Tribuna/Футбол/Блоги/Нефильтрованное. Не холодное/Кто кому Папа, или почему я всегда жду чуда от турниров сборных

Кто кому Папа, или почему я всегда жду чуда от турниров сборных

Сенегал-2002 как главная футбольная эмоция детства.

Автор — Андрей Белик
26 апреля 2020, 22:31
1
Кто кому Папа, или почему я всегда жду чуда от турниров сборных

Когда-нибудь я должен был об этом написать.

Моё знакомство с футболом национальных сборных состоялось ещё во время чемпионата мира 1998 года. Где-то на задворках сознания отложилось, что мы с товарищем видели гениальный мяч Денниса Бергкампа Аргентине, пока наши мамы, в то время учителя начальных классов, за чашечкой кофе обсуждали куда более важные проблемы. Попытка повторить эксперимент самостоятельно обернулась полным провалом. Я заснул за кухонным столом, на котором стоял чёрно-белый походный телевизор «Электроника» (каналы на нём приходилось разыскивать по всему диапазону при помощи специального колёсика, и поиск не всегда приводил к однозначному успеху – зато это чудо советской техники всецело и полностью находилось в моём распоряжении), в перерыве полуфинального матча между французами и хорватами, и пропустил главный, как выяснилось, поединок в карьере Лилиана Тюрама. Тогда фланговый защитник, отметившийся всего двумя точными ударами в 142 поединках за «Ле Блё», оформил дубль за 22 минуты, отправив балканцев в утешительный финал, но я об этом узнал только утром из выпуска новостей. И надолго уяснил, что смотреть футбол до полуночи – это пока не моё.

За Евро-2000 я следил чуть более внимательно, и вскоре после его окончания даже обзавёлся первой в своей жизни тематической футболкой – не очень качественной, но памятной репликой португальской «семёрки» с именем Луиша Фигу на спине. Мне было десять, и я уже уяснил, кто есть кто по эту сторону Атлантики. Что Фигу и Зинедин Зидан – это особенные футболисты, а Патрик Клюйверт с Нуну Гомешем – выдающиеся бомбардиры (поэтому, кстати, никогда и не понимал португальских тренеров, всегда предпочитавших какого-то там Паулету убийце англичан и турок), что голландцы – лузеры и никогда ничего не выиграют, а правило золотого гола – самая чудовищная несправедливость, которую только можно себе представить. Но спорт на тот момент ещё не стал объектом глобального интереса десятилетнего пацана, просто расширявшего собственный кругозор любыми доступными способами и, бывало, зачитывавшегося интересной книгой по географии вместо просмотра финала Лиги чемпионов. Да простят меня Фернандо Мориентес со Стивом Макманаманом.

Поэтому первым большим соревнованием, которого я по-настоящему ждал и к которому готовился, стал чемпионат мира 2002 года. К тому моменту я уже регулярно пропадал на гравийном поле ближайшей школы, имел какой-никакой бэкграунд в виде полноценно отсмотренного розыгрыша ЛЧ имени «Неверкузена» и шедевра Зидана в решающем матче и даже выписывал еженедельник «Футбол». До появления на отшибе заводского района Мариуполя проводного интернета от «Укртелекома» детище Артёма Франкова (тогда реально очень крутого журналиста!) было единственным стабильным источником информации о спорте и спортсменах за пределами телевизионных трансляций – уверен, не только для меня, но и всего поколения украинских болельщиков плюс-минус тридцатилетнего возраста, ещё заставших доцифровую эпоху.

Вооружившись солидным, как мне тогда казалось, объёмом знаний, и твёрдо решив посмотреть максимально возможное количество матчей мундиаля – это было легко, потому что они начинались в 7, 9 и 13 по Киеву, а делать в июне всё равно было особенно нечего – я настраивался на очередной триумф сборной Франции. Зидан был на пике, лондонский Арсенал с Анри, Виейра, Вильтором и Пиресом уверенно выиграл английскую премьер-лигу (вся страна следила за выступавшим за «канониров» Олегом Лужным и прекрасно знала, насколько хороша была та команда Арсена Венгера), молодой талант Джибриль Сиссе вывел безвестный Осер в Лигу чемпионов… В общем, если не второго титула чемпионов мира подряд, то как минимум медалей от лучшей национальной сборной Европы я ожидал твёрдо.

А потом в будни всего прогрессивного человечества ворвался Папа Буба Диоп.

Оглядываясь назад, я могу придумать тысячу и одну причину, почему из пяти африканских сборных (плюс Нигерия, Камерун, ЮАР и Тунис) в 2002-м выстрелил именно Сенегал.

Во-первых, то была ни в коем случае не случайная команда. Да, дебютировавшая на чемпионатах мира, но за четыре месяца до японо-корейского мундиаля подопечные Бруно Метсю очень мощно выступили на Кубке африканских наций – завоевали серебряные награды, уступив титул Камеруну в серии пенальти, и в шести матчах пропустили только один мяч, от нигерийского форварда Шахтёра Джулиуса Агаховы в полуфинале.

Во-вторых, Сенегал-2002 получился аж неприлично сбалансированным по меркам сборной из третьего футбольного мира. Мотором и самым опасным игроком той сборной был беспредельщик Эль-Хаджи Диуф, совершенно неуправляемый на поле и за его пределами (забывал выйти из отпуска в межсезонье, плевал в соперников и фанатов, обвинялся в расизме, арестовывался за нарушения ПДД и драки в ночных клубах – в общем, полный букет), но при этом практически все разрушители в обойме Метсю построили достойные карьеры. Буба Диоп, Салиф Диао, Амди Файе и Хабиб Бейе были не последними людьми в АПЛ середины 2000-х, а будущий главный тренер «львов Теранги» Алиу Сиссе оказался слишком брутальным игроком даже для самого жёсткого европейского чемпионата. Он удалился в первом же официальном поединке за только что вернувшийся в элиту Бирмингем, и получал «горчичники» так часто, что не выдержал и Стив Брюс.

В-третьих, конкретно эти африканцы приехали в Корею и Японию достаточно молодыми (средний возраст состава за вычетом двух резервных вратарей – 24,6 года, только один полевой игрок, начавший выступать за сборную ещё в 80-х нападающий Амара Траоре, был официально старше 30), голодными и не слишком известными (все полевые футболисты представляли французские клубы, но только Диуф из проигравшего титул в последнем туре Ланса действительно находился на виду), из-за чего подопечных Метсю толком не изучили и сильно недооценили. В отличие от той же Нигерии с Джей-Джеем Окочей, Нванкво Кану, Селестином Бабайяро, Тарибо Уэстом и прочими легендами – этих товарищей хорошо знали в Европе и относились к ним с достаточным уважением даже в группе смерти, состоявшей из Англии, Аргентины и Швеции.

В-четвёртых, весь турнир Сенегалу помогали жара и высокая влажность в Корее и Японии. В группе африканцы свели к ничьей матч с Данией, уступая 0:1 после первого тайма, а Швецию в 1/8 финала дожали уже в дополнительное время: Анри Камара, из-за которого я несколько лет спустя начну симпатизировать скромному Уигану Пола Юэлла, на 104-й минуте уйдёт от то ли четверых, то ли пятерых защитников «тре крунур» так легко, как будто каждый из них только что осилил Париж – Дакар на своих двоих.

Наконец, «львам Теранги» нереально, просто фантастически везло. Ладно ещё дичайший фарт с Францией: если уж в матче открытия ЧМ-2002 суждено было состояться грандиозной сенсации, то никакие Анри с Трезеге не могли этому помешать. Для меня до сих пор остаётся загадкой, как Уругвай не запихнул откровенно бросившим играть сенегальцам четвёртый мяч в концовке последнего поединка в группе (Альваро Рекоба и компания отыгрались с 0:3 после перерыва, а в случае победы в плей-офф выходили бы именно они), и чем так настроил судьбу против себя Андерс Свенссон, что штанга лишила его одного из красивейших голов в истории мундиалей – после идеально исполненного финта Зидана прямо в центре чужой штрафной…

…Через пару дней я в полном недоумении наблюдал, как Умит Давала с Ильханом Мансызом празднуют ничуть не менее неожиданный выход Турции в полуфинал, подводя черту под сенегальской сказкой. Я до глубины души возненавидел принцип золотого гола (вылет Сенегала наложился на фиаско Португалии в 2000-м – в сумме это было уже чересчур) и был на 300% уверен, что даже если бы арбитр свистнул на начальной стадии той атаки и удалил Омара Дафа с поля, команда Метсю и в меньшинстве отыскала бы свой шанс. И дело не в сенегальских футболистах как таковых или их талантах, которые удивили даже менеджмент Ливерпуля, подписавшего после ЧМ-2002 контракты и с Диуфом, и с Диао. Я верил в спортивное чудо, материализовавшееся в конкретной футбольной сборной в отдельно взятый момент.

Чувство разочарования получилось достаточно глубоким – сам мундиаль я, разумеется, досмотрел до конца, хотя ни пятое золото Бразилии, ни очередная катастрофа Михаэля Баллака, самоустранившегося перед третьим за сезон проигранным его командой финалом, никаких эмоций у меня не вызвали. Но вместе с разочарованием появилась надежда на то, что когда-нибудь у какой-то другой команды-сенсации всё сложится, и она шокирует весь футбольный мир.

Ничего подобного, естественно, не случилось по сей день.

Греция-2004 – всё-таки из другой оперы. Имея в своём распоряжении лучшего вратаря в истории страны, центральных защитников из уважаемых команд Серии А и АПЛ, форварда из действующего чемпиона Германии и целую группу людей, недавно игравших 5:5 по сумме двух матчей с Реалом (Вассилис Цартас уничтожал всю Европу своими штрафными ничуть не хуже Дэвида Бекхэма, эффектно забив когда-то и сборной Украины), Отто Рехагель круто разыграл все козыри. Но их у него было, мягко говоря, в достатке.

Гану-2010, ещё более талантливую и мощную, чем Сенегал-2002, на ментальном уровне уничтожил Луис Суарес – первый человек на моей памяти, который сделал целую страну счастливой, удалившись и привезя пенальти в свои ворота на последней минуте экстра-тайма. Самое интересное, что больше остальных к героической наглости форварда оказались не готовы ветераны и лидеры: просто посмотрите, насколько растерянными к точке подходили тёртые калачи Асамоа Гьян во время поединка и Джон Менса в серии послематчевых пенальти.

Парагвай-2011, вышедший в финал Копа Америка, не выиграв ни одного матча (пять ничьих в пяти поединках, две из которых – с Бразилией имени совсем ещё юного Неймара, причём в группе пентакампеоны вырулили на 2:2 на 89-й минуте), после двух рубок по 120 минут подряд банально не хватило на решающую встречу, и Суарес с Диего Форланом разбили «гуарани» ещё в первом тайме. Коста-Рика в четвертьфинале ЧМ-2014 проиграла серию пенальти голландцам, хотя откровенно на неё рассчитывала. Исландия и Уэльс на Евро-2016 не смогли сотворить несколько сенсаций подряд: после первой же победы над полноценными топами к островитянам перестали относиться снисходительно, и суммарные 2:7 от Франции и Португалии не заставили себя ждать.

Можно привести ещё уйму примеров, вплоть до выхода Мадагаскара в четвертьфинал прошлогоднего Кубка африканских наций, да только суть от этого не изменится – на вдохновении, везении, кураже и недооценке со стороны соперников реально выиграть один-два матча (в том числе и на вылет), но не турнир целиком, даже если он краткосрочный и динамичный. Особенно в наши дни, когда массивы информации, анализируемые тренерскими штабами клубов и сборных при подготовке к конкретному сопернику, настолько велики, что белых пятен вроде умения номинального опорника Папа Буба Диопа подключаться к позиционным и даже контратакам не может существовать в принципе. После французского шока сенегалец забьёт ещё дважды на ЧМ-2002, шесть раз отличится в составе Фулхэма в своём дебютном сезоне в АПЛ – а за следующие 143 поединка за разные английские клубы отметится всего двумя точными ударами. Потому что его разберут на запчасти и станут внимательнее опекать что в игре, что при стандартах. Дух времени, как он есть.

…Сейчас мне 30, и я прекрасно осознаю, что чудес планетарного масштаба не бывает ни в спорте, ни в жизни – и понимаю, что если что-то кажется удивительным и необъяснимым, то просто потому, что я недостаточно хорошо разбираюсь в сути процесса. Но перед каждым следующим большим турниром сборных, футбольным или не очень, во мне просыпается 12-летний ребёнок, в глубине души рассчитывающий, что кто-то (причём неважно, кто именно) всё-таки доведёт дело Сенегала-2002 до триумфального конца.

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты