Tribuna/Футбол/Блоги/Горький на вкус/Вдохновляющая история Джованни Рейны: в 16 один переехал в Германию, Холанд заменил ему умершего брата

Вдохновляющая история Джованни Рейны: в 16 один переехал в Германию, Холанд заменил ему умершего брата

3 января 2021, 12:15
2
Вдохновляющая история Джованни Рейны: в 16 один переехал в Германию, Холанд заменил ему умершего брата

В ушедшем году все-таки были события, которые мотивировали нас и сохраняли веру в лучшее. Один из таких сюжетов – удивительный прогресс американского вундеркинда из «Дортмунда».

История Джованни Рейны – о том, как можно преодолевать трудности и потери, какими бы ужасными они ни были.

Джованни – сын легенды американского футбола Клаудио Рейны. Но футболу его научил старший брат

В 1994 году на одном из сборов мужская и женская сборные США по футболу тренировались по соседству и заселились в один отель. Клаудио Рейна и Даниэль Иган были в этих командах – и однажды случайно пересеклись в лобби. Он пригласил ее в пиццерию. Она согласилась.

Став трехкратным чемпионом студенческой футбольной лиги (NCAA) в составе «Вирджинии Кавальерс», Клаудио с будущей женой перебрался в Германию – в статусе одного из лучших американских игроков. В Бундеслиге он поиграл за «Байер» и «Вольфсбург» (1994-1999) и очень проникся местным отношением к игре. Позже он настоял на том, чтобы его сын начал европейскую карьеру именно в Германии.

Даниэль параллельно тоже играла в футбол, но лишь на уровне третьего немецкого дивизиона – и не очень долго. Устав от постоянных многочасовых путешествий на автобусе, запаха табачного дыма в раздевалках и напарниц, пьющих пиво прямо в перерывах матчей, она завершила карьеру и сконцентрировалась на семье.

В 1999 году у пары родился первенец, которого назвали Джек. В детстве он всюду следовал за отцом, присутствовал на всех его тренировках, повторяя у боковой линии движения игроков, и был неофициальным маскотом сборной США, когда Клаудио туда вызывали. «Не видел никого, кто смеялся и радовался так, как он, – вспоминал Клаудио в интервью The Athletic. – Его веселило буквально все, и он заряжал позитивом меня и моих партнеров». 

Через три года у Джека появился брат – Джованни (в семье его ласково звали Джио). 

«Джек был героем для меня, – признался Джованни в монологе для The Players’ Tribune. – Многие считают, что отец научил меня футбольным азам. Да, он давал мне советы, но именно старший брат был единственным, кто всегда играл со мной на заднем дворе, когда мы были детьми».

Ребята ставили портативные ворота и часами рубились один на один. Джек был старше и почти всегда побеждал. Лишь изредка он специально широко расставлял ноги, чтобы брат смог катнуть мяч в ворота. Джованни не любил проигрывать: плакал, лез в драку, кусался и жаловался маме. Позже Джио скажет, что именно эти матчи против брата заставили его быстро повзрослеть и разбудили в нем соревновательный дух. 

Джованни был застенчивым, и Джек всегда брал его с собой, когда шел играть с друзьями. Оба хотели стать профессиональными спортсменами (в идеале – футболистами, как отец), но после занятий в футбольной школе оказалось, что младший брат гораздо талантливее. Джек тоже это понял, но никогда не завидовал, а наоборот стал еще больше поддерживать Джованни. Он первым поздравлял его с победой на школьных соревнованиях, отмечал финты, которые ему понравились, и закидывал брата комплиментами.

В 10 лет Джованни потерял брата и сомневался, что сможет стать профессиональным футболистом

Летом 2010-го у 11-летнего Джека диагностировали рак мозга. Агрессивная опухоль размером с мяч для гольфа – врачи сказали, что Джеку осталось несколько месяцев. Он резко сдал: к концу года набрал вес (побочный эффект химиотерапии), с трудом передвигался и быстро уставал, а через некоторое время уже не мог самостоятельно вставать с постели. 8-летний Джованни все время был рядом и ухаживал за братом – готовил еду, мыл посуду, менял подгузники, когда это стало нужно. По вечерам они вместе смотрели футбол, рассказывали друг другу смешные истории и даже в этой ужасной ситуации старались не думать о плохом.

Когда Джек уже плохо разговаривал и передвигался только на инвалидной коляске, он попросил родителей отвезти его на баскетбольный матч с участием брата. Посмотрев полчаса игру, Джек повернулся к отцу и улыбнувшись сказал: «Пап, кажется, здесь нет никого, кто играл бы лучше Джио».   

Оба были большими фанатами «Манчестер Сити» с тех пор, как отец отыграл за клуб 4 сезона (2003-2007). Братья даже одно время разговаривали на манчестерском диалекте английского, но утратили этот навык, когда вернулись в США. 13 мая 2012 года, в день, когда у «Сити» появилась возможность выиграть первый за 44 года чемпионский титул, вся семья, включая бабушку с дедушкой, собралась перед телевизором и увидела одну из самых легендарных развязок в истории АПЛ.

«После гола Агуэро мы все просто сошли с ума, – вспоминал Джованни. – Прыгали, кричали, обнимались – и вдруг услышали, как в углу комнаты кто-то задыхается. Это был Джек. Мы бросились к нему и увидели, что он лежит на полу и хватает ртом воздух. Он замер на несколько секунд, и нам даже показалось, что он перестал дышать. После чего Джек увидел нас, расплылся в улыбке и засмеялся. Мы поняли, что он так празднует победу вместе с нами. Я никогда не забуду этот момент. Это было забавно и жутко одновременно».

Через два месяца Джека не стало. 

***

Для Джованни это был мощнейший психологический удар. Чтобы хоть как-то заглушить боль, он искал спасение в спорте и играл во все игры с мячом. Баскетбол, лакросс, теннис, бейсбол – Джио пытался сбежать от гнетущей реальности. Он стал неразговорчивым и замкнутым, но перед родителями никогда не показывал, как ему тяжело. Из-за смерти брата он не верил, что может вырасти в хорошего футболиста. «Джек был моим учителем, без него мне никогда не стать профессионалом», – сказал 10-летний Джованни маме на следующий день после похорон.

Отец вернул его в футбол. Джио поступил в академию «Нью-Йорк Сити», где Клаудио работал спортивным директором. В 2017-м 14-летний Джованни сверкнул на юниорском турнире для клубов MLS U-17 Generation Adidas Cup, став лучшим игроком соревнования, а спустя несколько месяцев выиграл один из самых престижных молодежных турниров на уровне сборных – Torneo Delle Nazioni в Италии, забив в финале победный гол в ворота Англии U-15.

Когда через год с родителями Рейны впервые связалась «Боруссия», Джованни уже был одним из самых талантливых американских игроков. В 15 у него был персональный контракт с adidas, а тренер первой команды «Нью-Йорк Сити» Патрик Виейра сравнивал его с Кака и Трезеге. Фанаты долго не могли простить Клаудио то, что он позволил сыну уехать в Европу, лишив клуб потенциальной суперзвезды. 

Первый раз в основе «Боруссии» Джованни появился 19 июля 2019 года, в седьмую годовщину смерти брата. В рамках американского турне «Дортмунд» играл товарищеский матч против «Ливерпуля», на тот момент действующего победителя ЛЧ. Джио отдал голевую на Пако Алькасера («Дортмунд» выиграл 3:2), чем сильно порадовал родителей, пришедших на стадион поболеть за него. 

В начале 2020-го дебютировал в Бундеслиге вместе с Холандом (стали близкими друзьями) и впервые забил за «Боруссию» в 17 лет

Первые полгода в Германии Джованни было некомфортно. Если его соотечественнику Пулишичу в схожей ситуации с интеграцией помогал отец, который жил вместе с ним в Дортмунде, то родители Джованни вынуждены были остаться в США ради детей (у Джио подрастали младшие брат и сестра). 16-летний парень оказался не совсем готов к самостоятельной жизни вдали от семьи. К примеру, он долго не мог разобраться с тем, как стирать вещи так, чтобы они не садились, поэтому специально покупал себе худи и толстовки на размер больше.

К счастью, почти все, что он делал с мячом в юношеской команде, получалось у него гораздо лучше и вызывало восторг у тренеров. 

От отца ему достались техника и умение читать игру, от мамы – скорость и атлетизм. В начале 2020-го, всего через 4 месяца в «Боруссии» U-19 (13 матчей, 8+8), Джованни забрали в главную команду. «Нужно быть слепым, чтобы не разглядеть талант этого парня», – сказал тогда Люсьен Фавр.

«Когда я только попал во взрослую команду, я жутко переживал, – вспоминает Рейна. – Мне неловко было даже попросить партнеров дать мне пас, поэтому я тренировался молча. Со временем волнение ушло. Я почувствовал, что могу быть лидером».

Рейна нашел в первой команде близкого по духу человека. Эрлинг Холанд тоже был новичком (пришел в январе из «Зальцбурга»), но на два года старше. Норвежец в какой-то степени заменил ему старшего брата – поддерживал, помогал в быту, давал советы, уничтожал всех на поле и показывал уровень, к которому Джио нужно стремиться.

«Я понял, что мы очень похожи – молодые ребята, только что приехавшие в незнакомую страну, – рассказывал Рейна официальному сайту Бундеслиги. – У нас не было друзей в команде и мы решили познакомиться, чтобы не чувствовать себя одиноко. Помимо общения на отвлеченные темы, мы разбирали наши игры. Эрлинг объяснял мне, как лучше действовать в подыгрыше, где ждать его рывка, куда и в какой момент давать передачу. После этого я лучше считывал его маневры, и у нас что-то начало получаться».

Когда у Джованни еще не было водительских прав, норвежец возил его по магазинам и помогал с покупками. Рейна тогда еще стеснялся своего немецкого и боялся, что его не поймут. Они обсуждали сериалы на Netflix, играли в FIFA и Fortnite. «Благодаря Эрлингу я наконец-то почувствовал себя в Дортмунде как дома», – рассказал Рейна в интервью ESPN. 

18 января 2020 года в матче против «Аугсбурга» они вместе дебютировали за «Дортмунд». Эрлинг сразу начал с хет-трика. Джио через две недели ответил шедевром в ворота «Вердера» в Кубке, став самым молодым автором забитого мяча в истории турнира. Сейчас они идеально дополняют друг друга на поле и ведут игру «Боруссии».

В начале этого сезона Рейна чаще других партнеров участвовал в комбинациях, приведших голу (сделал три ассиста в матче против «Фрайбурга» в октябре – рекорд лиги для 17-летнего игрока). У Джованни прекрасный дриблинг, через него команда выходит из-под прессинга. О том, как опасно оставлять Джио наедине с мячом, говорит тот факт, что среди всех атакующих полузащитников Бундеслиги на нем фолят чаще всего. 

Если в прошлом сезоне Рейна выходил в основном на замену (в среднем на 20 минут), то в этом регулярно попадает в старт (10 матчей из 13 в чемпионате). 

При схеме 3-4-2-1 он занимает место одного из двух атакующих полузащитников.

При схеме 4-2-3-1 – оказывается на левом фланге атаки. 

Раньше это место было закреплено за Торганом Азаром, но бельгиец в последнее время пропустил много матчей из-за травм и сейчас проигрывает конкуренцию молодому американцу. «Я просто счастлив видеть, как он играет, – сказал Санчо в интервью bundesliga.com. – После каждой тренировки я вижу, как он прибавляет. Страшно даже подумать, что будет дальше».

В этом сезоне Джованни забил первые голы в чемпионате (уже 3+4), а осенью дебютировал за взрослую сборную США (и здесь тоже отличился – в товарищеском матче против Панамы). Так Джио сделал первый шаг к тому, чтобы перебить достижение отца – у Клаудио 114 игр за национальную команду. 

По итогам 2020 года на родине его признали лучшим молодым футболистом Америки (набрал 79% голосов).

*** 

18 февраля 2020 года Джованни возвращался домой абсолютно счастливый. Пару часов назад с его паcа Холанд забил победный гол в ворота «ПСЖ» в четвертьфинале Лиги чемпионов. Он выиграл у кумиров – Неймара и Мбаппе – и до сих пор в это не верил. Его телефон стремительно терял заряд, принимая сотни поздравительных сообщений. Джио жалел лишь о том, что среди них не было послания от Джека.

В память о брате он сделал татуировку Love Jack на левой руке и все свои голы посвящает ему: «Это моя единственная тату. Хочу, чтобы брат всегда был рядом и гордился мной. Без него не было бы ни «Боруссии», ни сборной, ни карьеры, и я бы никогда не стал тем, кем сейчас».

Фото: globallookpress.com/firo Sportphoto/Jurgen Fromme, ValeriaWitters/augenklick; thenycfcnation.com; Gio Reyna; Gettyimages.ru/Jamie McDonald/Allsport

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты