Tribuna/Футбол/Блоги/Горький на вкус/Почему Виктор Скрипник – лучший тренер бундеслиги прямо сейчас

Почему Виктор Скрипник – лучший тренер бундеслиги прямо сейчас

Павел Зиновьев рассказывает, как украинскому тренеру удалось реанимировать бременский «Вердер».

21 февраля 2015, 10:19
6
Почему Виктор Скрипник – лучший тренер бундеслиги прямо сейчас

Павел Зиновьев рассказывает, как украинскому тренеру удалось реанимировать бременский «Вердер».

Трудно слушать One Direction и не быть 14-летней девочкой. Трудно писать про оживший «Вердер» и не выдать свои клубные симпатии. Не буду водить вас за нос, путать следы и скрываться за эмоционально отстраненными предложениями. Меня зовут Павел, мне 27 лет и последние 10 из них я болею за бременских «музыкантов».

Если бы я совершил этот камин-аут, скажем, месяца три назад, многие бы из вас наверняка грустно похлопали меня по плечу и утешили парой дежурных фраз; мол, держись парень, все наладится. Посочувствовать, на самом деле, было чему.

Под занавес первого круга текущего сезона «Вердер» спустился в зону вылета. Ничего нового, казалось бы, не произошло – бременцы и раньше большую часть времени проводили в компании аутсайдеров. Настораживало другое, а именно нахлынувшее смирение, с которым команда принимала поражения, а также прогрессирующая апатия. Слово «катастрофа» как жизненная константа. За клуб стало по-настоящему страшно.

В низшей точки падения «Вердер» решился на крайне рискованный шаг и, не дожидаясь концовки сезона, пошел на перестановки в высшем руководстве. Новым президентом клуба стал Хубертус-Гесс Грюневальд, а главой наблюдательного совета – Марко Боде. Корпоративная верность в сочетании с нетривиальным подходом к делу и свежими мыслями. По таким же критериям на должность главного тренера первой команды был подобран и Виктор Скрипник.

Украинец недовольно морщился, когда его сравнивали с Томасом Шаафом, но продолжал делать все, чтобы сходство было как можно более точным. Например, сразу же распорядился, чтобы команда проводила ночь перед домашним матчем в гостинице Park Hotel, а не как раньше съезжалась на общий завтрак в день игры. И дело не в какой-то прихоти нового специалиста. Просто этой традиции уже много лет. «Я очень хорошо знаю этот отель еще по тем временам, когда сам выступал за «Вердер». Мы всегда останавливались именно здесь. Прогуливаясь по местному парку, ты освобождаешь голову от посторонних мыслей, что бывает полезно накануне ответственных матчей», – объяснял свое решение тренер.

Можете считать возвращение этой традиции и резкий подъем в таблице обычным совпадением, но для «Бремена» связь времен играла и продолжает играть важнейшую роль в вопросе развития клуба.

Люди, хоть раз попавшие сюда, хотя бы даже на один год, становятся членами огромной семьи. Это не красивое преувеличение. Вы никогда не услышите, как «Везерштадион» свистит в адрес своего бывшего футболиста, приехавшего в составе другой команды. Будь то даже защитник «Гамбурга» Деннис Дикмайер.

У Скрипника так складно все получается еще и потому, что он не боится облажаться. Вспомните себя: вы же не ощущали никакого дискомфорта, когда в детстве голышом вбегали в комнату, где сидели ваши родные, и мешали им смотреть телевизор. Вам было весело, вы были максимально раскрепощены. В отличии от предыдущего специалиста, действовавшего по принципу «как бы чего не вышло», Виктор Анатольевич рискует, идет на обострение и учит тому же самому подопечных. Как оказалось, они очень соскучились по хорошенькой авантюре.

Из-за нехватки профессионального опыта Скрипнику приходится пока учить парней скорее каким-то ментальным вещам, формировать коллективное сознание, думающий на поле командный организм и т.д. С каждым игроком Скрипник беседует лично, подбирая ключики к его характеру и узнавая, в какой игровой ситуации тот может пригодиться. Тактически украинец, конечно, на данный момент не так силен. Своя собственная методика, основанная на накопленных знаниях в период тесного сотрудничества с Томасом Шаафом, Валерием Лобановским и Берндом Штанге, находится в стадии доработки, и по-настоящему тренерскую руку Скрипника можно будет увидеть не раньше следующего сезона.

Забавно, что его ближайшие помощники даже не имеют тренерской лицензии. Флориану Кофельдту и Торстену Фрингсу еще предстоит сдать соответствующий экзамен. А пока они определяют физическую нагрузку и ведут тренировки по записям в своих конспектах, оставшихся после посещения курсов академии Хеннеса Вайсваллера, и по-прежнему совмещают работу в главной команде и обучение, из-за чего каждую неделю вынуждены преодолевать по 800 км.

Судя по результатам, ассистенты главного тренера посещают курсы отнюдь не для галочки. Вот так выглядела бы таблица чемпионата Германии-2014/15, если подсчет очков велся с 10-го тура. То есть с того момента, когда Виктор Скрипник и его тренерский штаб приступили к работе в Бремене.

Большинство игроков признаются, что слушают тактические разборы Кофельдта с открытым ртом, а Фрингс так и вовсе местная футбольная икона.

«Какой смысл выходить на поле, если боишься проиграть? Мы играем, чтобы побеждать. И с каждым матчем мне нравится наша игра все больше и больше». Это слова Филиппа Баргфреде, но в данном случае можно говорить, что немец выразил общую мысль коллектива. «Вердер» безболезненно перестроился на политически правильную схему с ромбом в центре и вернул в состав двух классических форвардов. Все как в старые добрые времена.

5 побед подряд зажгли надежду в сердцах уже было надумавших уходить звезд. Теперь они массово переподписывают контракты (Златко Юнузович, Теодор Гебре Селасси уже сказали «да», где-то на подходе продление соглашения с Франко ди Санто и Себастианом Предлем).

Трепетное отношение Скрипника к собственным воспитанникам – еще одна обязательная остановка на пути исследования причин бременской перезагрузки. Дэви Зельке, Левент Айчичек, Мелвин Лоренцен, Максимилиан Эггештайн, Янек Штернберг, Марнон Буш, Оливер Хюзинг – все эти парни получили вызов в команду профессионалов за последний год благодаря Скрипнику. Первых трех украинский специалист готовил еще для Робина Дутта, остальных подтягивал уже для себя. У Дутта ничего не вышло, потому что только Виктор Анатольевич знал, как правильно всех их использовать. При этом, если нужно было кого-то наказать, то Скрипник долго не раздумывал. Блиставший в декабрьском матче против «Падерборна» Айчичек в следующем туре сыграл безобразно, и вот уже пару месяцев не вылезает со скамейки запасных.

Кстати, тинейджеры из «Вердер Бремен-2» сейчас разрывают соперников по региональной лиге и спешат присоединиться к друзьям в главной команде.

Сборная воспитанников, способных усилить команду в ближайшее время. Средний возраст – 20 лет.

Виктор Скрипник принадлежит к тому типу людей, которые предпочитают держать эмоции в себе. Однако он не пытается превратить занятия в скучную работу и всячески поощряет прорывающееся веселье игроков. Настроение поменялось, и в «Вердере» вдруг стало возможно по-доброму подшучивать друг над другом, прикалываться, плескаться в лужах, троллить местных комментаторов и лихо отплясывать у углового флага, празднуя забитые голы.

Не только молодые футболисты расцветают под руководством Скрипника. Никогда еще Клеменс Фритц не играл так вдохновенно, как в начале этого года. Капитан «Вердера» нашел то, ради чего стоит продолжать играть в футбол. Помните сцену из фильма «Социальная сеть», где Шон Паркер в ресторане консультирует Марка Цукерберга и Эдуарда Саверина насчет будущего игрушки, которую те двое изобрели. «Миллион долларов не круто. Знаете, что круто? Миллиард долларов».

Взошедшим в Бремене талантам (нынешним и будущим) такой капитан не даст зазвездиться и остановиться на достигнутом. Руководство уже спешит продлить с Фритцем контракт. Сейчас ему 34 года. Скрипник завершил карьеру в 35, и, кажется, я знаю, чем через год займется Клеменс Фритц. Бремен – единственный клуб лиги, который с успехом практикует безотходное производство. И нет причин сомневаться в том, что он когда-нибудь перестанет это делать.

А пока до зоны Лиги чемпионов осталось всего 5 очков, мне хочется просто плясать от восторга и не думать о том, что произойдет завтра.

Меня зовут Павел, мне 27 лет, я болею за «Вердер» и продолжаю верить в сказки.

Фото: Fotobank/Getty Images/Oliver Hardt/Bongarts.

Другие посты блога

Все посты