Tribuna/Футбол/Блоги/Адміністративний блог/«Конкурсы эмблем – очень подозрительная штука». Блогер Tribuna.com, который делает украинский футбол лучше

«Конкурсы эмблем – очень подозрительная штука». Блогер Tribuna.com, который делает украинский футбол лучше

Графический дизайнер и автор блога «Кротовая нора» на Tribuna.com Дмитрий Штрайс – о внешнем виде футбола в Украине.

27 сентября 2017, 15:35
60
«Конкурсы эмблем – очень подозрительная штука». Блогер Tribuna.com, который делает украинский футбол лучше

Интервью с графическим дизайнером и автором блога «Кротовая нора» – Дмитрием Штрайсом.

– Ты – украинец, но живешь в России. Как так получилось?

 Я жил в Череповце практически всю жизнь, с 6 лет. Моя мать дончанка, в Россию ее отправили, как это водилось в СССР, на производственную практику на металлургический завод «Северсталь». Однако в свидетельстве о рождении моя национальность – украинец, а Донецк я считаю родным городом. Все мои детские воспоминания связаны с Донецком. Родня и сейчас живет в Марьяновке. Дедушка был шахтером и болел за «Шахтер».

– Он привил любовь к «Шахтеру»? 

– Само получилось. Я приехал в Донецк в 2001 году, увидел билборды с футболистами в оригинальной оранжевой форме. Знал о «Шахтере» еще от мамы, но то рассказы, а тут все по-настоящему. В тот год в Донецк приезжала дортмундская «Боруссия» с Яном Коллером и Томашем Росицки. Дядя купил 2 билета – и мы пошли на старый ЦС «Шахтер». Это был один единственный раз, когда я видел игру в живую. Мне было немного лет, чтобы ходить одному на футбол. 

– Кто твой любимый игрок горняков?

– Последний раз был в Донецке в 2003 году, на летних каникулах перед 11 классом. Тогда в «Шахтер» только-только пришел Дарио Срна. И сразу стал моим любимчиком. В то время он был футболистом, выходящим на замену. Понравился из-за номера 33. Дело в том, что в детстве я занимался баскетболом, смотрел НБА. Главной звездой тогда был Майкл Джордан, но моим любимчиком был его напарник Скотти Пиппен, игравший под 33 номером. Эта ассоциация сработала и Срна мне сразу запомнился. Здорово, что у него все получилось в «Шахтере». Считаю, когда он закончит карьеру, номер 33 надо вывести из оборота. 

– Поддерживаешь какие-то российские клубы или только «Шахтер»?

– В 2003 году «Шахтер» играл с «Локомотивом». Я испытал странные чувства – играла команда, которую постоянно видел по российскому телевизору, против той, за которую болею. По ходу матча я понял, как сильно хочу победы «Шахтера», радовался голу Вукича. С этого момента за российские клубы я не болел никогда. Разве что персонально за Тимощука в «Зените», в Кубке УЕФА 2008.

Но вся печаль того времени была в том, что у меня не было интернета. Я ничего не знал о команде «в прямом эфире». Моя сестра училась тогда в Донецке и скупала для меня все клубные газеты, что находила.

Первый интернет в 2006-2007 годах был ограничен временем. Я быстро заходил на сайт, сохранял все новости в текстовый файл и уже потом уже читал все. А матчи мог лишь читать в текстовых онлайн-трансляциях. Сидишь, ждешь минут 10-15, подключаешься и смотришь «как оно». Вот так я, например, узнал о том, что Палоп забил гол за «Севилью».

Когда интернет стал быстрым и безлимитным, появились торренты, я начал скачивать все матчи «Шахтера», которые мог найти. И сейчас страдаю всем этим складированием фото и видео на жестком диске. Думаю, это последствия того информационного голода.

Ну а когда информация по современному «Шахтеру» была наверстана, я стал изучать его историю. 

– С чего началось твое увлечение рисованием?

– Рисовать я любил всю жизнь. Но почему-то родители не отдали меня в художественную школу. Поэтому рисовал все, что было вокруг. Как правило, тогда все сводилось к срисовыванию картинок баскетболистов и логотипов команд НБА. Тогда, наверное, я и начал формировать свой вкус в дизайне. Эмблемы клубов американских лиг были единственными, на которые стоило равняться, потому что на постсоветском пространстве царил настоящий хаос и безвкусие.

Лишь окончив школу, я осознал, что хочу рисовать профессионально. Но поступить в художественный институт без подготовки невозможно. Я работал продавцом книг и dvd-дисков, тратя зарплату на уроки живописи и рисования для подготовки к вступительным экзаменам. Нежелание вновь возвращаться к работе побудило меня лучше учиться и получать стипендию каждый семестр, что  в итоге неожиданно привело к красному диплому.

– С какой целью создавался блог «Кротовая нора»?

Как отголосок этой тоски от большого расстояния между мной и любимым клубом. Я в своем городе, наверное, единственный его болельщик, хотелось иметь некоторую ментальную связь с командой. Поскольку я не очень хороший аналитик и не любитель сплетен, я выбрал именно исторически-дизайнерскую тематику.

Одновременно с этим я стал коллекционировать игровые футболки горняков. Я решил, что не могу позволить себе писать о том, чего никогда не держал в руках. Все свое детство я мечтал об оранжевой футболке, но не мог себе позволить. И вот, когда смог сам зарабатывать, меня прорвало. Буквально за 2 года я купил 11 футболок. Первая – Жадсона с его автографом. Это любимый футболист моей жены, которую мне удалось подсадить на «Шахтер». Последнюю на данный момент футболку, с синими полосками, мне прислали в подарок от клуба, с моей фамилией.

Насколько я помню, блог о форме «Шахтера» появился в ноябре 2013 года, правда, на другом сайте, но популярности там не нашел. И тогда один приятель сказал, что мне надо на «Трибуну» – там украинские болельщики, тебя будут читать. И вот с лета 2014-го я здесь. 

По сути блог велся путем исследования здесь и сейчас. Я часто возвращаюсь в старые посты и добавляю новую информацию, исправляю допущенные неточности или почти полностью переписываю. Всю информацию я добывал исключительно в интернете, за что меня ругают многие знатоки истории футбола. Ну а что вы мне посоветуете – пойти в череповецкую библиотеку и попросить книги о донецком футболе? Но я потому и писал, что хотел найти тех, кто мог мне помочь во всем разобраться.

И один из них очень заинтересовался моим блогом – пользователь Донецкий, спасибо ему. Он настолько сильно мне помогал, что в некоторых постах по истории 70-90 годов, его можно смело считать соавтором. Вместе мы находили много исторических фото, новые формы прошлого. Сами удивлялись некоторым открытиям  - к примеру, легендарная полосатая оранжевая форма «Шахтера» 70-х существовала лишь 5 лет – с 1977 по 1982 год. Полосатая форма на ч\б фото 1974-1977 годов на самом деле черно-зеленая – цвета угольной промышленности. И у нас даже возник спор, нужно ли развенчивать столь красивый миф.

Вообще, некоторая мифологизированность свойственна любой истории, даже спортивной формы. Были в соцсетях разные викторины, где показывали картинку из моего блога и спрашивали, в каком году «Шахтер» играл в такой форме. Показывали, как правило, редкую, необычного цвета форму – красного или синего. Меня поражали некоторые ответы – «никогда», «не было такой формы». Молодые болельщики не принимают и не понимают, как это оранжево-черные играли в цветах «Динамо» или «Карпат». И вот в «Кротовой норе» я хотел объяснить и показать, как было на самом деле.

Как оказалось позже, я единственный, кто так глубоко залез в эту тему. Многие известные личности близкие к клубу мне об этом говорили, правда, помочь почти никто не смог. Кто-то хотел, но память подводила, кто-то просто проигнорировал. И вот это самое обидное, когда молчат в ответ. Ведь я не заработал на этих статьях ни копейки, делаю это для себя и для людей, которые интересуются историей и спортивным дизайном. Один крайне известный ветеран горняков, легенда, даже прямо сказал, что мне это не интересно и очень меня этим расстроил, ведь кто, как не он, поможет узнать факты о форме той эпохи, в которой он играл. Но, по мнению большинства, форма – это лишь средство по достижению целей, и особого внимания, видимо, не заслуживает. Знаете, как говорят: не важно, в какой форме, лишь бы команда побеждала.

– Почему именно «Кротовая нора»?

– Только ленивый меня не ругал за это название. Известные специалисты мне писали, что это оскорбительно для клуба. На самом деле название блога символизирует путешествие в прошлое или будущее, ведь «кротовыми норами» называют космические черные дыры. Существует красивая теория о том, что «кротовые норы» – не что иное, как коридоры в другие измерения, по которым можно путешествовать во времени. А я как раз пишу о прошлом в постах, об истории формы и о будущем, в своих фантазиях – концептах для «Шахтера» и других клубов Украины. Это название как нельзя лучше символизирует суть блога.

– Ты рисовал эмблемы только для футбольных клубов?

– В какой-то момент я понял, что постоянно писать об истории формы «Шахтера» невозможно. Когда-то писать станет не о чем. Но помогла любовь к рисованию эмблем. Изначально я решил рисовать хоккейные эмблемы для российских клубов. Я живу в городе, в котором базируется клуб КХЛ «Северсталь» – с отвратительным, на мой взгляд, лого завода. Первый лого я рисовал именно для них. Позже участвовал в конкурсе на лого «Югры» – считаю, меня там засудили, занял второе место. А изображение с моим лого в этом сезоне нанес на свой шлем голкипер их клуба. Он обещал подарить этот шлем мне чуть позже.

В целом в России мне не везет, ничего для российских клубов я сделать не смог. Или условия были крайне невыгодны для меня. Здесь дизайнеров в разы больше, у каждого крупного клуба уже есть хороший специалист. Иногда некоторые из них просят чем-то помочь, обещают огромные деньги, но не потому, что хотят взять тебя в свою тусовку, а чтобы посмотреть на твои идеи и сказать, «извини, что-то не то», а позже выдать за свои перед начальством.

Я это к тому, что профессия дизайнера не такая красочная, как это может показаться. Любая творческая специальность сложна тем, что ты не сможешь отсидеться в офисе до 18:00 и пойти домой. Здесь ты каждый раз должен выдавать достойный результат, в короткий срок. Еще есть такой термин «книжное похмелье» – это когда после одной книги не можешь начать читать новую. Так вот в дизайне то же самое. После одного крупного проекта требуется время, чтобы переключится на другой. 

– Какая ситуация с дизайнерами в Украине?

Совершенно другая. В большинстве клубов дизайнеры неквалифицированные, а чаще их совсем нет. Первый свой лого для украинской команды я сделал для донецкого «Олимпика», их логотип меня первоначально просто возмущал. Как можно с таким лого играть в УПЛ? Но позже привык, как и все, ко многому безвкусию в нашем футболе.

Как правило, до президента достучаться невозможно. Президенты – это бизнес до мозга костей, они заточены на иных вещах, далеких от дизайна. Как правило, им нравятся лого их клубов. Чтобы сдвинуть эту машину, нужно, чтобы кто-то в клубе захотел перемен и постепенно склонял менеджмент к ребрендингу. И не потому, что та картинка лучше другой, а потому что современный бренд – это качественно новая атрибутика, увеличение продаж, то есть любимый для владельца клуба бизнес.

Владельцам наших клубов важно понять, что эмблема – это лицо клуба. Что команду на поле встречают по одежке, что атрибутика с некачественным или устаревшим брендом будет плохо продаваться, а хорошая айдентика привлекает новых болельщиков. Сама лига должна обратить на эту проблему внимание по той же причине. Красивая «обертка» будет продана быстрее и дороже.

Тому, что я немного поработал в «Шахтере», я так же обязан «Кротовой норе» и «Трибуне». В какой-то момент я сделал цикл постов о возможных вариантах развития дизайна формы «Шахтера» в ближайшем будущем. Предложил третий комплект нетрадиционных цветов, ретро-форму и варианты логотипа к приближающемуся 80-летию. После этих постов на меня вышел директор «Шахтер-Трейдинг» и предложил сотрудничать, предлагал переехать во Львов. Если кто-то помнит школьные тетради и дневники во множество мелких молоточков на обложке – так вот это делал я. Был очень рад, что поработал с любимым клубом.  

– Для каких клубов ты рисовал лого?

– Поначалу я рисовал лого из интереса поучаствовать в конкурсе, например, «Стали» или бренда УПЛ. В голосовании на эмблему для «Стали» я лидировал и уже был уверен в победе. Мне написала целая куча народу с похвалой и поддержкой. И вдруг конкурс останавливают и всех обвиняют в накрутке голосов. После этого любовь к таким конкурсам прошла. Нет никакого желания в них участвовать. Считаю, это плохая практика и от нее надо отказаться. Конкурс – очень подозрительная штука. Вот недавно одним клубом было обещано 500 тысяч гривен за... одну лишь форму! Что за бред? Очень похоже на отмывание денег.

После лого «Стали» произошел какой-то скачок. Многие начали мне писать, в основном, любительские клубы. Но среди предложений оказались и весьма серьезные – такие, как от «Нивы» Тернополь. 

– Да, в целом доволен. Клуб взял 100% всех моих идей. У нас в работе было идеальное сочетание заказчик-исполнитель. Мне дали полную свободу и я смог оправдать ожидания. Было очень волнительно ждать реакции болельщиков. Сперва была негативная волна от фанатов, ведь я ввел совершенно новый, непривычный символ – тура.

Главное для дизайнера – не только делать непосредственно макеты дизайна, но и участвовать в подготовке к производству. Дизайн и конечный продукт могут отличаться друг от друга до неузнаваемости. Вот здесь и кроются все мои замечания. Нужно давать дизайнеру возможность влиять на производство. Это позволит избежать многих ошибок. Мне не дали такую возможность в проекте с «Нивой» и многими нюансами именно производства я остался недоволен. Но в целом сотрудничество с «Нивой» было прекрасным, я благодарен этой команде за то, что они обратились именно ко мне. 

– Лучшее и худшее лого клуба УПЛ и почему?

Я стараюсь в «Кротовой норе» никого особо не критиковать. Если критикую, то предлагаю свой вариант. Но о ребрендинге могут смело задумываться сразу пять клубов УПЛ – «Сталь», «Звезда», «Олимпик», «Черноморец» и «Заря». Их лого не ужасны, но они могут быть лучше, у этих команд есть потенциал, который нужно реализовать.

Лучший лого, если быть справедливым, у «Динамо» – все элементы их эмблемы понятны, это классика. У «Шахтера» эмблема, на мой взгляд, перенасыщена смыслом.  Там и светлое будущее, и прошлое, и темные шахты, и оранжевое небо, горизонт, украинский трезубец, он же буква «Ш». Эта абстрактность не понятна большинству. Думаю, в будущем «Шахтер» переосмыслит свою эмблему 72-89 годов с молоточками, как это сделал «Манчестер Сити».

– Как тебе форма сборной Украины – справедливо ее критикуют?

ФФУ действует совершенно так же, как и наши клубы – все делают сами, не привлекая компетентных специалистов. Мне не нравится то, что вертикальная линия расположена сбоку, под эмблемой ФФУ, это создает какой-то перекос. Это главный раздражитель для меня. Если бы я случайно увидел такую футболку, то подумал бы, что это брак. Не нравится градиент. Орнамент в этой полосе слишком мелкий, его не разглядеть ни с трибуны, ни в трансляции.

– Расскажи о своих последних проектах.

– Не так давно ко мне обратились сотрудники одесского «Черноморца» – помочь поднять их клубный магазин на новый уровень. За месяц мы сделали шарфы, футболки, кружки, блокноты, вымпелызначки. На подходе бейсболки и еще много чего. Мне дали практически полную свободу действий, очень ценят, присылают в мой город сделанные мною вещи, чтобы я понимал, что именно у нас получается. Как мне рассказывают, уже сейчас продажи клубной атрибутики выросли. Это очень мотивирует.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты