Tribuna/Футбол/Блоги/Хорошие тексты/Дудек в Стамбуле почувствовал себя сверхчеловеком после отбитого удара Шевченко

Дудек в Стамбуле почувствовал себя сверхчеловеком после отбитого удара Шевченко

Автор — Tribuna.com
25 мая 2020, 19:49
5
Дудек в Стамбуле почувствовал себя сверхчеловеком после отбитого удара Шевченко

Глеб Чернявский разбирает ту самую серию пенальти: Ежи прыгал как Гроббелар, забил на подсказки Бенитеса.

Ключевой момент серии случился еще до нее: на 118-й минуте Дудек сделал двойной сэйв после удара Шевченко и поймал суперкураж

Если вы перемотаете хайлайты стамбульского матча минуте к 70-й, то откроете еще одну мощную интригу. «Милан» всерьез вернулся и просто крошил соперника, но «Ливерпуль» мистически держался. То Траоре выносил с линии, то Каррагер блокировал удары, то Кака не замыкал головой с двух метров, то Томассон не попадал по мячу с линии вратарской.

Совсем необъяснимое произошло на 118-й минуте. Дудек отбил непростой удар от Шевченко в упор, а потом… Добивание украинского форварда можно пересматривать бесконечно, но анализировать его бесполезно. Это не реакция, не мастерство, не удача Дудека и даже не провал Шевченко, а просто чудо. Оно даже не в том, что рука вратаря оказалась в нужном месте – такое бывает. Чудо тут в том, что Дудек неосознанно напряг руку в нужную долю секунды и сделал движение в точку, куда полетел мяч – за счет этого кисть не пробило, а мяч улетел куда-то за перекладину.

Шевченко сам до сих пор в шоке от этого рикошета: «Каждый раз спрашиваю Дудека: «Как ты сделал это?» Меня удивляет траектория полета мяча после того, как он отбил удар. Не понимаю, каким образом мяч пролетел над перекладиной, а не отлетел ко мне или сразу не попал в ворота. Этот кошмар часто мне снился: во сне всегда были я, мяч и Дудек. Каждый раз я бил ему из той точки и проигрывал дуэль». 

Перед добиванием Шевы сдался даже Джеррард: «Я был уверен, что все, это гол. И понимал, что уже ничего нельзя будет исправить. У меня сначала все опустилось, но когда я увидел, что мяч пролетел над перекладиной, я подумал: «Нет, сегодня точно наш день».

В голове Ежи Дудека тогда вообще что-то переключилось. После двойного сэйва ему казалось, что он всемогущий.

«Впервые в жизни я гордился собой, – говорил вратарь. – Тот финал назвали стамбульским чудом, ну а этот сэйв – мое чудо. Верх моей карьеры и жизни. Когда я отбил первый удар Шевченко, то надеялся, что защитники вынесут мяч. Но он был быстрее, а я стоял на коленях. Я чуть не закричал: «Вот я, бей в меня!» И инстинктивно, просто на импульсе поднял руки вверх. Шевченко ударил так сильно, будто вложил весь гнев. Но попал в мою руку – руку бога, как у Марадоны. Как еще ее назвать? Ведь мяч легко мог пробить пальцы и залететь в сетку, но он полетел выше перекладины. Я будто отбился от гигантского насекомого, чтобы спасти себя. Тогда мне казалось, что я теперь могу все».

Дудек отбивал пенальти по статистике. Вместе с тренерами он разработал систему угадывания, но в Стамбуле внезапно отошел от нее

Вдохновение Дудека этим сэйвом максимально повлияло на серию пенальти. Ежи просто отключил голову и доверился куражу. Например, отказался от привычного метода в серии пенальти.

Еще в «Фейеноорде» Дудек пришел угадыванию углов по статистике бьющих. В Голландии он сам вел блокнот с данными, но в «Ливерпуле» этого не потребовалось. Рафаэль Бенитес повернут на таких расчетах и все делал за вратаря. 

Вместе с Бенитесом они разбили ворота на шесть частей: 1, 2, 3 – верхние, 4, 5, 6 – нижние. Дальше тренер дал Дудеку тонну видео, чтобы тот запомнил, в какую зону бьет каждый игрок лиги. В течение нескольких месяцев вратарь учил данные, а Рафа периодически его тестировал. «Куда бьет Лэмпард?» – спрашивал Бенитес. «Шесть!» – отвечал Дудек. Никто в команде не понимал, о чем они вообще.

Перед финалом Бенитес и тренер вратарей Хосе Очоторена собрали данные по всем игрокам «Милана». Дудек сказал, что список длинный как рулон туалетной бумаги и забивать им голову он не собирается. Решили так: статистику Бенитеса передадут запасному вратарю Скотту Карсону, а тот будет показывать Дудеку, куда прыгать. Если поднимает одну руку – влево, если две – вправо.

Только никто не допускал, что Ежи доберется до серии пенальти в неуправляемом состоянии. Еще сильнее вратаря разогрел Джейми Каррагер. 

«Карра подошел ко мне, как будто он спятил, – рассказывал Дудек. – Он схватил меня и сказал: « Ежи, Ежи, Ежи, – вспомни Брюса [Гроббелаара]. Он делал сумасшедшие вещи, чтобы выиграть серию в 1984 году. Ты должен сделать то же самое, ты станешь героем!».

Если вдруг не в курсе: Брюс Гроббелар – вратарь, с которым «Ливерпуль» в 1984-м по пенальти обыграл «Рому» в финале Лиги чемпионов. Гроббелар сам не взял ни одного удара, но по-клоунски кривлялся (называл свой стиль «ноги-спагетти») и, возможно, сбивал настрой бьющих. В той серии игроки «Ромы» дважды промазали.

В Стамбуле первым бил Сержиньо, а Дудек послушал Каррагера и реально начал кривляться как Гроббелар. Карсон поднял две руки (это значило, что удар в правый от вратаря), Ежи прислушался и угадал. Только это уже не имело значения – мяч полетел сильно выше.

Здесь разум Дудека окончательно отъехал. Ты берешь невозможные добивания, переводишь удары в небо по методу Гроббелара – как тут не сойти с ума и продолжать прыгать по скучной статистике Рафы, которая не дает гарантий. Начиная с удара Пирло (второй в серии), Дудек забил на подсказки Бенитеса: когда показывали влево, он шел вправо, и наоборот.

После победы возмущенный Бенитес спросил Дудека, почему тот не прыгал туда, куда они говорили. Ежи не знал, что ответить, поэтому выдал такое: «Я не знаю. Но, черт возьми, как я сейчас рад, что прыгал в противоположные стороны».

Угадать направление полета мяча можно по углу разбега. Дудек действовал по науке, скорее всего, сам того не подозревая

Армянский голкипер Роман Березовский (отбил 18 пенальти за карьеру) рассказывал, что никогда не изучал статистику, а всегда смотрел на разбег бьющего.

«Нужно смотреть, под каким углом начинает разбег бьющий и с какой ноги бьет. Возьмем правшу. Если он разбегается под небольшим углом, то скорее всего ударит в левый от себя угол. И чаще это удар на силу. Если угол большой, то мяч должен полететь в правый угол, а удар будет скорее на технику. У левшей все то же самое, только наоборот. И чаще левши бьют щекой на технику в левый от себя угол». 

Скорее всего, неосознанно, но Дудек действовал именно по такой схеме. Смотрите:

1. Разбег Пирло под очень маленьким углом – точно меньше 60 градусов. Бьет с правой, значит, полетит в левый угол. Дудек туда и срывается. 

Андреа, конечно, бог, но даже ему было бы сложно развернуть стопу и ударить в другой угол.

2. Разбег Томассона под приличным углом – как раз около 60. Бьет с правой, значит, мяч должен полететь вправо – туда Дудек и летит. 

Но датчанин хитрее. 

3. Разбег Кака под тем же углом – тоже около 60 градусов. Все как у Томассона. Дудек (кстати, уже совершенно переигрывая в Гроббелара) по науке двигается в тот же угол, что и во время предыдущего удара.

Эх, надо было слушать Бенитеса!

4. Шевченко разбегается под неочевидным углом, но он явно меньше 60 градусов. Дудек абсолютно правильно двигается влево, но взрывается как-то вяло (снова магия). 

«Меня будто кто-то остановил от резкого падения, – говорил Дудек. – Я завис в воздухе на долю секунды, будто ожидая этого этого удара по центру».

Паненка Шевы не удается – мяч летит слишком быстро, Дудек не успевает завалиться на бок и легко берет удар. 

Почти все пенальти «Милана» можно перебивать. Дудек жестко нарушал правила – перед ударами Пирло и Кака выходил почти на метр

Теперь хочется отметить важное: очевидно, Дудек нарушал правила, а как минимум удар Пирло смело можно перебивать.

Тем более в 2005-м вратари были обязаны двумя ногами стоять на ленточке до удара (сейчас можно одной). На скринах хорошо видно, как Дудек выходит вперед чуть ли не на метр – особенно дико в случае с ударами Пирло и Кака. 

Вот с Пирло – обе ноги явно за линией, а нельзя даже одну.

С Кака вообще был беспредел, но бразильцу это не помешало.

Только с Шевченко Дудек почему-то не сильно рванул вперед. Видимо, он действительно в последний момент решил, что удар будет по центру, поэтому тормознул себя.

А после сэйва уже не тормозил: «Если честно, после удара Шевченко я не сразу понял, что произошло. Но потом я увидел, как ребята бегут ко мне, и испытал потрясающее чувство. Я даже не смогу описать его, это было что-то особенное. Мы праздновали всю ночь, это было великолепно. Я был немного пьян, а, может быть, и очень пьян».

Оценил и пьяный мастер: Гробеллар признал, что ноги-спагетти Дудека были куда эффектнее и эффективнее, чем в оригинале.

Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey, Clive Brunskill; East News/ASSOCIATED PRESS/East News/THOMAS KIENZLE

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты