Tribuna/Футбол/Блоги/Bundesrebublik/Цитаишвили много и ярко говорит. С футболом у него дела похуже

Цитаишвили много и ярко говорит. С футболом у него дела похуже

23 мая «Динамо» возобновило сезон товарищеским матчем против «Руха». Цитаишвили предсказуемо остался в запасе и за 90 минут на поле так и не вышел. Врачи говорят, что дело в воспалении шейных мышц, но давайте честно: даже если бы не повреждение, шансов появиться в матче у Гио было не так много.За два месяца карантина вингер дал одно часовое интервью и развернутый пятиминутный комментарий о несправедливом отношении к себе со стороны тренеров. На общение с прессой Цитаишвили потратил на 9 минут больше, чем сыграл в официальных матчах сезона.Затяжная травма Цыганкова — идеальный шанс для...

Блог — Bundesrebublik
26 мая 2020, 14:20
22
Цитаишвили много и ярко говорит. С футболом у него дела похуже

Разбор Дмитрия Курпаса.

23 мая «Динамо» возобновило сезон товарищеским матчем против «Руха». Цитаишвили остался в запасе и за 90 минут на поле так и не вышел. Врачи говорят, что дело в воспалении шейных мышц, но есть стойкое подозрение: даже если бы не повреждение, шансов появиться в матче у Гио было бы не так много.

За два месяца карантина вингер дал одно часовое интервью и развернутый пятиминутный комментарий о несправедливом отношении к себе со стороны тренеров. На общение с прессой Цитаишвили потратил на 9 минут больше, чем сыграл в официальных матчах сезона.

В этом сезоне на конфликт с тренером уже шли двое игроков «Динамо» — Родригеш и Кадар. Обоих уже нет в команде. Посмотрим теперь, что будет с Цитаишвили.

Техника Цитаишвили — и правда космос. В Украине нет настолько способных дриблеров

Георгий — определенно большой талант. В три года уже умел неплохо чеканить мяч и играл с 6-летними на одном уровне. Хотя сам говорит, что в детстве просто так ему ничего не давалось. Секрет прост: чем раньше начнешь играть, тем раньше поймешь базовые принципы футбола. 

Главные особенности, которыми игрока наделила природа, — низкий центр тяжести и легкость в ногах. Цитаишвили — явно не из тех, кто стремится набрать массу, чтобы получить преимущество в единоборствах. 63 килограмма при 171 см роста вполне хватает вингеру для того, чтобы уверенно себя чувствовать в борьбе против более габаритных соперников.

Но уникальным футболистом Цитаишвили делает не это, а одинаковый уровень дриблинга как на сжатом, так и на открытом пространстве. Ему совершенно все равно, где, как и в каком количестве обыгрывать противников. Тут важно отметить один момент: несмотря на широкий арсенал финтов, Гио не занимается полотерством, а действует максимально в интересах команды.

В любых условиях Цитаишвили старается играть на своем самом сильном качестве. И, надо сказать, у него получается. Частота и эффективность дриблинга находится на одинаково высоком уровне как в молодежном, так и во взрослом футболе.

Показатели вингера наверняка просядут с увеличением выборки в первой команде. Но даже так он останется лучшим по активности и в топе по эффективности дриблинга (ближайший преследователь — Вербич: 7,7 обводок за матч, 55% удачных).

За внешним изяществом дриблинга Цитаишвили можно упустить еще одну важную деталь — он не по годам смело и грамотно готовит себе пространство первым касанием. Часто оно становится ключевым в ситуациях 1-в-1. Полуоборот корпуса в сторону атаки, мягкий прием и смелость принятия решений — то, что выгодно отличает его от большинства креативщиков его возраста.

C ударами у вингера тоже все в порядке. Бьет с разных дистанций, не тратит много времени на подработку и не перекладывает мяч под рабочую левую в ситуациях, когда нужно точечно завершить.

Обычно взрывные инвертированные вингеры заточены под один прием: сместиться в центр и пробить — это решение вызвано неуверенностью в нерабочей ноге. У Цитаишвили оно отсутствует: не боится перемещать мяч под правую, может здорово качнуть неповоротливого защитника и пробить с полуфланговой зоны внутри штрафной.

Цитаишвили недоволен системой подготовки «Динамо» из-за акцента на физике. Хотя сам не сумел приспособиться к нагрузкам за 7 лет

В недавнем интервью Георгий недвусмысленно высказался по поводу организации тренировочного процесса в «Динамо». Особенно досталось физической подготовке юношей: «В 15-18 мы выигрываем у всех. Лигу чемпионов там, еще где-то, потому что мы физически готовы. А другие получают в 19-20 физику свою с той техникой, которая у них в школе была. А ты постоянно бегаешь». 

Его претензии были бы логичны и даже справедливы, если бы позже игрок не сказал две вещи:

1. «Мне до сих пор тяжелее всех на сборах. Первая неделя — очень трудно прям, когда я в форме — хорошо все. Хацкевич мне давал нагрузку меньше из-за этого. А сейчас надо терпеть и делать»

Особенности организма не позволяют Цитаишвили сходу выдавать максимум под серьезными нагрузками. Но ведь никто не мешает ему выйти из отпуска на 5 дней раньше и компенсировать отсутствие тонуса.

2. «Никогда игру головой не тренировал, а сейчас занимаюсь этим, потому что надо»

В прошлом сезоне Георгий выдал всего 15% удачных верховых дуэлей. Это очень мало даже для игрока его габаритов. Его друг по U-21 Евгений Исаенко при еще более скромной антропометрии (169 см, 57 кг) выдает 38% успешных единоборств.

Цитаишвили нужно понять: силовые тренировки — не прихоть Михайличенко, а один из способов адаптации футболиста к реалиям. В УПЛ многие команды до сих пор исповедуют ультравертикальный футбол, к которому вингер может оказаться не готовым. Да и само «Динамо» вряд ли будет в восторге, когда почти каждая верховая подача на правый фланг будет заканчиваться потерей.

Провести 7 лет в академии клуба и не набрать важнейших модельных атрибутов — большой пробел в профайле игрока. Тут не нужно искать виноватых: Георгий знал, что его ждет.

Говорит, ему неважно, в какой системе играть. Мы еще не видели его в осмысленной позиционной игре

О Цитаишвили заговорили летом 2017-го, когда он, 16-летний, стал играть за «Динамо» U-21 и выходить в юношеской лиге УЕФА. За это время Георгий плотнее всего работал с шестью тренерами: Михайличенко, Хацкевичем, Морозом, Костюком, Петраковым и Ротанем.

Сразу отбросим Михайличенко, Хацкевича и Костюка. У первых двух наиграл около 300 минут за два сезона, а в «Динамо» U-19 вызывается только на еврокубковые матчи. В обоих случаях сложно подметить хоть какие-то тенденции.

Футбол Петракова далек от красоты. Минимум владения (около 45% на чемпионате мира) и ставка на вертикальную атаку.

С Морозом тоже не все так просто. За его U-21 регулярно играют исполнители, значительно переросшие уровень молодежного первенства. Команда лидирует по ожидаемым и забитым мячам, при этом делает невероятное число лонгболов (топ-1чемпионата с большим отрывом — 1254 по сезону), зато по владению парни Мороза только третьи.

В контроль пытается играть Ротань со своей молодежкой. Правда, осмысленности и наигранных действий в игре сборной пока совсем немного.

Что в итоге? Потенциал Цитаишвили как суперсаба совершенно понятен. Выйти на 30 минут и дать динамику Георгий сможет в любой системе. Другой вопрос — как быть с высоким темпом на протяжении 90 минут. Позиционный футбол для игрока профайла Цитаишвили — это в первую очередь возросшая интенсивность действий. 

На чаше весов две показательные истории. Взаимоисключающие, но ни одну из них нельзя игнорировать.

Первая — гол вингера в финале молодежного ЧМ. 89 минута, сумасшедший забег через полполя на пиковой скорости. Игрок отыграл в финале все 100 минут, включая компенсированное время.

Вторая — про общий процент полных официальных игр с 2017 года. Он у Георгия не самый высокий — всего 34%. Настолько частые замены — очевидный маркер. Игроку не хватает кондиций на весь матч даже по юношам и молодежи.

Вопрос остается открытым как минимум до первых полных матчей полузащитника в первой команде. Дело не в футболе Михайличенко, а в том, что киевлянам банально будут давать больше владеть мячом.

Цитаишвили не повезло с позицией и конкурентами, но шансы на основу все равно есть

Место вингера — далеко не самая проблемная позиция в «Динамо»: есть Цыганков, Вербич, де Пена и Караваев. Основная проблема Цитаишвили кроется не в количестве конкурентов, а в их значимости для команды. Давайте подробнее. Все крайние полузащитники киевлян делятся на два лагеря: ассистенты и завершители.

Ассистенты — Караваев и де Пена. Оба заточены под кросс, обострение из глубины и игру на бровке.

Завершитель — Вербич. Словенец в топе УПЛ по количеству касаний в штрафной (6,18/90) и ударам по воротам (4,43/90).

Цыганкову удается добротно балансировать между двумя крайностями и при этом вести игру команды. Если Цитаишвили хочет быть конкурентным в основе, ему нужно научиться выполнять функции Цыганкова. Гио должен:

— делать более взвешенные передачи (сейчас — всего 70% точности);

— принимать и отдавать мяч минимум на 30% интенсивнее, чем делает это сейчас;

— более качественно играть в продвижение (количество и эффективность передач в финальную треть и с продвижением почти в 2 раза меньше, чем у Цыганкова).

Сейчас оба игрока совсем разные. Но у Цитаишвили, кажется, только один путь — стать вторым Цыганковым или хотя бы приблизиться к Виктору по степени влияния на результат.

Косвенно на перспективы Георгия влияет и левый край нападения. Оптимальное сочетание в атаке на сегодня — Вербич (ультраатака), Русин (ультраатака) и Цыганков (баланс). И пока этнический грузин не показал свою полезность в обороне, его выход на поле будет считаться авантюрой с тремя форвардами по всему фронту атаки.

***

После спича Цитаишвили невольно ловишь диссонанс. Говорит, что готов играть в основе, но понимает, что это будет невозможно при здоровом Цыганкове. Осознает, что может сидеть на лавке до 23, как Михайличенко, но даже не рассматривает возможность аренды, потому что «Шаблий пожил дольше».  Есть ощущение, что Георгий  просто не может разобраться в самом себе.

Фото: «Динамо», «Динамомания», Getty Images

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты