НБА

Джордан – лучший по победным броскам под сирену. У Леброна больше всех в плей-офф

Новые данные.

Basketball-Reference составил список всех бросков с сиреной в истории НБА. Авторы считают победными базербитерами исключительно те попытки, которые случились при равном счете или при отставании победившей команды, причем игровое время истекло вместе с попаданием. В общем, мяч Тима Данкана за 0,4 секунды до окончания пятого матча серии с «Лейкерс» в 2004-м не подходит под эти критерии. Исключались так же те броски, которые всего лишь переводили игру в овертайм, а не приносили победу. То есть знаменитый мяч от Джерри Уэста в третьем матче финала-1970 тоже пролетает.

Базербитеров, которые принесли победу одной из команд, оказалось в общей сложности 773 штуки. (Попадания, случившиеся во время Матчей всех звезд, так же не принимались во внимание). Кроме того, не вошли в зачет базеры конкурирующей с НБА в 70-е годы лиги АБА: она освещалась гораздо хуже, и ее матчи не транслировались по общенациональному телевидению.

Авторы уточняют, что видео-подробности всех моментов доступны с начала 80-х. Для большей части остальных эпизодов им приходилось опираться на письменные свидетельства. Особенно проблемным периодом оказались годы между 1946-м и 1955-м, когда работа секундометриста была не столь четкой и даже участники соревнования не особенно понимали, сколько времени осталось на табло.

Первенство Джордана в этой категории самоочевидно. Как минимум, потому, что все его базербитеры – от первого, решившего исход серии с «Кливлендом» в 89-м, до последнего, забитого уже в составе «Вашингтона», но все равно «Кливленду» – хорошо документированы и запечатлены в памяти любого уважающего себя любителя баскетбола.

Джордан – символ побед. Джордан – одновременно символ побед, достигнутых героическим усилием.

«Если у вас есть сомнения касательно исполнения броска или вы чувствуете «давление», осуществляя бросок, то это происходит исключительно из-за того, что вы недостаточно тренировались, – говорит он сам. – Единственный способ снять давление – это работать над фундаментальными вещами, тренироваться и тренироваться для того, чтобы, когда в игре наступает тяжелый момент, вы были бы готовы ко всему.

Я мог обыграть вас один на один, заработать штрафные или отзащищаться. И если вы бросите на меня троих, то я отдам передачу партнеру для отрытого броска.

Никто не верил мне, когда я рассказывал, что всегда тренировался с большей самоотдачей, чем показывал в официальных матчах. Но это правда. Именно на тренировках вы создаете себе зону комфорта. А во время игры вы просто реагируете на то, что ваше тело и так привыкло делать».

Броски под сирену Джордана характеризуются тремя ярко выраженными отличиями.

Во-первых, высочайшей результативностью: в победных матчах он набирал 34,4 очка, гораздо больше, чем кто-либо еще.

Во-вторых, ему не требовались партнеры для того, чтобы совершить самый важный бросок в матче. В семи ситуациях из девяти не было результативной передачи.

В-третьих, все девять базеров – это броски после ведения: 7 со средней дистанции, еще 2 трехочковых. Это запатентованное смертоносное оружие ЭмДжея, о чем все и так, впрочем, знали.

Важный факт, который стоит иметь в виду: к Джордану начали подбираться только в наше время (Леброн имеет возможность вообще его обойти), только тогда, когда сам он узаконил моду на массовость героических побед. До этого рекордная отметка в данном компоненте составляла 4 попадания (ее достигли 11 игроков, в том числе Билл Лэймбир).

***

Пола Пирса всегда считают переоцененным. Или вообще запомнившимся разве что тем, что наделал в штаны прямо во время матча.

Но никто не ассоциируется с бросками под сирену так, как форвард «Бостона». Как сказал один известный оратор, «Пол Пирс – это Истина».

Пирс семь раз выигрывал матчи базерами под сирену и еще пять помогал сделать это своим партнерам. По первому показателю он занимает общее четвертое место в истории, по второму – без вариантов первое.

