Tribuna/Футбол/Блоги/Мысли о футболе/Как играет Украина U-20? Почему не стоит впадать в эйфорию после победы на Мундиале?

Как играет Украина U-20? Почему не стоит впадать в эйфорию после победы на Мундиале?

Тактические заметки по игре сборной Украины U-20 на молодежном Чемпионате Мира в Польше. Без эмоций и громких высказываний!

Автор — Andriy Yugas
21 июня 2019, 21:54
3
Как играет Украина U-20? Почему не стоит впадать в эйфорию после победы на Мундиале?

Сборная Украины - чемпион мира по футболу! Звучит очень непривычно и даже странновато, но мы не в параллельной вселенной. Июнь 2019-го надолго запомнится всем украинским фанатам. Взрослая команда разгромила Сербию и взломала максимально неудобный Люксембург, а молодежка и вовсе прыгнула выше головы. Команда Александра Петракова уже давно заслуживает внимания. В прошлом году эти парни дошли до полуфинала Евро в Финляндии и показали организованный футбол. Их слаженная и компактная оборона - пример для многих топовых сборных. Проблема в том, что футбол Украины U-20 вообще не похож на игру взрослой команды.

Билд-ап

Петраков поставил команде вертикальный и фланговый футбол (342 длинных паса, 2-е место на турнире). Игроки не заморачиваются с доставкой мяча в финальную треть и затяжные позиционные атаки через центр практически отсутствуют. Только лишь тройка центральных защитников пасуется между собой, выискивая партнеров впереди. На прошлогоднем Евро ключевым игроком в билд-апе был левоногий Виталий Миколенко. После успешного выступления на турнире он закрепился в основе “Динамо” и взрослой сборной, а молодежка потеряла системообразующего исполнителя. На позиции ЛЦЗ играл защитник словацкого “Земплина” Даниил Бескоровайный. Так как первый пас не самое сильное качество Даниила, украинцы чаще начинали атаки через Дениса Попова. Он первый среди всех участников турнира по количеству передач вперед (105) и пятый по кол-ву передач в финальную треть (72). Бескоровайный пасовал вперед чуть реже Попова, а Бондарь в основном отдавал подготовительные поперечные пасы + иногда заряжал диагонали на фулбеков. Основные сценарии построения атаки Украины U20:

1)ЦЗ - КЗ Забросы или передачи низом на фулбеков - наиболее частый сценарий билд-апа. Быстрые и работоспособные крайки активно забегали за спины защитникам и получали мяч в подходящих зонах для последующего прострела/кросса. Если же они получали пас в ноги во второй трети, то искали варианты впереди или в центре, но обо всем по порядку.

2)ЦЗ - ЦН Форварды активно заполняли пространство по всей ширине поля. Смещались в полуфланг/фланг или ожидали лонгболла в зону перед центральными защитниками оппонентов. И Супряга, и Сикан не похожи на классических таргетменов (рост 182 и 185 см. соответственно), но очень часто боролись за мяч на втором этаже. Центральные хавбеки и вингеры грамотно располагались и собирали подборы.

3)ЦЗ - КН Система Петракова почти не ограничивает движения вингеров. Булеца и Цитаишвили самые креативные и зрелищные футболисты сборной. Опускаясь по полуфлангу во вторую/первую треть поля они либо разворачивают атаку передачей/дриблингом, либо стягивают на себя внимание оппонентов и освобождают зону за своей спиной для форварда/фулбека. Отличный пример - первый гол в матче против США. Цитаишвили опустился в билд-ап и получил передачу низом. Потом Георгий сумел развернуться и запустить отличную диагональ под забегание Булецы. Также вингеры хорошо открываются в центре под забросы верхом. Самый пасующий ЦЗ Попов часто ищет в центре сместившегося с фланга Булецу.

Центральные хавбеки при получении мяча чаще всего возвращали его назад защитникам,а в лучшем случае отдавали поперечные пасы на фулбеков или длинные вперед. У самого пасующего центрального полузащитника Кирилла Дрышлюка только 4.67 длинных паса за игру (5 место в команде) и всего 56% точности. В данном контексте рассматривать короткие пасы не имеет смысла, ведь они редко обостряют ситуацию.

Еще один альтернативный вариант начала атаки - силовой дриблинг Бескоровайного. Даниил выбирает правильный момент для резкого движения вперед, когда прессингующий соперник потерял бдительность. Тянуть мяч и вести борьбу с оппонентом одновременно, ему помогают габариты и сильный корпус.

Атакующие действия

Большинство позиционных атак Украины U20 строится через фланги. На карте усредненных позиций и передач полуфинального матча отчетливо видно два ромба.

Но далеко не всегда ЦПЗ активно помогают развитию атак и для продвижения мяча достаточно даже тройки футболистов. Важнейшие функции в такой структуре выполняют латераль и вингер. От связок Корниенко-Булеца и Конопля-Цитаишвили/Кащук исходит наибольшее количество опасных моментов и проникновений в финальную треть. Во всех матчах Мундиаля лучшим игроком нашей команды по progressive passing становился правый фулбек “Шахтёра” Ефим Конопля. Также он лидер по голевым передачам (4).Стеночки и перекрестные движения фланговых игроков дезориентировали оппонентов и помогали либо войти в штрафную, либо создать приемлемую ситуацию для навеса/прострела. Первый гол Сикана в ворота Панамы очень показательный момент. Сначала Конопля получил мяч от Попова и начал смещение в полуфланг.

Дабы запутать защитника, Цитаишвили смещается в противоположном направлении и они с Ефимом меняются позициями.

Коноплю не успевают накрыть и он выдает шикарный голевой пас.

Под навесы и прострелы в штрафную забегают 3 игрока: нападающий, дальний фулбек, вингер. Кроссы летят на дальний край штрафной под резкое вбегание фулбека, или подающий исполняет cutback (передача с точки, удаленной от лицевой линии не более чем на шесть ярдов, в центр штрафной). Форвард в таких эпизодах играет роль отвлекающего, а под передачи в центр штрафной вбегает вингер. На скриншоте ниже показано типичную ситуацию в штрафной. Супряга закрыл корпусом защитника и создал убойный момент для Кащука. В случае подачи на дальнюю, в зону готов вбежать Конопля.

Уже упоминалось, что быстрые и техничные вингеры - самые яркие игроки в атаке. Думаю, не стоит акцентировать внимание на красивых забегах по открытому пространству и эффективности в контрвыпадах. Тут важно другое. И Булеца, и Цитаишвили, и Кащук отлично чувствуют себя под давлением на перенасыщенных участках поля. Парни умеют работать корпусом под плотной опекой оппонента и разворачивать атаки пасом/обыгрывать в сложных ситуациях. За счет этих скилов Цитаишвили и Кащук попали в топ 5 по собранным на себе фолам. Украинский грузин занял вторую строчку с показателем 3.79 фолов/90, а у игрока “Шахтёра” 3.32 и 4-е место. Такие вингеры не бояться брать игру на себя и самостоятельно тянуть мяч в штрафную.

Стоит упомянуть и о важности стандартных положений. В составе Украины есть 2 качественных подающих - Булеца (правша) и Цитаишвили (левша). Практически всегда они искали голову Дениса Попова. Две основные разновидности угловых: 1) Попов вбегает из-за штрафной в свободную зону которую для него создают партнеры. Главная задача игроков в коробке - стянуть на себя внимание защиты и дать возможность Денису комфортно пробить. 2) В штрафной строится колонна из 3-4 футболистов. Перед самой подачей они разбегаются по зонам. Как правило, Попов вбегает на ближнюю штангу. Иногда такие навесы летят на Бескоровайного или Бондаря.

