Tribuna/Бокс/Блоги/Боксерский дайджест/Тайсон был зверем перед боем с Льюисом: кусал за ногу и обещал съесть детей. Майку нужно было срочно расплачиваться за долги

Тайсон был зверем перед боем с Льюисом: кусал за ногу и обещал съесть детей. Майку нужно было срочно расплачиваться за долги

Но победа Леннокса не дала британцу признания.

8 июня 2021, 17:00
8
Тайсон был зверем перед боем с Льюисом: кусал за ногу и обещал съесть детей. Майку нужно было срочно расплачиваться за долги

Но победа Леннокса не дала британцу признания.

20 лет назад – летом 2002-го – состоялся самый прибыльный на тот момент поединок в истории бокса. В ринге сошлись сильнейшие тяжеловесы эпохи, которые подвели черту под великим трио Тайсон – Льиюс – Холифилд. Дальше уже было доминирование братьев Кличко.

Майк Тайсон и Леннокс Льюис должны были подраться значительно раньше, но их встреча прошла в момент, когда оба миновали свой пик. Вскоре оба завершили карьеры.

Бой раскручивали на заоблачном интересе публики: магия Тайсона делала свое дело, благодаря чему произошла революция даже на телевидении – Showtime и HBO объединились ради общей трансляции. Исход того противостояния определило не мастерство Льюиса, а его физическое превосходство – он не сидел в тюрьме, не принимал наркотики и не был замечен в многочисленных драках и попойках. 

Но победа ему не помогла. Леннокс так и не получил призвание и любовь американской публики, а завершил карьеру с клеймом труса.

Впервые Льюис и Тайсон встретились как спарринг-партнеры в начале 80-х. Леннокс просто боялся Майка

Первая встреча на ринге Тайсона и Льюиса состоялась почти за 20 лет до их поединка. В 1983 году британец готовился к чемпионату мира среди юниоров, выступая за Канаду, где в то время жил. Боксеры провели несколько спаррингов в зале тренера Майка Каса Д’Амато и были по-настоящему жесткими.

«Кас оказался пророком. Он сказал, что вы, парни, еще подеретесь. Сейчас вспоминать те времена особенно интересно. Но, знаете, на тот момент я не горел желанием драться с Тайсоном. Он был сущим животным», – рассказывал Льюис.

Леннокс был старше Майка почти на год, но когда он только переходил в профессионалы, Тайсон уже был божеством в мире бокса. Льюис просто не спешил переходить в профи: он хотел стать олимпийским чемпионом. 

На Олимпиаде-1984 в Лос-Анджелесе Леннокс уже во втором поединке вышел на будущего чемпиона Тайрелла Биггса и был разгромлен со счетом 5-0. Всего через 3 года Биггс упал в качестве новой жертвы Тайсона. Поэтому Льюис решил задержаться на еще один олимпийский цикл. На Олимпиаде в Сеуле он прошелся по соперникам, оформив 5 нокаутов в 5 боях. В финале был повержен один из сильнейших нокаутеров 90-х Риддик Боуи. То поражение настолько сильно повлияло на Боуи, что уже в профессионалах он предпочел выкинуть титул WBC в мусорное ведро, а не встречаться с Ленноксом еще раз.

Льюис наконец стартовал в профессионалах летом 1986-го, и его выступления были практически незаметны широкой аудитории из-за доминирования Тайсона, который давал публике то, что она хотела больше всего. Он вырубал соперников. 

Это же делал и Леннокс: он дрался в Британии, Канаде и США, но так и не стал ни в одной из этих стран своим. Хотя чисто с точки зрения бокса у него было все, чтобы быть не менее популярным, чем Майк. Разница лишь в том, что у Тайсона была некая магия: все хотели видеть парня из гетто: жесткого, крутого, богатого и успешного. А еще нокаутирующего всех с одного удара. 

Леннокс был слишком положительным и правильным. Он был Энтони Джошуа 90-х. Вне ринга его хотелось пригласить на чашечку чая, а не пойти выпить в бар или клуб. Кстати, это поняли и пиарщики: Льюис как раз чай и рекламировал. 

Тайсон же мог рекламировать что угодно: телевизоры, газировки и даже гели. Он генерировал внимание всего мира и был парнем с плаката. 

Даже спустя много лет после завершении карьер можно увидеть Майка в продвижении, к примеру, букмекерских контор. О Льюисе же никто не вспоминает.

Бой Льюис – Тайсон вызвал такой интерес, что впервые в истории телеканалы HBO и Showtime объединились для совместной трансляции

В следующий раз боксеры могли пересечься в 1996 году: оба были не против, но с точки зрения бизнеса Майк выбрал в соперники Эвандера Холифилда – Льюис на тот момент просто не был достаточно раскручен.   

Что происходило тогда, все знают: Тайсон отмотал 4-летний срок за обвинения в изнасиловании и был уже не той машиной по уничтожению соперников. В первом бою он проиграл нокаутом, а в реванше был дисквалифицирован за то, что откусил часть уха Эвандера. Тайсон был фактически неуправляем, но его все равно обожала публика.

В поединке против Фрэнсиса Боты Майку так надоели клинчи в исполнении соперника, что он едва не сломал ему руку, о чем открыто признался на пресс-конференции. В бою против Лу Савариза разъяренный Майк добивал соперника, который уже находился в нокауте, а пострадал даже рефери.

«Я лучший на свете. Я самый жестокий и порочный, самый безжалостный чемпион из всех, что когда-либо были. Никто не может меня остановить. Леннокс – победитель? Нет! Я хочу твое сердце! Я хочу съесть его детей!» – говорил Тайсон после победы над Саваризом.

Тайсон остро нуждался в деньгах и согласился на поединок с Льюисом, потому что это был единственный вариант, который позволял ему рассчитаться по старым долгам из-за финансовых махинаций бывшего промоутера Дона Кинга. Льюис в начале нулевых был объективно сильнейшим тяжеловесом, но его все еще не признавали. Победой над Тайсоном Леннокс прежде всего хотел исправить это положение. 

Изначально поединок назначили на 6 апреля 2002 года в Лас-Вегасе. Ради этого боя впервые в истории телеканалы НВО и Showtime объединились для показа мегафайта. После этого подобное повторится лишь дважды – во время боев Пакьяо – Мейвезер и Джошуа – Кличко.           

Раскрутке предшествовала пресс-конференция в Нью-Йорке, которая превратилась в жуткое представление от Майка. 

«Тайсон снял свой берет, бросил его на пол и направился в мою сторону. И тут я подумал: «Интересно, что же будет дальше?». Тут же появился мой охранник и преградил ему путь. Началась вся заварушка, была та еще куча мала. 

И тут я чувствую, как кто-то кусает меня за ногу. Смотрю, а это Майк. Черт возьми, он кусал меня за ногу!», – вспоминал Льюис. 

В суматохе досталось даже президенту WBC Хосе Сулейману, который потом подал судебный иск против боксеров о компенсации за полученные травмы головы. Дальше Майк слетел с катушек окончательно. Выйдя к подиуму, он несколько минут нецензурно ругался в адрес журналиста Марка Малиновского, который призывал надеть на боксера смирительную рубашку. 

Как оказалось, Тайсон делал это по большей части из-за раскрутки поединка, в чем признавался его менеджер Шейли Финкель:

«Когда мы вышли на улицу, он повернулся ко мне и спросил: «Ведь это все раскрутит бой, да?». Я ответил, что да, но это было не совсем то, чего я хотел. Но он опять задал тот же вопрос». 

Дошло до того, что журнал The Ring назвал событием года не сам бой Льюис – Тайсон, а пресс-конференцию.  

Но раскрутку от Майка не оценила Атлетическая комиссия штата Невада, которая лишила Тайсона лицензии по этическим соображениям. Сейчас это кажется странным, когда Лас-Вегас отказывается от сотни миллионов долларов прибыли именно с такой формулировкой. Представление Конора с автобусом, где находился Хабиб, было куда жестче, но никому и в голову не пришло лишить Макгрегора лицензии. А в 2002-м самый ожидаемый бой года был на грани срыва. 

Нью-Джерси, Нью-Йорк и Калифорния последовали примеру Невады и отказали Тайсону в лицензии. После нескольких месяцев поисков согласился штат Теннеси, и бой назначили на 8 июня в Мемфисе. 

Власти штата позаботились о мерах безопасности, поэтому все публичные мероприятия проводились раздельно: пресс-конференции и даже процедура взвешивания, не было привычной дуэли взглядов. Организаторы боялись, что Майк выкинет что-то еще. 

Комплекс The Pyramid был заполнен до отказа, а цены на билеты доходили до 2,5 тысяч долларов – колоссальная сумма по тем временам. Только на билетах организаторы выручили 17 миллионов долларов. 1,97 миллиона телезрителей телеканалов НВО и Showtime выкупили трансляцию за 54,95 доллара. Событие принесло около 125 миллионов и стало самым кассовым боем в истории. 

Льюис получил гарантированные 20 миллионов, Тайсон – 17,5, не считая процента от продажи PPV, но Майк не увидел из своего гонорара ни цента. Все пошло на погашение старых долгов. 

В бою Тайсон держался первые несколько раундов: в них он был все еще опасен, но чем дальше, тем больше доминировал Льюис. Тайсон давно был не тем боксером, который выключал соперников. Это понимали все, а больше остальных – сам Майк. 

Поражение в восьмом раунде нокаутом подвело черту под карьерой Тайсона, а Льюис так и не получил того, что хотел – признания. В США он остался чужаком, которого не любила публика. В следующем поединке он добыл неоднозначную победу в бою с Виталием Кличко, а переполненный Staples Center поддерживал украинца, хотя тогда американцы все еще путали двух братьев. 

Весь мир требовал реванша, Дон Кинг обещал 100 миллионов в призовой фонд боя, но Льюис неожиданно обьявил об уходе, хотя публично обещал украинцу второй бой.

Майк же спустя 15 лет возвращается ради боя с Роем Джонсом. И учитывая, в какой превосходной форме находится Тайсон, а также чувство ностальгии по олдскулу, фанаты заполнят до отказа любую арену. Так сильно его любят.

Фото: Gettyimages.ru/Allsport UK /Allsport; EAST NEWS/AFP

Другие посты блога

Все посты