Tribuna/Баскетбол/Блоги/На уровне и под эгидой/В баскетболе Суперлига существует уже 20 лет – и весьма успешно

В баскетболе Суперлига существует уже 20 лет – и весьма успешно

Только называется иначе.

Автор — Андрей Белик
19 апреля 2021, 21:25
60
В баскетболе Суперлига существует уже 20 лет – и весьма успешно

В футбольном мире грянула полномасштабная революция. Сильные объединились и, решив, что им надоело делить доходы со слабыми, объявили о создании нового надтурнира – Суперлиги.

Смысл всей затеи – в том, чтобы матчей с приставкой «топ» стало больше, а гранды с миллиардными доходами и сумасшедшими зарплатными ведомостями чаще играли между собой, не размениваясь на матчи с «Шеффилдами», «Брайтонами» и прочими «Сассуоло».

Для консервативного (особенно, в сравнении со спортом в США, где профессиональные лиги всю свою историю существуют в отрыве от международных федераций и добились феноменального коммерческого успеха) футбола амбициозный шаг 11 грандов и примкнувшего к ним «Арсенала» – неслыханная дерзость.

Но в баскетболе аналогичный надтурнир существует уже два десятилетия. И очень даже благополучно, несмотря на все попытки ФИБА (по сей день – безрезультатные) взять проведение еврокубков под свой контроль.

С чего все начиналось?

До 2000 года главный баскетбольный турнир Европы организовывало региональное подразделение ФИБА, но его формат и коммерческие результаты устраивали далеко не всех. Главным камнем преткновения было распределение путевок в основной раунд – привязанное, как и в футболе, к таблице коэффициентов стран и результатов каждого следующего розыгрыша национального чемпионата.

Перемены назрели, когда мимо Евролиги ФИБА последовательно пролетели «Панатинаикос» (в баскетболе греческие гранды – одни из самых успешных клубов континента) и «Барселона». При этом количество мест, зарезервированных под балканские и российские команды, резко перестало отвечать уровню клубного баскетбола в этих регионах.

Дошло до того, что в 2000-м «Пао» взял последнюю классическую Евролигу ФИБА, встретившись до «Финала четырех» только с одним действительно кассовым оппонентом – «Реалом».

Как и в футболе, раскол инициировали итальянские и испанские клубы – «Реал», «Барселона», «Баскония» (стабильная третья сила пиренейского чемпионата, играющая в одном из самых вместительных залов всего европейского баскетбола) и апеннинские топы примкнули к коммерческому надтурниру сразу.

А первый же его розыгрыш оказался настолько удачным, что через год Евролига спокойно отбила у ФИБА сомневавшихся: «Панатинаикос», «Маккаби», ЦСКА и турецкие команды во главе с «Эфесом».

Как это выглядит сейчас?

Все время своего существования Евролига (именно так называется баскетбольная Суперлига, штаб-квартира которой базируется в Испании) смело экспериментировала с составом участников. Еще лет восемь-десять назад в него могли войти простые смертные – вроде клубов из Польши, Украины или Хорватии, – а для особо страждущих даже существовала квалификация.

Но позже от этой практики организаторы, частная контора под названием Euroleague Basketball, отказались. Ведь чемпионы маленьких по баскетбольным меркам стран практически всегда оказывались неконкурентоспособными в битвах с грандами, а матчи с участием команд-золушек из топ-чемпионатов вроде итальянского «Сассари» или российского «Нижнего Новгорода» генерировали минимальный зрительский интерес.

Сегодня фундаментом Евролиги являются 11 клубов-основателей – они имеют с турниром долгосрочные соглашения о сотрудничестве (заключались в 2015-м на десять лет) и участвуют в каждом следующем розыгрыше независимо от результатов национальных чемпионатов. Это испанское трио «Реал» – «Барселона» – «Баскония», греческие «Олимпиакос» и «Панатинаикос», итальянский «Милан», турецкие «Эфес» и «Фенербахче», литовский «Жальгирис», израильский «Маккаби» и российский ЦСКА.

Помимо всего прочего, эти клубы являются членами совета акционеров Евролиги, и ни одно важное решение не может быть принято без их согласия.

Остальные семь путевок в регулярный чемпионат Евролиги, в котором 18 команд играют по классической двухкруговой системе «матч дома – матч на выезде», а чемпиона определяют в плей-офф и «Финале четырех», распределяются тремя способами. Часть достается лучшим командам предыдущего розыгрыша Еврокубка (это второй по значимости европейский баскетбольный турнир, который тоже не подчиняется ФИБА), часть – не входящим в число команд-основателей топам из сильнейших национальных чемпионатов (Испания, Германия, Россия и Адриатическая лига, где играют все балканские гранды), а еще часть – распределяется в виде уайлд-кард.

Именно третьим способом в 2013 году в Евролигу попал украинский «Будивельник» – правда, только на один сезон.

К клубам со стороны предъявляются достаточно жесткие требования: как по части инфраструктуры (домашняя арена должна вмещать не менее пяти тысяч зрителей), так и в плане финансов. Прямо сейчас уайлд-кард владеют клубы, представляющие для Евролиги максимальный коммерческий интерес – немецкая «Бавария», российский «Зенит», спонсирующийся «Газпромом», и французский АСВЕЛ, созданный четырехкратным чемпионом НБА Тони Паркером и тесно сотрудничающий с футбольным «Лионом».

Что на этот счет думают в ФИБА?

В 2015-м на фоне перманентного коммерческого успеха футбольной Лиги чемпионов баскетбольные чиновники осознали, что сотворили глупость, отпустив Евролигу в свободное плавание – и предприняли попытку вернуть еврокубки под свой контроль. Она сопровождалась созданием ФИБА собственной ЛЧ, угрозой санкций отдельным людям и целым национальным федерациям (вплоть до бессрочной дисквалификации и отстранения сборных от всех официальных турниров) и давлением на клубы-основатели со всех возможных сторон.

Но судьбу конфликта, который в вялотекущей форме продолжается по сей день, решили деньги. Когда чиновники из ФИБА выкатили грандам призовой фонд своей Лиги чемпионов (5,2 миллиона евро на всех и 500 тысяч для победителя), те только посмеялись – а спустя несколько недель подмахнули десятилетние договора с Евролигой, которая привела действительно серьезного партнера в лице американской компании IMG.

Осознав, что воевать с основателями Евролиги попросту бессмысленно, ФИБА стала давить на участников Еврокубка – но тоже без особых успехов. Спустя два года после начала противостояния французские и немецкие клубы, ставшие под угрозой санкций на сторону чиновников, вернулись в орбиту Euroleague Basketball, а до отстранений и дисквалификаций дело так и не дошло.

А что со сборными?

Одним из инструментов давления на клубы, создавшие футбольную Суперлигу, призван стать гипотетический недопуск их игроков до матчей сборных. Баскетбол живет в этой реальности уже четыре года – клубы Евролиги просто не отпускают спортсменов в национальные команды посреди сезона, даже если речь идет об официальных турнирах вроде квалификации чемпионатов мира и Европы.

Потеряв надежду договориться с топ-клубами и взять еврокубки под свой контроль, ФИБА реорганизовала систему турниров сборных по образу и подобию футбольных – с продолжительными отборочными циклами и обязательным минимумом домашних матчей для каждой федерации. И, естественно, международными окнами посреди сезона: два последних из них состоялись в ноябре 2020-го и феврале 2021-го.

Акционеры Евролиги эту идею не оценили, и не посчитали нужным учесть окна под матчи сборных в своем календаре. Именно по этой причине в национальную команду Украины очень редко приезжает центровой «Барселоны» Артем Пустовой: очередной тур регулярного чемпионата Евролиги запросто может совпадать по времени с поединком сборной в квалификации Евробаскета, а право принятия решения в такой ситуации остается за клубом, который платит игроку зарплату на постоянной основе.

Иногда баскетболисты из команд Евролиги все же принимают участие в матчах сборных посреди клубного сезона, но это – явление скорее исключительное, нежели системное. Если конкретной федерации здесь и сейчас кровь из носу нужен конкретный игрок (наиболее часто встречающиеся сценарии – натурализованный легионер сборной Турции, кем бы он ни был в конкретный момент времени, и российские баскетболисты ЦСКА), ее руководство в частном порядке может попробовать договориться с конкретным клубом. Но получается далеко не всегда.

Это приводит к возникновению парадоксальных ситуаций, при которых действующий чемпион Европы Словения не попадает на следующий чемпионат мира, потому что весь ее золотой ростер играет либо в НБА, либо в Евролиге, и в квалификации не участвует. Зато на первенство планеты едет Черногория, клуб лучшего игрока которой «прокатывают» мимо Евролиги, и он делает разницу в отборе.

Но это проблемы исключительно организаторов турниров сборных, которым в результате их же политики вместо Луки Дончича с Гораном Драгичем приходится довольствоваться ноунеймами в мировом масштабе Бояном Дубльевичем и Марко Тодоровичем. Ведь подавляющее большинство баскетболистов предпочтет контракт с клубом Евролиги (об НБА и говорить не стоит, ведь для каждого, кто берет в руки оранжевый мяч, возможность сыграть за океаном – мечта всей жизни) соглашению с командой из условной Лиги чемпионов ФИБА, даже если платой за это будет невозможность защищать цвета своей страны.

Потому что Евролига – это одновременно и статус, и деньги. Куда более существенные, чем в любом другом месте, за вычетом НБА.

Другие посты блога

Все посты