Tribuna/Гимнастика/Блоги/Sport life/Всегда ли цель оправдывает средства?

Всегда ли цель оправдывает средства?

Насколько далеко может зайти человек ради победы? Пожертвует ли своим здоровьем или даже жизнью? Здравомыслящий человек наверняка ответит: «Нет», но не все разделяют эту точку зрения.  80% опрошенных заявили, что готовы пожертвовать здоровьем и даже получить инвалидность, если допинг поможет им добиться высоких спортивных результатов.

Блог — Sport life
25 сентября 2020, 12:15
4
Всегда ли цель оправдывает средства?

Насколько далеко может зайти человек ради победы? Пожертвует ли своим здоровьем или даже жизнью? Здравомыслящий человек наверняка ответит: «Нет», но не все разделяют эту точку зрения. 

«Цель оправдывает средства»

В 1998 году в журнале «Спорт для всех» были опубликованы результаты опроса молодых атлетов. 80% опрошенных заявили, что готовы пожертвовать здоровьем и даже получить инвалидность, если допинг поможет им добиться высоких спортивных результатов. Спустя несколько лет подобный опрос провели социологи из Соединенных Штатов. Они интересовались, пошли бы спортсмены на смертельный риск, принимая запрещенные препараты, если бы им была гарантирована золотая олимпийская медаль. Половина респондентов ответили на этот вопрос утвердительно.

Спортсмены часто жертвуют собой ради высоких результатов. В гонке за победой, как говорят, все средства хороши. Кроме химического допинга, разрушающего организм, тренеры и спортивные специалисты готовы использовать и особенности человеческого организма. Активный секс перед серьезным соревнованием в женском спорте, оказывается, хороший способ улучшить результат. А когда стало ясно, что физические возможности женщин на ранних сроках беременности существенно повышаются, в спорте появился даже термин "принудительная беременность", с последующим абортом.

Секс и беременность – допинг, но без химии.

Ради рекордов тренеры готовы пойти на многое. В 60-х годах XX века специалисты заметили, что в период полового созревания атлеты буквально переполнены энергией и эмоциями. Потом, как оказалось, влюбленность позволяет спортсменке заметно повысить свои показатели. Спортсменки, за которыми строго присматривали, получили чуть больше свободы и стали бегать на свидания чаще. Результаты превзошли все ожидания!

Спустя некоторое время наличие романов у молодых спортсменок стало буквально обязательным. Для этого прибегали к самым разнообразным средствам: например, занимались индивидуальным сводничеством или проводили совместные сборы гимнасток и футболистов.

Специалисты  заметили, что любовь это хорошо, но секс стимулирует еще лучше, поскольку положительно влияет на работу гипофиза, повышает уровень тестостерона, расслабляет напряженные мышцы. Пловчихи и бегуньи после ночи любви проходили дистанцию намного быстрее, а синхронистки, фигуристки и гимнастки выполняли упражнения более выразительно.

Были и тренера “фанаты”, которые своими силами формировали у своих воспитанниц «эмоциональный заряд».

В 1997 году старшего тренера олимпийской сборной Англии по плаванию Пола Хиксона обвинили в развращении 11 несовершеннолетних спортсменок — его воспитанниц. Когда на суде Хиксону дали слово, он сказал, что лишь желал побед для своих девочек. 

Тренерам всегда хотелось найти средство, которое бы служило не только стимулом, но и мощным естественным допингом. Как оказалось, на ранних стадиях беременности в женском организме вырабатывается вещество под названием хорионический гонадотропин человека, которое действует как гормон роста, то есть значительно улучшает физическое состояние женщины.

Во время беременности усиливается циркуляция крови, повышается уровень андрогенов и гормонов, увеличивается дыхательный объем и легочная вентиляция, накапливается белок. Все это удивительным образом отвечает потребностям тех видов спорта, достижения в которых зависят в первую очередь от аэробной выносливости: бега, плавания, равнинных лыж, гребли.

Зародыш, как ядерная бомба для спортсменок.

Таким способом воспользовались и специалисты в других спортивных дисциплинах.

Гимнастка Ольга Карасева, выигравшая на Олимпиаде 1968-го года золотую медаль в командном первенстве, призналась позже, что перед турниром под давлением тренера сперва забеременела от своего возлюбленного, а затем сделала аборт.

Аборт — важная деталь отлаженного механизма «легального допинга». Можно, конечно, не прерывать беременность, но тогда о карьере можно забыть. Если спортсменка решила рожать, то она запросто могла сделать это после турнира. Главное было забеременеть за три месяца до его начала. Как раз к этому сроку в организме накапливается большой запас энергии — женщина становится вдвое выносливее и сильнее. А за нагрузки можно не беспокоиться: стоит лишь убрать упражнения на пресс и прибавить на ноги.

Много девушек спортсменок выбрали спортивные победы вместо своих нерожденных детей, так как тренерская установка была такой: «беременность или исключение из команды»

Даже сейчас, почти на каждом крупном соревновании в списках участниц можно найти девушек в интересном положении. Беременными участвовали в Олимпийских играх в Турине немецкая скелетонистка Диана Сартор и российская лыжница Лариса Куркина. Шведка Анна-Карин Олофссон участвовала в чемпионате мира 2008 года по биатлону. Не в одиночку выиграла Олимпийские игры гимнастка Лариса Латынина, и финка Лийса Вейялайнен, завоевав золотую медаль на чемпионате мира по спортивному ориентированию как раз на исходе того самого третьего месяца. 

Но не всем так везет. На Олимпиаде 1988 года в Сеуле фаворитка соревнований двукратная олимпийская чемпионка по стрельбе Марина Логвиненко заняла только третье место в одном из пистолетных упражнений: из-за токсикоза, поскольку ее постоянно выворачивало наизнанку.

Есть и уникальные случаи в истории спорта.

После Олимпиады в Мельбурне гимнастка Лариса Латынина захватила призовой подиум на 10 лет. Молодая звезда сборной СССР собирала золотые медали и на чемпионате мира 1958 в Москве прыгнула до абсолютной чемпионки мира. Интересно то, что турнир она провела  на четвертом месяце беременности, хотя могла навсегда лишиться детей. Обошлось без операции. Латынина вылечилась за два месяца благодаря профессору, но через год снова обратилась к нему из-за похожего дискомфорта в животе. Когда спортсменка услышала от врача, что она опять беременна, а радостный врач сказал, что у него были сомнения, сможешь ли Лариса иметь детей — гимнастка расплакалась. Она испугалась, что пропустит чемпионат мира. Шокированный профессор  успокоил девушку и убедил в обратном. Он рассказал, как себя вести, когда снизить нагрузку. Доктор сохранил золото для будущей чемпионки, просто попросил ее никому не говорить о беременности.

В 50-е спортсменки не проходили диспансеризацию у гинеколога, поэтому врачи советской сборной даже не догадывались о ребенке. Латынина призналась только после вручения медалей и через несколько месяцев родила здоровую дочь. А по ее словам, с того случая сборная СССР регулярно водила девушек к женскому врачу.

В 1994 году Sunday Times расследовала дело СССР. На Играх в Мельбурне и Токио от 10 до 26 советских спортсменок специально беременели до соревнования, а потом делали аборт.

Это лишь один из методов, которыми пользуются спортсмены для достижения побед, и не всем так везет, как Латыниной. Есть много случаев в истории спорта и о том, когда победа становилась важнее собственной жизни. 

Допинг появился одновременно со спортом. Еще древние греки пытались решить проблему искусственного возбуждения спортсменом своего организма и придания ему дополнительных сил перед соревнованиями. С различной степенью успеха античные атлеты использовали для этого семена кунжута, ели чеснок, стимуляторы на основе кактуса, некоторые виды грибов, а еще глотали бараньи яички. Позже, в Средние века, в употребление вошли психотропные грибы, а после изобретения наркотиков.

Допинг — это запрещенные к применению в спорте лекарственные средства и методы, позволяющие увеличить резервные возможности спортсмена не за счет его природных качеств или натренированности. Специальных спортивных допингов не существует. Все это- лекарственные препараты, созданные фармакологами для лечения или профилактики конкретных болезней.

Согласно статистическим данным Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), в 2006 году велоспорт лидировал как по абсолютному числу положительных допинг проб (594), так и по относительному показателю. 4,17% анализов, взятых у спортсменов, дали положительный результат.

Первым спортсменом, погибшим от допинга прямо во время соревнований, стал в 1886 году английский велогонщик Дэвид Линтон. Он умер во время велогонки во Франции. Как показало вскрытие, причиной летального исхода стала передозировка. В разных источниках пишут об передозировке  от триметила, и от амфетамина, или же от смеси спирта с кокаином.

В 1904 году на Олимпийских играх американец Томас Хикс дважды терял сознание на марафонской дистанции, и оба раза тренеры приводили его в чувство при помощи специального «энергетического коктейля», состоящего из стрихнина и коньяка. В итоге легкоатлет все-таки смог добежать до конца дистанции и показать второй результат. Сразу после финиша американца отвезли в больницу, и уже там он узнал, что его признали чемпионом — выяснилось, что соотечественник Хикса Фред Лорц, который пришел первым, проехал часть дистанции на автомобиле, за что и был дисквалифицирован.

В 1967 году на велогонке “Тур де Франс” прямо на трассе умер гонщик Томми Симпсон. Именно после его кончины МОК обязал всех спортсменов перед соревнованиями письменно заявлять о “неупотреблении никаких чуждых организму средств” и давать подписку, что они будут честно содействовать росту результатов на соревнованиях. Эта гонка вошла в историю мирового спорта как точка отсчета борьбы с допингом. 

 В 1972 году за применение допинга был дисквалифицирован голландский велогонщик Аад ван ден Хок.

 В 1978 году от передозировки стрихнина, даже в минимальных дозах, так как это сильный допинг,  прямо на велосипедной трассе скончался советский велосипедист Григорий Радченко.

 В 1978 году во время велогонки “Тур де Франс” бельгийца Мишеля Поллантье поймали в момент употребления допинга. Он был сразу же исключен из числа участников гонки.

 В 1986 году - одной из жертв анаболических стероидов стала чемпионка Европы в толкании ядра немка Хайди Кригер. Из-за вызванных препаратами физиологических и психологических изменений Кригер пришлось сменить пол.

В 1988 год допинг‑тест лидера гонки “Тур де Франс” испанца Педро Дельгадо дал положительный результат на пробенецид, который затрудняет расшифровку анализа мочи. Однако гонщик продолжил выступление в “Туре”, так как пробенецид значился в качестве запрещенного только в списке МОК, но не в листе Международного союза велосипедистов.

 В 1998 году на велогонке “Тур де Франс” разразился грандиозный скандал, связанный с употреблением допинга. Представители МОК обвинили спортсменов лидирующей французской команды “Фестина” в употреблении препарата эпиген. Были обнародованы данные о том, что гонщики “Фестины” Лоран Брошар, Кристоф Моро, Паскаль Эрве и Дидье Ру принимали также запрещенный амфетамин. Команда “Фестина” во главе со своим лидером Ришаром Виранком, неоднократно выигрывавшим звание “горного короля” на многих турах, была исключена из числа участников гонки за организованное применение допинга. За этим последовало полицейское разбирательство.

В 1999 году для борьбы с допингом было создано Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). Именно ВАДА сегодня осуществляет контроль спортсменов на международных соревнованиях. 

В 1999 году Лидер велогонки “Giro d'Italia” Марко Пантани был снят с гонки, не пройдя тест на гематокрит, что явилось косвенным свидетельством употребления допинга.

В 2001 году во время велогонки “Giro d'Italia” полицейские совершили рейд по отелям в Сан Ремо, где остановились команды участницы гонки. В некоторых номерах были обнаружены допинговые препараты. В результате были дисквалифицированы оба фаворита Дарио Фриго и Марко Пантани.

В 2002 году итальянец Стефано Гарцелли был снят с “Джиро”2002 после того, как в его анализах были обнаружены следы диуретика пробенецида.. Пробы, взятые у итальянца Роберто Сгамбеллури и россиянина Фаата Закирова, показали наличие в организме спортсменов препарата NESP - усовершенствованного варианта эритропоэтина, повышающего уровень кровяных телец в крови. Оба спортсмена были исключены из числа участников соревнований. 

В 2003 году во время многодневки “Джиро д’Италия” из команды был уволен литовский гонщик Раймондас Румсас - после того, как он не прошел тест на допинг.

В 2004 году на два года дисквалифицирован известный американский гонщик Тайлер Хэмилтон, попавшийся на использовании кровяного допинга (переливание крови накануне соревнования) на третьей по статусу многодневке ‑ “Вуэльта”.

В 2005 году лидер ”Вуэльты” Роберто Эрас был уличен в применении эритропоэтина и дисквалифицирован на два года.

В мае 2006 года был самый крупный допинговый скандал в велосипедном спорте. Олимпийский комитет Испании прибег к помощи полиции. Произведя ряд обысков и арестов, полиция изъяла запрещенные препараты, а также 100 емкостей с замороженной и обогащенной кровью. Она предназначалась для переливания спортсменам после их прохождения допинг‑контроля перед соревнованиями. В центре скандала оказалась лаборатория Balco из Сан‑Франциско. Она занималась разработкой препаратов, позволяющих скрывать следы допинга в крови спортсменов. В скандале были замешаны велогруппа Liberty Seguros, ее бывший шеф Маноло Сайс и доктор Эуфемио Фуэртес, которые подозревались в распространении запрещенных препаратов. В список предполагаемых нарушителей запрета МОК попала и казахстанско‑немецкая команда “Астана‑Вурц”. Команду отстранили от гонки.

В июле 2006 года в Страсбурге стартовала главная велогонка мира “Тур де Франс”. За сутки до старта от участия в гонке были отстранены четыре гонщика, в том числе два фаворита - итальянец Иван Бассо и немец Ян Ульрих, а также американец Флойд Лэндис и Александр Винокуров из команды Казахстана. Причиной дисквалификации стало присутствие фамилий велосипедистов в списке спортсменов, которых подозревают в применении запрещенных препаратов. Вскоре после окончания “Тур де Франс” Международный союз велосипедистов подтвердил информацию о том, что в допинг‑пробе, взятой после 17‑го этапа у победителя многодневки Флойда Лэндиса, был обнаружен синтетический тестостерон. Целый год Лэндис судился, но безрезультатно ‑ его дисквалифицировали и отобрали победу на “Большой петле”. 

В 2007 году в велогонке ”Тур де Франс” разразилось два допинговых скандала. Первый был связан с Патриком Синкевицем из Германии, который из‑за травмы снялся с соревнований еще до обнародования его допинг‑теста, взятого за месяц до старта “Большой петли”. Из‑за этого инцидента немецкие телеканалы ZDF и ARD в знак протеста против допинга в велоспорте даже приостановили трансляции самой престижной велогонки мира.

В центре второго допингового скандала на велогонке оказались два казахстанских велогонщика из команды “Астана”. Один из сильнейших велогонщиков мира Александр Винокуров был уличен в применении гемотрансфузии (кровяном допинге). Лабораторные исследования показали, что незадолго до старта 13‑го этапа (предположительно накануне вечером) гонщику влили свежую кровь, обогащенную кислородом. После того, как стало известно о положительной пробе А, руководители ”Тур де Франс” потребовали от команды “Астана” покинуть соревнования. Через некоторое время гостиницу покинули еще 35 членов команды: гонщики, механики, обслуживающий персонал. Винокуров решил завершить свою спортивную карьеру после того как Федерация велосипедного спорта Казахстана дисквалифицировала его на год.

Таких историй и скандалов в мире спорта еще много. Полностью «чистым» спорт не был никогда. Всегда ли «Цель оправдывает средства» — вопрос остается открытым.