Tribuna/Футбол/Блоги/Bundesrebublik/20 лет назад Скрипник и Максимов зажигали в Германии

20 лет назад Скрипник и Максимов зажигали в Германии

Оба теперь тренируют в УПЛ.

Блог — Bundesrebublik
16 мая 2020, 15:04
22
20 лет назад Скрипник и Максимов зажигали в Германии

Оба теперь тренируют в УПЛ.

Переход в европейский клуб в середине 90-х – странный, непонятный и часто неудачный ход. Заиграть на Западе мешал чужой язык, другая ментальность и фактор неизвестности.

Скрипник и Максимов – первые, кому это удалось.

Скрипник попал в «Вердер» по рекомендации Бернда Штанге

Это общеизвестный факт. Когда в 1996-м между «Днепром» и «ЦСКА-Борисфеном» начала назревать нездоровая ситуация, немец решил уйти, трудоустроив Виктора через свои каналы. Но почему именно Скрипник? Ведь в том «Днепре» было много качественных игроков.

Во-первых, Штанге помог с переходом не только ему.

Паляницу устроил в австрийский «ЛАСК» через своего коллегу Фриделя Рауша, с которым соперничал в начале 90-х в бундеслиге.

Ковальца посоветовал своему экс-наставнику по «Карл Цейсс» Гансу Майеру. В начале карьеры Бернд отработал помощником в его тренерском штабе почти семь лет. По старой дружбе Майер подписал украинца в «Твенте», но карьера в Нидерландах у того не задалась.

Евтушок в январе 97-го отправился в «Ковентри», который тогда играл в АПЛ. И хоть прямых доказательств близкого знакомства Гордона Стракана со Штанге нет, оба наверняка знают друг о друге – в 1983 Шотландия встречалась с ГДР в квалификации Евро.

А вот Полунину пришлось дожидаться подходящего варианта два года – немец пристроил его в «Нюрнберг» только летом 1998.

Сам Скрипник попал в «Вердер» из-за близкого знакомства Штанге c тогдашним тренером «музыкантов» Дикси Дернером. Они пересекались в сборной ГДР на закате карьеры Дернера.

Если кто-то будет убеждать вас, что связи ничего не решают, просто расскажите ему про Бернда Штанге.

Во-вторых, немец видел в Викторе потенциал с первого дня в «Днепре».

Вернее, еще даже до назначения на должность. Перед тем, как подписывать контракт, тренер приехал в «Днепр» на смотрины. Его совсем не впечатлила инфраструктура и полупустой стадион, зато удивили исполнители, среди которых уже тогда Штанге выделял именно Скрипника.

У «Вердера» постоянно менялись тренеры, но Скрипник всегда был в порядке

Виктор попал в Бремен в период между двумя легендарными тренерами. За год до прихода украинца клуб покинул Отто Рехагель, пробывший на должности главного 14 лет. Руководство лихорадочно меняло коучей, а результат не приходил. Все изменилось с назначением Томаса Шаафа в 99-м. Тот, к слову, тоже провел в «Вердере» 14 лет.

Дебютировал Скрипник при Дикси Дернере в августовском матче с «Фрайбургом». До перерыва горели 0:2, во втором тайме сравняли, но все же упустили ничью на последних минутах. Позже Виктор скажет, что тот матч ясно дал понять, – легко в Германии не будет.

Адаптация проходила быстро. Скрипник сразу стал учить немецкий и вливался в коллектив. Дернер видел в нем третьего центрального защитника, и тот вполне справлялся с задачами.

Тому «Вердеру» дико не везло: в 97-м не хватило всего одного очка для выхода в еврокубки. Ключевой матч сезона против Дортмунда украинец пропустил – в предыдущем матче получил необязательную желтую, которая стала для него 5-й в сезоне. И в том розыгрыше бундеслиги уже не появлялся.

Ничего не поменялось и при Вольфганге Зидке. В последнем туре уже следующего чемпионата «Вердеру» надо было просто не сгореть в гостях «Штутгарту». Обидное поражение 1:0, 7-е место в таблице и два очка отставания от зоны еврокубков. Надо ли говорить, что тренера опять отправили в отставку.

Особые отношения у Скрипника сложились со следующим наставником команды Феликсом Магатом.

«Было такое чувство, что Магат наслаждался тем, как мы умираем на тренировках», – описывал позже тот период Виктор, хотя обиды не держал. Даже когда ему прилетело в первой же официальной игре под руководством Феликса: в перерыве тот мощно наехал на украинца. Просто не такой характер.

Мало того, в том году защитник отыграл даже больше матчей, чем за предыдущие два сезона, а команда взяла Кубок Германии. В этом месте надо подробнее остановиться на другом персонаже.

Максимов в Германии: ломал нос, забивал «Баварии», ушел из «Вердера» из-за глупой обиды

В ноябре 1997-го к Скрипнику в «Вердере» присоединился еще один украинец – Юрий Максимов. Его немецкий период оставил неоднозначное впечатление. Казалось, тут полузащитник мог бы достичь намного большего – мешали травмы и сложный характер.

Максимов был не в восторге от немецких правил и уклада жизни. Считал, что нашим игрокам платят меньше только потому, что они иностранцы. Уверял, что заграницей каждый сам за себя, а к людям из Восточной Европы относятся как ко второму сорту.

Но эти высказывания никак не сказывались на его игре. В те моменты, когда он не был травмирован, Юрий демонстрировал приличный уровень. А травм, надо сказать, у него хватало.

Трещина в кисти (не позволила сыграть в ответном матче против Словении в 1999-м), проблемы с паховыми кольцами и мениском, грыжа. С переломом носа связана особая история.

«Вердер» играл ответный матч против «Марселя» в Кубке УЕФА. Блан, Пирес, молодой Галлас, Дюгарри – заруба была нешуточная. Французы забили все три свои гола головой (в первом есть вина Максимова), а Бремен один из мячей провел прямым ударом с углового.

За несколько минут до конца «Вердер» горел 3:2 и полетел отыгрываться. Угловой, защитник «Марселя» Пьер Исса со всей силы бьет Максимова по лицу. Падение, кровь, открытый перелом носа. Исса не получил даже желтой. Суровый футбол прошлого века.

***

Вершина карьеры Максимова в Германии – финал Кубка-99. Хотя он вообще мог не появиться на поле. За несколько дней до игры в Бремен на просмотр приехал молодой защитник. В игровом эпизоде он постелился Максимову под ноги и нанес неслабую травму – перед финалом пришлось делать обезболивающие уколы.

И не зря. Уже на 4-й минуте Юрий открыл счет после прострела Домбровски.

Потом еще дважды выводил партнеров на убойную позицию, но те оба раза не смогли забить. Вскоре «Бавария» сравняла. Серия пенальти, феноменальные рефлексы Роста и Кубок в четвертый раз истории отправляется в «Вердер».

Тот гол Максимова принес клубу солидную сумму: премиальные за победу и выход в Кубок УЕФА на следующий год (в чемпионате заняли только 13 место).

Дальше был еще один успешный период: в Европе дошли до четвертьфинала, снова попали в финал национального Кубка, правда, проиграли «Баварии» 0:3.

А вот в сезоне 00/01 наступил спад. Юрий снова получил травму и потерял место в основе. Обиделся на Шаафа, что тот не ставит его на матчи, разругался со спортивным директором «Вердера» Клаусом Аллофсом и подал прошение о трансфере. А ведь мог попылить в бундеслиге еще год-другой.

Скрипник расцвел у Шаафа и громко хлопнул дверью

Хотя такое развитие событий не было очевидным. Первые два года при Томасе Шаафе – абсолютно худший период в карьере Скрипника. Если раньше ему удавалось наигрывать свои 25 матчей за сезон, то сейчас не набралось даже 20 игр за два. Травмы, восстановление, плохая форма, снова травмы.

Порочный круг удалось прервать после ухода Максимова. Скрипник вернул железное место в основе, а «Вердер» два года подряд финишировал в зоне еврокубков.

В марте 2003-го украинец снова получил тяжелую травму и лечился больше года. Тогда же принял решение завязывать с футболом, но доиграл сезон. Да еще какой сезон.

Вышел в чемпионском матче против «Баварии» (1:3) и победном финале Кубка. Так нужно провожать легенд.

***

Пример Максимова и Скрипника перевернул сознание других украинских футболистов того времени: в Европу можно ехать и быть востребованным, если будешь вкалывать и принимать правила игры. За 20 лет ничего не поменялось.

Фото: nordphoto, Getty Images

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты