Tribuna/Футбол/Блоги/Bundesrebublik/В УПЛ хватает качественных игроков вне «Динамо» и «Шахтера»

В УПЛ хватает качественных игроков вне «Динамо» и «Шахтера»

Мнение Дмитрия Курпаса.

Блог — Bundesrebublik
6 февраля 2021, 14:54
19
В УПЛ хватает качественных игроков вне «Динамо» и «Шахтера»

Мнение Дмитрия Курпаса.

Большинство украинских клубов не умеет продавать футболистов. Общая нестабильность и ограниченные финансы заставляют команды предлагать игрокам небольшие по европейским меркам деньги и заключать короткие (или очень странные) контракты. Клубы страхуют себя на случай неудачного приобретения, а футболисты могут почти безболезненно покинуть команду, если поступит интересное предложение из-за границы. Все в плюсе. Только небольшое уточнение: все это никак не способствует интересу к украинскому чемпионату со стороны сильных европейских лиг.

За последние полтора года клубы УПЛ (исключая топов) продали игроков на 6 миллионов евро за пределы страны: львиная доля — трансферы Карраскаля в «Ривер Плейт» (2,5 млн) и Филиппова в «Сент-Трюйден» (1,5 млн). Чеберко, Михайличенко, Бруно Дуарте, Мартан и Фаворов суммарно обошлись иностранным клубам в 2 млн евро.

Важно усвоить простую истину: игроки продаются и покупаются на маркете по рыночной стоимости. Она не всегда объективна и справедлива, хотя от этого не менее реальна.

800 тысяч евро — ориентировочная стоимость доигрывающего ветерана из 12-15 команды Серии А. Ровно столько же стоит футболист, который входит в топ-10 центрхавов УПЛ и регулярно показывает достойную игру с грандами. Тут точно нет ошибки? В такой ситуации нет никакого смысла проводить параллели — каждый кейс слишком индивидуален и требует детального рассмотрения. Но глобально игроки из менее статусных украинских команд явно заслуживают большего внимания — в локальном чемпионате непросто оценить их реальный уровень и перспективу.

Все исполнители, о которых пойдет речь ниже, — выпускники академий больших клубов. У каждого по разным причинам не сложилось в родной команде. Тут не будет остроатакующих игроков — их прогресс заметить легче всего и зачастую можно выразить в числовом эквиваленте. Сосредоточимся на футболистах, которые действуют ниже и незаслуженно получают гораздо меньше комплиментов. 

Ковалец — самый важный игрок «Александрии» последних лет: закрывает три позиции, результативнее всех форвардов команды

Ковалец перешел в «Александрию» летом 2018-го и два года подряд становился лучшим игроком клуба по мнению болельщиков. В середине 2020-го ходили слухи об интересе к украинцу со стороны середняков Серии А. Звучит фантастически только на первый взгляд — Кирилл правда очень неплох.

У Шарана Ковалец играет инсайда, занимает место десятки или действует как единственный форвард в оттяжке. Обычно так бывает, когда тренер не может найти исполнителю оптимальное место в основе. Тут же другой случай: Ковалец почти с одинаковой эффективностью исполняет сразу три роли. Но свои лучшие качества показывает в промежуточной позиции между средней линией и острием атаки.

Подвижность, неплохая для его габаритов (186/77) дистанционная скорость и широкий шаг делают хавбека полезной единицой для вертикального и контратакующего футбола, который исповедует «Александрия». 

В более медленной позиционной игре Ковалец тоже не теряется — умеет качественной закрывать мяч корпусом на подходах к штрафной: сближается — идет на контакт — собирает на себе игроков соперника — открывает пространство для партнеров. «Александрии» критически необходимо иметь в составе игрока, способного связать две линии в атаке, — Гречишкин действует гораздо ниже по вертикали и физически не может оказывать сильное влияние на атаку, а мощные форварды команды (Ситало, Безбородько, Устименко) не лучшим образом смотрятся в оттяжке. Ковалец в этом контексте настоящая находка.

«Я очень благодарен Кириллу за работу. Мы с ним постоянно общаемся, и я всегда верю в него. Хотелось бы иметь еще одного или двух таких футболистов — тогда мы могли бы говорить о других результатах по игре в атаке», — Шаран очень высоко оценивает именно скиллы Ковальца в нападении.

О чем именно говорит тренер?

— постоянный поиск оптимальной позиции для приема мяча/растягивания расстояний между вертикальными и горизонтальными линиями соперника. Ковальца редко можно увидеть в абсолютной статике, наоборот — хавбек делает много двигательной работы, которая позволяет команде находить моменты в атаках;

— нацеленность на обострение. В среднем за игру Кирилл делает около 7 попыток дриблинга, 4 раза касается мяча в штрафной и совершает как минимум одну ключевую передачу (топ-1 УПЛ среди полузащитников). Это очень серьезные показатели для любого игрока его амплуа.

— практически одинаковые навыки завершения и ассистирования. Ковалец — развитый и далеко не узкопрофильный игрок. От этого опасность от его действий не падает за пределами чужой штрафной. Если видит возможность — дает передачу под удар (уже 4 голевые в сезоне 20/21), если такой возможности нет — создает себе момент сам — помогает плотный обводящий с правой. Все это особенно важно в разрезе не лучшей игры форвардов команды — уже третий сезон подряд хавбек стабильно результативнее любого страйкера «Александрии».

Ковалец — почти идеальный игрок для команды Шарана: достаточно умный, чтобы давать конструктив в атаке, и не боится силовой борьбы (очень важно для модели «Александрии»). Вероятно, Кирилл мог бы выжать из своей антропометрии больше — есть вопросы по игре на втором этаже и качеству ведения единоборств. С другой стороны, эти недостатки скорее происходят от стиля «Александрии». Хавбеку комфортнее играть в более тонкий футбол, чем в силовой.

Недавно Игор Йовичевич назвал Ковальца одним из лучших вторых нападающих УПЛ. Нет причин с ним не соглашаться.

Абу Ханна дорос в «Заре» до уровня сборной Израиля

Переезд Абу Ханны в Украину состоялся по протекции Виктора Скрипника — украинец знал Йоэля еще по юношам и смог убедить его перейти в «Зарю». Практика только доказала правильность трансфера — за 1,5 года центрдеф отыграл за клуб больше трех тысяч минут и почти всегда был основным.

Центральные защитники уже давно перестали выполнять набор примитивных функций: персональная игра по форвардам соперника, упор на качество единоборств в штрафной и физическую мощь. Напротив — любой тренер хочет, чтобы в паре ЦЗ был хотя бы один игрок с навыками продвижения на уровне опорника/центрального хавбека.

В плане построения атак от центрбека требуются три вещи: соблюдать персонально-пространственные расстояния, искать возможность отрезать часть прессингующих передачей и уметь продвигать мяч через скоростные рывки. Абу Ханна умеет делать все три вещи на очень неплохом уровне. 

По сумме передач с продвижением и рывков с мячом в УПЛ Йоэль проигрывает только Николаю Матвиенко. Хотя тут тоже стоит делать поправку на класс команды — против «Шахтера» не играют так смело, как против «Зари» — возможности пасовать вперед явно меньше.

Скрипник с первых дней в команде ставил команде острый позиционный футбол. И Абу Ханна стал одним из катализаторов успеха атак «Зари» в начальной фазе — команда стала меньше терять мяч, но больше разыгрывать через короткий и средний пас. Наличие таких игроков в составе позволяет тренеру иначе выстраивать билд-ап — ощутимо больше контроля над игрой и возможности реализовать сильные качества атакующей группы (Юрченко, Кочергин, Громов, Кабаев) — грузить их длинными передачами было бы бессмысленно.

«Он выходит, у него глаза горят, тут хватает, там пенальти, тут бьет. Такой парень, у него все горячо. Но он очень перспективный — наберется опыта, будет здорово играть», — в прошлом сезоне Скрипник по-доброму ругал Йоэля за излишне активную и неосмотрительную игру в обороне. Следующие полгода показали, что Абу Ханна провел работу над ошибками.

Теперь он лучший ЦЗ УПЛ по количеству (больше 10) защитных дуэлей (около 75% удачных) и снимает верх на уровне Дениса Попова (больше 70%). Такие показатели ожидаешь увидеть от мощного защитника-стоппера, а не от подвижного и пластичного игрока, который также способен сыграть левого фулбека. 

Прогресс центрдефа заметили и в сборной Израиля (у Йоэля двойное гражданство) — в октябре он успел дебютировать в матче против Чехии в Лиге наций.

Тотовицкий почти не играл в футбол последние два года, а в этом сезоне снова показывает уровень

Хайлайтом карьеры 28-летнего атакующего полузащитника все еще остается хет-трик «Шахтеру» в мае 2016-го. После аренды в «Заре» Андрей провел еще по году в «Кортрейке» и «Мариуполе», а потом вернулся в «Шахтер» — получил серьезную травму и почти полностью пропустил сезон. В начале 2020-го футболиста подобрала «Десна». Тотовицкий не сразу получил максимум игровых минут — слишком много времени провел без игровой практики, зато сходу показал результат — 4 гола и один ассист во второй части чемпионата. 

Для борьбы за бронзу Рябоконю было необходимо качественно усилиться в атаке. Тренер даже говорил о переходе на 4-2-4 для большего насыщения финальной трети (хотя чаще играл в 4-1-4-1 или 4-2-3-1). Тотовицкий занял привычную для себя позицию верхнего вертикального инсайда/десятки и дал «Десне» существенный прирост в остроте у чужих ворот.

Андрей достаточно ограничен в оборонительной фазе игры. Похоже, Рябоконь сознательно не заставляет его идти в активные единоборства — в этом нет особого смысла (около 2 дуэлей за матч, 0,74 выигранных). Весь свой потенциал хавбек использует в финальной трети: делает почти 4 передачи в штрафную за матч (при 4 касаниях внутри периметра), около 5,5 обводок и дает команде больше 0,6 xA+xG (без учета пенальти) за матч.

Тотовицкий забрал на себя часть функций, которые выполнял Филиппов сезоном ранее (врывания в штрафную, обострение во втором темпе) и теперь снова похож на того игрока, который феерил в «Заре» в 2016. Интересно, что с возрастом и после серьезных травм хавбек сохранил скиллы в продвижении мяча через дриблинг — его показатели на одном уровне с Шапаренко — почти 4,5 рывка за игру.

В 28 лет Тотовицкий уже вряд ли серьезно улучшит свои защитные навыки или освоит новую более балансную позицию. «Десне» есть смысл выезжать именно на его атакующих навыках. В финальной трети Андрей чувствует себя на уровне лучших атакующих полузащитников УПЛ.

Кочергина сильно прокачал Скрипник — теперь им интересуются клубы Серии А

Для Владислава этот сезон стал четвертым в футболке «Зари» и только вторым, когда хавбек был основным — первые два года у Вернидуба ему не удавалось вытеснить из основы Андриевского и Леднева. Тренер видел в Кочергине именно атакующего полузащитника — это логично, в «Днепре» Влад начинал на месте десятки. 

С приходом Скрипника Кочергин переместился с позиции поднападающего на полуфланг в середине поля. Такое решение добавило «Заре» баланса — стилистически более атакующий и менее физически сильный Юрченко (или Леднев) разместился ближе к воротам соперника, а Владислав получил объемную роль: нужно успевать и в обороне, и в атаке. Трансформация произошла безболезненно — широкий функционал восьмерки в ромбе Скрипника раскрыл Кочергина с другой стороны:

— стал частью системы организованного прессинга «Зари». На видео, наверное, самый яркий пример ее эффективности по прошлому сезону. Таймкод — 1:05:

— физически вытянул энергозатратное амплуа: не проседал по интенсивности, очень редко заменялся (30 матчей в сезоне по 90 минут), избежал травм;

— не потерял важные для атакующего игрока метрики: создавал почти одинаковую угрозу воротам ударами (82 удара за год в УПЛ) и ключевыми передачами;

Естественно, ближе к своим воротам у Кочергина появилось больше работы в плеймекинге. Их связка с фулбеком и опорником привычно становилась одной из самых активных на поле. Но Скрипник не решился отдать Владу функции разыгрывающего на ряду с Иванисеней — ему не хватает базовых навыков для надежной игры вперед. Опуститься ниже — принять — отдать ближнему — сделать рывок под открывание — такая схема регулярно проходит у Кочергина. Но на большее рассчитывать не стоит.

Скрипник указал на два качества Влада, которые очень ценят в Европе, — адаптивность и обучаемость. Если сложить это еще с двумя факторами: возрастом (24) и достойным выступлением в Лиге Европы, интерес скаутов клубов Серии А кажется вполне закономерным.

Юрченко показал стабильный год только в 26. Сейчас он главный художник «Зари»

Владлен — яркий пример того, насколько игроки зависимы от вводных данных. Украинец действительно может закрыть любую позицию в центре поля: от опорной зоны до десятки, но на каждом месте он будет играть самого себя. Сергей Попов еще по юношам называл Иванисеню работягой, а Юрченко романтиком. Больше чем за 10 лет ничего не поменялось. 

Хавбек редко встречается с мячом, почти бесполезен в контексте его продвижения через дриблинг (меньше 1 рывка за игру), почти не идет в обводку (около 1 за игру) и немного как для атакующего игрока встречается с мячом в штрафной — всего 1,5 касания за 90 минут. Юрченко — штатный пенальтист и главный по стандартам «Заре». Прямая острота от его действий приходит именно из таких ситуаций.

Но по-настоящему Владлен расцветает, когда может вести атаки из глубины. Его конек — умные передачи (пас, который отрезает сразу группу игроков соперника и дает принимающему игроку весомое позиционное преимущество). В этом сезоне Юрченко делает больше 2,5 таких передач за матч — это один из лучших показателей в лиге.

При этом хавбек делает всего около 10 передач вперед за игру с очень слабой точностью — в авантюрных пасах точно есть профит? Однозначно. Потенциальная угроза, которую несет такое обострение, полностью оправдывает риски. Вот несколько хороших примеров из прошлых лет.

Таймкод — 1:52:

Таймкод — 3:16:

Таймкод – 2.02:

Стабильные 2-3 умные передачи/90 минут против разных по статусу соперников — отличная демонстрация высокого исполнительского уровня и аналитических способностей игрока. Пока Юрченко будет создавать настолько ощутимую разницу, Скрипник будет закрывать глаза на все его недостатки — хавбеки с таким мышлением сами по себе большая редкость.

Фото: Виталий Витлео/Tribuna.com, Genya SAVILOV/AFP, Gettyimages.ru/Michael Steele, Dmytro Smolyenko/Ukrinform, «Десна»

Другие посты блога

Все посты