Tribuna/Бокс/Блоги/12х3/Любительская карьера Усика: не хотели брать на бокс, последнее поражение похоже на фейк

Любительская карьера Усика: не хотели брать на бокс, последнее поражение похоже на фейк

Александр прошел путь от болезненного парня до Олимпийского чемпиона.

Блог — 12х3
16 января 2022, 17:30
5
Любительская карьера Усика: не хотели брать на бокс, последнее поражение похоже на фейк

Александр пришел в бокс после нокаута и прошел путь от болезненного парня до Олимпийского чемпиона.

Любительская карьера Александра Усика упоминается в контексте его достоинств до сих пор. Чемпион Европы, мира и Олимпийский чемпион, который пришел к главной награде любительского бокса через неудачу за четыре года до этого.

Футбол, первый нокаут и первое поражение

Любительская карьера Александра Усика началась с нокаута в его исполнении.

Будущий чемпион родился в Симферополе, потом из-за финансовых проблем семья уехала в Рыботин, что в Черниговской области – на родину матери Александра Надежды Петровны.

Там Усик заболел одной из форм туберкулеза и почти год провел в больнице. Врачи давали минимальные шансы на выздоровление, но все равно настраивали Сашу заниматься спортом, когда он сможет выбраться из больничной койки – без него шансы на полноценное выздоровление уменьшалось в разы.

Когда парень все же смог вернуться к нормальной жизни, уже в Рыботине Александр пробовал себя в разных видах спорта: кикбоксинг, каратэ, дзюдо, футбол. На последнем остановился после возвращения домой в Крым.

Попадание в юношескую команду «Таврии» и карьера левого полузащитника закончилась стремительно. В одном из матчей Усик не сдержал эмоций – пробил левый боковой игроку противоположной команды за нецензурную речь в его сторону. Красная карточка, удаление из поля и из команды.

«Я его нокаутировал. Тренер сказал: извинишься перед всей командой и перед ним за то, что натворил – примем назад», – рассказывал Александр.

Усик согласился, но поставил условие – парень, наговоривший в его сторону лишнего, должен был также извинится перед ним. Саша все объяснил команде и был готов пойти только на взаимные извинения, которые от того парня не последовали. На этом серьезный футбол для будущего абсолюта закончился.

Конечно, это была не единственная причина. Футбол оказался дорогим видом спорта для семьи Усика: форма, бутсы и все остальные обязательные составляющие тренировок стоили денег, которых не было. Еще в Рыботине Саша помогал маме доить 32 коровы, что были в стаде, и понимал, как трудно даются деньги, поэтому бороться за дорогостоящее увлечение не стал.

В 2001 году, когда будущему чемпиону было почти 15, Александр Анатольевич – отец будущего чемпиона, отправил его на бокс. Папа Александра – бывший боксер-любитель, прошедший Афган.

– Почему бокс? Пап, там же бьют! И вообще, мне нравится футбол.

– Для того, чтобы тебя не били, должен бить ты, – ответил Александр Анатольевич.

С отцом в семье спорить было не принято, а секция была бесплатной – можно было попробовать. На первой же тренировке будущему абсолюту прилетело. Один нокаут в импровизированном рекорде не помог – опытный друг-одногодка разобрал Усика, но тот отбивался изо всех сил.

«Не умея ничего, у него природный защитный инстинкт – на подсознании», – вспоминал Сергей Лапин – первый тренер Александра. Именно после того первого спарринга, по словам тренера, он увидел в глазах юноши огонек и подумал, что из этого что-то может получиться.

Усик быстро стал лучшим в группе, дрался в США с Портером, но проиграл свою первую Олимпиаду

Изначально Лапин-старший не горел желанием брать Усика в секцию:

«Если бы он пришел к нам в один, я бы его точно не взял. Он для бокса уже старый был, ему на тот момент уже целых 14 лет с хвостиком исполнилось. Каких-то особых физических данных я у него не заметил. Да и болезненный он был – астма, грудная клетка не развита.

А привел его друг – старший мой сын, Сережа. Не стал отказывать. Вот, говорю, иди с ним и трудись. Сергей его бил, бил, бил... Ну, думаю, не придет больше – после таких-то пропущенных ударов. А Саша пришел. Настырный!

Саша только-только пришел. Работали они с моим сыном две-три недели, начало что-то получаться, стал корифеев разбивать – тех, кто уже долго на занятия ходил. И как началось. Вот этого избил, вот этого избил, и вот этого избил, – показывал Сергей Юрьевич на фото, сделанное в первые дни тренировок Усика, – Все они бросили бокс. Как кукушонок – прилетел в гнездо и всех выбросил».

То самое фото, которое показывал Лапин-старший, показывая кого побеждал Усик. Александр – третий справа на фото

На первый турнир Александр попал, как только начало получаться – проиграл, но Сергей Лапин отмечает, что соперник тогда был намного сильнее и опытнее. Потом остановить Усика было проблемой.

«Сначала я и не думал, что из него что-то получится. А потом смотрю – от природы чувствует дистанцию, на подсознании, на рефлексе. В него попасть не могли: умудрялся уклоняться, нагибаться, подпрыгнуть.

Были такие соревнования – со счетом, например, 25:0 в пользу Усика. Он сам сделал себя мужчиной. Вот взял и сделал. Как пошел выигрывать, и выигрывать стал так уверенно, что было понятно – придет к чемпионским званиям», – рассказывал первый тренер украинца.

В 2005-м, спустя четыре года после первой полноценной тренировки, Александр выиграл международный турнир в Будапеште. В 2006-м стал бронзовым призером чемпионата Европы в Венгрии – там побеждал будущего чемпиона мира в профессионалах Баду Джека, но в полуфинале уступил Матвею Коробову.

В этом же году Александра со сборной Украины отправили в США – на матчевую встречу против местной сборной. Турнир, который вспоминает Шон Портер с того самого момента, как Усик стал абсолютным чемпионом в крузервейте.

Та встреча – не лучшее, что происходило с американским боксом. У сборной США победителями ушли только Портер, Турман и Луис Рамос. Это не была встреча основных команд, но менее важной для каждого из спортсменов она не становилась. Молодежь плавно занимала места предыдущего поколения, а ребятам вроде Редкача, Силлаха и Усика нужно было набирать опыт международных выездов.

«Пока мы с Китом разминались в раздевалке, все наши возвращались проигравшими. Мы с Турманом посмотрели друг на друга и сказали, что не вернемся домой с поражением», – вспоминал Шон Портер.

Встреча стилей Портера и Усика не могла оказаться скучной. Шон – боксер, что не перестает атаковать никогда. Александр – увертливый контрпанчер, чтобы прикоснуться к которому нужно сделать в два раза больше, чем с любым другим соперником.

«Тогда оценка происходящего велась с помощью кнопок – минимум трое из пяти боковых должны были нажать на кнопку в момент попадания, чтобы балл засчитался.

Первый раунд я выиграл с разницей в два очка. Второй был равным. Выходя на третий, тренер сказал мне: «Добавь больше правой руки – ты выиграешь у этого парня». Меньше чем через минуту я поймал его правой рукой. Он отступил на несколько шагов, но этого было достаточно, чтобы я понял, что делать. Я набросился на него и не отпускал до конца раунда. Эту трехминутку я забрал с разницей в четыре очка», – вспоминал Шон.

Больше боксеры не пересекались. Усик начал набирать вес: уже в 2007-м он боксировал против Бетербиева в 81 кг (проиграл решением судей). В 2008-м Александр выиграл Кубок Странджа, победив в финале россиянина Дмитрия Чудинова и завоевал лицензию на свою первую Олимпиаду, окончательно заменив Дениса Пояцику в составе сборной в весе до 91 кг.

Олимпийские игры в Пекине получились для Александра неудачными – там он надолго не задержался. В первом бою украинец встретился с местным спортсменом, победив того с огромным отрывом 23:4. Во втором вышел на опытнейшего итальянца и будущего серебряного призера турнира Клементо Русо. 7:4 в пользу итальянца, Александр покинул турнир.

После Олимиады-2008 Усик все чаще работал с Ломаченко. Турнир 2012-го закрыл вопрос об эффективности системы Анатолия Николаевича

Именно в Пекине Усик осознал эффективность системы Ломаченко – Василий прошел всех соперников на турнире легко и уверено, и тяжеловес хотел так же.

«Если не получилось сейчас, значит, нужно что-то изменить, что-то подкрутить и попробовать снова», – рассказывал впоследствии Усик о том, как преодолевает неудачи. Такой подход идеально сочетался с желанием тренироваться с Анатолием Николаевичем.

В 2008-м Александр еще дважды сменил категорию: спустился в полутяжелый вес, где выиграл чемпионат Европы в Ливерпуле этого же года, а потом вернулся в 91 килограмм и проиграл в финале Кубка мира кубинцу Усману Акосте.

В 2009-м Александр отправился в Милан – привез бронзу, проиграв Егору Мехонцеву в полуфинале турнира. В следующем году побил опытнейшего казахстанца Василия Левина у того на домашнем турнире, а потом брата Кубрата Пулева – Тервела на турнире в Харькове.

Активная подготовка к Олимпиаде-2012 в Лондоне началась. Правила тренировок Ломаченко просты: ты должен быть на голову лучше соперника, чтобы у судей не было шансов. Анатолий Николаевич описывает это очень просто:

«Где-то на планете есть точно такой же парень, который готовится к поединку с тобой. Сегодня ты пожалел себя и сделал десять раз, а он – одиннадцать. Завтра ты сделал одиннадцать, а он – двенадцать. И вот ты уже отстаешь на два раза».

Усик твердо решил выполнить весь тот объем работы, которую давал Ломаченко-старший, максимально повторять за Васей, чтобы добиться таких же высот.

Они переплывали Днестровский лиман в непогоду и работали на границе возможностей, чтобы привезти домой золото. Василий – второе, Александр – заветное первое.

В 2011-м снова были биты Левит и Пулев. Первый – на международном турнире Макара-Мазая в Мариуполе, второй – по пути к золоту чемпионата мира в Баку. После Пулева Усик поквитался за поражение с Артуром Бетербиевым, в полуфинале прошел белоруса Сергея Корнеева, а в финале – местного бойца Теймура Мамедова.

В преддверии Олимпиады на турнире в Броварах Александр победил Романа Капитоненко, который стал одним из главных спарринг-партнеров в профи для украинца на долгое время. После чего снова вернулся в Великобританию за золотом – перед этим было первое место на чемпионате Европы в Ливерпуле.

Тот турнир – апогей всей работы Ломаченко-старшего с любителями. Как потом рассказывал Тарас Шелестюк, в сборной было две команды: вся сборная и те парни, что тренировались дополнительно с Анатолием Николаевичем. Тарас оказался единственным, кто, не тренируясь дополнительно, приехал домой с медалью.

Усика со старта ждал трудный тест – бой против Артура Бетербиева. Его украинец победил со счетом 17:13. Тервел Пулев давно знал, что с Александром всегда тяжело – в бою на Олимпиаде он проиграл Усику 21:5.

Финал против Клементо Руссо – жирная точка столь долгого пути, длиною в одиннадцать лет. От болезненного парня, что пришел зал в 2001-м до по-настоящему большого боксера, стоящего в шаге от мечты.

Выходя в ринг, Усик был уверен на все сто, что выложится ради победы на максимум. Но перед третьим раундом силы, казалось, окончательно ушли.

«Мне было очень тяжело, я устал, но понимал, что сейчас нужно выходить и просто бить, бить, бить. В третьем раунде не мог дождаться, когда ударят в гонг, но бить не переставал до самого конца».

Клементо Руссо во второй раз подряд улетел в Италию с серебром, а Усик танцевал гопак с оселедцем на голове после 14:11 в финале.

Александр Анатольевич медали сына не дождался. Он очень долго был главным подстрекателем для успехов сына. Об этом рассказывала и сестра Александра:

«Папа никогда не говорит Саше: «Молодец, сынок, ты самый лучший». Наоборот, критикует, анализирует все его бои. В общем, подстегивает брата таким образом. Поэтому для него похвала папы — это как еще одна олимпийская медаль».

Пожалуй, в этот раз Александр услышал был ту самую похвалу, но папа умер до того, как чемпион вернулся домой:

«Когда я приехал с Олимпийских игр, он уже лежал в «деревянном чехле». Я достал медаль из сумки, взял его руку и сжал, сказал: «Вот она». И ушел из комнаты. Очень его не хватает, потому что это был человек, который мог одним словом, даже взглядом... Посмотрел – и я его понимал, понимал, что нужно сделать. Когда он ушел, я понял, что теперь я – глава семьи. Теперь мне нужно делать все то, что он строил», – вспоминал Усик.

Последнее официальное поражение Усика было в 2011-м в Херсоне. Но, похоже, на том турнире был другой Александр Усик

Последнее на данный момент поражение Усика числится 5 мая 2011-го. Якобы на турнире Николая Мангера в Херсоне, белорус Сергей Корнеев – тот самый, которого Усик прошел на пути к финалу чемпионата мира, нокаутировал украинца в первом раунде.

Но, похоже, это не совсем так.

В Sky Sports, узнав об этом факте, решили выяснить, как обстояли дела на самом деле. Журналисты связались с представителем сборной Великобритании на том турнире Уорреном Байстером. Они готовились именно под Усика, но на турнире Александра так и не увидели:

«Это был высококлассный турнир, там было много громких имен.

Мы с Усиком находились по разные стороны турнирной сетки после жеребьевки, но было предположение, что это был другой Александр Усик. На самом деле, это был не он», – резюмировал Байстер.

Также получилось получить комментарий от Сергея Корнеева:

«На самом деле я побеждал Александра Усика, но это был другой боксер – тезка чемпиона.

Саша писал мне, что люди и звонили, и писали ему с сожалениями по поводу поражения мне. Но на самом деле, это был не он. Я выиграл у другого Александра. Просто не хочу путаницы.

Не хочу, чтобы люди думали, что я победил Сашу», – рассказал Корнеев.

В полупрофессионалах Усик боксировал в супертяжелом весе. В некоторых боях пришлось по-настоящему непросто

Дебют в профессионалах был отложен на год из-за смерти отца Усика, а Ломаченко поддержал друга. Александр провел в полупрофессиональной лиге WSB шесть поединков в супертяжелом весе – все выиграл, но в некоторых пришлось крепко постараться.

Первым в поединках без шлемов, но еще с более мягкими и объемными перчатками стал на тот момент непобежденный новозеландец Джуниор Фа. С ним, как и со следующим – немцем Эриком Бречлином у Александра проблем не возникло. Первый был пройден решением судей, второй – досрочно.

Джо Джойс – другая история. Безусловно, бой с ним Усик выиграл, но потрудиться пришлось. Самый настоящий супертяж с тяжелым ударом и постоянным давлением. Британец попал в топ-чарты сборной довольно поздно – Усику на момент боя было 26, и он был олимпийским чемпионом, а Джойсу – 28, и он попал на Олимпиаду аж в 2016-м. Но бой британец дал хороший.

Потом случился Магомедрасул Меджидов – первый и единственный нокдаун в полупрофессиональной карьере Усика. С азербайджанцем тяжело всегда. Габаритами он такой же, как Усик, но физически ощутимо сильнее: регулярно вкладывается в удары, давит и не дает отдыхать. В одном из эпизодов Меджидов попал, на первый взгляд, чисто в корпус, и Александр присел. Как показал повтор, удар съехал ниже пояса, но нокдаун так и остался в пассиве украинца.

Но и в этом поединке сомнений в победе не было – все судьи отдали предпочтение Усику.

Огромный итальянец Маттео Модуньо очень грозно смотрел в глаза Александру перед поединком и очень сильно страдал от ударов украинца по корпусу с первых его секунд. Уверенная досрочная победа Усика.

Последнее испытание перед дебютом в профессионалах – Михаи Нистор. Компактный супертяж (183 см рост, 176 см размах рук) заставил Усика тяжело дышать и работать на пределе его тогдашних возможностей. Конечно, Усик побеждал, но сложнее в полупрофи испытания у украинца не было. Играть и работать в удовольствие не было времени – Нистор заставил наблюдать бой не моргая всех, хоть и проиграл единогласным решением судей.

***

Спустя двенадцать лет после первой тренировки по боксу в Симферополе, тот самый худощавый паренек с астмой дебютировал в профессионалах – 9 ноября 2013-го во Дворце спорта в Киеве был нокаутирован Фелипе Ромеро.

А спустя семнадцать лет после того самого первого проигранного спарринга он стал первым абсолютным чемпионом в истории Украины. Несмотря на болезни, визуальное отсутствие возможностей и труднейшие испытания на пути к наградам.

Фото: Getty Images, 

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты