Tribuna/Авто/мото/Блоги/АвтоМото дайджест/7 гонщиков «Формулы-1», которые провалились в топ-командах

7 гонщиков «Формулы-1», которые провалились в топ-командах

Автор — Tribuna.com
29 декабря 2015, 19:53
7 гонщиков «Формулы-1», которые провалились в топ-командах

Андретти, Френтцен, Ковалайнен и другие.

Попасть в «Формулу-1» – огромный успех для любого гонщика. Перейти в топ-команду – колоссальный триумф, открывающий путь к победам в Гран-при и предоставляющий шанс стать чемпионом мира или даже легендой автоспорта.

Однако взобраться на вершину и удержаться на ней удается не всем – некоторые парни, едва оказавшись в сильной команде, не выдерживали и срывались в пропасть.

Майкл Андретти

Как начиналось: до попытки покорения «Формулы-1» сын легенды американского автоспорта успешно выступал в заокеанской серии CART, из года в год сражаясь за титул.

У Марио Андретти был повод гордиться отпрыском, который с раннего детства мечтал пойти по его стопам и выигрывать гонки. Но поскольку для полного удовлетворения требовался также успех в «Формуле-1», знаменитая династия задумалась о переходе в лучшую гоночную серию планеты. В итоге Майкл смог найти общий язык с Роном Деннисом – «Макларен» в конце 1992 года попрощался с Герхардом Бергером, и руководство команды, высоко оценивая успехи Андретти в CART, рассчитывало на продолжение сильных выступлений американца в новых условиях.

Что вышло: неприятности посыпались еще до старта чемпионата, когда ФИА разрешила проводить тесты только в странах, где находятся базы команд, а также установила ограничения на количество комплектов резины на уик-энд и кругов во время практик. Все это было не на руку практически не имеющему опыта выступлений на европейских трассах Андретти. Болид же «Формулы-1» сильно отличался от того, к чему Андретти привык в CART: в американской серии не слышали о трекшн-контроле, активной подвеске и другой электронике, использовавшейся в Больших призах. Кроме того, Майкл не желал переезжать в Европу, предпочитая жить в Штатах, и соответственно, не мог активно участвовать в работе на базе и тестах.

Как итог – полный провал, ставший наиболее каноничным примером слабости гонщиков из Америки в европейских гонках. В то время как напарник Айртон Сенна блистал на трассах, Майкл много уступал в квалификациях, в гонках же иногда допускал просто чудовищные ошибки, регулярно попадал в аварии и не добирался до финиша. На нервы американцу действовал и молодой Мика Хаккинен, которого Деннис нанял резервным пилотом – глава «Макларена» неоднократно намекал, что рассчитывает на финна в ближайшем будущем. Провальные результаты на трассе отразились на взаимоотношениях с командой. Было очевидно, что это сотрудничество вряд ли продлится долго, и Деннис действительно уволил американца, даже не дождавшись конца сезона. Напоследок Майклу все-таки удалось подняться на подиум в Монце в результате череды сходов соперников, но изменить это уже ничего не могло.

Хейкки Ковалайнен

Как начиналось: финский пилот, выигравший Мировую серию «Ниссан» и ставший вице-чемпионом в GP2, накатал почти 30 000 километров на тестах за «Рено» и в конце 2006-го наконец-то получил статус боевого гонщика. Флавио Бриаторе нарек Хейкки «анти-Алонсо», намекая, что рассчитывает вырастить нового чемпиона (Фернандо он называл «анти-Шумахером»), но сезон-2007 не стал ни однозначно успешным, ни провальным: с одной стороны, Ковалайнен не раз допускал ошибки, стоившие ему очков, с другой – сумел опередить в общем зачете напарника Джанкарло Физикеллу и провел блестящую гонку на залитом дождем «Фудзи Спидвей». Однако в «Рено» Хейкки пробыл недолго – альянс Алонсо и «Макларена» с треском развалился и между двумя командами произошел размен: испанец вернулся к Бриаторе, а финский гонщик отправился в Уокинг.

Что вышло: несмотря на то, что в распоряжении Хейкки оказалась машина чемпионского уровня, он не смог регулярно бороться за высокие места и выступил заметно хуже Льюиса Хэмилтона. Финн боролся с болидом, не подходящим под его мягкий стиль вождения, попадал в аварии и лишь изредка соответствовал скорости напарника в квалификациях. Нельзя сказать, что Ковалайнен выглядел совсем уж безнадежно, но требованиям, предъявляемым пилоту топ-команды, явно не отвечал – по итогам сезона-2008 финн набрал почти в два раза меньше очков, чем Льюис, и во многом из-за его слабых результатов «Макларен» в тот год в очередной раз упустил Кубок конструкторов.

Сезон-2009 сложился не лучше – шасси MP4-24 вышло неудачным, а финн вновь проигрывал Хэмилтону, который в концовке сезона смог «зацепить» две гонки и пару подиумов. Хейкки похвастаться было нечем: он не попадал в настройки и в итоге очень много уступил напарнику в общем зачете. У Мартина Уитмарша не было ни единой причины удерживать Хейкки, и Ковалайнен отправился в новую команду Тони Фернандеса, оказавшуюся карьерным тупиком.

Дэйв Уокер

Как начиналось: австралиец появился на орбите «Формулы-1» внезапно – не слишком примечательный пилот, гонявшийся в «Формуле-Форд», неожиданно выиграл в 1971 году 25 из 32 гонок в «Формуле-3». Такой прорыв не мог остаться незамеченным, и Уокер получил приглашение от самого Колина Чепмена. В результате Дэйв провел за «Лотус» в том году лишь одну гонку, зато какую – на Гран-при Нидерландов ему достался желто-зеленый болид, оснащенный настоящей газовой турбиной фирмы «Pratt&Whitney» – этот уникальный автомобиль принял участие лишь в трех гонках. На следующий же сезон Уокер стал напарником Эмерсона Фиттипальди.

Что вышло: этот Уокер оказался вовсе не крутым. Австралиец почти не разбивал машин, и не попадал в переделки на стартах, но был ужасно медленным. Выступая на идентичной технике с Фиттипальди, Дэйв элементарно не соответствовал классу бразильца. Журналисты и эксперты тех лет высказывали мнение, что команда плохо относится к Уокеру, обвиняя в фаворитизме по отношению к Фиттипальди. Достоверно можно сказать, что отношения между пилотом и командой испортились в концовке сезона, когда в «Лотусе» прознали, что Уокер тайком тестировал болид чужой команды – Дэйва даже отстранили на два Гран-при из-за этой истории. Так или иначе, Уокер сегодня является обладателем одного малопочетного рекорда: стал единственный гонщиком в истории чемпионата, который не набрал ни единого очка в сезоне, в котором его напарник выиграл первенство. Интересно, смог бы Юдзи Иде повторить это за рулем нынешнего «Мерседеса»?

Стефан Йоханссон

Как начиналось: швед был из тех, за кем начинают следить с малых лет. Юный Йоханссон «разрывал» на британский флаг всех оппонентов в картинге, за что заслужил лестное сравнение с Ронни Петерсоном. Однако путь в «Формулу-1» оказался тернист, и закрепиться в Больших призах шведу удалось лишь к середине 80-х.

Так, в сезоне-1985 машина «Феррари», которая досталась пилоту, позволяла хотя бы обозначить борьбу с новой звездой автоспорта Аленом Простом, но Стефан уступал в скорости даже напарнику Микеле Альборето. Когда же швед оказывался быстр, то все портило ужасное невезение – например, в Имоле у лидирующего Йоханссона за три круга до финиша кончилось топливо (как и у еще ряда пилотов из-за введенного ФИСА перед началом сезона топливного лимита). В следующем сезоне Стефан был уже лучше Альборето, но болид «Феррари» не позволял рассчитывать на многое.

Что вышло: шансом доказать все и всем для Йоханссона стал «Макларен», но и тут Стефану не повезло. Нельзя сказать, что швед не оправдал ожиданий или потерпел полный крах – чтобы выступать на равных с Аленом Простом, нужно быть как минимум Сенной, особенно учитывая тот факт, что Стефан только-только пришел в команду. Но все же на фоне француза Йоханссон выглядел удручающе, значительно проигрывая и в чистой скорости, и, разумеется, в работе с техникой. Прост сумел выиграть несколько гонок, в то время как у Йоханссона были в лучшем случае подиумы. Рона Денниса такие результаты не устроили, и вскоре шведского пилота заменили на Айртона Сенну.

Рикардо Сунино

Как начиналось: начало карьеры Сунино в Больших призах тянет на завязку плохого фильма о гонках – парень приезжает на гонку в качестве зрителя и неожиданно получает предложение сесть в кокпит болида «Формулы-1» в роли боевого пилота. Рикардо крупно повезло – раздосадованный формой «Брэбэма» Ники Лауда прямо по ходу Гран-при Канады-1979 объявил об уходе из гонок, и руководитель коллектива Берни Экклстоун посадил в машину именно аргентинца. Неплохое седьмое место в предпоследнем Гран-при чемпионата – и Берни расщедрился на полноценный контракт на следующий сезон.

Что вышло: если надо описать недолгую карьеру Сунино в «Брэбэме» одним словом, то это слово «никакой». По уровню талантливости Рикардо выглядел пигмеем рядом с Нельсоном Пике: бразилец приводил шасси BT49 на пьедестал почета и был главным конкурентом Алана Джонса в борьбе за титул, в то время как Сунино заваливал квалификации и барахтался за пределами очковой зоны. Причем в выступлениях аргентница еще и отчетливо прослеживался откровенный регресс – после трех безликих Гран-при в Южной Америке и ЮАР последовала авария на первом же круге в Спа, а в Монако он не смог даже пройти квалификацию. После гонки на «Поль-Рикаре» терпение Экклстоуна лопнуло, и незадачливый пилот был изгнан из команды. Через год Сунино еще попробовал себя в «Тиррелле», но вновь потерпел неудачу и решил посвятить себя туристическому бизнесу.

Хайнц-Харальд Френтцен

Как начиналось: судьбы трех звезд немецкой «Формулы-3» сезона-1989 – Михаэля Шумахера, Карла Вендлингера и Хайнца-Харальда Френтцена – сложились по-разному. Один стал легендой, второму все испортила тяжелая авария, а третий, обладавший невероятным потенциалом, провел карьеру талантливого неудачника.

Френтцен попал в «Формулу-1» последним из этой тройки, но списывать со счетов его никто не торопился – в «Заубере» немец выглядел очень неплохо, и мог добиться куда большего, если бы не ужасающая ненадежность болидов швейцарского коллектива. Когда Фрэнку Уильямсу понадобилась замена покидающему Гроув Дэймону Хиллу, англичанин обратил внимание именно на Френтцена.

Что вышло: многообещающий пилот дорвался до топ-болида и, казалось бы, наконец-то сможет дать бой старому конкуренту Шумахеру. Однако бороться с пилотом «Феррари» пришлось не Ха-Ха, а его напарнику, Жаку Вильневу, который оказался заметно быстрее Френтцена. Последний же еще и время от времени попадал в переделки и в итоге записал на свой счет почти в два раза меньше очков, чем напарник, выигравший титул.

Расстройства ждали Хайнца-Харальда и в 1998 году – уход Эдриана Ньюи и мотористов «Рено», а также перемены в техническом регламенте не пошли на пользу «Уильямсу», впервые за несколько лет выпавшему из борьбы за победы. Френтцен вновь выглядел хуже Вильнева и в конце сезона покинул команду, перейдя в «Джордан», где неожиданно провел лучший сезон в карьере и реально претендовал на чемпионство. Жаль, что такой формы у него не было в сезоне-1997 – возможно, дальнейшая карьера сложилась бы иначе.

Лука Бадоер

Как начиналось: событий на Гран-при Европы-1999 хватило бы на половину сезона-2015, но больше всего запомнились, конечно же, слезы пилота «Минарди» Луки Бадоера. Итальянец шел четвертым за 13 кругов до финиша, но «ведро» есть «ведро», и сломанная коробка передач разрушила мечту Луки и его горемычного коллектива – и если вас не тронули кадры плачущего над болидом «Минарди» Бадоера, то у вас нет сердца.

Итальянский пилот по праву может считаться одним из самых невезучих в истории – за всю карьеру в Больших призах Луке не удалось заработать ни одного очка. И неудивительно – первые три года карьеры Бадоер управлял болидами таких команд, на фоне которых «Манор» выглядел бы дрим-тим. А затем Лука только и делал, что добросовестно трудился на «Феррари» в роли тест-пилота, исключая годичную командировку в «Минарди». Бадоер считался отличным тестером, внесшим огромный вклад в восхождении Скудерии на трон «Формулы-1» в начале века – его работой были довольны и гонщики, и боссы алой команды. И в середине сезона-2009, после тяжелейшей аварии Фелипе Массы, руководство «Феррари» сделало широкий жест, предложив именно Луке заменить бразильца «в благодарность за верность команде».

Что вышло: понятно, что в Скудерии хотели как лучше, но было бы милосерднее выразить признательность почетному сотруднику как-то иначе. В том сезоне «Феррари» к топ-командам можно было отнести условно – F60 не всегда позволяла бороться за высокие места, – но даже в тот провальный год Кими Райкконен одержал победу в Бельгии. Бадоеру же не удавалось вообще ничего – все началось с полного провала в квалификации в Валенсии, где Лука уступил Кими фантастические 2,6 секунды, а в гонке пострадал от действий только-только входящего во вкус Ромена Грожана и в итоге финишировал предпоследним. На итальянца обрушился шквал критики, но ему предоставили еще один шанс в Спа – однако и в Бельгии прорыва не случилось: Лука занял последние места и в субботу, и в воскресенье. После второй неудачи Бадоера спешно заменили на Физикеллу.

Провалу нетрудно найти объяснения – на момент дебюта в «Феррари» Луке было 38 лет, он уже долгое время не участвовал активно в тестах из-за ограничений, а в гонках не выступал с 1999 года. Болид «Феррари» того сезона же отличался скверной управляемостью, с которой часто не могли справиться даже Райкконен и Масса, не справился и Физикелла – «преемник» Луки в «Феррари» за пять гонок тоже не смог набрать ни одного очка (а уж в его квалификации сомневаться не приходилось). Но сам Лука сожалеет лишь об одном – что смог принять участие лишь в двух Гран-при за Скудерию, которую любит всем сердцем.

Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau/Allsport, Paul Gilham, Mike King, MikeCooper/Allsport, Ker Robertson

Другие посты блога

Все посты