Все новости

Рафаэль Надаль: больные колени, допинг и лучший сезон в карьере

18 сентября 2013, 20:15

Победа Рафаэля Надаля на Открытом чемпионате США всколыхнула волну спортивного общественного мнения до невиданных высот. Если о победе Энди Маррея на «Уимблдоне» писали в огромном количестве в основном газеты Великобритании, то успех Надаля не оставил равнодушным  уже все мировое теннисное сообщество.

Однако тенденция, которая прослеживается в последних статьях таких изданий как The New York Times, ВВС и др., сводится теперь не столько к обзорам самого финального матча, его статистике и главным этапам триумфального возвращения Надаля в тур после длительного перерыва, связанного с травмой колена, сколько к неприятным вопросам об самой этой травме и о допинге в теннисе. Причем интерес к травме и допингу существует не сам по себе, а именно в связи с неожиданным для всех (включая самого Надаля) оглушительным успехом испанского теннисиста. Один только заголовок статьи Кристофера Клэри «Неожиданно победоносное возвращение Надаля после травмы» чего стоит... Но имеют ли подобные двусмысленности хоть какую-нибудь серьезную подоплеку?

Вопросы, связанные с травмой Надаля, как мне кажется, до сих пор не имеют ясного и внятного обьяснения. Наверное, многим здравомыслящим людям, не имеющим специального медицинского образования, не совсем понятно, как можно после  тяжелой травмы колена вдруг так фантастически заиграть в теннис? К тому же, подобное с Надалем происходит не впервые. Странно, но и в 2010-м году Рафа, пропустив половину предыдущего сезона опять же из-за травмы, заиграл очень здорово и победил на трех мэйджорах подряд. Тогда говорили, что он провел лучший сезон в своей карьере. И сейчас говорят то же самое. То есть, что он стал играть еще лучше. Итак, попробую разобраться  с коленом.

Общее название травмы Надаля – тендениоз, или тендинит. Это слово происходит от  латинского «тендо», что означает «сухожилие». Сухожилие чем-то похоже на канат, состоящий из множества тонких веревочек. В случае с Рафой речь идет о сухожилии, связывающем надколенник (коленную чашечку) с берцовой костью. Случается так, что при частых нагрузках это сухожилие может порваться полностью или же частично. Во втором случае рвутся только несколько «веревочек», а сам «канат» сухожилия остается как бы целым. Именно о частичном разрыве этого сухожилия – patellar tendon (лат.) было официально  заявлено командой Надаля 3 сентября 2012 года. К тому же, тендинит – это не единственная проблема в колене испанца. Оказывается, что есть у него ещt одна очень неприятная болячка  - «болезнь Гофа». Все та же The New York Times исследовала, как влияет удар с бэкхенда Надаля на его больное колено.

 

Восприятия нагрузки коленным суставом Надаля во время исполнения им бэкхенда

При ударе с бэкхенда основной упор приходится на левую ногу Рафы, и его колено несет при этом нагрузки, которые могут достигать более чем 1000 фунтов. Четырехглавая мышца, или квадрицепс (quadriceps muscle), работает так, чтобы удержать коленный сустав в стабильном положении. Связка надколенника воспринимает нагрузку с мышц, оказывая в свою очередь давление на жировую ткань (fat pad – «тело Гофа»). Жировая ткань расположена позади коленной чашечки, и именно эта область была причиной боли в колене Надаля.

При ударе двурукий бэкхенд Надаля создает больше вращения вокруг оси, чем если бы он пользовался одноручным бэкхендом. Однако этот более сильный удар также создает и больше напряжения в коленном суставе: тогда, когда большая берцовая кость находится в неподвижном положении во время удара, бедро, перемещаясь, создает сильный крутящий момент вокруг сухожилия (patellar tendon). То есть, оказывается, что играя в теннис, при своем тендините и болезни Гоффа, Надаль так или иначе провоцирует их прогресс. Однако, листая интернет-страницы по ссылкам на эти болезни, я нигде не нашел ничего о том, чтобы они были как-то очень уж опасны даже для спортсменов. То есть почти на любой стадии они лечатся. Нужно только не доводить дело до крайностей и держать процесс под контролем. Естественно, что в случае эксцесса необходим какой-то период лечения, покоя и реабилитации. Что, наверное, и делает Надаль, исчезая время от времени из спортивной общественной жизни. К тому же, за это время он очевидно много отдыхает, восстанавливается и здорово успевает соскучиться по теннису. Может быть, в этом и есть секрет его успеха? Так что этот вопрос я для себя выяснил. Теперь, что касается допинга.

Вряд ли употребление допинга в спорте является для кого-то новостью. Именно испанцы больше всех прославились не только своими рекордами в спорте, но и скандальными историями, связанными с употреблением допинга. Один только чего стоит. Знаменитый велосипедист не раз подозревался  в употреблении различных стимулирующих препаратов. И как-то так совпало, что он является другом Надаля, который не раз заявлял, что не верит в то, что Альберто мог себе позволить такое безобразие. А когда Альберто все-таки попался, Рафа не бросил друга в беде и продолжал его защищать. Разочаровал ли Контадор Рафу? Мог ли он действительно ничего не знать об этой стороне жизни Контадора, неизвестно... Однако все эти доводы, намеки и подозрения косвенны и не имеют прямых доказательств, подтвержденных фактами.

Сам Рафа не раз утверждал, что никогда в своей жизни не употреблял допинг. Почему ему нельзя поверить? Потому что он играл лучше всех после травмы? Но по травме все вполне обьяснимо. А Джокович, который в 2011-м году тоже показал всему миру феноменальный теннис и был вне конкуренции в туре, – он что тоже сидит на допинге?  К тому же, Тони Надаль говорит, что от ВАДА совершенно невозможно скрыться, и контроль очень строг. Его племянник прилежно выполняет все требования ВАДА, ни разу не провалил допинг-контроль, поэтому какие еще могут быть вопросы? Действительно, все правильно говорит дядя, да и презумпцию невиновности никто еще не отменял. 

Но, в любом случае, эти подозрения крайне неприятны для Надаля, который действительно показывал лучшую игру среди лучших игроков мира в течение последнего полугодия, добившись поистине выдающихся результатов. Честно говоря, сам я не являюсь строгим контролером совести спортсменов, чтобы иметь право упрекать их в чем-то таком, чего они не совершали или даже совершали. Я смотрю теннис, который мне нравится. Я болею за тех теннисистов, которые мне нравятся. Рафаэль Надаль не относится к их числу, но я понимаю, что он был лучшим в этом сезоне, что он действительно выдающийся и уникальный теннисист. Да, я всегда буду болеть против него в матчах с Федерером, Джоковичем, Вердаско, дель Потро, Гулбисом, Монфисом,Тсонгой, Димитровым ))), но при этом я всегда буду уважать его за мужество, мастерство и волю к победе.