Что такое Kronk? Главный боксерский зал мира с диким стилем, который вознес тренер Кличко и Льюиса

Боксировал ли Владимир Кличко в традициях Kronk?

Kronk – снова главный боксерский зал мира. Фанаты говорят о нем весь год: называют Шугара Хилла – тренера Тайсона Фьюри – тренером года, а сам американец и Леннокс Льюис, один из воспитанников системы, упоминают название зала чуть ли не в каждом интервью.

К главным высотам Kronk вознес Эмануэль Стрюард – тренер Владимира Кличко, воспитавший десятки чемпионов.

Зал назван в честь члена совета, а Стюард пришел в тренерство, будучи электриком

Детройт начала 20-го века – это сухой закон, появление профсоюзов и постройка первых скоростных трасс. Но, кроме дорог, жители хотели видеть места для семейного и молодежного отдыха.

Пять лет жители юго-запада Детройта, жившие вокруг Аткинсон-парка, продвигали в городском совете повестку, основной темой которой была постройка места для отдыха прямо на территории парка. Для начала работ не хватало лишь денег, которые было крайне трудно получить.

Лишь в 1921-м член совета Джон Кронк добился ассигнования проекта на сумму в 135 тысяч долларов для постройки центра проведения досуга на территории парка. Спустя год, в мае 1922-го, Общественный дом Аткинсона был официально открыт. В центре был бассейн, спортивный зал, зрительный зал и уличные спортивные площадки.

Через четыре года Общественный дом Аткинсона был переименован. Его назвали в честь Джона Кронка, благодаря которому появились деньги на постройку, а сам центр был сдан быстро и в срок.

В 1944-м в Боттом-Крик родился Эмануэль Стюард, а когда будущему тренеру было 12, они с мамой переехали в Детройт, после того, как она развелась с отцом-шахтером. Там Мэнни пошел на бокс – в зал Центра отдыха Брюстера, где Эдди Фатч тренировал Джо Луиса. Стрюард был бойцом с рождения: постоянные детские драки и смены коллектива из-за переезда дали парню стержень, благодаря которому бокс не вызвал у него необычных чувств, кроме того, что пришлось трудиться. Эмануэль отдался полностью новому делу, и результат пришел – в любителях у него 94 победы и всего три поражения, а также победа на турнире «Золотые перчатки».

Но боксерскую карьеру пришлось оставить – в 1963-м будущий тренер чемпионов встретил Мэри Стил, которая стала его женой. Потребность обеспечивать семью вынудила Эмануэля устроиться электриком и больше не выходить в ринг в качестве боксера.

В тренерскую деятельность Стюарда привел случай. В 1971-м к нему пришел Джеймс – сводный брат, попросив научить боксерским фишкам. Мэнни отвел его в боксерский зал Kronk, который на то время как раз показал себя как отличное место для подготовки боксеров-любителей, и начал тренировки. Через несколько месяцев Джеймс выиграл турнир «Золотые перчатки» в Детройте, а через год повторил достижение. Увидев это, Стюарда пригласили работать тренером в Kronk. Сначала он совмещал эту деятельность с работой электриком, а с 1972-го года стал главным тренером зала.

Тренерский талант Стрюарда начал раскрываться практически сразу. Он точно понимал, что нужно конкретному спортсмену, и старался выделить основное из его умений, улучшив это до максимума. В следующие несколько лет в зале воспитали несколько десятков чемпионов страны в любителях, чемпионов мира и олимпийских чемпионов. Но главная известность пришла через девять лет.

В 1980-м в Kronk появился первый чемпион мира по профессионалам – Хилмет Кенти. Он завоевал титул чемпиона по версии WBA в легком весе, победив техническим нокаутом Эрнесто Эпану из Венесуэлы и став первым чемпионом в карьере Эммануэля Стюарда.

Уже второго августа этого же года в зале появился еще один чемпион мира – Томас Хернс. Поединок против Пипино Куеваса – стиль Kronk в его лучших проявлениях. Ни минуты на раскачку, ни секунды на то, чтобы соперник понял, как ему действовать. Методичное давление, жесткий джеб в комбинации с отменными рефлексами Хернса. Это дало результат сразу – Куевас напропускался в первом же раунде и был близок к нокдауну.

Во втором все закончилось. Томас прочувствовал дистанцию, занял позицию в центре ринга, вытянул атаку оппонента на себя, провалил ее и тут же зарядил правый прямой – соперник лицом на настиле ринга, Хернс с первым поясом по версии WBA в карьере.

Тренировки в Kronk – жесть. Спарринговали до самого боя, однажды избили парня за то, что тот толкнул Стюарда

Запах и жара. Зловоние, причинявшее физическую боль. Именно так описывал первые впечатления от посещения Kronk Пол Дубе – один из первых не темнокожих спортсменов зала.

Боксерский зал находился в подвальном помещении под общественным бассейном – там всегда было жарко. Спертый воздух, десятки спортсменов внутри, которые работают на износ, – другого пути для развития Стрюард не видел. И жара. Здесь ты или сломаешься, или станешь лучше. Третьего не дано.

«Признаюсь, я был запуган. Я знал, что будет жестко, но это место изменило меня, сделало меня мужчиной.

Зал находился в неблагополучной части города. Настолько, что, если ты оставлял машину без присмотра и уходил расплатиться за бензин, то по возвращению мог остаться без всех четырех колес. Я серьезно. Эти парни работали быстрее, чем экипаж по замене колес на Indy 500.

Но стоянка Kronk – единственное место, где не трогали машины. Все уважали это место.

Это было грубое, пугающее место. Люди вокруг смотрели на меня, будто задаваясь вопросом, серьезно ли я собираюсь выбраться из машины и пойти туда», – рассказывал Дубе.

Томас Хернс, Пол Дубе, Эмануэль Стюард

Пол – не из робких парней. Он играл в американский футбол, но из-за большего желания дебоширить, проводить в общежитие стриптизерш и гулять, чем тренироваться, был изгнан из команды. Подался в бокс, но ринг редко прощает парней с таким нравом – ему было трудно ужиться хотя бы в одном из залов. А потом Дубе встретил Джорджа Скотта, который помогал Эмануэлю Стрюарду искать спарринг-партнеров для Kronk. Так парень попал в Детройт.

Kronk всегда был полон мощнейших боксеров, из которых регулярно выстреливали чемпионы и легендарные личности. Потому что все вокруг подталкивало к тому, чтобы становиться лучше. Иначе выжить было нельзя.

«В то время там было по-настоящему плохо. Я видел семьи, живущие в домах, у которых буквально не было крыши или окон. Люди без преувеличения пытались выжить, а для меня даже добраться до зала поначалу было тяжелым испытанием.

Несколько раз полицейские физически сопровождали меня до входа, настаивали на том, чтобы я был осторожен и не задерживался подолгу на одном месте. А потом мне приходилось драться в зале с парнями, которые живут в домах, которые я видел по пути. Некоторые были очень талантливые, но у них не было ресурсов, чтобы выбраться наверх, поэтому мы сражались до последнего.

Тогда я был единственным белым парнем в Kronk, а первые шесть месяцев были крайне жестокими. Они называли меня «белым мясом» или «свежим мясом»: «Эй, мы получили свежее мясо! Пошли, свежее мясо!»

Такого рода вещи. Они постоянно пытались запугать меня: презрительно смотрели, обзывали меня, отгоняли от мешка, говоря, что не моя очередь. Если я переступал канаты, меня толкали, мне всячески мешали заниматься.

Тренеры игнорировали меня днями, а потом в конце тренировок, требовали, чтобы я спаринговал. К тому времени я завершал двухчасовую тренировку, а они говорили: «Эй, белый парень! Надень перчатки! Пойдем!». Мне нужно было бы быть на ринге с кем-то вроде Майкла Мурера. Или Дениса Андриеса. Или Томаса Хернса», – рассказывал Дубе.

Kronk воспитывал воинов и чемпионов. Только подумать, Томас Хернс, Майкл Мурер, Химлет Кенти, Тони Такер – все они воспитанники Kronk. На самом деле, перечислять можно еще дольше, ибо Kronk – не только и не столько помещение, сколько то, чему обучал Эмануэль Стюард. Он работал с Эвандером Холифилдом, Ленноксом Льюисом, Рэем Мерсером, Оскаром Де Ла Хойей, Насимом Хамедом, Джермейном Тейлором, Адонисом Стивенсоном, Тайсоном Фьюри, Владимиром Кличко.

С кем-то больше и удачнее, с кем-то, как с Фьюри, получилось поработать лишь немного. Всего Стюард сотрудничал с 41 чемпионом мира на протяжении карьеры тренера, а многие из воспитанников зала – ребята, которые жили в тех самых домах, что описывал Дубе. У них было два пути: в криминал или спорт. И парни десятками приходили в зал, чтобы обеспечить себе лучшую жизнь. А потом сражались из спарринга в спарринг за свое будущее.

Ежедневная работа над собой и полная отдача во всем – основные принципы Стрюарда и Kronk. Никаких полутонов и недоработок. Или выкладываешься на все сто, или не приходи. Или спаррингуешься на полную, или не стоит выходить в ринг. Каждый спарринг в Kronk – война. Идея Эмануэля проста – работа в зале должна быть настолько грубой и жесткой, чтобы происходящее в ринге было для тебя простым.

«Сейчас в большинстве залов не спаррингуют за неделю до боя – есть шанс посечься или травмироваться. Но в Kronk все было по-другому. Они не беспокоились о таких вещах и спарринговали до самого дня боя. Однажды они требовали, чтобы перед боем я спарринговал с Хернсом, а я устал и хотел быть свежим в день боя.

Но мы с Мэнни и Хернсом все же остались в ринге. Все остальные наблюдали, надеясь, что я буду избит. Я же думал о приближении боя и был просто вне себя. Я кричал на Стюарда, говоря, что если случиться травма или что-либо такое, я возлагаю всю ответственность на него. Но ему было все равно.

В ринге он инструктировал Хернса о том, что делать, а Томми становился слишком жестким. В ринге с «Хитмэном» всегда просто пытаешься выжить, но в этот раз Мэнни был третьим в ринге. Он стоял очень близко и подсказывал ему, что делать: «Левый крюк в корпус, шаг вправо, теперь правая». Он был так близко, что я слышал все, но прежде чем успевал отреагировать, удар уже приходился в цель.

В один момент я психанул. Все кричали, чтобы Томми «наказал это свежее мясо», он становился все жестче, а я не успевал, даже слышав все подсказки. Я развернулся и толкнул Мэнни. Великого Эмануэля Стюарда. Хорошо его толкнул, потому что был очень зол. И прежде, чем понял, что сделал, в ринге появилось десять парней, а удары посыпались со всех сторон. Первый был Хернс, но потом подключились все.

Они избили меня до отключки, вынесли на улицу и бросили в мусорную корзину. Будто гребанная сцена из фильма. Несомненно, все было кончено – они выгнали белого парня навсегда. Но когда я очнулся, решил послать все к черту. Я открыл заднюю дверь зала, вошел и, шатаясь, начал кричать: «Это все, что у вас есть, ребята? Да ладно, это все, что вы можете?»

Они перестали работать, смотря на меня, как на сумасшедшего, а потом смеялись и говорили: «Эй, белый мальчик, у тебя есть яйца». Я извинился перед Мэнни, сказав, что не следовал правилам в зале и слишком резко отреагировал, а он просто сказал: «Все в порядке, малыш»,

И все – с того времени все изменилось. Теперь Kronk стал моим залом. Я даже слышал такие слова, как «ты становишься лучше, малыш» или «Хорошая работа, у тебя хорошо получается», – делился воспоминаниями Дубе.

Главные воспитанники зала всегда ярко завоевывали чемпионские пояса и показывали насыщенные поединки. Тот же Томас Хернс – легенда и чемпион мира в пяти категориях тренировался со Стрюардом до конца карьеры. Сражался с Роберто Дюраном, Марвином Хаглером и Шугаром Рэем Леонардом.

Льюис и Кличко – величайшие ученики позднего Стюарда. Он взялся за них после падения и привел к величию

В 1990-м зал столкнулся с ощутимыми финансовыми проблемами. Нужно было вкладывать все больше, что привело к тому, что тренер начал работать с опытными боксерами, над чьим стилем работал, как опытный редактор, подгоняя его под свои критерии.

Так, Стюард работал с теми же Оскаром Де Ла Хойей, Насимом Хамедом и многими другими, но одни из лучших примеров – супертяжи. Первое поражение в карьере Леннокса Льюиса случилось в 1994-м в поединке против Оливера Маккола. Британец отнесся к поединку попустительски, за что и поплатился – проиграл техническим нокаутом во втором раунде.

После того поражения Леннокс захотел учиться у Стюарда. На следующий бой Льюиса уже выводил Эмануэль. Принцип работы были неизменен: тренируйся так, чтобы поединок не был для тебя испытанием. В ринге: жесткая работа джебом, методичное давление и создание ситуаций, когда соперник всегда в напряжении – на дальней дистанции, на ближней, в клинче. Он всегда должен чувствовать опасность. Пять поединков спустя (четыре из них – досрочные победы), Льюис вернул себе пояс, победив Маккола техническим нокаутом в пятом раунде.

Ронял Тайсона и Льюиса, а сам ни разу не побывал в нокдауне. 8 фактов об Оливере Макколе

Главные успехи Леннокса, как и сам Kronk, – всегда ассоциировались со Стюардом. После того, как случился тот легендарный тандем многие говорили, что новый Льюис стал более осторожным и скучным, хотя спустя годы британец регулярно оказывается в топе самых зрелищных супертяжей в истории.

Под руководством Стюарда Льюис победил Анджея Голоту, Шеннона Бриггса, Эвандера Холифилда, Майкла Гранта, Франса Боту, Хасима Рахмана, Майка Тайсона и Виталия Кличко. Еще до встречи с Тайсоном Эмануэль называл его самым легким соперником для британца:

«Я говорил: «Ну, нет. Немного сложно все-таки будет». А Мэнни отвечал: «Нет, это будет твой самый простой соперник», – вспоминал Леннокс.

Льюис нокаутировал Майка в восьмом раунде, но заставил переживать тренера. Мэнни кричал на подопечного:

«Хватит гладить его! Ты посмотри на него, он полуживой. Но пока этот человек двигается – он опасен! Иди и наноси удары».

Американец так злился, что начал толкать Льюиса, чтобы заставить того работать. Леннокс выполнил указания, закончив поединок нокаутом.

Сотрудничество с Владимиром Кличко началось с фиаско. Выигранные стартовые раунды против Леймона Брюстера превратились в кошмар. Через несколько раундов из украинца будто откачали воздух, а в пятом американец победил техническим нокаутом – у громадного соперника не было сил, чтобы даже нормально стоять. Тот бой – один из самых обсуждаемых в карьере Владимира. Многие говорят о том, что Кличко отравили – так быстро он терял силы.

Поражение Брюстеру – последнее перед чередой чемпионство, поясов и величия Владимира. Стюард сделал из него боксера, которого боялись не только из-за размеров. Эмануэль научил украинца боксировать профессионально: качественно работать джебом, вовремя включать правую руку, довел до идеала левый боковой и научил работать в клинче, где у Владимира ранее были регулярные проблемы даже с ощутимо меньшими оппонентами.

Новый важнейший ученик Стюарда – новые возмущения по поводу урезания стиля и скучного бокса. Доминирование – точно не то, что любит среднестатистический зритель.

Был ли стиль Владимира – стилем Kronk? Скорее да, чем нет. Kronk – не всегда лишь давление, физическое доминирование и непрекращающиеся атаки. Стюард был хорош тем, что обучал тому, что считал важным, не выпячивая минусы боксера. Изначально Кличко – отлично комбинирующий боксер. Ранний Владимир пропускал соперников через мясорубку прямых, боковых и апперкотов, но часто слишком заигрывался. А когда шел ответ или оппонент не ломался под такими нападками – быстро вымахивался и дальше страдал.

Стюард убрал все ненужное, преумножив то, за счет чего Кличко побеждал, сделав из украинца профессионала. Довел до идеала простые элементы, против которых другие оппоненты не могли бороться годами. Будь это Франческо Пьянетта или Дэвид Хэй – без разницы.

При этом методы оставались все теми же, что и при Льюисе, и ранее. В поединке с Эдди Чемберсом Стюард злился:

«Ты остановился, ты не наносишь удары. Ты ждешь, ждешь, ждешь. Если ты промахнулся, ты должен нанести еще удар. Твои удары очень медленные, ты не бьешь», – возмущался Эмануэль действиями Кличко.

«Я буду пытаться, Эммануэль, я буду пытаться. Успокойся. Я сделаю это», – ответил Кличко.

Вышел на двенадцатый раунд и поймал соперника тем самым боковым.

Говоря о том, кто талантливее, Леннокс или Владимир, Эмануэль всегда указывал в сторону украинца:

«У Владимира самый разрушительный удар среди всех боксеров, с которыми я когда-либо работал, поэтому его соперники никогда не могут чувствовать себя в безопасности – порой он может быть скучным, но сколько бы секунд ни оставалось: пятнадцать, десять или пять – он всегда может нокаутировать своего соперника.

В плане таланта, общего мастерства, координации и работы ног Владимир все же лучше Леннокса».

При этом, Стюард никогда не говорил, что Кличко лучше как боксер, чем Льюис:

«Порой Владимир чувствует себя слишком комфортно, работая только джебом, и тогда бой для него превращается почти в игру. Он успокаивается, входит в свою зону комфорта, и очень трудно его оттуда вывести. Льюис же был чуть более взрывным, и хотя он не так талантлив, как Владимир, но он умел делать многое – порой нужно забыть о своем боксерском таланте и просто выйти и разорвать соперника. Леннокс знал, как это сделать.

Это один из тех боев, которые я и сам хотел бы посмотреть».

В начале 2000-х Kronk снова переживал не лучшие времена. В конце 2005-го года власти Детройта, в ведении которых находился зал, объявили о его скором закрытии. Все из-за того, что средств бюджета не хватало на финансирование его реконструкции. Развитие города привело к тому, что район, в котором находился Kronk, превратился в один из беднейших, и средства, собираемые с занимающихся в спортивных секциях, не окупали даже его текущее функционирование, не говоря уже о капитальном ремонте.

Последним ударом для Kronk стала кража водопроводных труб из всего помещения. Зал остался без водоснабжения, а боксерский зал открылся на несколько миль вниз по улице в таком же полуподвальном помещении.

Тайсон Фьюри и племянник Эмануэля возродили разговоры о стиле Kronk

В 2009-м уже в новый зал Kronk приехал 21-летний двухметровых супертяж:

«Где я могу найти Мэнни? Я – Тайсон Фьюри. Будущий чемпион мира в хэвивейте», – заявил он.

Британец спонтанно сел на самолет до США. Единственная цель того путешествия – заявить о себе в легендарном зале. Стюард сразу увидел блеск этого парня. Пока все смеялись над визуальной неуклюжестью британца, считая его одним из самых странных новых супертяжей, Эмануэль пророчил этому парню завоевание поясов в супертяжелом весе и доминирование. А также называл самым сложным соперником для Владимира Кличко из всех потенциальных вариантов на будущее.

Телеграм-канал автора. Для всех, кто хочет узнать о боксе еще больше

Тайсон собирался провести в США две недели, но задержался на шесть месяцев. Он не выступал – лишь внимал советов Эмануэля и жил у него в доме: 

«Он даже купил мне большую кровать», – рассказывал Фьюри.

Британец был душой компании: ходил в бары, развлекаясь с местными жителями, раздавал автографы и пахал в зале. Но через полгода пришло время выбирать: оставаться в США или лететь домой. У Фьюри не так давно появилась семья, поэтому он вернулся домой к Перис.

5 марта 2010-го британец вышел в ринг впервые после возвращения из Kronk – нокаутировал Ханса Бласко в первом же раунде. А еще через три месяца во второй раз в карьере встретился с Джоном Макдермоттом – выиграл технически нокаутом в девятом раунде, хотя в 2009-м провозился с соперником все десять раундов.

Фьюри еще несколько раз встречался со Стюардом – в том числе в тренировочном лагере Владимира Кличко, куда его приглашали, как спарринг-партнера.

Последний раз Фьюри и Стюард увиделись 18 декабря 2010-го. Британец дрался в андеркарде Жана Паскаля и Бернарда Хопинса в Канаде, а соперник поменялся практически прямо перед боем.

«Он прилетел в Квебек из Австрии в одной гавайской рубашке и льняных брюках. Мэнни вошел в раздевалку вообще без снаряжения и громко вопрошал: «Где мой боец?» Я позвал его, и тогда он начал спрашивать у кого бинты, перчатки, ножницы. Это было весело.

Мы пошли в ринг, он был рядом. Одно его нахождение рядом было бонусом к моей уверенности. Стюард давал настолько четкие и краткие подсказки, что невозможно было не понять», – рассказывал Тайсон Фьюри.

Британец победил Зака Пейджа единогласным решением судей, а после боя Стюард снова позвал его к себе в США:

«После того боя он хотел, чтобы я поехал в Детройт, тренировался с ним и дрался по всему миру. Но я сказал, что не могу быть вдали от жены и ребенка. Я сказал:

«Я понимаю, что я лишь возможный клиент и ты не можешь уделять мне все время, но я надеюсь, что в будущем мы сможем работать вместе, а я стану чемпионом мира в хэвивейте».

Он ответил: «Мне бы это понравилось».

Это был последний раз, когда я видел Эмануэля Стюрда», – вспоминал Фьюри.

25 октября 2012-го Эмануэля Стюарда не стало. В середине сентября появилась новость о том, что у великого тренера диагностировали рак. К тому времени Мэнни чувствовал слабость и постоянную усталость, но не придавал этому значения – у него был плотный график тренировок и комментирования на НВО. К поединку против Мариуша Ваха Владимира Кличко готовил уже Джонатан Бэнкс, а Стюард в перерыве между операцией и восстановлением курировал ситуацию в лагере по телефону. Курса химиотерапии он так и не дождался.

В октябре 2017-го, практически ровно через пять лет после смерти тренера, дотла сгорело помещение первого зала Kronk – там рухнула крыша, а помещение полностью выгорело. Среди возможных причин также называли поджог.

Но зал и учение переродилось. Kronk – главное слово 2021-го года, а Стюард снова на слуху. Племянник Эмануэля Джаван Шугар Хилл Стюард – тренер Тайсона Фьюри и человек, работой британца с которым восхитились все.

Фьюри перешел к нему от Конора Бенна – британского тренера, что работал с ним три года, а также является тренером Джоша Тейлора. Перешел, потому что хотел чего-то нового, хотел изменений в стиле. Kronk – лучший вариант.

На реванш с Уайлдером Тайсона уже выводил Шугар Хилл.

«Теперь я не контрпанчер, я – нокаутер», – рецензировал работу с новым тренером американец и не соврал.

Во втором поединке Тайсон просто смял одного из самых жестких нокаутеров в истории хэвивейта. Все по канону: постоянное давление, жесткий джеб и создание ощущения для соперника, что ты всегда рядом и ты – угроза. Уайлдер не мог дышать, не мог отдыхать в клинче, Фьюри сломал его, а потом повторил то же в третьем бою.

Мэнни гордился бы.

***

В 2006-м, 2012-м и 2017-м мир бокса горевал. Закрылся и сгорел легендарный зал, умер один из лучших тренеров в истории.

Но дело Эмануэля Стюарда и идея Kronk жива вне зависимости от того, дерется Томас Хернс или Тайсон Фьюри. Вне зависимости от того, боксер тренируется в затхлом подвале или элитном зале в Австрии. Потому что идея Стюарда проста и действенна: отдай всего себя делу, слушай тренера и результат придет.

«Профессор», проигравший 256 из 300 поединков: заставлял работать чемпионов, выходил на бои за два часа до начала

Каждые 30 лет в хэвивейте появляется большая чемпионская тройка. И рядом всегда есть еще один топовый боец

Фото: Associated Press, KronkBoxingTeam, Don Murray/Getty Images, F. Dozier/DPFBoxingfutures.comNews Limited, Eurosport, Robert Beck/SISkysports.comklitschko-brothers.com, Ethan Miller/Getty Images

+26
Популярные комментарии
Sergiy Baranovsky
+6
Справжня олдскульна атмосфера.
I`m boxing
+4
Какой же топ!
DEN851
+3
Превосходный материал!!!
Написать комментарий 7 комментариев
Loading...
Реклама 18+