Tribuna/Баскетбол/Блоги/Blogg на паркете/«Бакс» хотят убедить Янниса в своем профессионализме, но позорно тупят с контрактами других игроков

«Бакс» хотят убедить Янниса в своем профессионализме, но позорно тупят с контрактами других игроков

Не только Богданович.

Автор — ramays
13 декабря 2020, 20:23
1
«Бакс» хотят убедить Янниса в своем профессионализме, но позорно тупят с контрактами других игроков

Привет! Это серия текстов «Простые ответы на сложные вопросы о деньгах НБА». Мы уже поговорили о «Голден Стэйт», о «Лейкерс», и на очереди – «Милуоки Бакс», (пока что) команда Янниса Адетокумбо. Они правда облажались уже дважды за последнее время, потому что не знают правил?

До старта нового сезона НБА осталось меньше двух недель, а еще не все вопросы межсезонья решены. Точнее, остался всего один, если только вы не верите в то, что за несколько дней удастся найти обмен полубастующего Джеймса Хардена.

Подпишет ли Яннис Адетокумбо супермаксимальное продление контракта с «Милуоки» до 2026 года?

Коротко – что это за зверь такой, супермакс. Максимальные зарплаты бывают трех уровней в зависимости от стажа игрока, но для лояльных суперзвезд приготовлен бонус – возможность вскочить на самый высокий уровень заранее, не после 10 лет в НБА, а после 8. Для этого игрок должен быть MVP или попасть в сборную сезона/стать лучшим защищающимся НБА в последнем сезоне перед таким контрактом (или в два сезона подряд до этого), а также не менять команду после своего контракта новичка.

Всего в НБА было 5 таких супермаксимальных контрактов – их получили Карри, Харден (его единственный переход – в течение первых 4 сезонов в лиге, что разрешено), Лиллард, Уэстбрук и Уолл. Кавай, Кайри и Дэвис могли претендовать на супермакс, но продавили обмены из «Сан-Антонио», «Кливленда» и «Нового Орлеана» соответственно и лишились такого права. Кембе Уокеру «Шарлотт» отказались давать такой контракт, Пола Джорджа, Джимми Батлера, Демаркуса Казинса обменяли еще до того, как они могли претендовать на супермакс. Деандре Джордан и Руди Гобер просто недостаточно хороши для подобного контракта, Дончич, Йокич, Эмбиид и прочие – еще слишком молоды.

Яннис легко выполнил все нормативы, в 2021 году у него будет 8 лет стажа – и уже сейчас у него есть возможность подписать продление, вступающее в силу следующим летом.

228 млн на 5 лет. Самый крупный контракт в истории.

У Адетокумбо есть срок до 21 декабря, чтобы поставить свою подпись под этим соглашением – правда, он сможет подписать такой же контракт и летом. Но отказ продлеваться заранее – очень неприятный сигнал.

И изначально «Бакс» были настроены оптимистично. Яннис, конечно, намекал, что требует от клуба активности, но все было за «Милуоки» – другие клубы следующим летом смогут дать греку «лишь» 145 млн на 4 года, да и активность по укреплению состава «Олени» действительно проявляли.

Сначала они выменяли Дрю Холидэя из «Нового Орлеана», очень близкого к звездному уровню универсала, одного из лучших обороняющихся игроков НБА, который может параллельно с черновой работой и регулярно собирать 20 очков за игру, одинаково уверенно играя и разыгрывающего, и атакующего защитника.

А потом договорились о хитром переходе Богдана Богдановича.

Слишком хитром.

Как упустили Богдановича

Богданович был свободным агентом «Сакраменто», а поскольку зарплаты игроков «Бакс» существенно превышают потолок, сделку можно было оформить только как «сайн-энд-трейд»: единая сделка, в которой два клуба и игрок договариваются о том, что он подписывается со старой командой и тут же обменивается в новый.

У «Бакс» были необходимые активы для этого – два молодых игрока Донте Дивинченцо и Ди Джей Уилсон на недорогих контрактах и истекающая зарплата Эрсана Ильясовы на 7 млн, которую для обмена пришлось бы гарантировать.

Все было отлично, пока все не вытекло в прессу. Инсайдер всея НБА Эдриан Воджнаровски раскрыл подробности сделки, и в офис лиги тут же пошли жалобы от других команд (читай: претендентов на Янниса Адетокумбо). Ведь разговаривать со свободным агентом Богдановичем до открытия рынка (а это было за несколько дней) «Бакс» не имели права. «Кингз», кстати, тоже.

Конечно, все всегда обсуждают контракты до межсезонья, это секрет Полишинеля – но никто не сливает информацию так беспечно. Неизвестно, кто из сторон опростоволосился и все разболтал, но «Бакс» тут же включили обратный ход: вся эта сделка – лишь просто обсуждение между командами, с сербом никто не контактировал, пожалуйста, не штрафуйте нас (лига может отнять у клуба пики, деньги, отстранить менеджеров от работы). Ильясове ничего не гарантировали – турок потерял 7 млн из-за чьего-то длинного языка.

После этого сделка уже была невозможной даже с согласия лиги (вряд ли бы оно было) – у «Бакс» не хватало контрактов на новый сайн-энд-трейд, и Богданович подписался с «Атлантой».

Теперь Яннис вновь увиливает от вопросов о новом контракте, и энтузиазм «Милуоки» угасает.

«Милуоки» включили запасной вариант – подписали тройку неплохих ветеранов на разные позиции (Огастин, Портис, Форбс), остались с Дивинченцо и Уилсоном, общая сумма зарплат этих пятерых игроков всего на 2 млн выше зарплаты Богдановича в «Хоукс».

Заодно решили продлить одного из своих свободных агентов – Пэта Коннотона. Тот самый Воджнаровски поведал о деталях сделки – сумма контракта – 8 млн, опция игрока на второй сезон.

Спустя несколько часов информация меняется: Коннотон подпишет контракт на 3 года с опцией, а общая сумма выросла сразу вдвое – 16 млн. Изначальный контракт на 1+1 был просто нелегален.

Неужели «Бакс» облажались второй раз за несколько дней?

Не обязательно. Конечно, ценители баскетбольной комедии очень хотели бы продолжения истории бестолкового межсезонья «Милуоки», и над менеджментом «Бакс» начали дружно смеяться – как вы собираетесь удерживать Янниса, если вы Коннотона правильно продлить не можете?

Ошибка, если она была, очень вероятна и ничем не примечательна: в НБА бывают подобные косяки, о многих мы вообще не узнаем.

Спец по хитрым контрактам Дэрил Мори дважды неверно истолковывал правила НБА с контрактом Нене. В 1996 году «Хит» неправильно рассчитали место под потолком зарплат, пытаясь подписать свободного агента Джувэна Ховарда. Даже сама лига регистрировала нелегальные сделки – например, контракты Тима Данкана и Зака Рэндолфа, где была опция игрока с понижением зарплаты, чего быть не может и что заметили только интернет-эксперты, а не работники офиса НБА.

Каждый новый обмен и переход перед подтверждением от НБА рассматривается экспертами лиги – и даже те в самых сложных случаях иногда долго чешут репу, выискивая в 598-страничном Коллективном соглашении нужный подпункт, поправку, параграф в приложении.

Возможно, «Бакс» нигде не ошиблись!

Пэта действительно нельзя было продлить на 1+1... по ранним правам Берда. Как это все работает: своих свободных агентов можно продлевать выше потолка зарплат. И если у них полные права Берда, нет никаких нестандартных ограничений в сроке, сумме, опциях. Но полные права Берда появляются, когда игрок проведет 3 года в одной команде или на одном контракте.

Коннотон провел всего два, значит, у него возникли так называемые «ранние» права. Теперь в продлении с «Бакс» его новая зарплата не может быть выше средней по НБА, а главное – срок контракта не может быть короче двух сезонов.

Это придумано для того, чтобы игрок с ранними правами не мог переподписаться на сезон на маленький контракт, получить полные права через год и уже продлеваться без ограничений.

Но быть может, «Бакс» и не собирались продлевать Коннотона именно по ранним правам Берда. Если бы получили Богдановича. Переход серба по сайн-энд-трейду включал жесткий потолок для «Бакс», и если бы он получил здесь свои 18 млн в год, то в платежку «Милуоки» влезали бы только игроки на минималках – и пара контрактов уровня 4 млн в год. На такие контракты у «Бакс» оставалось исключение среднего уровня.

Обычно такое исключение используют на чужих свободных агентов, когда на своих есть хоть какие-то права Берда, полные или неполные, но у «Бакс» с очень дорогой потеницальной стартовой пятеркой с Богдановичем не было возможности и использовать мидлевел на других игроков, и продлить Коннотона. Так что в той ситуации контракт 1+1 Пэт Коннотон мог подписать за мидлевел, как обыкновенный свободный агент.

Иногда бывает, что с игроком устно договариваются об одном контракте, единственно возможным для клуба в тот момент, но потом ситуация меняется, и ему предлагают что-то большее – так было, например, в 2015 году с «Далласом». После того как команду Марка Кьюбана «кинул» Деандре Джордан, решивший увильнуть от устной договоренности, больше денег от «Мэверикс» получили Хосе Хуан Бареа (16 на 4 вместо 6 на 2) и Уэсли Мэттьюз (70 на 4 вместо 57 на 4).

Стоп, а кто вообще такой Пэт Коннотон?

Атлетичный белый защитник в первую очередь известен тем, что долго выбирал между профессиональным бейсболом и баскетболом. После школы его хотели забрать в МЛБ, но он объявил о том, что поступает в колледж, поэтому вместо первого раунда драфта был выбран в 38-м. В 2014 его вновь выбрали на бейсбольном драфте – уже в четвертом раунде. Пэт сыграл за фарм-клуб «Батлтимора», показал себя хорошим питчером – но решил доучиться, вернулся на последний год в университет, и понял, что в баскетболе у него перспектив больше.

В 2015 году Коннотон уже вышел на драфт НБА, где по всем ориентировкам должен был попасть в «Бостон»:

• родом из Массачусеттса;

• как и когда-то Дэнни Эйндж, совмещал бейсбол и баскетбол;

• зовут Патриком, ирландская фамилия, играл за «Файтинг Айриш» в университете Нотр-Дам;

• «Кельты» действительно проявляли интерес к игроку.

Но когда в первом раунде «Бостон» не получил своего бигмена (Нэнса «Лейкерс» выбрали на пик раньше), Эйндж пошел по другому пути, взяв защитника Хантера в первом раунде, а во втором раунде вместо Пэта – центрового Джордана Мики. Обоих уже давно нет в НБА, в отличие от Нэнса и Коннотона.

Пэт провел 5 лет в НБА исключительно в роли запасного в «Портленде» и «Милуоки», но постоянно выходил в плей-офф со своими клубами и считается полезным ролевым игроком, который может и в защите сыграть, и трешку бросить, и сверху поставить (уже 100 данков в лиге при росте 196 см, участие в слэмданк-контесте в этом году, где изображал Билли Хойла).

Итак, резюмируем.

Предполагая переход Богдановича, «Бакс» не могли дать Коннотону больше 8/2, при этом могли использовать MLE, чтобы подписать того на 1+1.

Без Богдановича возникла необходимость потратить MLE на других свободных агентов Огастина и Форбса, зато под жестким потолком стало больше денег – и Коннотона продлили на лучшие условия по ранним правам Берда.

Но это, конечно, адекватный сценарий.

Бритва Хэнлона кромсает его на мелкие лоскуты и говорит нам: чтобы поверить в этот сценарий, а не в простую глупость, нужно подразумевать профессионализм менеджеров «Бакс».

Который они до сих пор не очень-то и часто проявляли.

Фото: Gettyimages.ru/Ashley Landis – Pool, Jonathan Daniel, Kevin C. Cox

Другие посты блога

Все посты