Tribuna/Бокс/Блоги/Левой-левой-правой/О сгонке веса, переходе в супертяжи и роли Папаченко. Он следит за питанием Усика

О сгонке веса, переходе в супертяжи и роли Папаченко. Он следит за питанием Усика

20 декабря 2018, 21:55
13
О сгонке веса, переходе в супертяжи и роли Папаченко. Он следит за питанием Усика

Олег Щербаков поговорил с диетологом Александром Фокой.

– Как долго вы работаете с Александром Усиком в качестве полноценного участника его команды?

– Полноценным участником я стал, уже, скорее всего, в подготовительном цикле к бою с Бриедисом. Перед боем с Хуком я просто написал схему по питанию, по витаминам. Но я не был рядом в течение всего лагеря, когда они готовились в Буковели. Я приезжал и уезжал, но в последнем месяце, в августе, я уже полноценно был рядом. Абсолютный цикл подготовки я провел с ним уже перед боем с Бриедисом, 2,5 месяца.

– А кто решил, что Усику в команде нужен диетолог? Это потому, что ему стало трудно укладываться в рамки крузервейта или по другим причинам?

– Это получилось чисто случайно. Я занимаюсь бизнесом, у меня есть доставка правильного питания. Мы его готовим и доставляем людям, в зависимости от их задач: похудеть или набрать вес. Поскольку предыдущего тренера Усика – Серегу Ватаманюка – я знаю уже около 20 лет, то я просто искал рекламу.

Созвонился с Ватаманюком, приехал навстречу. Я его уже давно не видел: то в Англии учился, то в Америке работал. Сейчас вот занимаюсь бизнесом. А он говорит: «О, так ты разбираешься в питании и в фармакологии?». Я говорю: «Ну да». А он сказал, что у Саши проблем нет, а вот у Беринчика бывают вопросы по весу. То 68, то 69. А сгонять надо до 61,5. Мы решили, что надо помочь Денису.

Потом Сергей набрал меня и сказал, что Саша тоже заинтересовался и хочет встретиться. Мы обсудили, что и как они делали до меня, я им рассказал, что я могу сделать. Мы все согласовали, я им написал экспериментальный план. И уже после боя с Хуком Саша сказал, что ему все понравилось, и он не собирается возвращаться к предыдущей весовой гонке.

– Какой сейчас вес у Усика, через месяц после боя против Белью?

– Где-то 102 кг.

– Ему много приходится сгонять или он с таким весом и вступает в подготовку к поединкам?

– Обычно да, но предыдущую подготовку он начинал с весом 98,5. Было мало времени на отдых. Бой был 21 июля, он толком не отдыхал и в начале сентября Саша уже тренировался. До этого, они с Васей отдыхали в Турции, он немного держал себя в форме. Поэтому в лагерь он вошел с весом 98,5. Обычно этот показатель равен 102-102,5.

– Расскажите, как это происходит? Начинается лагерь – и он сразу сбрасывает вес?

– Нет, он просто начинает есть нормально. И все. Просто убирается все вредное, а целенаправленно он вес не сбрасывает.

– За неделю до боя у него сколько вес?

– Обычно 94,5 где-то.

– А за сутки до взвешивания?

– За сутки до взвешивания он сбрасывает и обратно набирает.

– А как можно за день сбросить 3-4 килограмма? Что мне надо делать, чтобы сбросить четыре килограмма?

– В организме человека порядка 70% воды. От 69 до 74% воды. Просто выводится вода и потом возвращается обратно. Таким образом, мы практически ничего не теряем в силе, и мышечная масса не уходит. Обычная советская система – это прекращали кушать за какой-то период времени. И организм начинал поедать свою же мышечную массу. Толку от такой весогонки очень мало. На западе уже давно по-другому делают.

– То есть, в день взвешивания он тоже кушает?

– Нет, последний прием пищи происходит за 24 часа до взвешивания. Мы прекращаем прием пищи и воды за 24 часа.

– Были истории в UFC, когда людям было плохо. Та же история с Хабибом, когда он не уложился.  Что было не так: просто физически человек не может вкладываться в такие вещи или что-то неправильно в подходе?

– Тут несколько моментов. Первое: Хабиб с Кавказа. Это все советская школа. Не кушать, сидеть на салатиках, уменьшать порции и практически не пить воду. Понимая, что у Хабиба порядка 90 кг вес в обычной жизни, а сбрасывал он до 70, то понятно, что своими усилиями это все сделать сложно. У него были проблемы с внутренними органами. Но все закончилось, когда Даниэль Кормье, у которого тоже были проблемы с весом, дал Хабибу своего диетолога. Проблема весогонки для Хабиба на сегодняшний день не стоит.

– Профессионализм такого специалиста – это 80-90% вероятности того, что все будет окей?

– Да. В последних трех боях у Хабиба проблем с весом нет. Он бегает, прыгает, все в порядке.

– Как вы думаете, когда Усик будет подниматься в супертяжи, что с ним будет? Какой вес он будет иметь? Должен ли он набирать или просто не нужно сгонять за день перед боем?

– Лично мое мнение: никакого набора веса не должно быть, потому что так нивелируются его сильные качества. Быстрота, функциональная выносливость. Он сравняется с теми тяжеловесами, которые есть на сегодняшний день. Поэтому, для него было бы оптимальным оставаться в весе 94-95, до 96 килограмм. Но решать, конечно, его тренерскому штабу. Там есть Анатолий Николаевич, они будут принимать решение.

– На последнем поединке Анатолия Николаевича не было, но Саша позже говорил, что по факту, Ломаченко-старший возглавлял штаб. Он продолжает руководить процессом?

– Конечно, непосредственно он рекомендовал Юрия Ивановича Ткаченко. Он составлял весь план тренировочного процесса. Физически его рядом не было, но последние два лагеря Усика вел Анатолий Николаевич. И до этого, когда он готовился к Хантеру и Мчуну, тоже была схема Анатолия Николаевича. Но тогда один раз тренером был Расс Анбер, а второй раз – Али Башир.

– И все-таки, если 95 килограмм веса будет достаточно для, допустим, Уайлдера, то что делать с огромными Джошуа, Фьюри, Ортисом?

– Я думаю, что с Джошуа у Саши проблем не будет. У того есть проблемы с функциональной выносливостью, после 5-6 раунда он садится. Саша быстрее, у него лучше тайминг, по Саше еще надо попасть. Как показали предыдущие поединки, с одного удара очень сложно его остановить. Он пропускает, но удары держит очень хорошо.

По поводу Луиса Ортиса. Я вспоминаю его бой с Деонтеем Уайлдером. У меня есть друг, который в одно время тренировался в одном зале с Бермейном Стиверном. Бермейн рассказывал, что когда они приехали на Панамериканские игры, то Стиверну было лет 18. А Луису Ортису – 27. Сейчас Стиверну 37-38 лет, а по лицу Луиса Ортиса понятно, что ему уже далеко за 40 лет. Возраст – его слабое место. Понятно, что темп Саши он не выдержит. Не думаю, что преимущество в габаритах.

– А самый непонятный супертяж – Тайсон Фьюри? Мне кажется, что он наиболее опасен для Усика.

– Нет, наиболее опасен для Саши – это Уайлдер. У него может прилететь шальной удар, он бьет с непонятных углов. И бьет очень страшно, как показал последний бой. Как-то раз мне Расс Анбер рассказывал, что он однажды был в его углу, а его оперировали и вставляли титановую пластину. В общем, по парню так попало, что она или согнулась, или треснула. Вот это позиционирует самую большую опасность.

Фьюри? Даже несмотря на свою изворотливость, он намного медленнее Саши. Есть такой термин – «поднимется изжога». Это когда поднимаешь темп, силы есть, а уже начинает подходить. Нет такого супертяжа, который бы был таким выносливым и выбрасывал огромное количество ударов. Он когда работает в лагере, боксирует по 15 раундов. В среднем, он выбрасывает 120-130 ударов. Это сохраняется во всех раундах. Возможно, какой-то один он возьмет передохнуть. А Гассиев, как мы считали, выбрасывал в районе 40 ударов.

– Сейчас Усик вернется к тренировочному лагерю. Что ему нельзя кушать? Что исключается из рациона?

– Соль, сахар. Мучное, картошка. Простые углеводы исключаются.

– А до этого он все это ест?

– Сейчас уже меньше, с возрастом он становится мудрее и сам все исключает. Но самое основное – это соль и сахар. В рационе нет ни того, ни другого. Соль задерживает воду в организме, нет смысла в дополнительном потреблении соли. Если борщ вчерашний или позавчерашний и там есть соль, то ничего хорошего там нет.

