Tribuna/Велоспорт/Блоги/Нефильтрованное. Не холодное/Рискнул всем – и сорвал банк! 21-летний словенец Погачар сотворил суперсенсацию на Тур де Франс

Рискнул всем – и сорвал банк! 21-летний словенец Погачар сотворил суперсенсацию на Тур де Франс

Гонщик UAE Team Emirates Тадей Погачар выиграл три из четырех зачетов на дебютной для себя «Большой Петле» - в том числе и генеральную классификацию, что еще утром субботы казалось совершенно фантастическим сценарием.

Автор — Андрей Белик
20 сентября 2020, 05:29
4
Рискнул всем – и сорвал банк! 21-летний словенец Погачар сотворил суперсенсацию на Тур де Франс

Это просто нужно было видеть.

Перед началом единственной на Тур де Франс – 2020 гонки с раздельным стартом никто не сомневался, что в желтой майке в Париж въедет капитан Jumbo-Visma Примож Роглич. Голландская команда проводила идеальную «Большую Петлю» - настолько идеальную, что ее лидерам даже задавали вопросы об использовании запрещенных методов. Переквалифицировавшийся из горнолыжника в велогонщика словенец казался неуязвимым: разделка всегда считалась его территорией, а минутный гандикап над ближайшим преследователем позволял чувствовать себя спокойно и уверенно.

После гонки на время один из главных помощников Роглича, бельгиец Воут Ван Арт, рассказал, что еще до старта каждый член команды был готов праздновать громкий успех.

Единственным человеком, который теоретически мог бросить вызов Рогличу, был его земляк Тадей Погачар.

Перспективный 21-летний гонщик из UAE Team Emirates ехал первую «Большую Петлю» в жизни и еще утром субботы мог быть полностью доволен собой. Он почти гарантировал победу в молодежном зачете (достаточно было просто не сойти), по ходу гонки надевал майку горного короля и выиграл два тяжелых этапа в очной дуэли с Рогличем – шикарные достижения для человека, чья спортивная карьера едва началась. И в социальных сетях, и в процессе общения с прессой Тадей не раз говорил, что согласен на синицу, а его время поохотиться на журавлей еще придет. Логично и правильно, не правда ли?

Но был один маленький нюанс.

Перед началом 36-километровой разделки с восхождением на ставшую модной в последние годы вершину Планш де Бель-Фий (шесть километров со средним градиентом в 8,3%) Погачар сохранял шансы выиграть абсолютно все. Он уступал 57 секунд Рогличу в генеральной классификации, проигрывал два балла эквадорцу Ричарду Карапасу из Ineos в горной номинации, и должен был сделать сложный выбор. Либо ехать осторожно, сохраняя добытое адским трехнедельным трудом, либо рвануть на все деньги, не опасаясь любых возможных последствий.

Парень рискнул. И превратил обычный гоночный день в главный в своей спортивной карьере, как бы она дальше ни развивалась – а, может быть, и в жизни вообще.

У Погачара не было какой-то особенной тактики на гонку. Он просто летел вперед, преодолев равнинный участок дистанции в одном темпе с Томом Дюмуланом (еще одним помощником Роглича, но, что важнее, экс-чемпионом мира и призером Олимпиады в разделке), сменил велосипед на горный, и на той же сумасшедшей скорости начал подъем на Планш де Бель-Фий, держа в уме заочное сражение с Карапасом за майку горного короля.

Настоящая драма, аналогов которой Тур де Франс не видел минимум пару десятилетий, развернулась между второй и третьей промежуточной отметками – когда стало понятно, что Роглич едет медленнее Погачара не потому, что так было задумано, а из-за того, что просто-напросто не тянет. И, даже понимая, что лидерство в общем зачете вот-вот будет потеряно, Примож не сумел хоть немного прибавить.

На склонах Планш де Бель-Фий лидера Jumbo-Visma выключило окончательно. Невероятные усилия команды, доминировавшей на всей дистанции «Большой Петли», проконтролировавшей от начала и до конца все ключевые этапы и пожертвовавшей ради своего словенского капитана любыми личными амбициями (хотя тот же Дюмулан запросто мог заехать в призовую тройку в статусе лидера какой-нибудь Mitchelton-Scott, а Ван Арт – выиграть еще парочку равнинных этапов), на последних четырех-пяти соревновательных километрах Тура буквально рассыпались в прах.

И данные GPS, и телевизионная картинка сомнений не оставляли: в важнейший момент гонки Погачар и Роглич оказались в совершенно разных лигах.

Примерно с такой же легкостью Фрум три-четыре года назад уничтожал Ромена Барде, Наиро Кинтану и других чистых горняков в гонках на время с равнинным рельефом. С одной-единственной разницей: тогда это было ожидаемо, а вот фиаско Роглича шокировало всех без исключения.

Сам Примож после финиша плакал.

Его товарищи по команде пытались объяснить случившееся журналистам. Одни говорили о том, что Роглич с самого начала разделки не мог найти свой темп, а после замены велосипеда совершенно выбился из ритма. Другие признавали, что в стане Jumbo-Visma откровенно недооценили Погачара – по прогнозам команды даже гонки средней степени паршивости должно было хватить, чтобы ее лидер удержал желтую майку…

Но Тадей в итоге опередил вообще всех.

Выиграл третий для себя этап, привезя 81 секунду Дюмулану и другому герою дня, австралийскому ветерану Ричи Порту из Trek-Segafredo, поднявшемуся на третью строчку генеральной классификации.

Опередил Роглича почти на две минуты, сделав априори бессмысленными любые попытки Jumbo-Visma отыграться в Париже. На Тур де Франс такое вообще-то не принято (по традиции, последний день гонки – это фестиваль победившей команды, парад обладателей маек и финальная разборка спринтеров), но даже если было бы, компенсировать 59 секунд на пути к Елисейским полям банально негде. Не тот рельеф, да и спринтерские команды вроде Bora-Hansgrohe не позволят.

Показал лучшее чистое время непосредственно при подъеме на Планш де Бель-Фий – и, набрав максимально возможные на этапе десять очков в горный зачет, отнял у Карапаса гороховую майку.

О молодежной номинации даже говорить нечего: финальное преимущество словенского гонщика над испанцем Энриком Масом из Movistar составило более шести минут.

Это первый случай в истории «Большой Петли», когда один гонщик собирает желтую, белую и гороховую майки по итогам всего Тура. Более того, Тадей теперь – самый молодой триумфатор французской многодневки в послевоенной истории гонки и первый, кому удалось выиграть генеральную классификацию до достижения 22-летнего возраста.

И все эти достижения в высшей степени справедливы.

Не умаляя заслуг Jumbo-Visma (хотя бы по части низложения Ineos – эту задачу голландская команда выполнила очень эффектно) и немецкого коллектива Sunweb, выдавшего несколько нереально крутых этапов, Погачар был самым заметным, активным и агрессивным гонщиком на Тур де Франс – 2020. И из числа претендентов на высокие места в общем зачете, и в целом.

Тадей совершил красивый камбэк на дебютной неделе, когда потерял полторы минуты из-за образования эшелонов – и отыграл половину отставания за следующие же два дня, сделав все возможное, чтобы не выпасть из большой игры к первому дню отдыха.

Он правильно повел себя на сумасшедшем 17-м этапе с финишем на высоте более 2000 метров. Оставшись без помощников, Погачар, в отличие от Роглича, не стал отвечать на рывки преследовавшего собственные цели колумбийца Мигеля Анхеля Лопеса из Astana. И, пусть даже ценой потери 17 секунд в генеральной классификации, оставил запас сил на судьбоносный день.

Да, у новоиспеченного победителя «Большой Петли» и близко нет настолько же сильной команды, как Jumbo-Visma. Или хотя бы Bahrain-McLaren, которая благодаря слаженной работе на третьей неделе тоже будет представлена двумя гонщиками в десятке лидеров общего зачета – испанцем Микелем Ландой (четвертый результат) и итальянцем Дамиано Карузо (десятое место). Но кого это теперь волнует? Ведь в сухом остатке именно UAE Team Emirates увезет из Франции три майки из существующих четырех, минимум четыре победы на этапах и наибольшую сумму призовых.

Ну а Погачар теперь – полноценная звезда мирового шоссейного велоспорта. И творец самой крутой победы на Тур де Франс, по меньшей мере, на моей памяти.

Такую развязку будет очень сложно переплюнуть.

Ещё больше спорта, хорошего и разного - на Facebook и в Instagram.

Другие посты блога

Все посты