Пирс предлагает многочисленные опции: и броски с отклонениями (как тогда против «Нетс»), и трехочковые (как тогда против «Торонто»), и проходы (против «Майами»). Но самое важное – его широченная корма производила такое завораживающее впечатление на защитников, что он либо что-то придумывал (всегда самостоятельно, без передачи), либо стягивал на себя игроков и находил партнера.

***

Ну, и самый неожиданный человек в этом списке.

Андре Игудала, само собой, известен чемпионским духом – в конце концов, он единолично успокоил молодую команду «Уорриорс» в их первом финале в 2015-м. Но его умение показывать все лучшее в самое напряженное время обычно забывается.

Игги дважды спасал «Уорриорс», а еще три базера записал в бытность игроком «Филадельфии». В итоге он делит первое место по броскам под сирену в «76-х» с Дольфом Шэйесом и делит второе место в «Голден Стэйт» (уступая лишь Рику Бэрри).

В эпоху наяривания на статистику и эффективность Кобе Брайант перешел в разряд игроков попсовых и переоцененных. Еще тогда, когда лидер «Лейкерс» вел команду на второй три-пит, разрешились все споры по данному вопросу: в решающие моменты игры он показывает один из худших процентов попаданий среди всех суперзвезд. Было предложено и понятное тому объяснение: дело не в нехватке умений, а в том, что Брайант чересчур узурпировал мяч, не был готов откинуть даже Саше Вуячичу, а потому действовал слишком предсказуемо для защиты.

Хотя с тех пор прошло десятилетие, но миф о склонности Брайанта «убивать», лишать соперников всяческой надежды, казнить их мучительными способами лишь упрочился.

И понятно почему.

Во-первых, Кобе располагается на второй строке по броскам под сирену – сразу за Джорданом. У него их восемь.

Во-вторых, никто не выдумывал более изощренные варианты для самоутверждения. В конце концов, у Брайанта не только тот безумный бросок через Уэйда в Рождество, но и сразу два (два!) матча, когда он сравнивал счет базером в основное время и тут же вырывал победу базером в овертайме.

В-третьих, базеры Кобе всегда были связаны с победными периодами в истории его клуба. Четыре случились во время первого три-пита, четыре – во время второго, а еще один украсил феноменальную серию 2007-го, когда «Лейкерс» не хватило чуть-чуть, чтобы опрокинуть команду со второй позиции.

Ну, и, в-четвертых, потому, что никто больше него не вырывал победы тогда, когда все уже складывалось в пользу соперников. Его команда уступала, а он единолично делал ее победителем.

Возможно, процент таких бросков у Кобе был не очень. Но в данном случае перевесило другое. Он всегда говорил: «Любой негатив – давление или вызовы – я всегда рассматриваю как возможность показать себя». Даже ошибаясь, Брайант не терял уверенности и вновь и вновь брал на себя инициативу, брал на себя ответственность, сохранял феноменальный иммунитет к промахам, неудачам, критике со стороны.

В итоге взял количеством.

***

Сразу за Брайантом еще одна крайне сомнительная фигура – тот самый Винс Картер, который просрал карьеру, симулировал травму ради трейда, предпочел выпускной седьмому матчу… Ну, вы знаете.

Картер ничего не выиграл, сменил кучу команд, запомнился главным образом данк-контестом… И при этом подтвердил свою репутацию наследника Майкла Джордана, но еще и с трехочковым броском хотя бы в одной области: болельщикам «Нетс» он запомнился одним из самых надежных игроков в клатче.

У Картера в итоге пять бросков с сиреной – все пять трехочковые (это рекорд), все пять забиты тогда, когда его команде жизненно требовалось попадание (это второе место). Картер же лидирует по броскам с 9 метров – у него таких три.

Для профуканной карьеры не так плохо.

***

Великий Берд смотрится в этом списке очень скромно. У него всего четыре базера, в два раза меньше, чем у Джо Джонсона, меньше, чем даже у Игудалы, столько же, сколько у Билла Лэймбира.

Это не совсем та магия, которую нам все время обещали.

Но тут надо смотреть на несколько вещей.

Берд на голову выделялся в этом аспекте в свою эпоху: в его время ни у кого не было и двух подобных мячей, тогда как у него сразу четыре.

Берд демонстрировал потрясающий уровень сложности в бросках под сирену. Какой ни возьми, каждый его базер вызывает ощущение чуда.

Берд – единственный, кто выиграл базерами два матча подряд. Эээ, что?!

Берд каждый раз находил у себя эти чудодейственные броски, когда «Селтикс» отставали в счете и им незамедлительно требовалось спасение.

И наконец, все четыре броска сопровождали матчи, в которых Берд и до базера выглядел абсолютным королем площадки. 38 очков против «Финикса» в 83-м, 48 – против «Портленда» – в 85-м, 32 – против «Детройта» два дня спустя, 47 очков против «Вашингтона» в 87-м.

Легенда Джо Джонсона создавалась прямо на наших глазах. Всегда фигурировавший в ряду переплаченных атакующий защитник переехал из слабохарактерной Атланты в глянцево-пустышечный «Бруклин» и превратился там в «Айзо-Джо», человека, которому ни в коем случае нельзя давать шанс на спасение в клатче, ведь он вас непременно убьет.

В «Нетс» Айзо-Джо нарисовал пять базеров, еще один (свой единственный в плей-офф) добавил в «Юте».

Все, что произошло в «Бруклине» после обмена Пирса-Гарнетта, вряд ли кому-то особенно греет душу, но именно эти годы заставили пересмотреть отношение к Джонсону. Из парня, мусорившего статистику и проваливающегося в плей-офф, из того, кто всегда возглавлял список «Не тянет на первую звезду», Джонсон превратился в главного клатчера последнего десятилетия и человека со стальными нервами.

***

Место Гарнетта здесь в наибольшей степени говорит о том, насколько революционной была фигура форварда для истории НБА. Он единственный человек такого роста (каким бы ни был его настоящий рост – ведь КейДжи всегда скрывал, что он на самом деле семифутер), которому удалось реализовать пять бросков с сиреной.

Все потому, что:

а) подобные броски чаще всего совершаются с дистанции – в случае Гарнетта это так, это все дальне-средние попадания.

б) Гарнетт – «большой», который ушел от кольца и создал моду на растягивающих четвертых. И да, обогнал даже Билла Лэймбира, своего предшественника.

Четыре базера в форме «Миннесоты». Один – в форме «Селтикс»

***

У Дуэйна Уэйда нет репутации клатчера, хотя статистически по эффективности в решающие моменты он не уступает Кобе Брайанту.

Но за довольно продолжительную и крайне насыщенную карьеру как-то само собой собрался набор базеров, с которым не стыдно встретить старость. Какие-то мячи были непритязательными (запихнул в кольцо после того, как получил блок от Джордана Белла), какие-то залетели явно на шару (как тогда в «Чикаго»), все случились в матчах регулярных чемпионатов… Но даже с таким кисловатым набором он все равно попал в число избранных.

И да, тот мяч против «Чикаго» вряд ли кто-то забудет.

Всю жизнь Джеймса критиковали за то, что он не умеет действовать под давлением и всегда откидывает мяч партнеру вместо того, чтобы ррррррррешать.

Так было в школе: в решающем матче выпускного сезона Леброн отдал передачу под дальний бросок.

Так было в «Кливленде»: в серии с «Детройтом» Леброн прошел под щит в концовке одного из матчей, но не стал атаковать при «-1», а нашел в углу Дониелла Маршалла.

Так было в «Майами»: в серии с «Далласом» Леброн отказывался брать на себя инициативу в четвертой четверти.

Так было в «Кливленде»: в финале с «Голден Стэйт» Джеймс откинул мяч в угол практически закрытому Кайлу Корверу.

Так было в «Лейкерс»: здесь он промахивался с линии штрафных.

Джеймс при этом всегда отстаивал свою правоту перед вопящей толпой и неизменно утверждал, что открытый бросок от снайпера всегда лучше броска даже от такого прекрасного во всех отношениях мужчины, как он. Со школьных времен он позиционировал себя как реинкарнацию Мэджика Джонсона и видел свою задачу в том, чтобы создавать ситуацию для других. А то, что они не попадали, уже не являлось его проблемой.

Но сочетание нескольких факторов (количество матчей в плей-офф плюс слишком явная криворукость партнеров на некоторых этапах карьеры плюс вызывающий протест против работы некоторых тренеров) привело к тому, что Джеймс является абсолютным лидером по попаданиям под сирену в плей-офф и вообще одним из лучших по игре в решающие моменты в плей-офф.

Как всегда говорил Милош Теодосич, «нет ничего проще бросков под сирену» – от тебя никто ничего не ждет, просто бросай.

Доступно даже Леброну.

Он по-прежнему не хочет бросать: у него лишь два попадания под сирену в матчах регулярного чемпионата.

И сразу пять базеров в плей-офф: сумасшедший мяч против «Орландо» в 2009-м, проход мимо Пола Джорджа в 2013-м, комбинация «Чикаго» в серии с «Буллс» в 2015-м и попадания в сериях с «Индианой» и «Торонто» в 2018-м.

У Леброна уже почти в два раза больше лучшего результата за всю историю НБА.

В рекордсменах плей-офф так же выделяются еще два человека.

Дэмиан Лиллард, будучи вечно недооцененным лидером скромной команды, записал на себя два самых запоминающихся броска в плей-офф последнего десятилетия и сам создал мем «Время Лилларда».

Одно из прозвищ Джерри Уэста – мистер «Клатч». В те годы никто не забивал столько важных мячей и таким вот образом. Как уже сказано, попадание с центра площадки в финале-1970 здесь не считается, так как этим броском он всего лишь перевел встречу в овертайм. Зато оба эпизода в плей-офф упрочили легенду о стальных нервах защитника: в тех ситуациях он полностью переворачивал ход матчей – в 62-м году перехватил пас Сэма Джонса в финале, в 63-м отнял мяч у Хэгана в полуфинале.  

Четыре соображения по этому поводу.

Первое.

Кобе Брайант, Кевин Дюрэнт, Винс Картер и Мучи Норрис в фильме «А какого хрена здесь делает Мучи Норрис?»

Второе.

Кевин Дюрэнт за всю карьеру реализовал три броска с сиреной. И все три они – трехочковые.

Не совсем то, чего ожидаешь от пластичного семифутера, все же любящего среднюю дистанцию.

Третье.

Мо Уильямс реализовал все три свои броски со сверхдальнего расстояния – больше 8 метров. По этому показателю он уступает лишь Винсу Картеру.

Четвертое.

Гилберт Аренас пришел в НБА исключительно для того, чтобы насрать кому-нибудь в тапки стать лучшим по броскам под сирену.

Он даже сам признавался, что один раз на спор специально подстроил все так, чтобы у него была возможность совершить такой бросок (и, естественно) попасть.

Броски под сирену – та стихия, в которой «Агент Ноль» чувствовал себя лучшим: у него было уникальное для того времени умение создавать бросок с ведения и такой атлетизм, в котором Стефу Карри отказала природа.

Поэтому на пике Аренас принялся штамповать такие попадания: между 2004-м и 2007-м он настрелял сразу пять попыток, причем три дальними бросками, причем три произвел в течение одного сезона, чего до него никому не удавалось, причем один раз сопроводил базер 51 набранным очком (тоже рекорд).

Аренас был едва ли не лучшим шоуменом в истории баскетбола. Шоуменом за пределами площадки: он уже на пике карьеры вел блог и рассказывал вещи, которые баскетболисты никогда не рассказывают. Шоуменом на площадке: защитник играл с такой энергетикой абсолютной неуязвимости, которой обладают разве что великие боксеры вроде Али, Роя Джонса, Тайсона – он смеялся над зрителями, смеялся над соперниками, смеялся над обстоятельствами и знал, что всегда сможет запихнуть мяч с семи метров под сирену.

Через две недели после базера против «Соникс» все закончилось: Аренас получил тяжелую травму колена и после нее потерял все. А ведь еще три таких года и главная миссии карьеры, вне всякого сомнения, была бы выполнена.

НБА – империя модных цифр. Объясняем, как пользоваться продвинутой статистикой

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst

+6
Написать комментарий
Реклама 18+