлением спросил: «Ты служишь еще или нет?» Я ответил: «Да, служу. Вы же помогли» :). И пошел дальше.

— И как тебе служится?

— Да никак. Первый сбор до присяги просто в кабинете просидели. А после началась работа. Мы на арсенале служим. Ящики с боеприпасами перетаскиваем с места на место. Ящики по сто килограммов. Тренажерка каждый день :). Ничего веселого. Утром ушел — вечером пришел. Один раз пострелять дали. Целых шесть патронов выделили. Стрелок я слабенький, похвастаться особо нечем :). У нас часть почти без срочников. Их человек десять, все пожарники. А запасники сами по себе. Рабочая сила. Приехали, поработали, уехали.

— Из-за службы ты пропустил предсезонные сборы.

— Собирались лететь в Турцию. Курнев сказал: «Я вопрос решил, в армию ты не пойдешь». Вернулись домой, готовились к кубковой встрече со СКВИЧом. Буквально на следующий день после матча мне позвонили и сказали: «Тебя ждут. Все документы готовы. Приезжай служить». Я в шоке: «Как так? Вроде же договорились». В итоге все стали перекладывать друг на друга. Хотя это не вина Курнева. Первый сбор в армии продлился 21 день. Второй — 54. Скукота.

— Тяжело было восстанавливаться после армии?

— Да, если честно. Потренировался всего неделю после возвращения — и уже попал в 18. Вышел на замену. Пробежал два ускорения — и все. Когда в армии целый день ящики грузишь, не до поддержания формы. Ничего не хочется. Только прийти, отдохнуть, спрятаться где-нибудь. Правда, третий сбор дался легко. Вернулся и еще успел в последнем туре со «Славией» сыграть. Попрощались с Брестом.

— И с чем у тебя ассоциируется Брест?

— С болельщиками. В последнее время они меня очень сильно поддерживали. Было круто, конечно. Приятно, когда на твое объявление реагируют более восторженно, слышатся аплодисменты. Как-то все трибуны зарядили мою фамилию хором. Запомнилось. Хотя в Бресте люди очень требовательные. Сидел как-то на трибуне, матч смотрел. То ли со «Славией», то ли еще с кем. Матюхевича народ очень сильно поливал. Вообще жестоко. Иногда чуть до драк не доходило. Дручик, помню, вступался, когда слышал что-то плохое об игроках. А я в последнее время научился сидеть спокойно. Кстати, есть еще одна особенность Бреста. Трибуны поливают команду весь матч. Мы забиваем на 92-й. И тут же все зрители встают и дружно так: «Мо-лод-цы! Мо-лод-цы!» :) Хотя Брест — очень классное место. Мне там понравилось.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты