Tribuna/Футбол/Блоги/Stars and Stripes/Боб Брэдли: Я - американский тренер

Боб Брэдли: Я - американский тренер

О том, что пошло не так в Суонси, и что вообще привело американца в Англию - искренне из первых уст.

Блог — Stars and Stripes
Автор — American Outlaw
27 февраля 2017, 22:24
Боб Брэдли: Я - американский тренер

О том, что пошло не так в Суонси, и что вообще привело американца в Англию - искренне из первых уст.

«Когда меня представили в «Суонси Сити», мне задали вопрос «Какого это - быть первым американским тренером в АПЛ?» Мой ответ был банальным: я гордился. Очень гордился. Но затем я быстро набрал обороты, ведь не думал, что заядлые болельщики «Суонси» будут настолько обеспокоены этим. На следующий день один журналист написал, что я был слишком навязчив в своём американском происхождении. Это не так. Я действительно не думал, что это имеет значение. 

Видимо, ошибался.

Мои идеи и философия сформированы опытом, полученным по всему миру, благодаря игрокам и тренерам различного происхождения. Отличный друг, бывший наставник «Сетон-Холла» Манфред Шелшайдт помог мне понять разницу между двумя легендарными немецкими тренерами - практичным Хеннесом Вайсвайлером и теоретиком Деттмаром Крамером. Я тренировал Христо Стоичкова, болгарина, которому было что рассказать о влиянии голландца Йохана Кройфа в Барселоне. Француз Юрий Джоркаефф поведал мне чудесную историю о том, как перед Чемпионатом Мира 1998 Эме Жаке поставил его рядом с Зинедином Зиданом и сказал: «Вы двое должны стать сиянием французской сборной».

После революции 2011-го я отправился в Египет, чтобы возглавить их национальную команду. Спустя несколько месяцев после моего прибытия 74 болельщика погибли в трагедии на стадионе Порт-Саида. Когда сборная в следующий раз собралась вместе, я смотрел в глаза футболистам, которые заносили умирающих фанатов на своих руках в раздевалку. Я попросил их стать примером единства для своей страны.

Но на фоне всего полученного опыта, я в первую очередь, и самое главное, был американцем. Будучи подростком, я посетил баскетбольный лагерь на севере Нью-Джерси, где Хаби Браун спросил нас: «Чем вы ловите передачу?» В спортивном зале стояла тишина, а затем кто-то ответил: «Руками». На что тренер Браун сказал: «Нет, друг мой. Ты ловишь передачу глазами». Годы спустя, когда я работал помощником Брюса Арены в Вирджинии, я подружился с ассистентом тренера женской баскетбольной команды. Его звали Джино Оримма. Втроём, мы тихонько сидели в своём офисе (удобно расположенном возле гостевой раздевалки), и слушали, как общаются со своими командами такие великие люди, как Дин Смит, Джим Вальвано и Майк Кржижевски. Я многому научился, наблюдая за Сакки, Фергюсоном и Гвардиолой. Так же многому я научился, наблюдая и за Питом Кэррилом - бывшим баскетбольным тренером в Принстоне, который твердил своим игрокам о важности хорошего паса. Я до сих пор учусь у Грегга Поповича интеллигентности в общении со своей командой и СМИ.  

Когда я проходил тренерские PRO-курсы УЕФА, необходимые для наставничества команды из топ-чемпионата Европы, я рассказал нескольким своим норвежским друзьям о том, что в баскетболе США нет тренерских лицензий. Тренерство - это ремесло. Ты учишься играя, экспериментируя, приспосабливаясь. Ты никогда не перестаешь учиться.   

Тебя учит сама игра.

   

Перед Чемпионатом Мира 2010 года в Южной Африке, я хотел, чтобы наша сборная слышала не только мой собственный голос. Я хотел, чтобы они слышали голос опыта. Голос того, кто понимает, как побеждать. Поэтому, я пригласил Билла Расселла. Его мудрый взгляд на то, как нужно конкурировать, в то же время взаимодействуя с партнерами, отлично помог нам построить команду с сильным характером. Команду, играющую до финального свистка. 

Когда с работой в сборной США было покончено, мне нужен был новый вызов. Мне захотелось стать лучше. Что-то доказать себе. И я отправился в Египет. Мечтой всех египтян был выход на Чемпионат Мира.   

После резни в Порт-Саиде в феврале 2012-го Египетская Премьер-лига прекратила свою работу. Игроки остались без зарплаты. Было много неопределённостей. Сборной пришлось играть домашние матчи при пустых трибунах. Почти каждый день журналисты спрашивали меня: «Почему Вы всё ещё здесь?» Мой ответ всегда был одним и тем  же: как у лидера, у тебя есть ответственность. Ты должен быть примером. Нельзя выйти за дверь первым.

Национальная сборная Египта выиграла 7 из 8 отборочных матчей, но так и не поехала на Чемпионат Мира. Это всегда будет одним из моих наибольших разочарований. Как никто другой, я хотел, чтобы Мохаммед Абутрика завершил карьеру выступлением на Чемпионате мира в Бразилии. За два года в Египте он стал моим братом. Тренировать его было большой честью. 

Несколько месяцев спустя у меня появился шанс вернуться в клубный футбол. В этот раз в Европе. В январе 2014 года я возглавил норвежский «Стабек».  

У клуба были финансовые трудности, и один из моих друзей советовал держаться от них подальше. Мол, так в высшей лиге Норвегии не выжить и понижение в классе неизбежно. Но у этого маленького клуба было большое сердце. Была душа. На первом году мы выбороли финиш в середине турнирной таблицы. На втором - закончили сезон третьими и получили место в Лиге Европы. И я, и мои футболисты были горды достигнутым. Я был готов к новому вызову.  

Я оказался во Франции, у руля «Гавра» - участника Лиги 2 - в ноябре 2015-го. Впервые в разгар сезона. У команды все было хорошо, но последний день сезона-2016 стал американскими горками. Смесью гордости и разочарования. Тем вечером мы выиграли 5-0, но этого было недостаточно. Первые три команды выходили в Лигу 1. И мы боролись с «Мецем» за третье место. У нас было равное количество очков, равная разница забитых/пропущенных. Все решало лишь количество забитых мячей. Мы боролись до конца, но нам так и не хватило одного гола. В последнем матче нужно было забивать шесть...   

Тот вечер закончился объятиями болельщиков и футболистов на поле.

   

Весь этот опыт привёл меня в «Суонси». Сезон 2016-17 уже начался, и я услышал о том, что руководство заинтересовано в смене наставника. Я знал, что если поеду туда, мне предстоит оказаться в непростой ситуации. Команда стартовала неудачно, а болельщики были обозлены сменой руководства на американское. Но управление командой на топ-уровне английского футбола было супер-вызовом. Я основательно готовился к этой возможности. Я должен был взяться за это.   

Как первый американский тренер в Премьер-лиге, я осознавал, как трудно будет устроиться. Без преимущества в виде предсезонной подготовки, работа по перевоплощению команды должна была быть постепенной. Целью на ближайшее время было добыть очки, которые бы удовлетворили критиков и добавили уверенности игрокам.   

По прибытию я встретился с частью группы болельщиков из «Swansea City Supporter's Trust». Я знал, что они были разочарованы тем, что с ними не проконсультировались по поводу моего назначения. Поэтому, я старался общаться с ними искренне и сказал: «Я знаю, что нам предстоит определённая работа и понимаю, что этот клуб значит для вас. Я здесь для того, чтобы делать свою работу таким образом, чтобы болельщики гордились увиденным на поле. И чтобы убедиться в крепкой связи между клубом и самыми преданными из них». 

Моя первая встреча с футболистами не продлилась долго. Нам нужно было приступать к работе. Так что, я собрал их и сказал: «С нетерпением жду того, чтобы поработать с вами. Я приехал, не имея ответов. Я приехал слушать. Наблюдать. Знакомиться. Сделать ваc лучшими футболистами и лучшими людьми. У меня есть свои представления по поводу того, что должна делать команда, но мы будем взаимодействовать».

Спустя 70 дней в клубе, я обедал с руководством. Тем вечером, следующим после важной победы 3-0 над «Сандерлэндом», был оптимизм и уверенность. Мы добыли 8 очков в 8 матчах, и, что ещё более важно, в четырех последних играх вырвали две победы и одну ничью. Но на следующей неделе проиграли два выездных матча. Сценарий был всё тем же. Мы хорошо начали, но посыпались после пропущенного гола.   

Моё послематчевое интервью в Мидлсбро только ухудшило ситуацию. Я сказал, что нам нужно показывать больше сопротивления, играя «on the road» (на выезде; англичане предпочитают говорить «away»), и назвал пенальти «PK» (вместо «penalty kick»). Социальные сети взорвались возгласами о том, что американской лексике не место в английском футболе.   

Перед следующим, уже домашним, матчем против «Вест Хэма» я ощущал всё давление. Но меня им не напугать. Тренер должен понимать, что есть лишь одна вещь, которую он не может контролировать. Это результат. Ты контролируешь работу. Настрой. Я всегда учу своих футболистов играть бесстрашно, и игра против «Вест Хэма» не была исключением. И снова, мы хорошо начали, но неспособность предотвратить угрозу во время исполнения штрафного привела к изменению счета на табло не в нашу пользу. Замены во втором тайме не помогли, и в итоге мы проиграли 1-4. Разочарование и злость болельщиков были понятны.   

Как обычно, на следующее утро я прибыл на тренировочную базу первым. Расписание оставалось прежним. Утром - восстановление для игроков, вышедших с первых минут, и работа на поле с теми, кто не играл. После обеда - просмотр видео и подготовка к следующему матчу против «Борнмута». Вернувшись домой, я получил сообщение от президента: «Встретимся в академии?»  

Тогда я уже точно знал, что это значит.  

Я облажался. Не смог оставить свой след в «Суонси». Подарить этой команде индивидуальность. Настоящий характер. Мне так и не удалось найти правильный баланс между защитой и нападением. Я не смог заставить эту группу футболистов играть с самоотдачей, которой так выделялись мои предыдущие команды. Мы так и не достигли ни уверенности, ни постоянства.

Мое место занял Пол Клемент и он проделал отличную работу. Структура команды улучшилась, а уверенность вернулась. Да, Пол вынес пользу из трансферного окна, чего не было у меня. Но это футбол. Он может быть очень непростым, и нужно уважать хорошую работу. Здесь лишь заслуга Пола.   

Одно последнее слово болельщикам. Мне понравилось у вас в клубе. Я старался. Жаль, что больше не смогу быть вашим тренером.   

На 85 дней я вложил все сердце и душу в «Суонси Сити». Я слушал и наблюдал. Пересматривал игры снова и снова. Постоянно вдохновлял игроков и тренерский штаб  на размышления о том, как бы мы смогли стать лучше. Я просил футболистов верить. Понять меня и мои идеи. Я никогда не боялся полагаться на свой опыт, быть самим собой и отвечать за это. Перед лицом игроков. Тренеров. СМИ. Всех людей, которых я встретил в Суонси. По-другому я не умею.  

В жизни, чтобы добиться чего-либо, нужно сначала ощутить вкус неудач. Я остаюсь гордым и сильным. Я готов ко следующем вызову.  

И да, я - американский тренер».

 

- Боб Брэдли,

    

*фото: Harry Trump/Getty Images, Matt Slocum/AP Images, Scott Nelson/SI/Getty Images, Tony Marshall/Getty Images, Michael Steele/Getty Images

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты