Tribuna/Футбол/Блоги/Bundesrebublik/Сборная безвольно сгорела Австрии — разбираемся, что пошло не так

Сборная безвольно сгорела Австрии — разбираемся, что пошло не так

Блог — Bundesrebublik
22 июня 2021, 16:35
54
Сборная безвольно сгорела Австрии — разбираемся, что пошло не так

Дмитрий Литвинов в своей рецензии на матч назвал вчерашнее поражение от австрийцев худшим перфомансом от Украины за последние годы при Шевченко. И с этим сложно не согласиться. Ни проигрыш Словакии в последнем матче группы Лиги наций (4:1), ни 7:1 от Франции в товарняке и даже не безыдейные 4:0 с Испанией не выглядели так печально, как вчерашний матч. 

По составу Украины был только один вопрос, Фода вернулся к традиционной формации

Даже при наличии широкого пула игроков в заявке на матч стартовые 11 от Шевченко были предсказуемы. Единственное не до конца понятное изменение — Сидорчук вместо Степаненко в старте. Тарас провел 94 минуты в матче с Северной Македонией и не выглядел игроком, который находится на спаде формы. 

И Сидорчук, и Степаненко по сути имеют схожий профайл, но каждый обладает сильным качеством, которого нет у конкурента (у Тараса — позиционная оборона, у Сергея — навыки продвижения мяча). Но оба в целом вписываются в концепт Шевченко и не требуют его подстройки под себя.

Из-за этого не совсем ясно, почему выбор тренера пал именно на Сидорчука. Очевидно, в центр поля нужен был игрок, который будет качественно руководить инсайдами и давать подсказки обороне. Тут у Тараса все заметно лучше, чем у Сидорчука.

Отсутствие Марлоса в основе с первых минут тоже объяснимо. Против Нидерландов бразилец показал, что не вывозит высокоинтенсивную игру без мяча и быстро тухнет.

Появление Малиновского слева на фланге тоже читалось — Цыганков, похоже, физически не готов играть в старте. Хотя тут нужно понимать, что Руслан на позиции левого вингера — далеко не лучшая опция. Да, в «Аталанте» моментами он тоже действует ближе к флангу, но глобально функции в команде Гасперини и сборной сильно разнятся. У Шевченко Малиновский только страхует позицию вингера и не показывает там свои сильные стороны.

Франко Фода в третьем матче на Евро решил вернуться к привычной для себя 4-2-3-1 вместо 3-5-2. Тут есть резонный вопрос: был ли Шевченко готов к такой рокировке?

Украина, вероятно, при подготовке к сопернику делала больший акцент именно на формации с тремя центральными (это как минимум логично ввиду того, что два прошлых матча Австрия провела именно в таком сочетании). И после появления стартовых составов определенная доля неизвестности все еще оставалась. 

Дело в том, что с таким набором игроков Фода мог сыграть в 3-5-2. Алаба забрал бы себе всю левую бровку, Гриллич упал бы на место ЦЗ (есть опыт), а Баумгартнер сыграл бы в паре форвардов с Арнаутовичем.

Но откровенно провальный первый тайм нельзя списывать на элемент неожиданности — Шевченко знал, что Фода может играть в двух базовых формациях и точно готовился к разным сценариям.

Шевченко снова положился на 4-5-1, но не получил преимущества в центре поля

Типичные формации при Шевченко в любой их вариации предлагают минимум три игрока в середине поля. Зачастую выбор для тренерского штаба сводится к вектору направленности центрального треугольника — 1-2 или 2-1. Причем решение принимается исходя из целей команды на матч и возможных вариантов построения соперника.

Последние матчи схема Украины все больше напоминает 4-5-1 — изолированный от всех форвард, вингеры в полуфланговых/фланговых зонах, опорник и два инсайда практически на одной вертикали. 

Такое расположение чисто пространственно легче соблюдать — в линии лучше работает подстраховка, а игрокам центральной оси глобально легче соблюдать позиции — все на одной вертикали, справа и слева есть партнеры. Но главный недостаток такой структуры — контроль зон между линиями. Одна качественная передача соперника может отрезать большую группу исполнителей. И вчера австрийцы регулярно наказывали нас за игру с низким числом горизонтальных линий.

Отличная иллюстрация из первого тайма. Украина располагается в линию и совершенно не контролирует группу игроков соперника у себя за спиной.

Одна проникающая передача Драговича — и для Австрии открывается сразу несколько опций развития атаки: пробросить в коридор между Миколенко и Матвиенко (1), попробовать сыграть в середину и обыграться накоротке (2) или сменить вектор атаки и потенциально создать ситуацию 2-в-1 — Баумгартнер (вне кадра) уже атаковал пространство в широкой позиции (3).

Если такие передачи проходят — проблемы наваливаются как снежный ком. Хавы не успевают страховать, центральные защитники выдергиваются и теряют позиции, фулбеки излишне сужаются и теряют игрока за спиной. Австрия пыталась ловить нас на такой игре весь первый тайм.

И если на среднем расстоянии до ворот позиционные ошибки даже группы игроков можно нивелировать, то близко к штрафной цена неправильного расположения часто критична. К сожалению, тут мы тоже не преуспевали.

На 35-й минуте австрийцы разыграли простую, но очень опасную комбинацию. Пас назад послужил для всей нашей центральной линии сигналом для игры вперед — Зинченко выдергивается выше, чтобы помешать принимающему.

Грилич не стал ждать, пока его накроют прессингом, а решил вторым касанием забросить мяч за спину защиты украинцев. Зинченко, Шапаренко и Сидорчук меняют вектор движения и уже ориентируются назад.

Но никто даже близко не может перекрыть Арнаутовича, Забитцера и Лаймера. Можно предъявить претензию и Ярмоленко, который даже не подумал заузить или хотя бы имитировать рывок в сторону возможного адресата передачи. 

Центр сам зевал открывания между линиями от Австрии, но и узкая схема Фоды тоже не помогала делать большинство в центре. Дело в том, что и Сабитцер, и Лаймер, и Баумгартнер играли в середине, без явного сваливания на фланги. Это сильно мешало получать преимущество. Особенно в условиях, когда Арнаутович также здорово играл в оттяжке. 

Их суммарная карта касаний практически не имеет проплешин в центре — это одновременно и показатель класса игроков соперника, и слабый контроль зон от середины поля нашей сборной.

Качество прессинга предопределило результат матча

Матч с Австрией совершенно точно нельзя ставить в один ряд с играми против грандов, когда соперник давал нам минимум пространства и небольшой процент владения. Даже в первые 45 минут Украина контролировала мяч почти половину игрового времени (48%). Вопрос в том, как использовать мяч и как оказывать давление. В этих компонентах мы были максимально не похожи с Австрией.

Как Украина действовала в прессинге

В очередной раз Украина отказалась от плотного высокого прессинга и чаще встречала соперника в середине поля по структуре 1-5. Яремчук направлял давление, а вся полузащита располагалась в линию. Ярмоленко/Зинченко или Малиновский/Шапаренко только периодически выдергивались, чтобы поддавить игрока с мячом. В остальных случаях просто плассировались назад и действовали откровенно вяло — у австрийцев каждый раз возникали опции для передач между линиями и пространство для входа.

И чем ниже садилась Украина, тем опаснее становилась Австрия. Это кажется не вполне логичным на первый взгляд — когда линии уплотняются, пространства у соперника становится заметно меньше. Тут есть два важных уточнения:

— Забитцер, Шлагер, Лаймер и Баумгартнер — игроки, которые привыкли работать в условиях высокой интенсивности и с малым количеством пространства. Постоянные выступления в бундеслиге подготовили их к такому сценарию. Принять между линиями и тут же сыграть в продвижение — вообще не проблема для исполнителей такого уровня;

— игроки нашей сборной не оказывали реального давления на принимающего мяч между линиями и скорее сопровождали его без какой-либо агрессии. 

Пример из первого тайма. Гриллича опекают со всех сторон и (казалось бы) максимально ограничивают в движении.

Он все равно отдает передачу на Шлагера, который без плотной опеки просто ведет мяч к штрафной.

И ни один игрок реально не оказывает на него давления. Хотя шансы были и у Ярмоленко, и у Зинченко.  

Шлагер отдает на Лаймера, который наносит один из самых опасных ударов австрийцев в матче — Бущан тащит из дальнего. 

Два выражения, которые описывают игру сборной Украины в коллективном прессинге — низкий уровень агрессии и слабая интенсивность. Уже это не позволяет нам рассчитывать на позитивный исход встречи.

Как Австрия действовала в прессинге

Нужно сразу сказать, что Фода не давал установок своей команде играть в энергозатратное давление. Австрийцы то включали высокий прессинг, то садились глубже, чтобы не нарушать компактность.

И даже при относительно невысокой интенсивности Австрия раз за разом накрывала Украину еще на ее половине поля. Показательна потеря Караваева, после которой Арнаутович смог пробить по воротам в первом тайме. Матвиенко переводит на Караваева. 

Тот находится без давления, заходит глубже во фланг и параллельно ищет опции для передачи. Баумгартнер здорово блокирует две опции. Зинченко не идет ниже, чтобы стать открытым для обыгрыша, а Сидорчук привычно добегает в зону мяча трусцой (и, вероятно, не стремится принимать мяч в борьбе — справа его уже атакует Забитцер). У Караваева нет конструктивных вариантов продолжения атаки.

И такие проблемы на своей половине поля — вообще не редкость для Украины. Как только Австрия начинала активнее действовать персонально или перекрывала потенциальных адресатов передач, мы просто терялись и регулярно играли на отбой. 

Если потери в центре не носят критичный характер, то в своей трети ситуация кардинально меняется. Вчера мы допустили 9 (!) потерь на расстоянии до 35 метров до наших ворот, которые закончились ударами по воротам. 

Это и результат слаженного прессинга австрийцев, и низкое качество нашей сборной в игре на подборах. 

Резюмируем. Украина отказалась от прессинга, дала возможность Австрии беспрепятственно проходить центр поля и не оказывала серьезного давления на соперника в своей трети. Фода применял умеренный прессинг, заставлял украинцев раз за разом ошибаться в простых ситуациях и использовал предоставленные шансы. 

Одного только давления оказалось достаточно, чтобы полностью нейтрализовать все попытки сыграть в атаку от нашей сборной (0,1 xG за 90 минут). Прессинг (и свой, и чужой) — пока явно самое слабое место сборной Шевченко.

Вчера сборная много и невынужденно обрезалась. Но главная проблема лежит не в области технического уровня

Около 100-105 потерь — нормальный для нас показатель против сильных команд. Тут вопрос все же не в количестве, а ситуациях, когда потери были совершены. 

Давление австрийцев не было настолько интенсивным, чтобы сковывать все попытки нашей сборной провести осмысленную атаку. Часто полузащитники (или вингеры/фулбеки, которые отходили ниже) принимали мяч в районе центрального круга и имели возможность для низкого розыгрыша мяча. При этом остальные игроки атаки располагались без явных позиционных ошибок (старались находиться в открытой позиции). Тогда в чем вообще проблема? 

Странные для такого уровня ошибки в передачах. Караваев, Миколенко, Сидорчук, Малиновский, Шапаренко и особенно Зинченко (закончил с точностью пасов в 78%) далеко не всегда принимали правильные или своевременные решения. Казалось, что Австрия выглядит на порядок активнее и свежее.

Тут можно вспомнить и форсированную подготовку к Евро (наша сборная собралась раньше остальных), и сразу три спарринга перед стартом турнира, и общее количество отдыха для лидеров команды.

Результат один — Украина не вывезла темп, который предложила Австрия, а когда нужно было вытягивать матч, задохнулась от усталости. Только на волевых забивать мячи очень трудно.

Фото: REUTERS/Mihai Barbu

Другие посты блога

Все посты