Организация обороны и прессинг

“В этой команде звезд нет. Звезда - это команда.”, - часто повторял Александр Петраков. Именно за счет слаженной командной игры без мяча Украина выиграла Мундиаль. Средний показатель владения мячом всего 46.1%. Только в одном из семи матчей владение превышало 50%(матч с Панамой 55%). Как для двадцатилетних парней, украинцы очень качественно перекрывают центр и смещают атаки оппонентов на фланги. Против нашей защиты было сложно создавать опасные моменты с игры и это подтверждает статистика. Все оппоненты набили маленькие числа по xG open play. Наиболее острой у ворот Украины была сборная США - 0.83 xG open play. Катар (0.13), Нигерия (0.17), Панама (0.40), Колумбия (0.12), Италия (0.27), Южная Корея (0.58) были далеки от хороших показателей.

После потери мяча вингеры и фулбеки опускаются на линию ниже и схема превращается в 5-4-1. В таком расположении сборная провела большую часть всего игрового времени. Без весомых причин они не вылетают в высокий прессинг, предпочитая mid-блок. Как и большинство играющих без мяча команд, подопечные Петракова позволяют себе опускаться в низкий блок на последние 15-20 минут матча.

Все сборные которые попадались у нас на пути имели в своем составе разыгрывающего опорника. В схеме 5-4-1 его контролировал центральный нападающий.

Защитники оппонентов получали небольшую свободу. Главной задачей было перекрытие траектории паса в центр поля. При таких раскладах большой объем работы выполняют ЦПЗ. Четверка располагалась компактно, чтобы не пустить пас между линий. Если же мяч проходил первую линию, защита не сыпалась, а наоборот, создавала максимально неудобную ситуацию для дальнейшей работы с мячом. Крайние центрбеки вылетали на подстраховку и агрессивно встречали своих визави, а хавбеки закрывали ловушку между двумя оборонительными линиями. На примере ниже итальянцы атаковали жёлто-синих в переходном эпизоде. Оборонительный квартет и форвард еще не успели занять позиции, а глубинный плеймейкер итальянцев исполнил пас между линий.

Но принимающему игроку не оставили ни единого шанса сохранить мяч.

Конечно же, любая оборона не без изъяна. Но чтобы взломать такую защиту, нужно иметь в ростере футболистов с высоким футбольным интеллектом. Только вот игроки с чувством свободного пространства и умением быстро работать с мячом спиной к воротам + с нестандартными решениями в передачах - крайне редкое явление на молодежном уровне.

Еще два важных фактора, без которых наш оборонительный механизм не смог бы заработать:

1) Взаимопонимание центральных защитников. Попов и Бескоровайный вылетают на подстраховку ЦПЗ чаще чем Валерий Бондарь. Соответственно крайние центрбеки оставляют за собой много свободного пространства. В эти зоны смещается Бондарь и подчищает за своими партнерами. На счету у Валерия 52 перехвата и 7 заблокированных ударов. Он лучший на Мундиале по этим двум показателям.

2) Работоспособность вингеров. Иногда даже в составе топовых оборонительных клубов есть слабые места в виде ленивых вингеров. В команде Петракова все очень оперативно возвращаются назад. Сильный корпус, выносливость и скорость ног помогает им вести борьбу на хорошем уровне.

Если Украина сильно хотела забить, то включался режим высокого прессинга. Получалось это у парней очень даже неплохо. Вариации прессинга в различных ситуациях:

1)Прессинг против схемы 4-3-3.

Супряга (форвард) играет по защитнику с мячом, а в случае паса на вратаря продолжает бежать дальше. Цитаишвили (дальний от мяча вингер) поднимается в первую линию прессинга и накрывает ЦЗ без мяча. Булеца (ближний к мячу вингер) держит фулбека. Конопля (дальний от мяча фулбек), в случае паса на крайка соперников, вылетит из своей линии чтобы его накрыть. Хахлев (один из ЦПЗ) плотно опекает разыгрывающего опорника.

Безусловно, любая структура имеет свои недостатки. Минус такого прессинга - меньшинство в центре поля. Там оставались один ЦПЗ Украины и два хавбека соперников. В случае точного заброса на свободного игрока, в центр должен был вылететь кто-то из тройки ЦЗ, чтобы предотвратить контратаку. Но важно понимать, что не всегда есть время подготовить такой пас из-под давления. Главное, что такой прессинг не давал возможности разыгрывать мяч накоротке.

Время от времени, украинцы накрывали своих визави при розыгрышах от ворот.

Вингеры играли по ЦЗ и следили за крайними защитниками. Форвард накрывал опорного хавбека.

2)Прессинг против схемы 3-1-4-2.

Булеца (ближний к мячу вингер) поднимался в первую линию прессинга и накрывал КЦЗ с мячом. Сикан (форвард) играл рядом с центральным в тройке + следил за вратарем и перекрывал линию паса на КЦЗ. Корниенко (ближний к мячу фулбек) играл по фулбеку оппонентов. Дрышлюк (один из ЦПЗ) ориентировался по опорнику. Если на помощь в билд-ап опускался еще один хавбек, то по нему играл дальний вингер (как на скрине), либо второй ЦПЗ.

Разбить такую структуру можно переводом мяча на противоположный фланг. Там украинцы не накрывали оппонентов. Кащук был занят игроком в центре поля, а Конопля просто не успевал. У итальянцев несколько раз получилось выйти из-под такого давления.

3) Фланговые ловушки.

Триггером такого прессинга был пас от центрбека на флангового защитника. После такой передачи на ЦЗ вылетал Супряга. На крайка, получившего мяч, бежал Булеца и вжимал его к боковой линии. Центральные хавбеки и латераль разбирали всех потенциальных адресатов для короткого паса. Цитаишвили следил за игроками на дальнем от мяча фланге.

Из такого капкана оппоненты выбирались редко. Только если кто то из ЦПЗ не накрыл своего игрока. Выполнить перевод на другой фланг из такой сложной ситуации практически невозможно.

Почему не стоит впадать в эйфорию?

Во-первых, между взрослым и молодежным футболом огромная пропасть в классе. Большинство игроков сборной U-20 еще даже не играют на уровне УПЛ. Думаю не стоит напоминать, где выступают их ровесники из топовых футбольных стран. Всем известно, как в нашей стране “умеют” работать с молодежью. Поэтому остается только надеяться, что хоть кто-то вырвется из бесконечного круговорота между скамейкой в топах УПЛ и фарм-клубами.

Во-вторых, система развития нашего футбола работает неправильно. Результат - это, конечно, хорошо, но он не должен быть главной задачей. В первую очередь, все юношеские сборные должны готовить игроков к взрослой команде. Из команды Петракова до основной сборной добрались пока только Миколенко и Лунин. Для того, чтобы игрокам было проще проходить уровни юношеского футбола, все молодежки играют по такой же схеме как и национальная сборная. В нашем случае, кардинально отличаются не только схемы, а и стиль игры.

Пока Андрей Шевченко строит атакующий футбол через контроль мяча, Александр Петраков делает ставку на организацию обороны и вертикальную игру. Такой подход к развитию сборной - ошибочный.

Системообразующие игроки в команде Шевченка - две “восьмерки” Малиновский и Зинченко. В схеме 4-3-3 мяч двигают игроки центра, а креативных ЦПЗ в стране практически нет. И Малиновский, и Зинченко стали футболистами высокого уровня благодаря игровой практике за рубежом. К сожалению, в УПЛ стать топовым созидателем невозможно. Есть яркие примеры: Сидорчук, Гармаш, Андриевский и тд. Талантливых атакующих полузащитников не умеют раскрывать. По следах вышеперечисленных “героев” следуют Шапаренко и Коваленко. Напомню, что в молодежке ключевые футболисты в продвижении мяча - фулбеки и крайние ЦЗ, а двойка центральных хавбеков практически не участвует в билд-апе и больше загружена оборонительными действиями. Если даже юношеские сборные не строят игру через центр, то каким образом вырастет замена для Зинченка и Малиновского?

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты