Tribuna/Велоспорт/Блоги/Нефильтрованное. Не холодное/Рогличу и Ван Арту уже задают вопросы о допинге. Jumbo-Visma едет слишком крутой Тур де Франс

Рогличу и Ван Арту уже задают вопросы о допинге. Jumbo-Visma едет слишком крутой Тур де Франс

Голландская машина переехала Ineos, вынудив сняться с гонки прошлогоднего победителя «Большой Петли» Эгана Берналя – и только внезапный глубокий кризис Приможа Роглича может помешать ей довезти желтую майку до Парижа.

Автор — Андрей Белик
16 сентября 2020, 23:19
Рогличу и Ван Арту уже задают вопросы о допинге. Jumbo-Visma едет слишком крутой Тур де Франс

Реалии профессионального велоспорта таковы, что почти каждому громкому успеху на трассах обязательно сопутствуют разговоры о возможном использовании отдельными гонщиками и даже целыми командами запрещенных методов подготовки. Спортсменам это, мягко говоря, не нравится, но они и сами прекрасно понимают, по какой причине подымается эта тема и почему ее никак нельзя избежать.

Шоссейные велогонки – один из самых «грязных» олимпийских видов спорта как минимум в 21 веке (плюс-минус в одной лиге с тяжелой атлетикой, где от официальных соревнований пачками отстраняются целые сборные). Так это еще от общественности скрыли окончательные результаты расследования по делу печально известного доктора Эуфемиано Фуэнтеса, сославшись на истечение сроков давности: можно только догадываться, сколько выдающихся гонщиков нулевых, помимо Алехандро Вальверде, Яна Ульриха, Альберто Контадора и Пако Мансебо, реально сотрудничало с его клиникой.

Если верить теории заговоров, одно время имевшей огромную популярность в испанских СМИ, безымянных героев спасло присутствие среди подозреваемых по делу Фуэнтеса (оно также известно под кодовым названием «Операсьон Пуэрто») гораздо более громких имен из мира спорта, чем какие-то там велогонщики. Например, футболистов Барселоны и Реала, для которых гуру запрещенных методов якобы готовил «специальные планы подготовки к сезону», а также теннисиста Рафаэля Надаля. Поэтому правоохранительные органы не особо стремились обличать виновных и де-факто смыли расследование в унитаз. Хотя допинговой системы US Postal/Discovery Channel, разоблачения Лэнса Армстронга, уникального в своей глупости окончания большой карьеры Михаэля Расмуссена и скандалов вокруг терапевтических исключений Брэдли Уиггинса с Крисом Фрумом с головой хватило, чтобы уничтожить репутацию мирового велоспорта если не вообще навсегда, то на долгие годы вперед.

Но одно дело слухи, сплетни, болтовня болельщиков в соцсетях и публикации в интернет-изданиях разной степени «желтушности». И совсем другое, когда журналисты задают гонщикам конкретные вопросы о применении запрещенных методов прямо во время Тур де Франс.

За последние три дня голландскому проекту Jumbo-Visma довелось столкнуться с этим явлением дважды. Допросу с пристрастием подверглись действующий лидер генеральной классификации Тура Примож Роглич и удивляющий своим универсализмом даже в горах бельгиец Воут ван Арт – а все потому, что любые рациональные объяснения тотальному доминированию команды на дорогах «Большой Петли» уже исчерпаны.

На первой неделе голландцы выиграли три этапа, надели на Роглича желтую майку, и это воспринималось нормально. Все привыкли, что Ineos не форсирует события, приберегая силы на ключевые горные маршруты, тогда как французские «большие надежды» тихо устранились сами по себе. Тибо Пино потерял абсолютно все еще на старте, Ромен Барде сошел, получив сотрясение мозга в результате падения на 13-м этапе, а Жулиан Алафилипп в принципе оказался не в тех кондициях, чтобы бороться за вменяемые места в общем зачете.

Вопросы зазвучали после того, как Jumbo-Visma помножила на ноль своих главных конкурентов из Ineos. Роглич и его оруженосцы привезли прошлогоднему победителю «Большой Петли» Эгану Берналю более семи минут на одной-единственной горе (случилось это на 15-м этапе, в аккурат перед вторым днем отдыха), и вместо того, чтобы сцепить зубы, показать характер и подраться хоть за что-нибудь стоящее, сегодня молодой колумбиец просто-напросто сошел. Без какой-то очевидной причины – банально не потянул.

Кризис в отдельно взятый день может поймать абсолютно любой участник Тур де Франс: по этой причине Роглича, везущего минуту своему единственному реальному конкуренту, Тадею Погачару из UAE Team-Emirates, еще рано короновать как нового победителя «Большой Петли». Но голландцы не ждали, пока у Берналя возникнут проблемы – они испытывали его и его команду буквально каждый день и замучили Эгана до такой степени, что в какой-то момент он просто перестал сопротивляться.

Грубо говоря, люди разгромили Ineos в лучших традициях пиковой Sky, которая брала свое не только высочайшим классом лидеров, но и отменной подготовкой доместиков и продуманной до мелочей тактикой. Тогда как у британского проекта за душой не оказалось ничего, кроме кохонес Ричарда Карапаса. Во вторник и среду эквадорец предпринимал отчаянные попытки забрать тяжелейшие горные этапы из отрыва – ничего, кроме наградного красного номера, действующий чемпион Джиро не добился, зато хотя бы попробовал. И сохранил лицо, в отличие от своего номинального капитана.

Для, возможно, решающей атаки на всей «Большой Петле» Jumbo-Visma выбрала 17-километровый подъем на Гран-Коломбье – не самую высокую на дистанции нынешнего Тура, но очень требовательную гору со средним градиентом в 7%. Неудержимый поезд голландцев, который еще на равнине завел Тони Мартин, разогнал Роберт Гесинк, а на пиковые скорости вывел Ван Арт, съел остатки отрыва и лихо просеял группу претендентов на успех в общем зачете. Первым помощники Роглича сбросили Берналя, затем «отвалились» сильные и опытные горняки из континентальной команды Arkea-Samsic Наиро Кинтана и Уоррен Баргиль, не потянули проверенный Дэн Мартин и подающий надежды Гийом Мартан… В общем, рядом с Приможем на финиш приехали только Погачар (он забрал этап) и те, кого словенец легко объедет в разделке в предпоследний день даже без имеющегося гандикапа: колумбиец Мигель Анхель Лопес, австралиец Ричи Порт, испанский дуэт Энрик Мас – Микель Ланда и британец Адам Йейтс.

Наконец, на 17-м этапе команда Роглича оставила без шансов побороться за итоговую желтую майку главного эксперта по скучным заездам на высокие места в генеральной классификации (а заодно и неплохого специалиста по «разделкам») Ригоберто Урана. Bahrain-McLaren Ланды сделала за Jumbo-Visma практически всю грязную работу в надежде, что Микель сразится за этап и отыграет пару-тройку позиций внутри первой десятки. Получилось совсем иначе: испанец не почувствовал ногу, на диких градиентах, местами превышающих 20%, выпал Уран, проигравший две минуты на считанных километрах, а Примож, и здесь не оставшийся без поддержки, при помощи своего американского грегари Зеппа Кюсса накинул Погачару еще 17 секунд.

Диктовать темп, который не тянут все остальные? Легко.

Не отбиваться от бесконечных атак конкурентов, а контролировать значимые этапы от начала и до конца, чтобы никто даже не пытался проверить Роглича? Да вообще без проблем.

Воспользоваться царским подарком соперника, завершив в плюсе день, который просто нужно было пережить без больших потерь? Подержите мое пиво.

Не жадничать, чтобы в погоне за победами на отдельных этапах и бонусными секундами Роглич не растерял лишние силы? Словенец совершенно спокойно относится ко вторым-третьим местам, делясь славой с Погачаром, Лопесом и всеми, кто не препятствует достижению им конечной цели.

Тур де Франс – 2020 проходит для Jumbo-Visma просто и-де-аль-но.

Ни одного схода. Ни одной мало-мальски серьезной травмы (хотя тот же Том Дюмулан, например, падал, и весьма неприятно – но без видимых последствий). Ни одного значимого тактического или стратегического просчета. В конце концов, ни одного положительного теста на коронавирус среди гонщиков.

Такое вообще бывает?

Поэтому, собственно, Рогличу и Ван Арту задают вопросы о чистоте состава Jumbo-Visma на эту «Большую Петлю». Иногда складывается впечатление, что голландцы привезли во Францию не велогонщиков, а сборную далеков, у которых есть только одна функция – уничтожать.

До первой в карьере Роглича и вообще в истории голландской команды победы на Тур де Франс словенцу осталось продержаться всего четыре дня, два из которых – равнинные старты под отрыв (19-й этап, запланированный на пятницу) и спринт из большой группы (последний этап в Париже). И далеко не факт, что даже Погачар рискнет бросить вызов соотечественнику в борьбе за главный приз: 21-летний парень, едущий первую «Большую Петлю» в жизни, и так лидирует в горном и молодежном зачетах, и ему очень даже есть что терять.

Но на субботней горной разделке, где и определится новый чемпион, по-прежнему возможно все. Или нет?

Ещё больше спорта, хорошего и разного - на Facebook и в Instagram.

Другие посты блога

Все посты