Tribuna/Футбол/Блоги/Прочитайте та вставайте/Мистический Уругвай

Мистический Уругвай

Статья моего друга....

Автор — aegepten
9 июля 2017, 18:00
2
Мистический Уругвай

Уругвай стал первой южноамериканской сборной, решившей показать себя в Европе - на Олимпиаде в Париже в 1924-м году. Выигрывая большинство Чемпионатов Южной Америки, уругвайцы хотели доказать превосходство и на мировой арене.

Несмотря на то, что один лишь список титулов Уругвая - уже тогда внушительный - должен был предостеречь их соперников, первые из них, югославы, попались в "трампу" - "ловушку". "La trampa" - одна из исторических особенностей рио-платенского футбола, и включает в себя это понятие буквально всё: как уловки и финты нападающих, так и хитрость защитников (когда защитник показывает, будто не готов к уходу нападающего в одном из направлений и там же его уничтожает). Также "трампа" может быть и просто ловушкой, хитростью, мало относящейся собственно к футболу. Наиболее известна миру благодаря Билардо и билардизму как направлению футбольной философии.

Именно в последний тип ловушки (а затем и в первые два) попала сборная Югославии - между прочим, немалая футбольная сила в те времена. Югославы послали своих разведчиков на одну из подготовительных тренировок Уругвая. Прознав об этом, уругвайцы превратили тренировку в самую настоящую клоунаду. Били в облака, пасовали непонятно куда, курьёзно сталкивались друг с другом. Вердикт разведчиков был очевиден - эта сборная ужасна, мы уже выиграли, тут и играть-то толком не придётся.

Едва ли это отразилось на исходе, а вот на самом счёте - весьма вероятно. Ненастроившиеся как следует югославы столкнулись с суровой реальностью и были уничтожены самым жестоким образом - 7:0. Самый крупный счёт на турнире, если не считать парочку избиений европейскими лидерами аутсайдеров из Прибалтики (Швейцария - Литва 9:0, Франция - Латвия 7:0) и Швеция - Бельгия 8:1.

Легко и уверенно Уругвай выиграл и остальные матчи. США - 3:0, 1/4 с хозяйкой Францией - 5:1, финал со Швейцарией - 3:0. Исключением стал только полуфинал с Нидерландами, которые довольно долго даже вели в счёте, но за последние полчаса уругвайцы сравняли и вырвали победу - 2:1.

Турнир стал триумфом рио-платенского футбола и наглядной демонстрацией его превосходства над традиционным и всё ещё популярным английским «kick and rush» (бей-беги, если по-нашему). Сочетание игры в короткий пас, искусного дриблинга и разящих контратак до сих пор в той или иной степени является визитной карточкой футбола по обе стороны Ла-Платы. Футбол уругвайцев столь приглянулся французам, что развитие их собственного пошло по стопам уругвайского. Приглянулся он и другим европейцам - в ближайшие годы Уругвай засыпали различными предложениями о турне по Европе.

В команде особенно блистали такие игроки, как инсайд Педро Сеа, универсальный и очень результативный вингер-гамбетеадор (дриблёр) Анхель Романо. Лучшим бомбардиром с 8-ю голами стал Педро Петроне - скоростной нападающий с пушечным ударом. На тренировках, если он не попадал в ворота, мяч мог улетать за добрую сотню метров - примерно как у Габриэля Батистуты.

Не особо отстал по голам от Петроне Эктор Скароне - возможно, величайший уругвайский футболист всех времён. Уникален, помимо всего прочего, Скароне тем, что дебютировав в сборной ещё в 1917-м году, в возрасте 18 лет, чуть ли не полтора десятилетия продержался на самом высоком уровне игры. Футбол стремительно развивался, появлялись новые звёзды, а Скароне оставался лучшим игроком мира, добившимся совершенно уникальных достижений. На одном лишь уровне сборных - четырёхкратный чемпион Южной Америки, трёхкратный чемпион мира (да-да, как и Пеле), непосредственно приложил руку ко всем этим достижениям.

Скароне был уникален тем, что сочетал практически все лучшие качества в одном игроке. Хлёсткий и прицельный удар - качество бомбардиров тех времён, которое он дополнял далеко не всем свойственной блестящей игрой в воздухе (при своём не самом большом росте - 172 см). Великолепный дриблёр, он и пасом умел создавать моменты партнёрам, как, пожалуй, никто больше в те времена. Кроме того, Скароне является рекордсменом по голам за "Селесте" в одном матче - пять штук он забил в матче с Боливией (6:0) на Чемпионате Южной Америки в 1926-м году. В общем, GOAT (greatest of all time) как минимум Уругвая. "Эль Маго" ("Волшебник"), "Гардель дель Футболь" ("Гардель Футбола") - его прозвища говорят сами за себя.

Однако больше всех поразил публику и организаторов Хосе Леандро Андраде - быстрый, выносливый и крайне техничный правый опорный полузащитник (нынче, скорее, позиция соответствует правому защитнику), который делал Уругваю всю игру в глубине поля. Он и был признан лучшим игроком Олимпиады-24. Расистская французская пресса прозвала его "Чёрным Чудом" - исходя из цвета кожи и чудесного, элегантного футбола, который он демонстрировал.

В 1928-м году Уругвай приехал защищать титул в Голландию, на Олимпийские Игры в Амстердаме. На сей раз пришлось сложнее, хотя бы потому, что на турнир явилась сборная Аргентины, составлявшая всё более и более жёсткую конкуренцию Уругваю за звание сильнейшей в Южной Америке, что по тем временам означало и в мире, что лишний раз показал Амстердам.

Сетка Аргентине попалась более лёгкая (США - 11:2, Бельгия - 6:3, Египет - 6:0) и выглядела она крайне убедительно, в пух и прах разнося всех соперников. В то же время Уругваю пришлось попотеть, однако его путь к финалу не менее впечатляет: 2:0 с Нидерландами, 4:1 с Германией, 3:2 с Италией. И, наконец, финальное столкновение с Аргентиной, которой более простые соперники по ходу турнира, вероятно, позволили лучше выглядеть в финале, даже переигрывать уругвайцев.

Но тут на сцену, на передний план вышел он - легендарнейший Хосе Назацци (Насасси на испанский манер, однако у его фамилии очевидно итальянское происхождение). Умышленно не упомянул его в предыдущем блоке, так как самый звёздный его час пришёлся именно на 28-й год.

Бывали "Великие Капитаны" - Даниэль Пассарелла, например. Был и "Маршал" - Роберто Перфумо. А Насацци сочетал звания и был "Великим Маршалом". Высокий и мощный (182 см/85 кг - много по тем временам, когда люди в целом были меньше ростом, чем нынче), жёсткий центральный защитник Назацци выносил все мячи, в том числе со "второго этажа", где был великолепен. Именно его игра позволила "Чарруас" не уступить Аргентине в первом матче (1:1), равно как и во втором, где игровое преимущество Аргентины не вылилось в голы (не считая довольно быстрого ответного гола Монти), и в результате великий Скароне ближе к концу игры принёс победу 2:1, завершив атаку блистательным мощным ударом под перекладину, без единого шанса для вратаря.

Назацци, кроме того, был настолько авторитетен, что с первого же своего матча в сборной носил капитанскую повязку, несмотря на то, что в ней уже пять лет как играл тот же Скароне, настоящий монстр. Во всех матчах за сборную, коих у него набралось 41, Назацци был капитаном - недостижимый рекорд. Во всех триумфах Уругвая он был капитаном, лидером и оплотом надёжной обороны. "Великим Маршалом".

Те два олимпийских футбольных турнира проводились под эгидой ФИФА и впоследствии были признаны полноправными Чемпионатами мира, которыми и являлись. Именно после них было принято решение о проведении турнира отдельно - так мы получили Мундиаль. Тем самым, среди уругвайцев есть целый ряд совершенно законных и официальных трёхкратных чемпионов мира - то, что их тогда никто не мог обыграть, никого не волнует.

Первый отдельный Мундиаль было доверено провести Уругваю, как победителю предыдущих двух. Специально к турниру был построен легендарнейший стадион "Сентенарио", самый большой стадион в Южной Америке в то время, - всего за год. Учитесь, строители "Газпром-Арены".

Титул снова оспаривали страны двух сторон Ла-Платы, Аргентина и Уругвай. Аргентина в целом по турниру снова смотрелась немного предпочтительнее и даже вела в финале 2:1 после первого тайма, но победный дух уругвайцев был слишком силён, и во втором тайме они перевернули матч - 4:2. Так окончательно оформилась знаменитая "гарра чарруа" - борьба, сражение до победного конца.

Третий подряд титул сильнейших в мире увенчал величайшую эру уругвайского футбола. На Чемпионат Мира-1934 они не явились, в знак протеста против того, что далеко не все европейцы явились на их чемпионат. А "лебединая песня" поколения (уже далеко не всех) случилась в 1935-м году в Перу, в Лиме - однако некоторые ещё оставались в составе, в частности Назацци выиграл там свой четвёртый Чемпионат Южной Америки и сравнялся по титулам с Эктором Скароне.

С тех пор футбольное лидерство на континенте захватила Аргентина, но она продолжила политику самоотстранения от чемпионатов мира, в то время как проведение первого после Второй Мировой войны Мундиаля явно оживило уругвайцев. Именно здесь случился, пожалуй, самый знаменитый апсет в истории чемпионатов мира - "Мараканасо".

В последнем матче финальной группы (как такового финала тогда не было) Бразилии достаточно было не проиграть Уругваю, который до этого потерял очки с Испанией (2:2). Но о поражении, конечно, никто и не думал. 174 тысячи зрителей (чудовищная цифра) пришли на "Маракану" увидеть победу Бразилии и вручение заслуженного Кубка. Некоторые руководители уругвайской делегации просили своих игроков не проиграть крупно. Некоторые из них хотели побить этих незадачливых руководителей. Их успокаивал легендарный капитан Обдулио Варела: "Не слушайте этих людей, они не знают, о чём говорят. Мы выходим побеждать".

Надо сказать, что опасения руководителей уругвайского футбола не были такими уж беспочвенными. Даже в финальной пульке Бразилия просто-таки размазывала соперников: 7:1 Швецию, 6:1 Испанию... В то время как Уругвай, как уже сказано, с Испанией только ничью вырвал, со Швецией вырвал победу 3:2, проигрывая те же 1:2, как с Испанией.

Бразилия, конечно, сходу взяла инициативу. Инициатива - инициативой, но самый реальный шанс был у Уругвая, когда Оскар Мигес с 20-25 метров зарядил в штангу. В середине игры с проникающего паса Адемира чётким ударом в угол Фриаса открыл счёт. Уругваю терять было совсем уже нечего, и это только придало им сил. Обдулио Варела повёл партнёров за собой, Альсидес Гиджа всё чаще терзал финтами своих опекунов, особенно игравшего против него Бигоде, Хуан Скьяффино непрерывно искал интересные ходы - и вот с фланговой передачи Гиджи прекрасным ударом в касание он сравнивает счёт.

Как вспоминают участники матча, у бразильцев похолодело в груди. Они уже не думали о разгроме соперника. И даже о победе не думали. Показывали уругвайцам - мол, как ни старайтесь, время тикает, мало его у вас осталось. Однако уже вскоре Гиджа в очередной раз отрывается от защитников и наносит мощный удар в ближний угол - 2:1! Принято обвинять в этом вратаря Барбозу, однако это только если слепо следовать принципу про "ближний угол - вратарский". На самом деле, удар был с довольно близкого расстояния, сильный и очень точный.

Так Гиджа стал третьим, помимо Папы Римского и Фрэнка Синатры, человеком, заставившим замолчать "Маракану". Тишина, причём практически до конца матча, стояла гробовая, как вспоминал Хуан Скьяффино.

Бразильцы нарастили давление, пытались отыграться, но оборона Уругвая, ведомая всё тем же неутомимым и невероятно волевым опорником Варелой, была крепка как никогда. Уругвай - тетракампеон! Кстати, об этом же (что четырёхкратный) здесь говорит испаноязычный комментатор:

Со временем "Мараканасо" оброс легендами, плюс многим начало казаться, что "какой-то там" Уругвай победил самих бразильцев (ставших к нашим временам уже пятикратными чемпионами мира), да ещё у них дома. Мол, сенсация, случайность и так далее. Ничего подобного. Бразилия, пожалуй, действительно была лучшей по игре командой турнира. А Уругвай стал сильнейшей. Они обыгрывали бразильцев и прежде, это не было чем-то необычным. Они обладали и достаточным мастерством, и достаточной силой духа, чтобы сделать сказку былью. И сделали.

Уругвай-чемпион мира 1950 года. За исключением членов национальной федерации (у которых её эмблема на груди), стоят: Варела, Техера, Хуан Карлос Гонсалес, Матиас Гонаслес, Масполи и Виктор Андраде; сидят: Гиджа, Хулио Перес, Мигес, Скьяффино и Видаль.

Неслучайность успеха Уругвая, точнее полное отсутствие случайности, легко видно по следующему Чемпионату мира в Швейцарии. В группе они легко обставили считавшихся сильными в те времена Чехословакию (2:0) и Шотландию, которую разнесли 7:0 (третий тур с Австрией не игрался за ненадобностью по тому регламенту). Затем, в четвертьфинале, была уверено разобрана Англия - 4:2.

Уругвай-1954. Стоят: Карбажо, Виктор Андраде, Сантамария, Вильям Мартинес, Масполи и Луис Крус; сидят: Соуто, Амбройс, Скьяффино, Хохберг и Борхес.

А в полуфинале случился, как считается (и считается справедливо), один из величайших матчей в истории Мундиалей - с Венгрией. Мадьяры, казалось бы, легко повели 2:0 и вели дело к победе, но вопреки всему - вопреки ходу матча, вопреки счёту, вопреки травмам и потерям игроков, лидеров по ходу турнира уругвайцы включили свою знаменитую "гарру" на полную мощь. И на 75-й и 86-й минутах Хуан Хохберг забивает два мяча и уравнивает счёт. На последних минутах только благодаря сильному дождю третий мяч застревает на ленточке венгерских ворот, а не оказывается в них. Это был настоящий триллер.

Равный, великолепный несмотря на дождь футбол на встречных курсах продолжился и в дополнительное время. Сначала уругвайцы имели несколько шансов "похоронить" мечты мадьяров, но им не повезло, а венгры лучше проявили себя в завершающей стадии атак - в концовке Сандро Кочиш двумя голами оформил их победу.

Нет и сомнений, что именно "Чарруас" показали немцам, без вариантов "слившим" венграм в группе 3:8, что с "Великолепными Мадьярами" можно и нужно играть, бороться.

Матч за третье место с Австрией вконец измученный Уругвай проиграл, но это не имело никакого значения для тех, кто привык побеждать, выигрывать Кубки Мира. А свою силу они показали и доказали в очередной раз.

Так закрылась золотая глава уругвайского футбола. Дальнейшее снижение результатов, в основном на уровне сборных, так как клубы ещё долго оставались могущественными, сами уругвайцы связывают с тем, что, в то время как весь мир быстро развивался, они оставались на том же уровне, а в некоторых аспектах, возможно, даже деградировали. Однако Уругвай продолжал и продолжает давать миру выдающихся игроков, пусть может и не в тех количествах, что когда-то (на что есть ряд причин), а также периодически одерживал и одерживает славные победы.

Как у русской литературы, поэзии, был Золотой век, а потом Серебряный - так и у уругвайского футбола. О серебряном мы ещё обязательно однажды поговорим.

 

Другие посты блога

Все посты