Tribuna/Баскетбол/Блоги/Баскетбольный дайджест/Что затевается в «Оклахоме», и при чем здесь Дюрэнт

Что затевается в «Оклахоме», и при чем здесь Дюрэнт

А что если от ухода Дюрэнта на самом деле выиграли все? Над главным вопросом задумался Алексей Серяков.

Автор — Tribuna.com
27 октября 2017, 16:04
Что затевается в «Оклахоме», и при чем здесь Дюрэнт

А что если от ухода Дюрэнта на самом деле выиграли все? Над главным вопросом задумался Алексей Серяков.

Кусок мяса разрезали пополам, хотя половина для Кельды оказалась слегка поменьше, чем половина для Тиффани. Строго говоря, одна половина не может быть меньше другой, потому что тогда она будет уже не половина, но на практике все понимают, что это значит. 

Расселл Уэстбрук в роли гостеприимной хозяйки – это что-то новенькое. Мы привыкли считать, что лидера «Оклахомы» невозможно изменить, и это сильно похоже на правду. Но есть ощущение, что в усвоенный за последние годы стереотип придется внести значительное дополнение. 

Уэстбрук действительно не поддается влиянию со стороны. Он абсолютно непробиваем, потому что для него не имеет значения, что мы будем о нем думать. Кто-то другой не способен изменить такого человека, но Расселл может поменяться сам. Если захочет. 

При просмотре первых матчей «Тандер» в сезоне время от времени мелькало ощущение, что Уэстбрук хочет что-то сделать не только для победы, но и для своих новых партнеров. Раньше такое чувство не появлялось даже в тех играх, где Расселл отдавал по 20 передач. 

Пример? За 8 секунд до конца матча с «Миннесотой» Уэстбрук при -2 получил мяч и на первом же шаге ушел от Джимми Батлера, после чего увидел перед собой огромный коридор до самого кольца (защита у «волков» по-прежнему паршивая). Расселл уже набрал скорость и мог спокойно обходить Карла-Энтони Таунса, чтобы как минимум сравнять счет, а, может, и попутно найти фол. 

Вместо этого Уэстбрук не стал залетать в «краску», сразу отдал мяч Кармело Энтони и закрыл траекторию движения Таджу Гибсону, не дав тому помешать Мело. Баззер Эндрю Уиггинса и заслон Таунса отбросили густую тень на этот эпизод, а потому никто не придал ему особого значения. 

Возможно, этот момент действительно ни о чем не говорит. И все же: ничто не мешало Расселлу сделать то, что он привык делать в таких ситуациях. Батлер был отыгран одним движением, Гибсон не успевал сместиться, а за спиной выходящего на Уэстбрука Таунса открывался Стивен Адамс. Но РВБ даже не стал лезть внутрь, моментально отпасовав на Мело. 

Забавно, но к тому моменту Энтони попал 1 трехочковый из 6, а потому никак нельзя говорить, что Уэстбрук отдал ключевой бросок игроку, у кого в тот день летело из-за дуги. Расселл любит неочевидные решения, но обычно это проявляется иначе. 

***

На сегодня РВБ занимает третье место в команде по числу бросков с игры, хотя находится на площадке больше всех. У Мело 20,5 бросков за матч, у Уэстбрука – 16,3. Даже Пол Джордж, сыгравший в матче с «Индианой» всего 19 минут из-за перебора фолов, атакует чужое кольцо чаще (17,5). У Расселла уже есть две встречи, в которых он совершил не больше 12 бросков с игры за 30+ минут. В прошлом сезоне такого не случалось ни разу. 

Доходит до страшного: РВБ отдает по 13 передач за игру, не являясь лидером команды по Usage. USG Уэстбрука сейчас находится ниже отметки в 30%, чего не было с его второго сезона в НБА. 

Расселл был лидером «Оклахомы» по USG семь лет подряд. В двух первых сезонах на Кевина Дюрэнта выпадала более ощутимая нагрузка, но с чемпионата-2010/11 номинальное лидерство неизменно было у Уэстбрука. И надо же – как-то так получилось, что Кей-Ди стал MVP именно в том сезоне, в котором РВБ играл меньше всего, – лишь 46 матчей в регулярке-2013/14, единственный раз, когда Расселл провел менее 2000 минут за чемпионат. 

Разумеется, все цифры этого сезона довольно условны из-за микроскопической выборки в 4 матча. Нет никаких сомнений, что Уэстбрук по ходу регулярки увеличит как количество бросков, так и свой Usage. Но сейчас РВБ делает нечто более важное – он показывает Кармело Энтони и Полу Джорджу, что не относится к ним как к гостям или приглашенным на пару эпизодов сериала звездам. 

Невысокая эффективность на данном этапе не имеет никакого значения: в первые месяцы важнее убедить Мело и Джорджа в значимости их роли, чем выдать парочку победных серий. В отличие от прошлого сезона, с Билли Донована можно будет спрашивать за результат: у «Оклахомы» вновь есть ресурсы для выстраивания современной игры. 

Годом ранее «Тандер» были обречены на героический баскетбол, потому что у команды отсутствовали ресурсы для создания свободного пространства: минимальное количество людей со стабильным дальним броском или умением обыграть один в один делали «Оклахому» жутко предсказуемой. Вся опасность в атаке исходила от одного человека, которого сдавливало огромное количество дабл-тимов и необходимость придумывать что-то на ограниченном куске площадки из-за нехватки снайперов. 

Как результат, ОКС стали худшей командой прошлого сезона по реализации дальних бросков (32,6%) и заняли только 18-е место по доле трехочковых (29,6% от всех бросков с игры). С появлением Мело, Джорджа и умеющего пальнуть издали Патрика Паттерсона «Оклахома» поднялась уже на седьмую строчку (36,5% Three Point Rate) и замыкает двадцатку по точности (33,3%). 

Это создает место для реактивного Уэстбрука и любящего потанцевать с мячом в руках Мело. «Тандер» будут добавлять по мере знакомства тренера с важными новичками и их привыканию к новой системе. Она не будет замысловатой, но для Донована главное не допустить резкого проседания по трем главным командным козырям прошлого сезона – защите, переходным фазам игры и подборам. Пока ОКС отлично с этим справляются, оставаясь одной из лучших команд лиги по раннему нападению и противодействию быстрым отрывам. С эффективностью защиты и подборами все тоже в порядке – топ-10 НБА по обеим показателям. 

Опасаться нужно другого – несовместимости Пола Джорджа и Кармело Энтони. К Сэму Прести не может быть вопросов: если есть возможность обменять готовую звезду на пик второго раунда, белого снайпера и что-то турецкое, ею надо пользоваться. Но в НБА есть два главных примера, когда звездный игрок отказывался от проходов под кольцо ради среднедальних бросков – и решение объединить их ведет к большому риску превратить как минимум одного из новичков в ролевика, привыкшего к чему-то большему. (подробнее про Джорджа)

Мело 22 года: 50,3% от всех бросков – из «краски», 39,5% - средняя дистанция, 10,3% - трехи 

Мело 25 лет (последний полный сезон в «Денвере»): 46,1% - 41,6% - 12,5% 

Мело 27 лет (первый полный сезон в «Никс»): 39,5% - 39,7% - 19,8% 

Мело 32 года (прошлый сезон): 20,3% - 49,5% - 30,3% 

Полу Джорджу 22 года: 32,6% - 27,5% - 40% 

Полу Джорджу 25 лет (первый сезон после тяжелой травмы): 24,9% - 36% - 39,1% 

Полу Джорджу 26 лет (прошлый сезон): 22,9% - 40,5% - 36,8% 

Пока Мело гораздо эффективнее Джорджа, потому что лучше решает один в один, точнее бросает с получения и носит худи. Пол в прошлом чемпионате реализовывал 39,3% трехочковых, но его нельзя назвать топ-снайпером, так как у него была слишком высокая доля открытых трешек (77% от всех атак из-за дуги) и это задирало процент попаданий. В ОКС у 13-го номера пока гораздо меньше открытых бросков. 

Нынешняя линейка Джорджа выглядит ужасно (38,6% с игры, 30,3% из-за дуги), но в этом виновата маленькая выборка. Цифры будут выше, но ни о каких 40% с периметра речи быть не должно: ниже 34-35% на длинной дистанции он падать не должен, но и выше 36-37% с таким количеством бросков с сопротивлением вряд ли поднимется. 

Еще одна проблема Джорджа – он, в отличие от Мело, сильнее привязан к одной стороне. Пол с первых сезонов чаще и эффективнее атакует с правой стороны площадки, и это еще одна сложность для нападения «Тандер». 

Более того – сомнения вызывает не только совместимость Джорджа с Мело. Другой новичок с броском, Патрик Паттерсон, должен был стать важным игроком скамейки и добавить атаке той самой ширины. Паттерсон здорово бьет трехи, но, как и Джордж, гораздо эффективнее действует на правой половине: в двух предыдущих сезонах Патрик попадал из правого угла 49% дальних бросков, а из левого – всего 32%. Любопытно, что пока Паттерсон тоже выглядит печально: за 4 матча он 7 раз бил из-за дуги и попал лишь однажды. 

Перед началом сезона многие опасались, что Расселл подомнет под себя Мело с Джорджем и превратит их в литературных негров. Но вот что получается: Мело в прошлом сезоне совершал 18,8 бросков с игры, теперь – 20,5. Джордж получает 17,5 бросков вместо 18 (помним про 4 из 8 против «Индианы» из-за перебора фолов). Даже Стивен Адамс стал атаковать кольцо чаще, и если бы он играл не в «Оклахоме», а в менее тенистой местности, то его хвалили бы раза в 4 больше, чем сейчас. 

И только количество бросков Уэстбрука упало аж на треть: с 24 до 16,3 попыток, так редко Расселл не атаковал кольцо со второго сезона в НБА. Это позволяет ему показывать лучшие цифры в карьере по всем бросковым показателям: 47,7% с игры (рекорд карьеры – 45,7%), 44,4% из-за дуги (34,3%), 53,8% eFG (48,9%). Все эти цифры сползут, но все равно должны стать лучшими в карьере по одной причине: именно сейчас РВБ ближе всего к балансу в своей игре, чем когда бы то ни было прежде. 

Именно баланс станет для «Тандер» определяющим фактором в этом сезоне. Если будет баланс, появится и эффективность: мастерство не позволит Уэстбруку и Мело опуститься ниже определенного уровня, а Джорджу нужно больше времени из-нескольких деталей – он моложе, впервые поменял команду и нуждается в дополнительных условиях. Мело в любой обстановке будет набирать свои 20-25 очков, а вот Полу нужно интегрироваться в систему и чаще получать мяч в комфортных ситуациях, чтобы приносить команде заметную пользу. 

Щедрость Расселла Уэстбрука нуждается в дополнительном наблюдении. Пол Джордж слабо начал сезон и завалил матч с «Индианой» – жутко интересно, сколько бросков он получит в следующей игре с «Миннесотой». Если РВБ поддержит Джорджа в непростой период и тот совершит 20+ попыток, то теорию о меняющем себя Уэстбруке можно будет воспринимать всерьез. 

Остается главный вопрос: с чего вдруг Расселл вздумал помогать адаптироваться новым партнерам и отдавать им треть своих бросков, если скоро эти товарищи могут уйти? Почему он не бросал по 16 раз за игру при Дюрэнте, но делает это при стареющем Мело и нестабильном Джордже? Зачем добиваться их расположения, если Уэстбрука не волнует мнение окружающих? Если он никогда не хотел меняться, то что могло заставить его передумать в 28 лет? 

Это самое интересное. 

Во-первых, Уэстбрук всегда производил впечатление человека, отделяющего просто окружающих его людей от своих партнеров. Во-вторых, возраст тут точно ни при чем. Расселл точно не входит в число людей, меняющихся просто из-за того, что стали немного старше. 

Но тогда что? 

Пожалуй, Кевин Дюрэнт.

Уход Кей-Ди явно впечатлил не привыкшего чему-то удивляться Уэстбрука. Расселл выместил злобу в прошлом сезоне: его команда не могла претендовать на что-то значимое, и он посвятил весь чемпионат самому себе. «Оклахома» превратилась в реалити-шоу его имени: РВБ играл на себя и делал это так искренне, что вошел в историю. Пока мы измеряли Уэстбрука исключительно в трипл-даблах, он просто пер вперед. Возможно, Ежи Лец был прав, когда писал, что бессильная ярость творит чудеса. 

Сэм Прести добавил к Стивену Адамсу двух игроков уровня Матча звезд, снова сделав команду по-настоящему конкурентоспособной. Если еще и Уэстбрук заиграет новыми красками, мы получим один из самых интересных сюжетов сезона.

Из-за этого одна мысль давно не дает мне покоя. Инквизиция уже приготовила костер, но все же.

А что если от ухода Дюрэнта на самом деле выиграли все? 

С самим Кевином все понятно: он уже получил то, чего хотел – титул, звание MVP финала и прочее. 

Сэм Прести частично отмыл свою репутацию от того самого обмена Хардена, раздобыв Пола Джорджа и Кармело Энтони по низкой цене. 

Нейтральные болельщики получили одну из мощнейших сюжетных линий и, похоже, стали воспринимать Дюрэнта именно так, как он заслуживает. 

Расселл Уэстбрук как минимум превратился в наших глазах из камня на горбу умницы-Дюрэнта в настоящего самурая и выдал исторический сезон. Ведь шансы на титул с Кей-Ди при живых «Голден-Стэйт» и «Кливленде» все равно были невысоки. 

Ну и самое важное: если все написанное выше не является еретическим трактатом и у нас есть возможность увидеть другого Расселла Уэстбрука, то это очень редкое событие. 

Такие люди, как Уэстбрук, встречаются очень редко. Но еще реже они становятся другими.

Фото: Gettyimages.ru/J Pat Carter, Jeff Zelevansky (3)

Другие посты блога

Все посты