– А что больше начинает кушать?

– Он все ест в правильном количестве. Перед началом тренировочного лагеря мы делаем полностью биохимию, смотрим раскладку по минералам. Чего меньше, чего больше. Сдаем анализы в начале, середине и конце лагеря, чтобы понимать, что к чему. В начале лагеря, когда интенсивная нагрузка, количество углеводов дается больше. Потом чуть убираем, когда нужно уходить от большого веса. 30% белка, 40% углеводов – все просто. Вообще, он сырники очень любит.

– От украинской кухни боксерам приходится отказываться?

– Саша от сала не отказывается. Сало нам привозят хорошее, для того чтобы Александр чувствовал себя сильнее. Борщ не ест, картошку тоже. Самый основной продукт – это каши. Они дают ему энергию для того, чтобы он мог нормально себя чувствовать в тренировочном процессе.

– Жаренное вредно для спортсменов?

– Это можно делать и на пару. Поэтому ничего страшного. Да и в целом, жаренное – это не очень страшно. Саша вообще всегда ест свежее: если мы позавтракали, то на обед он уже это есть не будет.

– Владимир Кличко успешно боксировал и держал себя в отличной форме до 40 лет. Усику сейчас 31. Если он будет придерживаться ваших советов, то сможет быть успешным еще 9 лет?

– Он мне сказал, что еще 7. Насколько долго у него будет гореть этот огонь к этим свершениям, знает только он. И насколько хватит терпения у его замечательной супруги Екатерины Михайловны. Саня очень дисциплинированный человек. За четыре лагеря, в которых я бывал, он ни разу не нарушил режим. Он не говорил мне, что не хочет то, не хочет это. Не думаю, что у него будут проблемы с мотивацией кушать правильно. 

– Вы работаете еще и с Гвоздиком.  И готовили его к поединку против Стивенсона?

– Да, это первый раз. Мы познакомились лично в тренировочном лагере Усика. Он два месяца находился в Украине и помогал Сане весь тренировочный лагерь. Он предложил поработать вместе, я согласился. Прописал ему план. Лично попасть на бой не получилось – я не получил вовремя визу. Поехал человек, который все контролировал.

– У Гвоздика отличная диспозиция для следующих боев? Полутяжелый вес, куча разных имен, открытый крузервейт после Усика. Рассматривает ли он вариант подъема в крузервейт?

– Для Саши Гвоздика еще нужно закончить дела в полутяжах. Бивол, Беттербиев, Альварес. Там отличный вес, он интересен. Все находятся в Америке, эти бои будут интересны американской публике. Думаю, это затянется еще года на 2-3, а там уже Саня примет решение. У него какой момент: Гвоздик – умнейший парень. Он всегда все делал сам. Он высчитывает, интересуется, читает. Ходячая энциклопедия. Если Усик все это от себя отодвигает, чтобы его ничего не касалось, то Гвоздик уточняет каждую деталь: а почему так, а почему то?

– Ваше мнение по поводу Васи Ломаченко. Легкий вес – это его предел или если он дальше будет подниматься, то сильно потеряет в скорости?

– На первый взгляд очень сложно сказать. Но там сыграла совокупность факторов. Мое мнение: ему не составит труда подниматься в весе. Он всегда спаррингует с ребятами, которые тяжелее него. Например, Митрофанов, 66-67 кг. И в Америке у него тоже тяжелые ребята. Но проблем у него нет.

Но тут другой момент: он не становится моложе. Ему будет 31 год. Анатолий Николаевич большой фанат сверхнагрузок, но мне кажется, где-то надо больше времени уделять восстановлению. Второй момент, это то, что очень большой перерыв. Он травмировался и после этого тяжело входить. Где-то не успеваешь. Третий момент – неудобный оппонент. Майки Гарсия не принесет ему никаких проблем. Вася быстрее, тайминг получше.

– А подняться в следующую весовую категорию реально?

– К Теренсу? Он слишком большой. Мы стояли рядом с ним, играли в теннис, так он реально большой для Васи. Это для него много. Хотя Пакьяо поднимался. Если у Васи будет бой с Теренсом, то будут большие проблемы.

Фото: фейсбук Александра Фоки, worldboxingsuperseries.com

Другие посты блога

Все посты