Все новости

Сокровище нации. Как Энди Маррей осуществил британскую мечту

8 июля 2013, 00:49

Англия, как известно, родоначальница тенниса. И у англичан к теннису очень трепетное отношение – это ведь одна из традиций, а традиции в Англии сами понимаете. Денег на теннис в стране испокон веков не жалели. А таланты все не плодились. Последним британцем, который выиграл «Уимблдон», был Фред Перри в 1936 году. Последним британцем, выигравшим турнир «Большого шлема», стал все тот же Фред Перри, все в том же 1936 году, только на US Open. Энди, скромный маленький шотландец из теннисной семьи , был как будто специально рожден для того, чтобы всем этим мечтам и надеждам сбыться, чтобы побороть эти британские безвременье и бесшлемье. Нет, ну реально же Гарри Поттер.

Джоан Роулинг в числе зрителей.

Бороться с тем, О-Чем-Все-Только-И-Говорят, Энди начал планомерно. Хотя у него, конечно, не было никакого плана. Такой блестящий план просто не мог родиться в голове человека, слишком уж он был смел. Это был вихрь судьбы.

Сначала в жизни Энди появился Иван Лендл.

Который, конечно же, не был случайным тренером. Он был тренером, который в бытность свою теннисистом тоже проиграл кучу финалов прежде, чем выиграть первый шлем, и который наслаждался благополучной частной жизнью, дочерьми и гольфом и не помышлял ни о каком тренерстве до тех пор, пока вихрь эндиной судьбы не взял его в оборот. Именно от профессора Лендла Энди узнал, что он волшебник. А затем он поехал учиться в Хогвартс.

Первый этап обучения Энди прошел в финале прошлогоднего «Уимблдона». Который он тоже проиграл, как и три предыдущих финала мэйджоров, но проиграл не просто так, а совсем по-другому.

«Энди любит творить, но не любит бороться. В этом его отличие от Роджера, который любит творить и любит бороться, а желанным ребенком этих двух «любить» является то, что он умеет творить в борьбе. Для Энди эта дверца пока еще закрыта. Поэтому он вынужден в таких матчах метаться между «творить» и «бороться» как между враждующими лагерями и по дороге возле какого-нибудь окопа его неизбежно находит пуля. Энди боится такого рода нервного напряжения, поэтому до сих пор самые главные матчи в своей карьере он проигрывал легко. Он как бы заглядывал в приоткрытую дверь, видел кто там стоит, понимал каких усилий ему будет стоить победа в таком матче, не хотел даже пытаться и закрывал дверь. Но миг, когда жизнь заставит преодолевать свои страхи, наступает неизбежно. И жизнь заставила…»

Спустя три недели в жизнь обремененного новым опытом Энди постучалась лондонская Олимпиада. Великобритания – островное государство, замкнутая система во многих смыслах. Английский теннис – такое же замкнутое пространство. А в нем «Уимблдон». А в «Уимблдоне» – Олимпиада. Они как матрешки – чем глубже внутрь, тем сказочнЕЕ. «Уимблдон» – это же параллельная реальность, придуманный волшебный мир, пространство Сказки. В котором целый свод своих сказочных законов, согласно одному из которых, например, Федерера заставляют сменить кроссовки, потому что подошвы у них недостаточно белые! А Олимпиада на «Уимблдоне» была апофеозом всего этого сказочного добра. Да, теннисистам на Олимпиаде позволили играть в форме любого цвета, но все же эта олимпийская сказка была не про то, что «Уимблдон» на время стал ближе к людям, а про то, что внутри сказки про «Уимблдон» кто-то придумал сказку про Олимпиаду, в которой почти все как в реальной жизни! Недаром же играя в этой разноцветной одежде на уимблдонских кортах теннисисты чувствовали себя не совсем в себе – настолько силен магнетизм сказочного уимблдонского поля. И именно на этом турнире, в этой сказке внутри сказки Энди Маррей впервые утвердил себя в качестве уже не ученика, а действующего волшебника.

Это был трудный вызов, но вместе с тем вызов достойный только настоящего мага. Олимпиада в теннисе не самый значимый турнир, она сильно уступает в престижности турнирам «Большого шлема», но то был особый случай. Домашняя Олимпиада, на уимблдонских кортах – только раз бывает в жизни встреча. И если это и была репетиция будущей победы на «Уимблдоне», то репетиция особого рода, на которую билеты задорого продают и не достать этих билетов. Уже за одну эту победу британцы были готовы пожизненно носить Энди на руках. Но сэра не дали. Потому что знали – для «сэра» появится, ДОЛЖЕН появиться еще более значимый повод.

Затем Энди выиграл свой первый в карьере титул «Большого шлема» на US Open. До сих пор все его успехи были связаны исключительно с уимблдонскими кортами, но пришло время покинуть сказку и выйти в люди, и хотя ученикам Хогвартса строго настрого запрещено использовать волшебство за пределами школы, какой же волшебник перед этим устроит. Тем более, если это настоящий волшебник, а они все как один идут своим путем и редко правила соблюдают. Вот так Энди выиграл для Британии первый Шлем за 76 лет. Да, по правде говоря, через пять недель после Олимпиады у него просто не было другого выбора.

А теперь он выиграл и «Уимблдон».

Это был первый в его карьере «Уимблдон», на который он приехал в качестве РЕАЛЬНОГО претендента на титул. Он выиграл Олимпиаду в финале у Федерера, US Open в финале у Джоковича, показал свою способность завоевывать важнейшие титулы в борьбе с сильнейшими, и в этот раз ему, как говорится, были все карты в руки. Карьерного времени чтобы выиграть «Уимблдон» у Энди было бы еще достаточно, но эта попытка – первая, можно сказать – должна была стать особенной, и Энди сделал все от него зависящее (например, снялся с «Ролан Гарроса»), чтобы выиграть «Уимблдон» именно в этот раз.

Их сердца с «Уимблдоном» буквально бились в унисон. Это, знаете, как если метлу для квиддича объездить, она признает хозяина и становится покладистой и спокойной. Так же и «Уимблдон» почувствовал своего хозяина. И сделал для Энди все. В четвертьфинале Маррей вместо Тсонги получил Вердаско, а в полуфинале вместо Федерера или Надаля – дебютанта полуфинальной стадии мэйджоров 23-летнего Яновича Ежи. Но и Энди сделал для «Уимблдона» все. Он отыгрался с 0:2 по сетам в матче против Вердаско, пережил нервный матч против Яновича-громовержца. И разве в финале он был не молодчинка? Дело даже не в том, что Маррей выиграл в трех, в конце концов Джокович был не особенно хорош. Дело в том, как он выстоял в конце, когда Джокович, в своем стиле отыгравшись с тройного матчбола, попытался сломать ему хребет. А этот нетбол в последнем гейме – самый издевательский нетбол в истории мужских финалов! – только настоящий волшебник может такое пережить.

Ровно год назад в финале «Уимблдона» Энди вошел в заветную дверь, а спустя год в еще одном финале «Уимблдона» из нее вышел. Круг замкнулся. Три турнира и – человек реализовал свою жизненную программу, выполнил свое предназначение за один год. Экстерном. Про таких обычно говорят – человек исключительной судьбы. А то, что это судьба, лично у меня нет никаких сомнений. Без «Уимблдона»-2012 не было бы Олимпиады, без Олимпиады не было бы US Open, без US Open не было бы сегодняшнего дня. И всего этого не было бы без Лендла. Кольцо судьбы.

P.S. Возле центрального стадиона на «Уимблдоне» есть холм, на котором болельщики, купившие билеты только на вход, сидят и смотрят за происходящим на центральном корте на огромном экране. Многие годы этот холм назывался Хенмэн Хилл. В честь Тима Хенмэна, известного британского теннисиста поколением-двумя старше. Только представьте, как долго британцы ждали победы от британца, если были готовы ждать ее от теннисиста, который на победу даже не претендовал. Они ждали чуда. И в честь этого чуда даже был назван холм. Потом, когда Тим ушел на пенсию, в шутку холм стали называть Маррей Хиллом, но официально его так и не переименовали. Боялись сглазить? Ведь этот холм за годы стал символом долгог и безнадежного ожидания.

А с Энди тема уже закрыта. Теперь Британия может оставить его в покое. Он больше не надежда нации, он просто теннисист. Энди. Сэр Энди.

Фото: REUTERS/Eddie Keogh/Stefan Wermuth Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Brunskill