Все новости

Вопрос Новака. Почему Джокович не может выиграть турнир «Большого шлема»?

6 февраля 2014, 12:05
1

Новак Джокович уже год не может выиграть турнир «Большого шлема». Редактор сайта Tennis.com Питер Бодо пытается разобраться, куда делись зубы когда-то непобедимого серба, и чем ему поможет Борис Беккер.

Фото: /Jason Reed

Выбрать главное событие прошедшего Australian Open – сложная задача. Станислас Вавринка дорвался до первого «Шлема», Рафаэль Надаль уехал из Мельбурна с больной спиной, в женской сетке мы увидели серию удивительных результатов – включая поражение Серены Уильямс – и, конечно, была еще одна встреча Роджера с Рафой.

А Новак Джокович где-то потерялся. Нет, вторая ракетка мира получил свою долю заголовков и интервью – а как иначе? Но внимание концентрировалось все же не на Джоковиче, а на его новом тренере Борисе Беккере – вечном магните для прессы. Джокович, в некотором роде, оказался забытым на этом «Шлеме». Он был человеком, которого все воспринимали, как должное, причем не всегда в хорошем смысле.

Это странно, учитывая, как много Джокович и Australian Open значат друг для друга. Он был не просто действующим чемпионом, он нацеливался на четвертый подряд титул, и только Вавринка в четвертьфинале прервал его серию из 28 побед подряд. В матче, ставшем повторением прошлогодней эпической встречи, из которой Джокович вышел победителем.

Джокович выглядит, ведет себе и играет, как чемпион. Но вот только не выигрывает

Такое разочарование подчеркнуло – для тех, кто обратил внимание – более серьезную и, наверное, более удивительную вещь: Джокович проиграл на семи из последних восьми «Шлемов».

Одно дело, если бы его постоянно переигрывали равные, с которыми ему трудно всегда, или если бы он неожиданно проигрывал в четвертых кругах и четвертьфиналах. Но удивительное дело – Джокович, непоколебимый бейслайнер, обыгравший Федерера в 15 из 31 матча и совсем недавно выигравший у Надаля семь матчей подряд, выглядит, ведет себе и играет, как чемпион. Но вот только не выигрывает.

Джокович, несомненно, отличный игрок, и главное доказательство этого утверждения – это статистика матчей против его коллег по «Большой четверке». Можно ли назвать другого игрока, который был бы так же великолепен, и чью серию неудач на протяжении двух лет было бы так же трудно объяснить?

Что бы ни происходило с Джоковичем, это мало связано с форхендами и бэкхендами

Одно мы знаем точно – что бы ни происходило с Джоковичем, это мало связано с форхендами и бэкхендами. У него прекрасная техника, и проблем, типа плохого движения или недостаточной выносливости, тоже нет. Он все делает на выдающемся уровне – но вдруг перестает. И «перестает» он почему-то в моменты, которые оказываются определяющими.

Трудно сказать, что хотя бы в одном из этих семи поражений Джокович был полностью переигран. Соперники часто выигрывала из-за срыва. Секунды невнимательности. Выиграл потому, что кто-то должен был – как, когда гадаешь на ромашке, получаешь точный ответ, любит или нет.

Как объяснить удивительный и нелепый смэш, который, наверное, стоил ему победы в эпическом полуфинале «Ролан Гаррос» против Надаля? А что насчет двух ужасных ошибок в последних двух розыгрышах недавнего матча с Вавринкой? Одно дело, если бы Джокович иногда зажимался, перемежая это великолепной игрой. Но такие срывы стали чем-то вроде тенденции, и если смотреть с этой точки зрения, становится понятно, почему серб выбрал Беккера.

Беккер известен своим раскрепощенным, плюющим на давление настроем. И этот мини-провал в матче против Вавринки, наверное, стал пояснением для тех, кто недоуменно чесал голову: «Вот поэтому я и нанял великого Бориса Беккера! Чтобы он помог мне разобраться с тем, что вы только что видели».

Хотя это странно, ведь у Беккера были проблемы в борьбе с давлением, созданным его успехами. И об этом часто забывают. Иногда он впадал в дурное настроение и проиграл несколько важных матчей, не справившись с давлением. Его срывы в эти моменты часто оказывались разрушительными для него самого. Беккер выиграл шесть «Шлемов» – столько же, сколько уже есть у Джоковича – но он потерпел куда больше удивительных поражений, чем серб. И, да, Беккер был первой ракеткой мира, но провел в этом качестве всего 12 недель – намного меньше, чем недавно Джокович.

Джокович забыл главную заповедь тенниса: пока ты играешь, никому не интересно, что ты сделал вчера, главное – что ты сделаешь завтра

Конечно, пока рано говорить о том, что выйдет из их сотрудничества. Да, можно сомневаться в умениях Беккера и говорить, что это классический пример того, как слепой ведет слепого. Но Беккер – это человек, который может вдохновить коллегу, особенно если он не подвержен такому же внутреннему разброду и эмоциональным шатаниям, как Борис. Или, наверное, Борис сможет преподать Джоковичу уроки, которые ему пришлось в мучениях усваивать самому – нужно держаться позитивно и контролировать свои эмоции.

Наверное, истина где-то рядом. Ведь кроме эпизодов яростного разрывания футболок, Джокович намного лучше справляется с эмоциями, чем Беккер. Он не похож на человека, разрываемого изнутри. Но это не значит, что за стоической маской нет глубокого конфликта, сильного негатива или саморазрушения. Наверное, Беккер может помочь понять эти чувства, разобраться в них, убедит его, что, в конце концов, нужно расслабиться и пробивать при каждой возможности, как часто делал Бум-Бум.

Трудно спорить, что проблемы Джоковича начались почти сразу же после его пика – пятисетовой, почти шестичасовой победы над Надалем в финале Australian Open-2012. Я считаю, что после лучшего в карьере сезона-2011, который Джокович закончил с балансом 70-6, он убрал ногу с газа. Он захотел расслабиться, насладиться своим господством. Он хотел вкусить, каково это – быть лучшим в мире. Он совершенно точно хотел, чтобы его таким считали. И вполне возможно, что в этом стремлении он забыл главную заповедь тенниса: пока ты играешь, никому не интересно, что ты сделал вчера, главное – что ты сделаешь завтра.

Джокович любит, когда его любят, и он многое для этого делает

Я могу понять игрока, который захочет восстать против этой реальности. Могу понять, как он заупрямится и подсознательно захочет бросить вызов этому утверждению. И я могу понять, что даже великий чемпион может устать от ощущения, что он обязан побеждать.

И еще кое-что: надо принять во внимание, как Вавринку поддерживала австралийская публика, и что Джоковичу приходилось довольствоваться довольно вялыми аплодисментами. Если учесть, как народ Мельбурна полюбил «Оззи Ким» Клийстерс, которая встречалась с Ллейтоном Хьюиттом, но выиграла Australian Open всего один раз, можно подумать, что местные должны были бы принять Джоковича после трех подряд побед. Крокодил Новак, как вам?

Но этого не случилось, и вполне возможно, это сыграло свою роль. Джокович любит, когда его любят, и он многое для этого делает (не все приносит успех). Конечно, это вторичная проблема, но ее надо включить в вопрос Джоковича.

Не уверен, что серб когда-нибудь станет Мистером Популярность, как его коллега по «Большой Четверке» Федерер, но он, несомненно, достойный и приятный чемпион. Ни у кого нет такой плавной и сбалансированной игры. Но все равно – на последних восьми «Шлемах» Джокович выиграл всего один раз, четырежды проиграл в финале, дважды в полуфинал и вот теперь в четвертьфинале.

Что бы ни мешало Джоковичу – это не превосходство его соперников и не состояние его игры. Наверное, Крокодилу Ноле нужно просто снова показать зубы.